Новости сайта и форума Sibmama 
[Путешествия по Европе]
МОНШАУ, ГЕРМАНИЯ

"Он сохранил себя таким, каким был еще в XVII веке, его не тронула даже Вторая Мировая война..."
Путешествия. Рассказы о поездках в отпуск
Статьи о семейном образовании (и образовании вообще))))
и интервью на нашем сайте!

На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество » Семейное образование. Экстернат
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ответственная мама
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть


На сайте с 16.02.10
Сообщения: 887
В дневниках: 6
Откуда: Красноярск
СообщениеДобавлено: Ср Дек 15, 2010 13:16    Заголовок сообщения: Статьи о семейном образовании (и образовании вообще)))) Ответить с цитатой

Afdi писал(а):
Статья о семейном обучении на портале Завучинфо
http://www.zavuch.info/component/content/article/35-2009-03-16-01-40-14/1689-98765456789.html

Чиновники от образования Челябинской области порадовали - это до какой тупости нужно дойти, чтобы открыто заявить, что законы не для нас писаны, пусть по всей России так, а у нас - нет! :o

Комментарии в основном не по делу, но вот этот понравился:

Аморфная цель равнозначна отсутствию цели

В ситуации ПОЛНОГО ПРОИЗВОЛА учителя в вопросе выставления отметок, возможность и качество домашнего обучения определяются лишь его (учителя) благосклонностью, которую ныне можно купить. У меня же в кабинете просто висел листок, на котором в первом столбце стояли понятия (из программы, затем – из стандартов). Против КАЖДОГО – типы заданий на тройку (вида А ЕГЭ) и перечень №№ задач из задачников, которые будут использоваться для проверки, ниже - аналогично на четверку, ниже – на пятерку.
Ученикам же я разрешал и в советское время не ходить на мои уроки – «н» не ставил: - Это Ваши проблемы, указывая на листок (правда, ходили все). Контролировал в срок жёстко каждого с требованием понимания.

Когда ТРЕБОВАНИЯ конкретизированы (т.е. поставлены конкретные цели), указано – ЧТО конкретно нужно сделать для получения нужной отметки, то можно обойтись и без уроков (например, тем же гуманитариям, выполнив обязательную для нужного им уровня программу в каникулы). Да и с родителями проблем не было – хотите лучшую отметку – пожалуйста! – Выписывайте №№ заданий. Проверю наугад любое – поставлю нужную отметку. Сегодня мои конкретные программы могут работать для физматклассов, опираясь на образцы ЕГЭ.

А для основной массы (около 90%), изучающих физику на базовом уровне, таковое – НЕВОЗМОЖНО. Ибо шкалы как таковой – НЕТ. У каждого учителя – своя. По сути вещей, ФИПИ в эксперименте с ЕГЭ должны были такую шкалу выработать, если сказали А - ввели стандарты базового уровня. То ОБЯЗАНЫ были сказать Б – ввести шкалу отметок. Они же 8 лет развращали - « Написал на 2, получишь 3», не хочешь – не выберешь.
Одним словом – НЕ УЧИСЬ!!!

В той же Финдляндии, итоговые задания – объективированы и конкретизированы. И любой человек, в любом возрасте и в любое время может их выполнить (сдать).

Владимир Павлов
_________________
Как жизнь была бы проще без артиклей!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6988
В дневниках: 2971
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Ср Дек 15, 2010 13:25     Ответить с цитатой

Вот вполне хороший комментарий от учителя:
"Семейное обучение в нашей школе есть уже несколько лет, сейчас 5 таких детей, трое из них из семьи Серых: старший ребёнок в 5 классе, начальную школу закончил с отличными результатами, двое младших учатся хорошо. Пока родители, имея образование, справляются сами. Я - за, если родители хотят эту форму и могут организовать обучение
ильюк наталья михайловна , Декабрь 08, 2010"
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
elo
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть


На сайте с 19.06.07
Сообщения: 701
В дневниках: 261
Откуда: Юго-Западный
СообщениеДобавлено: Ср Дек 15, 2010 13:37     Ответить с цитатой

Эту статью в пух и прах разнесла Наталья Геда http://digital-geda.livejournal.com/133021.html
статейка стремная, одна эта цитатка чего стоит
Цитата:
Пытаясь понять, какой вид обучения более приемлем для вашего ребенка, следует учитывать еще один момент: время, проведенное в школе, целиком посвящено учебе, пусть порой и неэффективной. Дома же возникает соблазн использовать старших детей для присмотра за младшими или вовсе привлекать чадо к «внеклассным» домашним делам. В таких случаях помогает составление и обязательное выполнение расписания, а также ведение дневника ежедневных занятий.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6988
В дневниках: 2971
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Ср Дек 15, 2010 14:11     Ответить с цитатой

О да, Лен, чувствуется, что автор вообще не понимает, о чём пишет. А учителя, которых он цитирует, будто с луны свалились :eek: .
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
burya
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль


На сайте с 24.05.04
Сообщения: 10497
В дневниках: 14204
Откуда: Н-ск, Щ
СообщениеДобавлено: Пт Дек 07, 2012 7:59    Заголовок сообщения: Экстернат: не идем с копьем на мельницы Ответить с цитатой

Может ли ребенок учиться вне стен обычной школы? Что такое домашнее образование, в чем его особенности, достоинства и недостатки? Об этом мы поговорили с педагогом Алексеем Битнером, убежденном что все формы образования имеют право на жизнь.
Экстернат: не идем с копьем на мельницы
_________________
макарулька Поля (6.05.93), карамулька Софа (15.06.02)

"Наверное, я - мыслящий омлет" (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Муравейка
Школьные годы
Школьные годы


На сайте с 24.06.11
Сообщения: 1295
В дневниках: 73
Откуда: Где-то между Бердском и Новосибирском
СообщениеДобавлено: Пт Дек 07, 2012 11:37     Ответить с цитатой

Очень рада видеть на Сибмаме интервью с Алексеем Битнером :love_sibmama: Именно через его статьи и интервью пару лет назад в нашей семье мы пришли к осознанию, точнее переосмыслению вопросов образования наших детей, школы и всего связанного с этим. Спасибо, Алексей Владимирович!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Ааrе
Академик
Академик


На сайте с 04.05.09
Сообщения: 19650
В дневниках: 16053
СообщениеДобавлено: Пт Дек 07, 2012 13:04     Ответить с цитатой

Мы как раз из тех, кто "отважился на ЭТО, чтобы сэкономить время, которое необходимо ребенку для чего-то еще" :-) . Большое спасибо Алексею Владимировичу за помощь и поддержку!
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6988
В дневниках: 2971
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Сб Июн 15, 2013 18:41     Ответить с цитатой

Хочу поместить тут текст Андрея Щетникова про изучение физики через подготовку к Турниру юных физиков. Вообще, текст этот не только про физику. Он про образование и "грызение гранита" вообще:
Скрытый текст:
"Вот несколько тезисов на тему "Турнир юных физиков как особая форма деятельностного образования". Или проще, "О тюфообразном образовании" :)

Как рассуждает школьный учитель, когда он даёт детям некоторую задачу? Прежде всего, он смотрит на то, что дети уже знают. Стало быть, предложенная задача — это способ актуализировать то, что школьник знает. Если школьник не знает чего-то существенного для решения этой задачи, то и предлагать ему её бессмысленно — всё равно он её не решит. А как рассуждает тренер тюфовской команды, если он работает с детьми именно как тренер? Честно сказать, мне вообще всё равно, знают чего-то дети или не знают. Если не знают — оно даже лучше. Поскольку задача оказывается поводом и причиной, чтобы это узнать. Здесь существенны два момента.

1) Задачу вообще нужно решить. "Вообще" — значит безотносительно к тому, знаешь ты что-то или не знаешь. если тебе для этого нужны определённые знания, пойди и узнай. Вот тебе книжка, вот тебе статья в английской Википедии. В книжке встречается непонятная математика? — Давай разберёмся с этой математикой, ведь она нужна тебе, чтобы разобраться с этой физикой. Ты плохо знаешь английский? — Давай работать над английским, ведь он нужен тебе, чтобы прочитать эту статью. Таким образом, и физика, и математика, и английский оказываются средствами для осуществления определённой деятельности. И мы осваиваем их не как "знания", а как инструменты — точно так же, как мы учимся пользоваться компьютерными программами или столярными инструментами.

2) ТЮФ — это многомесячный проект. Если бы на всю подготовку отводился месяц или два, мы были бы вынуждены идти от того, что дети уже знают. Потому что времени на освоение нового у нас не было бы. Но когда мы работаем над задачей несколько месяцев, и нас в ближней перспективе ничто не подгоняет, лишь бы только в дальней перспективе всё было сделано в срок, у нас появляется возможность смотреть на ТЮФ как на полноценную образовательную систему, ставя перед школьниками задачи на освоение нового. Что-то будет освоено при помощи тренера, что-то — совершенно самостоятельно. Главное — поставить школьника в такие условия, при котором освоение новых средств деятельности оказывается для него необходимостью. И система турнира с этим прекрасно справляется."
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6988
В дневниках: 2971
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Пт Июн 21, 2013 8:50     Ответить с цитатой

Для тех, кто не читает Фриеду:

"В данной статье приводится практически полный текст выступления американского педагога Джона Тейлора Гатто, рядового учителя из самой обычной школы в Гарлеме, после вручения ему премии Учитель Года города Нью-Йорка. И несмотря на то, что произнесена эта речь была еще в конце прошлого века, а точнее - в январе 1990 года, она остается во многом очень и очень актуальной. В особенности - для стран, где движение анскулеров и хоумскулеров только набирает обороты.
Почему школы не способны научить:
Джон Тейлор Гатто
Перевод: Евгения Гареева
специально для проекта "Свобода в образовании"

Я принимаю эту премию от лица всех хороших учителей, с которыми я проработал бок о бок долгие годы. Это люди, которые стараются сделать свои отношения с детьми честными; они никогда не довольны собой, всегда задаются новыми вопросами, пытаются заново понять и переосмыслить, что же обозначает слово "образование". Учитель Года - это не лучший учитель из всех вокруг: такие люди слишком тихо себя ведут, чтобы быть найденными, - но он типичный представитель людей, охотно отдающих свои жизни служению детям. Моя награда – это и их награда.

Мы живем во время великого школьного кризиса, когда школы практически перестали выполнять свою функцию. Американские дети - на последнем месте среди девятнадцати развитых стран по уровню чтения, письма и арифметики. На самом последнем. Мировая экономика делает нас наркоманами, подсаживая на безудержное потребление. Бизнес попросту развалится, если мы перестанем покупать все эти созданные рекламой химеры, и школы тоже стали важной точкой продаж. Уровень суицида среда наших подростков – самый высокий в мире, и совершающие суицид дети - по большей части из зажиточных семей, не бедные. На Манхеттене половина всех браков распадаются меньше чем за 5 лет. Безусловно, жизнь идет не как надо.

Кризис школ - это отражение большего социального кризиса. Мы, кажется, потеряли свою подлинную сущность. Дети и люди пожилого возраста беспрецедентно изолированы и выброшены из общественной жизни – с ними просто никто не разговаривает, а без слияния и повседневного взаимодействия разных поколений общество не имеет ни будущего, ни прошлого, только сиюминутное настоящее. Можно ли вообще назвать нас "обществом", если посмотреть, как мы взаимодействуем друг с другом?! Мы живем в сетях, а не в обществе, и все мои знакомые из-за этого одиноки. По странному стечению обстоятельств, школа играет значительную роль в этой трагедии просто потому, что она подчеркивает и увеличивает разрыв между социальными классами. Используя школу как сортировочный механизм, мы оказываемся на пути к созданию социальных каст, вплоть до самой низшей, тех бродяг, что слоняются в метро и спят на улицах.

За двадцать пять лет работы учителем я обнаружил удивительный феномен: с каждым годом для крупных мировых компаний значение школы и образования в целом становится все меньше. Никто уже не верит, что ученые вышли из университетов, что политики начинали с уроков обществознания, а поэтические дарования выросли из тщательного изучения английского языка. Горькая правда в том, что школа в действительности ничему не учит, кроме как подчиняться приказам. Для меня это великая загадка, потому что в школах работают учителями, наставниками и руководителями тысячи заботливых, добрых людей, но вся существующая система школьного образования сводит на нет их личную работу. Несмотря на то, что учителя действительно проявляют заботу о детях и прикладывают много усилий, сама система - психопатична, у нее нет совести. Звенит звонок, и юноша должен закрыть тетрадь с недописанной поэмой и перейти в другой класс, где ему придется запомнить, что человек и обезьяна происходят от общего предка…


Американская форма принудительного обучения была изобретена в штате Массачусетс примерно в 1850 г. Ей оказывали сопротивление - иногда с оружием в руках - по оценкам, до восьмидесяти процентов населения штата Массачусетс; последним оплотом стал Барнстейбл на мысе Кейп-Код, не сдававший своих детей вплоть до 1880-х, после чего территория была захвачена стражами порядка, и детей отвели в школу под охраной.
Вот вам любопытный факт на осмысление. Офис сенатора Теда Кеннеди опубликовал недавно документ, утверждающий, что до введения принудительного обучения в штате грамотного населения было 98 процентов, а после его введения уровень грамотности никогда не превышал 91 процента, где и остается в 1990-х. Поневоле задумаешься, да?

Вот еще один интересный факт. Движение хоумскулеров выросло до таких размеров, что уже полтора миллиона молодых людей полностью обучаются силами своих родителей. В прошлом месяце образовательная пресса опубликовали поразительные новости: дети, обученные дома, опережают своих официально обучаемых ровесников на 5, если не на 10 лет, по способности думать.

Тем не менее, мне не кажется, что мы избавимся от школ в ближайшем будущем, точно не в моей жизни, но если мы хотим изменить то, что ведет к нарастающей волне невежества, важно осознать, что школьная система по самой сути своей может только очень хорошо "вышколить", но не "научить". Это происходит не по вине плохих учителей и не из-за нехватки вложенных средств, просто в рамках этой системы, нацеленной на дрессировку, процесс полноценной передачи знаний невозможен.

Наши школы были разработаны профессорами Манном, Сирзом и Харпером из Университета Чикаго, а также Торндайком из Колледжа Учителей Колумбии и некоторыми другими людьми. Все они стали орудием внедрения научного управления людскими массами. Школы предназначены, чтобы производить, вне зависимости от конкретного шаблона, неких шаблонных людей, чье поведение можно предсказывать и контролировать..

Школы серьезно преуспели в этом деле. Но наше общество подвержено расслоению, и в таком обществе только успешные люди могут быть самостоятельными, уверенными в себе индивидуальностями - потому что община, в которой защищают зависимых и слабых, нежизнеспособна. Результаты школьного обучения, как я уже сказал, не имеют значения. Качественно обученные школой люди не имеют смысла. Они могут продавать батарейки или лезвия для бритвы, вставлять в факс бумагу и говорить по телефону или сидеть бессмысленно перед мерцающим экраном компьютера, но как человеческие существа они бесполезны. Бесполезны для остальных и для самих себя.

Все мелкие социальные проблемы в нашем мире, как я полагаю, в значительной мере вызваны тем обстоятельством, о котором Пол Гудман (Paul Goodman) говорил еще 30 лет назад: мы принуждаем детей к абсурдному взрослению. Реформа школьной системы должна что-нибудь сделать с этим абсурдом.

Это абсурдно и противоестественно - быть частью системы, которая вынуждает тебя сидеть в заключении с людьми точно такого же возраста и общественного класса. Эта система фактически изолирует ребенка от огромного многообразия жизни и взаимодействия с ним, она исключает его из его же собственной жизни и будущего, оставляя в непрекращающемся настоящем - почти так же, как это делает телевидение.

Это абсурдно и противоестественно - быть частью системы, которая вынуждает тебя слушать, как кто-то читает стихи, в то время как ты хочешь учиться конструировать здания, или наоборот, обсуждать с кем-то конструирование зданий, в то время как ты хочешь читать стихи.

Это абсурдно и противоестественно - двигаться из камеры в камеру по звонку каждый день твоей естественной юности, в учреждении, не дающем права на частную жизнь, и даже преследующем тебя в заповеднике твоего дома с требованием выполнить "домашнее задание".

"Но как же они научатся читать?" - спросите вы, и моим ответом будет: "Вспомните уроки в Массачусетсе". Когда детям дают жить полной жизнью вместо жизни в возрастной группе класса, они учатся читать, писать и считать с лёгкостью, если только эти вещи имеют смысл в их окружении.

Но имейте в виду, что в Соединенных Штатах практически никто не получает уважения за то, что он читает, пишет или считает. Мы - земля говорунов, мы платим чаще говорунам, мы восхищаемся говорунами, таким образом, и дети наши говорят постоянно, следуя общественной модели, которую демонстрирует телевидение и школьные учителя. Очень сложно учить «основам», которые больше не являются основами общества, созданного нами.

Две организации в настоящее время управляют жизнями наших детей: телевидение и школа, именно в таком порядке. Обе они заменяют реальный мир мудрости, мужества, умеренности, справедливости на нескончаемую, непрекращающуюся абстракцию. Столетия назад время ребенка и подростка было бы занято настоящей работой, настоящей благотворительностью, настоящими приключениями и практическими поисками наставника, который может научить тому, чему ты действительно хочешь научиться. Большое количество времени они тратили на общественно-значимые дела, практикуясь в привязанности, встречая и изучая разные уровни взаимодействия между людьми; они учились, как построить жилище и еще дюжинам других задач, необходимых, чтобы стать здоровым мужчиной или женщиной.

Но детям, которых я учу, приходится жить со следующим раскладом времени. Из 168 часов в неделе эти дети спят 56. На все остальное у них остается 112 часов в неделю.

Эти дети смотрят телевизор 55 часов в неделю, судя по последним отчетам. В итоге на то, чтобы расти, остается 57 часов в неделю.

Мои ученики проводят в школе 30 часов в неделю, тратят около 6 часов на сборы в школу, на дорогу из дома и домой, проводят в среднем больше 7 часов в неделю за приготовлением уроков – в сумме больше 45 часов. Все это время они находятся под постоянным надзором, не имеют личного времени или пространства, и их ограничивают в проявлении индивидуальности в использовании своего времени или пространства. Остается всего 12 часов в неделю для создания своего, уникального сознания. Разумеется, эти дети едят, и это тоже отнимает некоторое время - не очень много, потому что мы утратили традицию семейного ужина, но если мы выделим 3 часа в неделю на ужины, мы приходим к чистой сумме личного времени ребенка в 9 часов.

Этого недостаточно. Правда же, этого недостаточно? Чем богаче ребенок, конечно, тем меньше он смотрит телевизор, но и время богатого ребенка редко распространяется на что-то вне каталога коммерческих развлечений или неизбежно назначенных частных уроков в областях, редко когда связанных с его собственным выбором.

И это, представьте себе, тоже завуалированный способ создания зависимых людей, неспособных заполнить свое свободное время, неспособных определить значимое, наполнить смыслом и удовольствием свое существование. Это национальная болезнь - вся эта зависимость и бесцельность, и я думаю, школьное обучение, и телевидение, и уроки, и сама идея получения всеобщего образования имеют к этому большое отношение.

Подумайте о вещах, которые убивают нас как нацию: наркотики, оголтелая конкуренция, беспорядочный секс, порнография с применением насилия, азартные игры, алкоголь, и едва ли не самое худшее - жизни, посвященные покупке вещей, накопительство как философия. Все это - пристрастия зависимых личностей, и именно их постоянно и неизбежно производит наша школьная система.

Я хочу рассказать вам, какое влияние мы оказываем на детей, отбирая все их время - время, которое им необходимо, чтобы взрослеть - и принуждаем их тратить его на абстракции. Вы должны услышать это, потому что любая реформа, не затрагивающая эти ключевые проблемы, станет очередной показухой.
1.Дети, которых я учу, равнодушны к взрослому миру. Это разрушает опыт, накопленный тысячелетиями. Тщательное изучение того, чем заняты большие люди, всегда было самым увлекательным занятием для юных. Но никто в наши дни не хочет взрослеть, и кто может обвинять их? Игрушки повсюду.
2.Дети, которых я учу, почти не имеют любопытства, а то, которое у них есть - мимолетно. Они не могут сконцентрироваться на долгое время даже на тех занятиях, которые они сами выбрали. Видите ли вы связь меду звонками, звенящими опять и опять при смене уроков, и этим феноменом исчезающего внимания?
3.Дети, которых я учу, имеют плохое чувство будущего, чувства того, как завтрашний день неразрывно связан с сегодняшним. Как я сказал ранее, у них постоянное настоящее: тот момент, где они сейчас, и есть граница их сознания.
4.Дети, которых я учу, не чувствуют прошлого. Они не понимают, как прошлое предопределило их настоящее, как оно ограничивает их выбор, формирует их ценности и жизни.
5.Дети, которых я учу, жестоки друг к другу, им не хватает сострадания к тем, кто в беде, они смеются над слабостью, и они проявляют презрение к людям, которые слишком явно призывают о помощи.
6.Детям, которых я учу, непросто даются близость или откровенность. Полагаю, это из-за того, что они, как это часто бывает с усыновленными детьми, не идут на сближение и по привычке прячут секретное внутреннее "я" за внушительной внешней личностью, сотворенной из кусочков и обрывков чужого поведения, заимствованных из телевидения или удобных для манипулирования учителями. Поскольку они не те, кем себя представляют, они маскируют свою слабость, и по-настоящему близких отношений им приходится избегать.
7.Дети, которых я учу, крайне меркантильны, вследствие того, что их школьные учителя измеряют все "оценками", а телевизионные «наставники» предлагают весь мир даром.
8.Дети, которых я учу, зависимы, пассивны и робки перед лицом нового вызова. Это зачастую маскируется маской бравады или гневом агрессии, но внизу скрывается вакуум с отсутствием жизнестойкости.

Я мог бы назвать несколько других проблем, которые придется решать школьной реформе, если мы хотим остановить упадок нации, но основные тезисы я уже представил, и вы вольны согласиться с ними или нет. Эти проблемы порождены школами, или телевидением, или и тем, и другим. Простая арифметика - между школой и телевидением у детей больше не остается времени. Это то, что разрушило американскую семью: семья больше не влияет на обучение для ее собственных детей. Телевидение и школьное обучение, на них лежит вина.

Что мы можем сделать? Во-первых, нам требуется активное и постоянное привлечение общественного внимания к вопросу, день за днем, год за годом. Мы должны кричать и спорить об этих школьных проблемах до тех пор, пока они не будут решены, либо пока все не будет разрушено под корень - так или иначе. Если мы сможем наладить - замечательно, если мы не можем - успех домашнего обучения показывает нам иной путь, многообещающий. Вкладывая те деньги, которые мы сейчас тратим, в развитие домашнего образования, мы можем убить сразу двух зайцев - добиться восстановления семьи и восстановления семьей детей.

Истинная реформа возможна, но она не должна стоить ничего. Мы должны еще раз подумать об изначальных посылах обучения и решить, чему мы хотим учить детей и почему. В течение 140 лет наша страна старалась спускать цели, созданные элитными "экспертами" по построению общества, сверху вниз, из отдаленного центра. Это не сработало. Это и не будет работать. И это беспрецедентное предательство демократических принципов, на которых когда-то была построена наша процветающая страна. Российская попытка создания супердержавы в Западной Европе рухнула на наших глазах, наша собственная попытка централизованного насаждения ортодоксальности, используя школы как инструмент, шатается и трещит по швам, хотя и не так откровенно. Это не работает, потому что основные предпосылки - механические, античеловеческие и чуждые жизни в семье. Это механическое образование может управлять жизнями, но они будут всегда сопротивляться, используя как оружие социальную патологию: наркотики, жестокость, саморазрушение, равнодушие, - и эти симптомы я вижу в детях, которых я учу.

Сейчас самое время, чтобы оглянуться назад и восстановить образовательную философию, которая работает. Ту, которую я особенно люблю, которая была излюбленной в правящих классах Европы в течение тысячелетий. Я пользуюсь ей настолько, насколько это возможно мне одному, как учителю, насколько я могу отойти от существующего института принудительного обучения. Я думаю, это работает одинаково хорошо и для бедных детей и для богатых.

В основе этой системы образования лежит вера в то, что самопознание есть единственная основа настоящего знания. Везде в этой системе, на любом этапе, вы будете встречать распоряжения оставить ребенка наедине с задачей, в обстановке, когда его никто не контролирует. Иногда задача таит в себе значительные риски, как например задача скакать на лошади галопом или заставить ее прыгать, но это одна из задач, успешно решенных в прошлом тысячами детей лет десяти от роду. Можете ли вы себе представить, чтобы кто-нибудь освоил такое умение, не имея уверенности в своей способности сделать что-нибудь? Иногда задача - это задача создания для уединения, такого же как у Торо (Thoreau) рядом с Уолденским прудом, или у Эйнштейна в Швейцарском здании таможни.

Один из моих бывших студентов, Роланд Легиарди-Лаура, родители которого погибли, не оставив ему никакого наследства, пересек на велосипеде все Соединенные Штаты в одиночестве, когда он был уже далеко не ребенком. Удивительно ли, что в зрелом возрасте, когда он решил создать фильм о Никарагуа, несмотря на отсутствие денег и предшествующего опыта в съемках, фильм завоевал международные награды, хотя по основной профессии его создатель был плотником.
Сейчас мы забираем у детей все то время, которое им необходимо для развития и самопознания. Это должно прекратиться. Нам нужен новый школьный опыт, чтобы вернуть большую часть этого времени. Мы должны оставлять возможность детям с самого раннего возраста быть независимыми в учебе, пусть и организованной в школе, но в такой, которая далека от общественных институтов. Мы должны изобрести такой учебный план, в котором каждый ребенок будет иметь шанс развивать собственную уникальность и уверенность в собственных силах.

Совсем недавно я взял 70 долларов и отправил 12-летнюю девочку из моего класса с ее не говорящей по-английски матерью на автобусе на побережье Нью Джерси, чтобы позвать шефа полиции поселка Си Брайт на обед и извиниться за загрязнение пляжа бутылкой из-под лимонада. В обмен на это публичное извинение я договорился с шефом полиции, чтобы он в течение одного дня на своем рабочем месте обучал девочку процедурам работы полиции в небольшом городке. Несколько дней спустя двое других моих 12-летних учеников путешествовали в одиночку на Первую Западную улицу Гарлема, где они начали стажироваться у редактора газеты, в следующие три недели мои ученики окажутся в центре болот Джерси в 6 утра, постигая работу президента транспортной компании, который отправляет автопоезда в Даллас, Чикаго и Лос-Анжелес.
"Особые" ли это дети в "специальной" программе? Ну что ж, с одной стороны - да, но никто не знает об этой программе, кроме детей и меня. Они просто славные дети из Центрального Гарлема, яркие и живые, но они были так плохо обучены, когда попали ко мне, что большинство из них не может толком складывать или вычитать. Ни один из них не знал, чему равно население города Нью-Йорка или каково расстояние от Нью-Йорка до Калифорнии.

Беспокоит ли это меня? Конечно, но я уверен, что как только они научатся самопознанию, они смогут самообучаться - и только самообучение имеет истинную ценность.

Мы должны незамедлительно дать детям время для самостоятельности, потому что это ключ к самопознанию, и мы должны опять включить их в реальный мир как можно быстрее, чтобы это независимое время могло быть использовано на что-то другое, а не на очередную абстракцию. Ситуация критическая, она требует решительных действий для ее изменения. Наши дети погибают как мухи в школьных заведениях, хороших или плохих - все равно. Это не имеет значения.

Что еще нужно реструктурированной школьной системе? Она должна перестать быть паразитом на рабочем сообществе. На протяжении всей истории человечества никто, кроме нас, не додумался так оберегать детей и не просить от них ничего для пользы общества. Я думаю, на какое-то время мы должны сделать общественную работу обязательной частью обучения. Кроме того, что это дает опыт бескорыстного поведения, это наиболее простой способ передать юным детям настоящую ответственность в русле жизни.

В течение пяти лет я вел свою партизанскую войну, в которой я видел детей богатых и бедных, умных и неблагополучных, и давал им по 320 часов тяжелого общественного труда в год. Многие из этих детей возвращались ко мне годы спустя, возмужавшие, и говорили мне, что один этот опыт помощи другому изменил их жизни. Он подсказал им, как взглянуть с другой стороны, переосмыслить цели и ценности. Это произошло, когда им было тринадцать, в моей программе Школьная Лаборатория, которая стала возможной только благодаря тому, что в районной школе для богатых царил хаос. Когда "стабильность" вернулась, Лабораторию закрыли. Она была слишком успешна для дико смешанной группы детей, и обходилась слишком дешево, чтобы позволить ей продолжить существование. На нашем фоне дорогие элитные программы плохо выглядели.

В большом городе нет недостатка в реальных задачах. Детей можно просить о помощи в их решении в обмен на уважение и внимание со стороны всего взрослого мира. Это хорошо для детей, хорошо для остальных. Это тот учебный план, который учит Справедливости - одному из четырех важнейших достоинств в любой системе идеального образования. Что подходит для богатых и сильных, без сомнения, подходит для остальных из нас - более того, идея абсолютно бесплатна, как и остальные искренние идеи реформы образования. Излишек денег и излишек людей, направленных в эту больную систему, только усугубит все ее болезни.

Независимая учеба, общественная работа, опыт приключений, уважение к частной жизни и достаточное время на уединенность, тысяча различных стажировок длиной в один день или больше - все это мощные, дешевые и эффективные пути начать реальную реформу школьного обучения. Но ни одна крупномасштабная реформа никогда не сможет восстановить наших пострадавших детей, или наше поврежденное общество до тех пор, пока мы не придем к идее открытой "школы" - для того, чтобы сделать семью главным двигателем образования. Шведы реализовали это в 1976, когда вместо поддержки системы усыновления нежеланных детей направили усилия и богатства нации на укрепление первоначальной семьи так, чтобы дети, рожденные у шведов, были желанны. Они не добились полного успеха, но они успешно снизили число отказных шведских детей с 6000 в 1976 до 15 в 1986. То есть это может быть сделано. Шведы просто устали тратить деньги на социальные проблемы, вызванные наличием детей, воспитанных вне семьи, и приняли меры. Мы тоже можем.

Семья - основной двигатель образования. Если мы используем школьное обучение для отделения детей от родителей - ведь это стало основной функцией американской школы с 1850-х годов - и не признаем при этом свою ошибку, у нас и дальше будет тот же кошмар, что и сейчас. Учебный план, предлагаемый в семье, лежит в основе хорошей жизни, а мы далеко ушли от этого учебного плана, время к нему вернуться. Школы первыми из учреждений, стоящих над семьей, должны ослабить мертвую хватку, должны во время обучения способствовать объединению родителей и детей, укреплению семейных уз. Это было настоящей целью, когда я отправлял девочку и ее мать на побережье Джерси на встречу с шерифом полиции. У меня есть много идей для составления семейного учебного плана, и предполагаю, у большинства из вас появится множество идей, как только вы начнете думать об этом. Но что мешает склонить людей на местах двигаться в направлении реформы школы? Самая большая проблема заключается в том, что у нас много людей с корыстными интересами, завладевших эфирным временем и получающих прибыль от существующей системы школьного образования, что бы они при этом ни произносили вслух.

Мы должны требовать, чтобы новые идеи были услышаны, мои идеи и ваши. Мы все пресыщены авторитетными мнениями, передаваемыми посредством телевидения и прессы - объявим декаду долгих общедоступных переговоров, больше никаких "экспертных" мнений. Эксперты в образовании никогда не были правы, их "решения" дороги, служат их интересам, и всегда подразумевают дальнейшую централизацию. Довольно. Время вернуть демократию, индивидуальность и семью. Я высказался. Спасибо."
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
ВикторияБ
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть


На сайте с 11.11.08
Сообщения: 846
В дневниках: 129
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: Пт Июл 05, 2013 18:48     Ответить с цитатой

Девочки, хочу поделиться статьей Виктории Соломоновны Юркевич. Просто потрясающий психолог, изучающий проблему одаренности и познавательной потребности. Могу смело сказать, что во многом именно благодаря ей мой Илья вырос таким, какой есть :haha:
Я наткнулась на ее работы, когда сыну было 4 года. Благодаря ее статьям я приняла решение учить сына дома.
Статья про ту самую познавательную потребность, вокруг которой столько споров. В общем, рекомендую!
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301151.shtml
_________________
Хранит Господь всех любящих Его
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6988
В дневниках: 2971
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Ср Авг 07, 2013 17:54     Ответить с цитатой

Тем, кто не читает сообщество Фриеду.
Там ссылка на любопытную статью о дистанционном обучении. Речь, правда, о высшем образовании. Много интересных ссылок на образовательные ресурсы.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (3)  
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6988
В дневниках: 2971
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Вс Авг 25, 2013 12:43     Ответить с цитатой

Заинтересовалась комментарием в ЖЖ Дины Сабитовой. Полезла в журнал комментатора... Нашла несколько постов на тему СО:
Семейное обучение. Почему?:
Многие люди задают мне такой вопрос - почему? Иногда спрашивают "зачем?" Редко - "как?" Всё это касается того факта, что мои дети ни дня не ходили в школу и учатся дома. Честно говоря, печатаю я небыстро, на телефонные звонки отвечаю не сразу, думаю, удобно будет вместо пятисотого ответа просто прислать ссылку на этот пост.
Когда родилась моя первая дочь, я стала потихоньку присматриваться к московским школам. Нужно сказать, что школу я люблю. Моя мама - учитель английского, всю жизнь работает в одной школе. Я в этой школе на маминых уроках выросла, во всех мероприятиях с её классами участвовала, во все подробности отношений учеников и учителей была посвящена. Мамины подруги были моими учителями, но я их воспринимала как тётю Люду из соседнего подъезда - хорошие и добрые тётеньки, не более. Когда они кричали и злились на класс, я понимала, что это не от того, что учителя плохие, а , например, потому, что кошелёк по дороге на работу у одной учительницы вытащили, а другие её успокаивали и на уроки опоздали.
С детьми в классе у меня тоже были хорошие отношения, короче, в школе мне было психологически комфортно. Девочка я была прилежная, почему бы и не учиться хорошо, когда на душе спокойно.
Однако уже в старших классах я начала понимать, что не у всех такая радужная картинка. Но я также понимала, что никто в этом не виноват - ни ученики, ни учителя. Просто они живут в таком мире по таким законам, где, совместить интересы всех сторон крайне сложно. Если учителя делали полезное и интересное ученикам, обязательно приходилось нарушать всевозможные инструкции и правила. И кому-то приходилось за это расплачиваться - либо учителю(ему попадало от завуча и директора), либо директору (если он прикрывал учителей попадало от РОНО), либо детям (когда учителю надоедало получать по шапке, он просто действовал осторожно и переставал оригинальничать).
Понимаете, я жила в своём мире, привычном и понятном, а другие дети были в школе пришельцами, попавшими во враждебный и непонятный.
Таким образом, думая об образовании своей дочери, я в первую очередь думала об её психологическом комфорте. Передо мной встало два пути - либо идти работать в школу, либо искать какую-то экспериментальную, где о детях думают в первую очередь. Судя по журнальным статьям, такая школа существовала где-то на Соколе.Но плата за обучение для меня казалась заоблачной, я поняла, что даже надеяться не на что. И потом, я вся такая образованная буду дома кашу варить, а моим ребёнком будет неизвестно кто заниматься. С другой стороны, рождались другие дети, и я не имела никакого права забирать у них общение с мамой. Семейное обучение позволяло совмещать эти две роли с минимальными потерями.
Продолжение следует.
http://mamadana.livejournal.com/4739.html?nc=4#comments
Продолжение:
Когда я передумала все свои мысли, я решила просчитать свои ресурсы (временные).
Для того, чтобы ре выглядел прилежным учеником с чистыми тетрадками, с ним придётся делать домашние задания. По всем предметам, включая природоведение ,ОБЖ и труд. И рисование. Совершенно невозможно ученику первого класса аккуратно вырезать и приклеить в тетрадь по Окружающему миру картинки из приложения. Не говорю уже о том, чтобы написать правильное количество строчек правильных палочек, отступив при этом нужное количество клеточек.
Во-первых, я считаю, что такой аккуратизм никому не нужен. Во-вторых, предпочитаю, чтобы в рабочей тетради человек именно РАБОТАЛ, совершая и исправляя ошибки, а не думая только о том, чтобы их не наделать. Помню, моя Сима с большим удовольствием во втором классе делала задания по Окр миру. Сама, без понуждения с моей стороны. Нам не нужно было предъявлять тетрадь на проверку учительнице, но Сима её гордо понесла в школу. Тетрадка была некрасивая. Слова были написаны криво и косо, ручками разных цветов, фломастерами, простыми карандашами. Что-то было зачёркнуто. Что-то криво приклеено. И по природе нам поставили "3", объяснив:"За грязь в тетради".
К чему я это? Если ребёнок идёт в школу, с ним нужно сидеть и помогать делать уроки. Времени я буду тратить на преподавание столько же, а проблем гораздо меньше. Не говоря уже о том, что ребёнок будет тратить в разы меньше своего времени. В первом классе мы занимались часа по два в день. Всеми уроками. И если накануне вечером был концерт, нам не нужно было рано вставать. А если нужно было уехать, мы без зазрения совести пропускали занятия. Конечно, такое случалось нечасто, но регулярно.
Относительно проблемы общения сомнений не было вообще. У детей была компания в храме (там ссорились и мирились, получая приблизительно такой же опыт общения, как раньше во дворах), они ходили в музыкалку и в кружки. Сказки про проблемы социализации мне перестали рассказывать, когда узнали, что я психолог. Мда, сначала я работала на зачетку, а теперь зачетка, те диплом работал на меня ;)
Продолжение следует...
http://mamadana.livejournal.com/4875.html?nc=6#comments

(про "зачем"):
Теперь постараюсь ответить на вопрос "зачем?"Чтобы ребёнку было психологически комфортно жить.Про это достаточно сказано в предыдущих постах.
Чтобы ребёнок мог ошибаться и отвечать за свои ошибки, не боясь быть осмеянным коллективом. Я бы никогда не позволила своим детям прийти в школу с невыполненным домашним заданием. Потому что дело не ограничится только двойкой в журнале. Почти всегда ученик будет осмеян перед классом ( у учителя цель благая - не допустить снижения успеваемости , где ему взять время на индивидуальный подход).Такой груз "социальной ответственности " может не позволить ребёнку извлечь пользу из своей оплошности. На семейном обучении ученик общается с учителем тет-а-тет, без лишних осуждающих глаз. Такое дважды происходило с Симой. У неё очень требовательная учительница, как раз из таких, которые сделают ВСЁ, чтоб ре хорошо учился. Третий класс, тройка по природе (опять эта природа!). Этот предмет я Симе не объясняла и не контролировала, я не считаю, что нужно заучивать виды транспорта. Мы договорились - необходима тройка, остальное - на дочкино усмотрение. А в следующем полугодии я уже ругала Серафиму за то, что слишком много времени неважным предметам уделяет. На аттестации она получила пятёрку. Без всяких усилий с моей стороны, без ссор, без нудных нотаций, без уязвленного самолюбия девочка поняла смысл пословицы "как потопаешь, так и полопаешь". Сделала выводы, самостоятельно приняла решение ( ну хотелось ей 5 получить, дедушке похвастаться) и воплотила его в жизнь!
Кстати, у этой учительницы учится моя третья дочь. И хотя наши взгляды на обучение детей совершенно не совпадают, мы находимся в прекрасных отношениях. К т ому же удалось так настроить детей, что они воспринимают учителя как воплощение справедливости, а не милости, и за это его уважают.
Чтобы учился самостоятельно делать домашние задания ( а в дальнейшем самостоятельно осваивать новые знания). Весь первый класс я занималась вместе с девочками, постоянно находясь рядом. Сейчас второй триместр, Елена( 2 класс )2-3 дня в неделю занимается самостоятельно, выполняя "домашние задания", в эти дни я свободна от занятий. В 6 классе все предметы, кроме рус, матем и анг яз девочки изучают самостоятельно. Рус и матем контролирую 1 раз в неделю, задаю задание на следующую для самостоятельного, опять же, выполнения.
Чтобы ребёнок мог выбирать интересные предметы и изучать их с удовольствием, не углубляясь в нелюбимые. Практика показывает, что аппетит к изучению чего-либо приходит во время еды, и нелюбимые предметы часто переходят в разряд ревностно изучаемых. А 4 и 3 не так обидно получать в одиночестве:)
http://mamadana.livejournal.com/5364.html?nc=3#comments
Последний пост, скорее, о том, "как организовать...", но для сохранения целостности картины не буду раскидывать по разным темам (да простят меня модераторы :love_sibmama: )
Скрытый текст:
Как я осуществляла оформление на семейное обучение? Просто пошла в ближайшую школу, поговорила с директором. Оказалось, что за это ещё и компенсация денежная полагается. Первая учительница у нас - просто золото, в результате мы с Лизой сдавали только русский и математику. С Симой сдавали уже все предметы, но и опыта стало побольше, меня в школе уже знали. Вначале я использовала только школьные учебники и шла соответственно школьной программе, пытаясь только как-то обходить совсем уж острые неудобоваримые подводные камни. Было две очень большие ошибки. Первую я совершила, когда во втором классе не пропустила тему по математике, которую категорически нельзя было давать Лизе.Из-за этого возникла стойкая нелюбовь к математике, до сегодняшнего дня продолжающаяся. А второй ошибкой было изменение учебника по английскому. Мы отлично шли по Верещагиной, но в школе поменялся учебник, а я побоялась проблем со сдачей (хотя по положению имела право выбора учебников и программы) и поменяла учебник тоже. В следующем году произошло то же самое. И через год. В результате английский у нас запорот. Но я надеюсь, что когда Лиза поступит, времени будет побольше, и мы наверстаем упущенное.
В итоге наиболее приемлемым для нас учебником по математике стал Петерсон, рус яз - Соболева , анг яз - Верещагина плюс Маззи-мультик (сейчас еще и Альфаблоки подключили) Писать мы начинали пером по методике Горячевой, добыли эту редкую книжечку у знакомых. Правда, весь первый год обучения по всему дому у нас были чернильные кляксы, тк чернильницу-непроливайку я не смогла раздобыть. В следующем году пером должен будет овладевать Лука, и я прикупила меламиновую чудо-губку, будем кляксы оттирать;)
http://mamadana.livejournal.com/5722.html?nc=10#comments
По ссылкам советую сходить: там в комментариях тоже интересно.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (2)  
 
Варя
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть


На сайте с 06.02.06
Сообщения: 630
В дневниках: 100
Откуда: Новосибирск, метро Студенческая
СообщениеДобавлено: Вс Авг 25, 2013 13:52     Ответить с цитатой

Хотя я и тыкнула на ссылку "поблагодарить", скажу еще раз: спасибо за перепост, helga64 :give_heart:
Потому что написано как-то так универсально, что подходит любому случаю перехода на домашнее обучение, на мой взгляд. А вот прийти к этим выводам получается по-разному.

Я, к примеру, очень не люблю возню по обучению маленьких детей. Поэтому мои дети как-то сами собой всему учились - читать, писать, разного рода понятиям, я с ними почти не занималась, а только игры компьютерные подсовывала. Но Настя (младшая) читать категорически не хотела, поэтому ей я наняла учительницу раз в неделю "для подготовки к школе", как это называется. И когда ее возраст подошел к 7 годам, я понимала, что и в 1м классе у меня "нет времени" (читай: "нет желания") с ней заниматься. Я даже всерьез задумалась ее в хваленую школу по соседству отдать. Однако, как представила себе вот это дело (цитирую из mamadana), так любые муки домашнего обучения стали казаться роскошью:
Цитата:
Для того, чтобы ре выглядел прилежным учеником с чистыми тетрадками, с ним придётся делать домашние задания. По всем предметам, включая природоведение ,ОБЖ и труд. И рисование. Совершенно невозможно ученику первого класса аккуратно вырезать и приклеить в тетрадь по Окружающему миру картинки из приложения. Не говорю уже о том, чтобы написать правильное количество строчек правильных палочек, отступив при этом нужное количество клеточек.
Во-первых, я считаю, что такой аккуратизм никому не нужен. Во-вторых, предпочитаю, чтобы в рабочей тетради человек именно РАБОТАЛ, совершая и исправляя ошибки, а не думая только о том, чтобы их не наделать.
К чему я это? Если ребёнок идёт в школу, с ним нужно сидеть и помогать делать уроки. Времени я буду тратить на преподавание столько же, а проблем гораздо меньше. Не говоря уже о том, что ребёнок будет тратить в разы меньше своего времени.

Лучше не напишешь! :)

В итоге договорилась с той же учительницей, что и 1й класс Настя будет осваивать с ней, при занятиях 2 раза в неделю. Я рассмотрела учебники и посчитала (учитывая опыт старшей дочери), что этого будет совершенно достаточно.
А моя старшая дочь на экстернате со 2 класса.
Цитата:
В первом классе мы занимались часа по два в день.

У нас получается даже меньше: 2 раза в неделю по 2 часа. Настя получает домашние задания, где небольшой текст с заданием. По мере развития навыков чтения заданий будет больше. Ей нравится делать задания самой. В прописях рисует всякие узоры ручками разных цветов, но аккуратно.
_________________

Я не хочу, чтобы мои дети были как все или лучше других.
Я хочу, чтобы они были счастливы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6988
В дневниках: 2971
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Вс Авг 25, 2013 14:25     Ответить с цитатой

Варя, ага, я прям не смогла удержаться от перепоста -- так мне понравились заметки автора: спокойные и трезвые, без обвинений кого бы то ни было.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Родина-мать
Cat Guru
Cat Guru


На сайте с 27.03.06
Сообщения: 15653
В дневниках: 1810
Откуда: Н-ск (Сибирский Молл)
СообщениеДобавлено: Пн Сен 02, 2013 21:17     Ответить с цитатой

Девочки, интересная история мамы - Людмилы Шалафан - создала блог, где подробно рассказывает о поступлении дочери на семейную форму в первый класс. Почти весь путь семья прошла самостоятельно, используя рекомендации, которые дал руководитель МОО "За права семьи" Павел Парфентьев http://mix4life.ru/blogs/profesija-mama/kak-my-postupali-v-1-klas-chast-1.html
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора         Благодарностей:  (1)  
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество » Семейное образование. Экстернат
Страница 1 из 8 На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах