Новости сайта и форума Sibmama 
[Цветочный флешмоб]
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ ДЛЯ БЛИЗНЕЦОВ

Аспарагус, хлорофитум, традесканция, плющ, тилландсия, жасмин, амарант, остянка...
До 27 МАЯ оставляйте фото В ЭТОЙ ТЕМЕ >>>>
Литературный флешмоб "ДРАМАТУРГИЯ"
Читаем пьесу Алексея Арбузова "Старомодная комедия" с 20.05 по 31.05

На страницу : 1, 2, 3 ... 35, 36, 37  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Работа. Отдых. Общие вопросы » Культурная жизнь
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Celestina
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы


На сайте с 10.06.14
Сообщения: 4351
В дневниках: 50
Откуда: Ялта, Крым
СообщениеДобавлено: Чт Фев 01, 2018 5:05    Заголовок сообщения: Литературный флешмоб "ДРАМАТУРГИЯ" Ответить с цитатой

"Четыре самых интригующих слова — это: «Действие первое. Сцена первая»"
Мосс Харт



Paris, Comedie Francaise

Уважаемые Книголюбы!
Мы рады приветствовать вас в новом литературном флешмобе "ДРАМАТУРГИЯ"!


Совместно мы прочитали с вами множество романов, повестей и рассказов разных жанров, произведения детской литературы и поэзии, но еще ни разу наш пытливый ум не обращался в сторону пьесы. Мы предлагаем вам принять участие в долгосрочном проекте - стать на время не просто читателем, но и актером, режиссером, литературным критиком, психологом, дизайнером по костюмам, художником-декоратором и даже музыкантом, полагаясь только на собственное воображение. Добро пожаловать в мир ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА!


Fermin Rocker "AT THE THEATER", 1940

ДРАМА (драматургия) — один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляет собой текст, состоящий из реплик персонажей и ремарок автора и предназначенный для театрального исполнения (иногда просто для чтения).

Жанры драмы:

Скрытый текст:
В драме выделяется множество жанров: трагедия, комедия, драма (в узком смысле, как жанр между трагедией и комедией), на основании этих базовых жанров — целая система жанров, в которых подчеркнуто какое-либо особое качество (например: историческая трагедия, лирическая комедия, психологическая драма), или соотнесение с направлениями в искусстве (например: классицистическая трагедия, романтическая драма, сюрреалистическая комедия), или историческая, национальная специфика (античная трагедия, средневековая драма, классическая драма Востока).


Размеры драмы:
Скрытый текст:
Драма, будучи связанной с театром, по своим размерам ограничена возможностями зрительского просмотра, бывает одноактной, многоактной (так, в трагедии французского классицизма обычно 5 актов, первые редакторы драматургии Шекспира также разделили его произведения на 5 актов, в испанской национальной драме — 3 акта, для XIX в. характерно 4 акта, для второй половины ХХ в. — 2 акта, в современной драматургии нередко 1 акт), несколько драм могут составлять цикл, предназначенный для просмотра в течение нескольких дней. Драма пишется стихами, прозой, может сочетать стихи и прозу (например, у Шекспира).


Драма может сочетаться с музыкой (например, в мелодраме предромантизма и романтизма). В ней присутствуют как сценические персонажи, так и внесценические (упоминаемые). Среди персонажей драмы нередко выделяется главный герой (протагонист) и его противник (антагонист), что вытекает из особой значимости конфликта как организующего стержня сюжета драмы. Конфликт лежит в основе особой — драматической — композиции, предполагающей такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация (высшая точка конфликта), спад действия, развязка, финал. В драме как тексте главное средство — речь персонажей, отсюда особое внимание к выразительности речи, ее содержательности, достигающее вершины в драматургии Шекспира, Корнеля, Расина, Мольера, Кальдерона и других классиков драмы. Драматурги «новой драмы» рубежа XIX–XX веков, особенно А. П. Чехов развили другие возможности драмы, усилив роль подтекста, атмосферы. Художественное время и пространство (хронотоп) драмы — это «здесь и сейчас», но особыми средствами хронотоп расширяется (эпичность драмы классицизма, ретроспекция — взгляд в прошлое, проспекция — взгляд в будущее) и может соперничать со всеохватностью хронотопа прозы, микроанализом мира чувств в поэзии.

История драмы:

Скрытый текст:
Драма развивалась не по общим законам литературного процесса, в истории драмы выделяются отдельные циклы, нередко оторванные друг от друга, причем ее расцвет обычно обнаруживается в небольшом числе «ареалов». 1-й цикл начинается в культурах Древнего Востока (древнеегипетский ареал, мистерии, посвященные мифу об Осирисе). 2-й цикл, т. н. «первый золотой век драмы», связан с Древней Грецией, где драма возникла на рубеже VI–V вв. до н. э., выдвинула великих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа Аристофана, теоретика драмы Аристотеля. 3-й цикл, «первый серебряный век драмы», развился в античном ареале (эллинистичекая Древняя Греция и Рим), римские комедии (Плавт, Теренций), трагедии (Сенека) впоследствии оказали большое влияние на европейскую драму. В специфических формах драма развилась в восточном ареале — Древней Индии (Калидаса), Китае, Японии, других странах Востока и частично сохранила древнюю форму в современном восточном искусстве (японский театр но, кабуки и др.). В истории европейской драмы есть особенность, не свойственная истории поэзии и прозы — полутысячелетний перерыв в развитии. После гибели Римской империи театр был уничтожен. Драма заново родилась в церкви в виде вставок в литургию в IX в. (литургическая драма, позже полулитургическая драма, или драма на паперти, мистерия, миракль, моралите, к XV в. фарс), что составляет 4-й цикл. В эпоху Возрождения (5-й цикл) в драматургию возвращаются трагедия, комедия. На пороге Нового времени (6-й цикл) начинается «второй золотой век драмы», возникают как модели драмы, определяемые литературными направлениями эпохи (драма классицизма, драма барокко), так и персональные модели драмы (Шекспир, Лопе де Вега). Драма выходит на первый план среди родов литературы. В эпоху Просвещения (7-й цикл) драма снова уходит в тень, но на рубеже XVIII–XIX веков (8-й цикл) начинается «второй серебряный век драмы», давший миру шедевры Гёте и Шиллера, драматургию романтизма. 9-й цикл (XIX век) — новый спад в истории драмы, воцарение «хорошо сделанной драмы». Но к этому времени относится возникновение нового ареала — России, в которой драма начинает играть выдающуюся роль в культуре (Пушкин, Грибоедов, Гоголь, А. Н. Островский). Рубеж XIX–XX вв., известный как «серебряный век поэзии», в истории драмы соответствует «третьему золотому веку драмы» (10-й цикл). «Новая драма» (Ибсен, Уайльд, Шоу, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк и др.) открывает новые художественные средства драмы. Вершиной мировой драматургии можно считать русскую драму (А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. Горький). В ХХ в. (11-й цикл) наступает «третий серебряный век драмы», значительны достижения американской психологической драмы (Ю. О’Нил, Т. Уильямс), развивается философская драма (Сартр, Камю, Пиранделло, Беккет), документальная драма, одно из выдающихся достижений — драматургия Брехта. В драме уменьшается региональность, расширяется диалог Востока и Запада. Драма оказывает воздействие на кино, радио, телевидение. На рубеже XX–XXI вв. (12-й цикл) драма под влиянием постмодернистской парадигмы в известном смысле утратила достигнутые позиции, но очевидно, что это неизбежная фаза ритма развития драмы, за которой следует ожидать новый подъем.



СПИСОК ПЬЕС*

1. Альбер Камю "Недоразумение" - 05.02, 104 тел.стр. (Lilit_Fon_Sirius) - https://www.livelib.ru/work/1000335060
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
2. Уильям Шекспир "Макбет" - 12.02, 164 тел.стр. (Lilit_Fon_Sirius) - https://www.livelib.ru/book/1002522596
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
3. Патрик Зюскинд "Контрабас" - 19.02, 83 тел.стр. (Кхалисси) - https://www.livelib.ru/book/1000580249
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
4. А. и Б.Стругацкие «Жиды города Питера, или невеселые беседы при свечах» - 26.02, 94 тел.стр.(КРАСПАПА) -https://www.livelib.ru/work/1000897620
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
5. Пьер Бомарше "Севильский цирюльник" - 05.03, 173 тел.стр. (Dio) - https://www.livelib.ru/book/1000628052
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
6. Бернард Шоу "Дом, где разбиваются сердца" - 12.03, 272 тел.стр. (Olgitsa) - https://www.livelib.ru/work/1000978719
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
7. Питер Шеффер "Эквус" - 19.03, 250 тел.стр. (Celestina) - https://www.livelib.ru/book/1000576748
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
8. Григорий Горин «Поминальная молитва» - 26.03, 150 тел.стр. (Debi) - https://www.livelib.ru/work/1000957350
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
9. Уильям Гибсон "Двое на качелях" - 02.04, 202 тел.стр. (OksanaII) - https://www.livelib.ru/work/1000458016
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
10. Эрик-Эмманюэль Шмитт "Отель двух миров" - 09.04, 142 тел.стр. (Sunwait) - https://www.livelib.ru/work/1000677546
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
11. Александр Вампилов "Старший сын" - 16.04, 180 тел.стр. (tatyana_nvkz) - https://www.livelib.ru/book/1000757660
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
12. Леонид Зорин "Варшавская мелодия" - 23.04, 95 тел.стр. (Баба Маня) - https://www.livelib.ru/work/1000598492
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
13. Фридрих Дюрренматт "Визит старой дамы" - 01.05, 197 тел.стр. (Шагане) - https://www.livelib.ru/work/1000521515
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
14. Эжен Ионеско "Носорог" - 10.05, 266 тел.стр. (Лицкая) - https://www.livelib.ru/work/1000808325
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
15. Алексей Арбузов "Старомодная комедия" - 20.05, 106 тел.стр. (Alissalut) - https://www.livelib.ru/work/1000524915
Начало обсуждения ЗДЕСЬ
16. Скриб Эжен "Стакан воды, или Причины и следствия" - 01.06, 246 тел.стр. (ИРРА) - https://www.livelib.ru/work/1001894072
17. Оскар Уайльд "Веер леди Уиндермир" (Пьеса о хорошей женщине) - 10.06, 257 тел.стр. (e_z) - https://www.livelib.ru/book/1002043368
18. Грег Гамильтон "Общество слепых" - 20.06, 118 тел.стр. (Текстилька) - https://www.livelib.ru/book/1000936369
19. Михаил Булгаков "Блаженство" - 01.07, 124 тел.стр. (Eugene 17) - https://www.livelib.ru/book/1000782431
20. Трейси Леттс "Август: графство Осейдж" - 10.07, 186 тел.стр.(Olivia_S) - https://www.livelib.ru/book/1000846664

* Для примера: в пьесе Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание" 208 тел.стр.


Ссылка на скачивание подборки с пьесами

https://drive.google.com/open?id=1PM1XVDkUxFP4prjW51R3eC5NgIfg_gav


ПРАВИЛА ФЛЕШМОБА:

1. Пьесы были предложены участниками ФМ №60 "Драматургия". Список пьес окончательный, редактированию не подлежит.
2. На чтение и обсуждение каждой пьесы выделяется 1 неделя (наименования пьес и дата начала чтения и обсуждения указаны выше).
3. Этот пост будет корректироваться: по мере прочтения пьесы будет публиковаться ссылка на начало ее обсуждения.
4. Впечатления о пьесе, свое режиссерское видение или отзыв на просмотренный фильм/спектакль по произведению оставляйте в этой теме. Дискуссии и обмен мнениями приветствуются.
5. Нам интересны любые отзывы: как положительные, так и отрицательные. Мы все разные - в этом вся прелесть! Но если пьеса оказалась вам не по нраву, будьте корректны в высказываниях, чтобы не обидеть предложившего пьесу. Конструктивная критика приветствуется!
6. Если вы не предложили пьесу, читать и участвовать в обсуждении МОЖНО и НУЖНО!
Присоединиться в обсуждениях можно в любой момент - мы будем искренне рады каждому книголюбу!



"Роман — это неподвижное целое, через которое нужно пройти; пьеса — подвижное целое, которое проходит через вас"

Кеннет Тайнан


Итак, господа, В ДОБРЫЙ ПУТЬ!



Последний раз редактировалось: Celestina (Вс Май 20, 2018 18:10), всего редактировалось 19 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора          благодарностей: 1  
 
Кхалисси
Золотое перышко 2016
Золотое перышко 2016


На сайте с 11.11.13
Сообщения: 3075
В дневниках: 157
СообщениеДобавлено: Вс Фев 04, 2018 18:30     Ответить с цитатой

Заселяюсь! :love_sibmama:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
Шагане
Книговед Сибмамы 2015
Книговед Сибмамы 2015


На сайте с 14.02.09
Сообщения: 17506
В дневниках: 2986
Откуда: Затулинка - Сити
СообщениеДобавлено: Вс Фев 04, 2018 20:31     Ответить с цитатой

И я заселяюсь. :give_heart:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
Vileya
Академик
Академик


На сайте с 10.12.05
Сообщения: 16417
В дневниках: 3597
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Вс Фев 04, 2018 21:45     Ответить с цитатой

Celestina, анонсируй тему ещё во всех наших темках (библиомании, кчч, болтушке), как Женя обычно делает :give_heart:
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Celestina
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы


На сайте с 10.06.14
Сообщения: 4351
В дневниках: 50
Откуда: Ялта, Крым
СообщениеДобавлено: Вс Фев 04, 2018 22:11     Ответить с цитатой

Vileya писал(а):
Celestina, анонсируй тему ещё во всех наших темках (библиомании, кчч, болтушке), как Женя обычно делает :give_heart:
Обязательно, Ален! Я сегодня вечером первую пьесу оглашу и ссыль кину по нашим темам.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора             
 
Celestina
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы


На сайте с 10.06.14
Сообщения: 4351
В дневниках: 50
Откуда: Ялта, Крым
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 5:55     Ответить с цитатой

АЛЬБЕР КАМЮ "НЕДОРАЗУМЕНИЕ"



Биография
Альбер Камю — французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада» Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, смотритель винного погреба, в 1914 г. в битве при Марли был смертельно ранен, и после смерти его семья столкнулась с серьезными материальными затруднениями. В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Затем учился в Алжирском лицее. В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии. В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо», а в следующем году выходит роман «Бракосочетание». В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо». После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж. В 1942 году был издан «Посторонний», который принес популярность автору, в 1943 году — «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес В 1944 г. Камю пишет роман «Чума», в котором фашизм выступает олицетворением насилия и зла (увидел свет лишь 1947 г.). 50-ые гг. характеризуются осознанным стремлением Камю оставаться независимым, избегать пристрастий, продиктованных исключительно «партийной принадлежностью». Одним из последствий стали разногласия с Жаном Полем Сартром, ярким представителем французского экзистенциализма. В 1951 г. журнал анархистского толка выпускает книгу Альбера Камю «Бунтующий человек», в которой автор исследует, как человек борется с внутренней и внешней абсурдностью своего существования. Книга была воспринята как отказ от социалистических убеждений, осуждение тоталитаризма, диктатуры, к которым Камю относил и коммунизм. Дневниковые записи свидетельствуют о сожалении писателя по поводу усиления во Франции просоветских настроений, политической слепоты левых, не желавших замечать преступлений Советского Союза в странах Восточной Европы. В 1954 г. Камю занимается постановкой собственных произведений, предпринимает попытки открыть в столице экспериментальный театр. 1957 г. он становится лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». 4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе. Похоронили писателя-философа на юге Франции, на кладбище в Лурмарене.


Илья Репин "Не ждали"

Предисловие
"«Недоразумение», бесспорно, пьеса мрачная. Она была написана в 1943 году, в окруженной и оккупированной стране, вдали от всего, что я любил. Она окрашена в цвета изгнания. Но я не считаю, что она внушает безнадежность. У несчастья всего одно средство перебороть самое себя, и это средство — трагизм. «Трагизм, — говорит Лоуренс, — должен быть чем-то вроде хорошего пинка под зад несчастью». «Недоразумение», построенное на современном материале, подхватывает древнюю тему рока. Удалась ли такая перестановка — судить публике. Но, прочтя эту трагедию, было бы неверно делать вывод, что она учит смириться с судьбой. Пьеса зовет к бунту, а кроме того, может преподать урок искренности. Если человек стремится к признанию, ему нужно просто признаться, кто он такой. А если он хранит молчание или лжет, ему суждено умирать в одиночку, и тогда все во круг него обречено на несчастье. Если же он говорит правду, ему, безусловно, тоже приходится умирать, но лишь после того, как он помог жить другим и самому себе"
А.Камю



Критика
Скрытый текст:
Пьеса Альбера Камю «Недоразумение» рассматриваемая исследователями как вариант современной трагедии рока, впервые была опубликована и поставлена на сцене в 1944 г. Основным идейным стержнем «Недоразумения» является, как верно отмечает одна из исследовательниц — В. В. Шервашидзе — «отчужденность, неприкаянность человека в мире людей, невозможность пробить не только глухую броню взаимонепонимания, но и враждебного молчания мира [1, с. 31]. Камю делает попытку пересмотреть свои прежние позиции, «установить границы между дозволенным и недозволенным» [1, c. 32].

Как справедливо отмечает французский литературовед [2], в этой пьесе легко обнаруживаются структурные элементы трагедии, выделенные Аристотелем: «узнавание», то есть переход от незнания к знанию, и «перелом», то есть изменение ситуации на противоположную, которое является следствием этого «узнавания».

Сам Аристотель подчеркивал, что лучшее трагедийное действие должно быть «сплетенным», то есть перемена судьбы героев должна происходить вместе с «узнаванием» и «переломом». Именно такое действие, по мысли Аристотеля, более всего способно вызвать чувства сострадания и страха. Все эти элементы умело используются А. Камю в пьесе «Недоразумение» — мать и сестра Яна убивают постояльца, надеясь получить возможность начать новую жизнь, а после совершенного ими убийства узнают, что этим постояльцем был их сын и брат, и «узнавание» влечет за собою «перелом» в судьбе героинь и их гибель. Сама эта фабула, используемая драматургом, — убийство неузнанного сына матерью — является одной из «классических» фабул, одной из самых распространенных в мировой культуре. Камю строго следует и принципу «трех единств»: единство места (место действия — постоялый двор), единство времени (действие совершается в течение суток), единство действия (действие совершается вокруг одной фабулы, побочных действий нет).

Композиция пьесы «Недоразумение» состоит из трех действий, распадающихся на пронумерованные сцены, — тоже не противоречит композиции классической трагедии. Завязка действия — диалог Матери и Марты, хозяек постоялого двора, а затем — разговор Яна и его жены Марии. Таким образом, читатель (зритель) сразу оказывается посвященным в суть происходящих событий, получает представление о внутреннем мире персонажей, об их замыслах.

Марта жаждет вырваться из окружающей ее серой, унылой повседневности, обрести счастье в «бракосочетаниях» с прекрасной средиземноморской природой. В зачерствевшей душе Марты, по ее собственному признанию, кроме этой жажды нет ничего «человеческого». Преступления Марты вызваны эгоистическим стремлением с помощью материального обогащения получить долгожданный доступ к морю и солнцу, которое «убивает вопросы» [3, p. 64] и оставляет лишь опустошенные тела. Марту не смущает избранный ею путь достижения цели, ведь «жизнь еще более жестока, чем мы» [3, p. 162]. Мать, сообщница Марты, тоже не испытывает угрызений совести. По ее словам, совершаемые ими действия — это лишь «вмешательство», «легкий толчок» под руку безжалостной судьбе. Мать предстает перед нами как уставшая от жизни, равнодушная ко всему женщина. Единственное ее желание — увидеть, наконец, свою дочь счастливой. Из разговора Матери и Марты читатель (зритель) узнает о прибытии нового постояльца, которому суждено стать очередной жертвой хозяек постоялого двора. Из диалога Яна и Марии становится ясно, что Ян — тот самый новый постоялец, о котором говорили Мать и Марта. Ян оказывается сыном Матери и братом Марты, который еще юношей покинул родные края и теперь вернулся после двадцатилетнего отсутствия. Мать и сестра его не узнали. Ян признается, что был вполне счастлив вместе со своей женой Марией в далекой солнечной стране. Свое решение вернуться на родину Ян объясняет Марии намерением помочь матери и сестре: «Счастье — это не все, у людей есть еще долг. Мой — в том, чтобы найти свою мать, родину ...» [3, p.169]. Исследователи не без оснований говорят о появлении в этой пьесе прежде не свойственных раннему Камю таких понятий, как долг, обязанность. Мария, символизирующая любовь в пьесе Камю, живет, повинуясь влечениям сердца, она не может понять чувства мужа, не может понять, почему он не хочет удовольствоваться счастьем. Больше всего Марию удивляет неспособность Яна найти нужные слова, чтобы открыть сестре и матери, кто он на самом деле. Но постепенно Яна, по-видимому, увлекает двусмысленность его положения, он рад случаю, который, как он полагает, позволит ему лучше узнать, в чем нуждаются его родные, «посмотреть на них немного со стороны» [3, p. 167].

В начале второго акта пьесы в разговоре с Яном Марта вдруг начинает проявлять колебания. Она говорит Яну, что они собираются закрыть заведение и что, возможно, им придется отказать Яну в гостеприимстве. Но вот Ян заводит рассказ о солнечной стране, откуда он прибыл, о пустынных пляжах, об аромате весенних цветов, пропитывающем одежду, и ему удается тронуть Марту своими словами, задеть то немногое, что осталось человеческого в ее душе, но, как признается сама Марта, как раз это человеческое и не является в ней «лучшим»: «То, что во мне есть человеческого, — это мои желания, а чтобы достичь желаемого, думаю, я разрушила бы все на своем пути» [3, p. 204]. И, разом порвав со всеми колебаниями, Марта приносит Яну чай, предварительно подсыпав в него снотворное. Вдруг, снова заколебавшись, она предлагает унести чай обратно, но Ян возражает. В этой сцене исследователь С. И. Великовский справедливо усматривает «недобрую усмешку судьбы, незаметную для них обоих» [4, c. 93]. Подобная «усмешка» видна во многих сценах пьесы, что, несомненно, свидетельствует о сознательной авторской установке — показать жестокость судьбы по отношению к человеку. Ирония чувствуется, например, в словах ничего не подозревающего о готовящемся преступлении Яна, обращенных к Марии: «Ты вверяешь меня на одну ночь моей матери и сестре, это не так уж страшно» [3, p. 174]. Часто ирония кроется в противоречии между смыслом, который вкладывает в свои слова говорящий, и тем смыслом, который улавливает его собеседник. Например, ирония слышится в словах хозяек постоялого двора, когда они заводят речь о своих обязанностях по отношению к клиентам [3, p. 213] — говорит Мать, а Марта выражает уверенность, что Яну никогда не придется в дальнейшем жаловаться на оказанный ему здесь прием.

П. Пави не без оснований говорит о частом смешении комического и трагического в пьесах Камю, что обусловлено авторским признанием «трагического и комического в качестве основных составляющих абсурдного человеческого существования» [5, p. 388].

Абсурдность существования человека в мире, где царит жестокий рок, а также разобщенность, взаимонепонимание людей — центральная идея «Недоразумения». Она окончательно раскрывается в финальных сценах пьесы.

Совершенное убийство словно вновь возвращает Марте радость жизни, она почти счастлива. И в этот момент старый слуга протягивает Марте паспорт убитого ею постояльца. Пережитое потрясение заставляет Мать вновь узнать, что такое боль: «... я только что узнала, что ошибалась, что на этой земле, где нет ничего надежного, нам все же есть на что положиться», «... любовь Матери к сыну — вот на что я сегодня полагаюсь», — говорит она [3, p. 226]. Это признание Матери — приговор не только себе, но и «той свободе от нравственных принципов», которую они с дочерью логично выводили из отсутствия сверхличного источника таких принципов, оправдывая себя тем, что мир — неразумен, а судьба — жестока. Мать решает уйти из жизни: «... когда мать оказывается неспособной узнать своего сына, это означает, что ее роль на земле окончена» [3, p. 226]. В отличие от Матери, Марта не раскаивается в содеянном: «Я не обязана была стеречь своего брата...» — восклицает она, перефразируя библейского Каина [3, p. 231]. Для Марты все случившееся является не нелепой случайностью, а подтверждением роковой закономерности жизни, где все чужды друг другу и «никто никогда не бывает узнан» [3, p. 242]. Но и Марта оказывается не в состоянии вынести бремя одиночества и тоже решает свести счеты с жизнью.

В самоубийстве Марты В. В. Шервашидзе усматривает некоторую искусственность, обусловленную авторской задачей разоблачить идеи Сизифа, наследницей которой и является, по мнению ученого, героиня пьесы. Действительно, вслед за исследователями — С. И. Великовским, В. В. Шервашидзе — мы можем назвать Марту наследницей заповедей Сизифа на житейском уровне. Но, как нам кажется, выбранная ею линия поведения идет вразрез с предложенной Камю на примере Сизифа позицией стоического принятия жизни, сохранения человеческого достоинства при любых обстоятельствах. "И нет такой судьбы«,— пишет А. Камю в «Мифе о Сизифе», — над которой нельзя было бы возвыситься с помощью презрения" [6, c. 543]. Марте, в отличие от Сизифа, нечего противопоставить сознанию абсурда, ей не дано возвыситься над судьбой.

Столкновение человека и неумолимой судьбы — конфликт пьесы, в который оказываются втянуты все действующие лица. Исключением является старый слуга, который как раз и олицетворяет собою неумолимый рок, является «всеведущим и коварным Некто, схожим с безжалостным античным фатумом из трагедий о царе Эдипе» [4, c. 94]. Cлуга появляется в самых важных сценах пьесы, поворотных в развитии действия. Он присутствует при разговоре Матери и Марты, принимающих решение убить и ограбить нового постояльца, при разговоре Яна и его жены Марии, его внезапное появление мешает Марте изучить паспорт постояльца, именно он подбирает оброненный Мартой паспорт Яна, а наутро, уже после совершения преступления, приносит его хозяйкам. Этот персонаж, произносящий на протяжении пьесы всего две короткие реплики, — единственный, кто знает всю правду о происходящем, и, кажется, именно благодаря ему произошедшее приобретает не случайный характер, а характер роковой неизбежности. В финале пьесы в ответ на отчаянный крик Марии «Сжальтесь!», адресованный всевышнему, вновь появляется старый слуга и твердым голосом ответствует: «нет». Эта заключительная реплика пьесы выражает ответ небес на извечные мольбы человека о снисхождении, о ниспослании ему лучшей участи.

Конфликт пьесы неразрешим. Столкновение с роком оканчивается трагически для всех персонажей пьесы. Этот конфликт — вселенского характера, он затрагивает самые основы человеческого бытия, что вообще характерно для трагедийного конфликта.

Герой пьесы — Ян — может быть с полным правом назван трагическим героем. Как отмечалось еще Аристотелем, герой трагедии не должен быть абсолютно отрицательным персонажем, и в то же время он должен являться носителем трагической вины. Именно такой герой может рассчитывать на чувство сострадания читателя (зрителя). Яну знакомы такие понятия, как долг и ответственность, им движет благородное намерение — сделать счастливыми мать и сестру. Но, увлекшись игрой в постороннего, Ян допускает ошибку. Трагедии можно было избежать, если бы Ян послушался совета Марии, вовремя нашел нужные слова для своих родных. В монологах Яна, произносимых накануне роковой ночи, слышны сомнения относительно правильности затеянной им игры.

В сохранившемся наброске предисловия к пьесе Камю писал: «Если человек хочет быть узнанным, следует просто сказать, кто он такой. Если же он молчит или лжет, то он умирает одиноким, и все вокруг него обречены на несчастье. Если же, наоборот, он говорит правду, то он рано или поздно все равно умрет, но после того, как поможет жить другим и самому себе» [7, c. 97].

В финале пьесы в уста Марии, узнавшей о гибели Яна, Камю вкладывает разоблачение избранной Яном линии поведения: «...я знала, что этот спектакль мог быть только кровавым, и что мы будем за него наказаны» [3, p. 238]. Как отмечает С. И. Великовский, «в свете этого отчаянного вопля Марии «Недоразумение» есть скорее история роковой ошибки, чем «трагедия рока» [4, c. 98]. В связи с этим ученый предлагает два жанровых ключа к пьесе «Недоразумение».

В самом деле, в творчестве А. Камю впервые появляется «этика гуманистического долга» [4, c. 98], попытка «пересмотреть свои прежние позиции» [1, c. 32], намечается путь выхода из «круга Абсурда», ограничивающего ранний этап творчества писателя. Но все же на основании проведенного анализа нам представляется возможным говорить о преимущественно трагедийном характере пьесы. В «Недоразумении» нет того синтеза трагедийного и драматического начал, какой обнаруживается, к примеру, в самой ранней пьесе драматурга. Философское начало в «Недоразумении» звучит не так явственно, как в «Калигуле». Здесь нет идейных споров, на протяжении всей пьесы герои, как кажется, говорят о самых заурядных вещах. И в то же время, как верно отмечают исследователи — С. И. Великовский, В. В. Шервашидзе, И. Коомб [8] — обыденное происшествие переосмысляется на уровне философской трагедии.

Вслед за самим автором можно утверждать, что в пьесе «Недоразумение» примиряются пессимизм автора в отношении человеческого удела, характерный для всего раннего творчества Камю, с «относительным оптимизмом в том, что касается самого человека» [7, c. 97]. В творчестве молодого писателя, в частности, в его пьесе «Недоразумение» появляется попытка в мире, где царствует абсурд, найти точку опоры, и эта точка опоры — сам человек. В военные годы в творчестве А. Камю, и это отмечают все исследователи, появляется герой, занятый поисками моральных основ для своего бытия.

Примечания

Шервашидзе В. В. Ранняя драматургия Альбера Камю (пьесы «Калигула» и «Недоразумение») // Филологические науки. 1988. № 1.
См.: Bartfeeld F. L`effet tragique: Essai sur le tragique dans l`oeuvre de Camus. Geneve, 1988.
Camus A. Le malentendu // Camus A. Caligula suivi de Le malentendu. P., 1958.
Великовский С. И. Грани «несчастного сознания». М., 1973.
Пави П. Словарь театра. М., 1991.
Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Счастливая смерть. Посторонний. Чума. Падение. Калигула. Миф о Сизифе. Нобелевская речь. М., 1993.
Цит. по: Великовский С. И. Указ. соч.
См.: Coombs I. Camus, homme de theatre. P., 1968.
Зубович О. Г. Жанровое своебразие пьесы Альбера Камю «Недоразумение» // Филология в системе современного университетского образования. Вып. 5. М., 2002. С. 94 — 99.



Кристина Нгуен (Christina Nguyen)
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора             
 
Natuly)
Взвешена и Счастлива
Взвешена и Счастлива


На сайте с 29.10.10
Сообщения: 6964
В дневниках: 4326
Откуда: Бийск
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 9:38     Ответить с цитатой

Заселяюсь :give_heart:
_________________
"Каждый раз, как она замечала в других людях хотя бы самое незначительное превосходство над собой, она убеждала себя, что это не положительное качество, а недостаток, и жалела их, чтобы не пришлось им завидовать"(с)
Марсель Пруст "В сторону Свана"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Текстилька
Студент
Студент


На сайте с 18.07.12
Сообщения: 2082
В дневниках: 14
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 10:03     Ответить с цитатой

Celestina
Прекрасное оформление ФМ, спасибо :give_heart:
_________________
Постельное белье https://blog.sibmama.ru/weblog.php?w=19429
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
обычная мама
Детский сад
Детский сад


На сайте с 06.10.10
Сообщения: 382
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 10:17     Ответить с цитатой

Пожалуй, тоже приму участие, хотя 20 недель слегка пугают. Не привыкла так далеко загадывать. Конец флэшмоба теряется где-то в июне, когда планирую жить на даче без интернета.
Но привлекает очень разнообразная подборка пьес.
_________________
Сын и дочь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
Шагане
Книговед Сибмамы 2015
Книговед Сибмамы 2015


На сайте с 14.02.09
Сообщения: 17506
В дневниках: 2986
Откуда: Затулинка - Сити
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 10:37     Ответить с цитатой

Celestina
Оксана, спасибо, все очень красиво! :in_love:
У Камю читала только "Чуму", завтра буду читать предложенную пьесу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
Баба Маня
Арина Родионовна
Арина Родионовна


На сайте с 11.12.11
Сообщения: 7252
В дневниках: 2023
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 13:29     Ответить с цитатой



Я с вами!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
Celestina
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы


На сайте с 10.06.14
Сообщения: 4351
В дневниках: 50
Откуда: Ялта, Крым
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 16:02     Ответить с цитатой

Текстилька писал(а):
Celestina
Прекрасное оформление ФМ, спасибо :give_heart:

Большое спасибо! Буду стараться успевать прочесть пьесу до часа Х, чтобы подобрать подходящие для оформления картины :vesna:

Добавлено спустя 1 минуту 14 секунд:

Шагане писал(а):
Celestina
Оксана, спасибо, все очень красиво! :in_love:
У Камю читала только "Чуму", завтра буду читать предложенную пьесу.

Лена, читай обязательно, сюжет хорош, как ты любишь, про тлен...

Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд:

Баба Маня
Мария :give_heart: Пьеса на один зубок, за вечер прочитала :vesna:

Добавлено спустя 2 минуты 44 секунды:

обычная мама писал(а):
Пожалуй, тоже приму участие, хотя 20 недель слегка пугают. Не привыкла так далеко загадывать. Конец флэшмоба теряется где-то в июне, когда планирую жить на даче без интернета.
Но привлекает очень разнообразная подборка пьес.

Вы можете остановить свое участие в любой момент, на любой пьесе. А еще лучше, скачать их все, прочесть остаток на той же даче, а когда появится доступ к инету, поделиться впечатлениями в "Кто что читает". Есть еще и третий вариант: мобильный интернет Smile

Добавлено спустя 41 минуту 28 секунд:

Пару слов о пьесе: мне очень понравилась, несмотря на мрачность. Камю для меня - эдакий французский Достоевский.
У меня ко всем вопрос: какова роль Старого Слуги в пьесе? Кто он для вас? Лично мне он видится Богом, но не привычным для нас добрым и всепрощающим, к которому мы льнем в минуты горя, а холодным, как камень, непробиваемым, совершенно не чутким, индифферентным к людям, их желаниям и мечтам, просьбам, мольбе страданиям.
Мне кажется, Камю пишет эту пьесу в период отчаяния, ему все видится в черном свете - все тлен, шабаш, чтобы ни делал человек, каким бы добрым ни был - его подомнет под себя темная всепоглощающая сила, против которой бороться бессмысленно (война).

Еще вопрос: вы представляете эту пьесу как спектакль на сцене или как живую картину? Есть хоть что-то светлое? У меня все окрашено в темные тона. Даже комната, которую автор рисует как большую светлую гостиную, мне кажется едва освещенной тусклым светом - все действие происходит во мраке, освещены лишь участки, где беседуют герои. В финальной сцене, где Мария взывает к Богу, я вижу, что она буквально кричит, повернувшись лицом к зрителю и протянув к нему руки, а не смотрит вверх, подняв руки как в усиленной молитве.
_________________


Последний раз редактировалось: Celestina (Пн Фев 05, 2018 16:23), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора             
 
Olgitsa
Профессор
Профессор


На сайте с 05.01.11
Сообщения: 4433
В дневниках: 552
Откуда: Академгородок
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 16:15     Ответить с цитатой

Девочки, можно я буду тут чуть-чуть за вами подсматривать? И если будет время и желание, то иногда и почитывать... Embarassed

Хотя ведь решила не участвовать во ФМ по драматургии... Surprised А вот жеж... "Все побежали, и я побежал!" :haha:

Добавлено спустя 51 секунду:

Celestina
Оксана, своим оформлением ты меня соблазнила... Embarassed
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Celestina
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы


На сайте с 10.06.14
Сообщения: 4351
В дневниках: 50
Откуда: Ялта, Крым
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 16:25     Ответить с цитатой

Olgitsa
спасибо Embarassed
Пьеса короткая, классная, но мрачнааяяя... Попробуй! :give_heart:
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора             
 
Eugene 17
Книгохранитель Сибмамы
Книгохранитель Сибмамы


На сайте с 29.08.10
Сообщения: 10391
В дневниках: 4186
Откуда: Омск
СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2018 17:42     Ответить с цитатой

Olgitsa
Подожди еще, как пойдут обсуждения, все 20 прочитаешь и не заметишь. :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Работа. Отдых. Общие вопросы » Культурная жизнь Часовой пояс: GMT + 7
На страницу : 1, 2, 3 ... 35, 36, 37  След.
Страница 1 из 37

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах