Новости сайта и форума Sibmama 
[Скоро, скоро Новый год!]
2018 - ГОД ЖЕЛТОЙ ЗЕМЛЯНОЙ СОБАКИ

Тема на форуме Сибмамы, где собрано все самое важное и нужное, можно спросить совета и поделиться опытом!

    
Ретро-школьная жизнь в Барнауле
А было так.....

 

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Барнаул и Алтайский край » Алтайские детки - все о воспитании детей в Барнауле и Алтайском крае » Детские сады, школы, вузы, ссузы Барнаула и Алтайского края
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm


На сайте с 22.09.11
Сообщения: 26460
В дневниках: 2170
Откуда: Барнаул центр
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2017 11:04    Заголовок сообщения: Ретро-школьная жизнь в Барнауле Ответить с цитатой

Женская гимназия Будкевич

Памятник архитектуры регионального значения.
Здание построено в 1905г. После этого многократно перестраивалось. Наибольшей перестройке подверглось в 1912г. Оценить ее масштабы по сравнению с окружающими домами можно на архивной фотографии.



С 1907 по 1915гг. в нем размещалась частная женская гимназия Будкевич. После эмиграции Будкевич в Швейцарию в 1915 - 17гг. - казенная гимназия. В Советские годы здесь находился Институт усовершенствования учителей.
Сейчас чего только нет - точно знаю про музей мёда, мастерскую берестяных изделий, автошколу и студию кино-фото мастерства[/quote]






Бийская предпринимательница Мария Флегонтовна Будкевич.


8 (20) марта 1861 г. родилась основательница Барнаульской частной женской гимназии М. Ф. Будкевич (1861-1920)
Будкевич Мария ФлегонтовнаМария Флегонтовна Будкевич (в девичестве Шалабанова) родилась 20 (8 по старому стилю) марта 1861 г. в семье дьякона. В 1879 г. окончила Томскую Мариинскую женскую гимназию, там же в 1880 г., прослушав специальный педагогический курс, получила право на звание домашней учительницы математики. Преподавала в Бийском Владимирском женском приходском училище, затем в Бийской Николаевской женской прогимназии. В 1883 г. вышла замуж за дворянина Э. Ю. Будкевича и более чем на двадцать лет оставила педагогическую деятельность. Причина, как можно предположить, заключалась в рождении и воспитании детей: Эмилии (1886), Георгия (1888), Евгении (1890) и Веры (1893).

2 января 1904 г., по разрешению попечителя Западно-Сибирского учебного округа, открыла в Барнауле подготовительные классы на 25-30 человек, по программе первых трех классов гимназии и реальных училищ. В мае 1908 г. классы были преобразованы в частную женскую гимназию, и Мария Флегонтовна стала её начальницей. Интересно, что она не сама себя назначила, а была избрана попечительным советом гимназии и утверждена попечителем Западно-Сибирского учебного округа. И жалованье получала наравне с другими учителями, причём довольно скромное: 1 500 рублей в год за руководство гимназией и 345 рублей за уроки (она преподавала чистописание и арифметику).

Можно с уверенностью сказать, что Мария Флегонтовна основала гимназию не ради личного обогащения, а чтобы послужить делу народного просвещения, в первую очередь женского. Правда, обучение было платным, но этой платы едва хватало на содержание гимназии и жалованье учителям.

Барнаульская женская гимназия М. Ф. БудкевичВ гимназии было семь классов и два подготовительных: младший и старший. В ней подобрался прекрасный состав преподавателей: уроки географии вел Порфирий Алексеевич Казанский, словесность и обществоведение - Григорий Дмитриевич Няшин, пение Антоний Иванович Марцинковский, рисование - художник Михаил Иванович Трусов, в 1920 г. возглавивший секцию ИЗО при губотделе народного образования.

Учительницей естественной истории и физики была дочь Марии Флегонтовны Евгения Эдуардовна. Старшая дочь, Эмилия, училась в Новочеркасске на Высших женских курсах; младшая, Вера, с началом войны пошла на фронт сестрой милосердия; сын Георгий служил на железной дороге.

Здание гимназии, по свидетельству краеведа К. Н. Метельницкого, появилось в начале XX в. При нём имелся небольшой сад, отгороженный от улицы резным деревянным забором. Оно было двухэтажным, третий этаж с башенкой надстроили уже в 20-е годы.

В январе 1916 г. Мария Флегонтовна участвовала в работе Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике, проходившего в Петрограде. В апреле 1917 г. была избрана в городское народное собрание, заменившее городскую думу.

С началом войны, а особенно после революции, материальное положение гимназии ухудшилось. В дополнение к небольшим субсидиям губземуправы и министерства народного просвещения (колчаковского) коллектив гимназии старался изыскивать средства своими силами. Так, 6 января 1917 г. родительский комитет поставил пьесу Н. В. Гоголя «Женитьба» в пользу неимущих учениц. 2 февраля гимназистки 7-го класса устроили благотворительный вечер в пользу детей георгиевских кавалеров.

24 апреля 1919 г. здание гимназии было реквизировано военным ведомством под офицерские квартиры. Занятия с этого времени проводились в правлении Алтайского центрального кредитного союза по вечерам, после ухода служащих, а также на квартире городского головы И. И. Токарева, который любезно предоставил гимназии одну комнату. Других помещений просто не было: город еще не оправился от страшного пожара, случившегося 2 мая 1917 г.

24 января 1920 г. Алтайский губотдел народного образования, «ввиду существования в городе тифозной эпидемии, а также в силу технической невозможности проведения в жизнь в настоящих условиях декрета Совнаркома о единой трудовой школе», закрыл в Барнауле все учебные заведения, кроме учительской семинарии и механико-технического училища им. И. И. Ползунова. Учителя были объявлены «мобилизованными для нужд отдела», им предложили написать заявления о приёме заново в школу с изложением своих педагогических и общественно-политических взглядов, другими словами, письменно засвидетельствовать лояльность к советской власти.

С марта занятия в городе возобновились лишь в начальных школах, но из-за недостатка мест приняты в них были в основном «пролетарские» дети.

В январе-феврале 1920 г. имущество гимназии: парты, столы, шкафы и прочее было буквально растащено по записочкам губоно разными учреждениями; библиотека, 3 610 томов, передана в библиотечную секцию губоно, и следы ее затерялись. Гимназия перестала существовать...

10 сентября 1920 г. в газете «Красный Алтай» появилось коротенькое, в две строчки, сообщение: «9 сентября умерла М. Ф. Будкевич, зав. 16-й сов. Школой».



Цитата:

Более 300 учениц изучали широкий круг дисциплин: русский язык и литературу, французский и немецкий языки, историю, географию, математику, Закон Божий, рисование, пение и рукоделие. Преподавательский состав был сформирован из квалифицированных кадров — учителя заканчивали женские курсы и другие, приравненные к вузам учебные заведения.


Аттестат ученицы гимназии Высоцкой В. В. об окончании 7-го класса с автографами Будкевич и др. учителей. 1918 г, Барнаул




Школьная форма гимназисток Барнаула (гимназия Будкевич). Фотограф С. Борисов






_________________
а помнишь каждая снежинка
напоминала нам звезду
в далёком тысяча волшебном
году

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)


Последний раз редактировалось: Кошка в доме (Ср Сен 20, 2017 17:38), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник          благодарностей: 3  
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm


На сайте с 22.09.11
Сообщения: 26460
В дневниках: 2170
Откуда: Барнаул центр
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2017 11:06     Ответить с цитатой

Барнаульская казенная прогимназия (угол Пушкинской улицы и Соборного переулка). В 1877 г. была открыта как прогимназия, в 1900 г. преобразована в гимназию.
Фото 1912 г. Из фондов АГКМ.



Наше время











Повседневная жизнь Барнаульской женской гимназии (по материалам дневника Н. Ф. Шубкина)

В августе 1877 г. в Барнауле была открыта женская прогимназия, в 1900 г. она была преобразо­вана в гимназию. В Барнаульской женской гимназии с 1907 г. преподавал литературу и русский язык Николай Феоктистович Шубкин. В годы преподавания в женской гимназии он вел дневник. «Я уже пятый год педагогом. Немало тяжелых минут пришлось мне пережить в связи с этой деятельностью. Но все-таки я люблю это дело. Люблю свой предмет - словесность и желал бы быть хорошим учителем, полезным для своих учениц. Пусть же этот дневник помогает мне разобраться в моей работе, Пусть копит он крупицы опыта, которые часто затериваются и забываются без всякого следа».


Выдержки из дневника были опубликованы в журнале «Новый мир» (1984, № 4), а в 1998 г. в Петер­бурге вышло отдельной книгой полное издание дневника. Оригинал дневника хранит­ся в фондах Алтайского государственного краеведческого музея. Этот уникальный документ позволяет нам живо представить будни провинциальной дореволюционной гимназии, прикоснуться к прошлому нашего города.

«Обучение в гимназии было платным: в первых четырех классах - 60 руб., в V-VII- 70 руб., в VIII (педагогическом) классе плата доходила до 80 руб. в год с ученицы. Плата за обучение вносилась вперед за полугодие. Такая плата была довольно высо­кой для большинства горожан. А ведь еще необходимо было покупать форму, учебни­ки, письменные принадлежности и т.п., все это часто создавало значительные трудно­сти для учениц из небогатых семей, особенно иногородних.

Предметы, преподававшиеся в женских гимназиях, делились на обязательные и необязательные. К обязательным относились: закон Божий, русский язык (грамма­тика и знакомство с важнейшими произведениями словесности), математика, гео­графия всеобщая и русская, история, физика, иностранный язык (немецкий или фран­цузский), чистописание. В числе необязательных предметов были черчение, рисова­ние, гимнастика, музыка, пение, танцы.

Все ученицы гимназии обязаны были носить форму. О том как выглядела в то время форма гимназисток, можно судить по описанию современницы: «Красивая дама в черном платье показала нам два манекена. На обоих были одинаковые коричне­вые, с длинными рукавами платья, с прямыми воротниками-стойкой, на которых бе­лели подворотнички. На одном манекене черный сатиновый фартук на бретельках, на втором белый с оборками, карманов нигде не было». «Это ваша форма, – сказала нам дама, одна рабочая, а вторая торжественная. Чулки и ленты могут быть только коричневого или черного цветов. Волосы заплетать в косы или коротко стричь, но космы не распускать. Никаких украшений не надевать».

Учебный год делился на два полугодия с летними и рождественскими каникулами. Занятия шли шесть дней в неделю. Уроки начинались с 9 часов утра. Продолжитель­ность урока была больше, чем сейчас – 55 минут. Между уроками были пятиминут­ные перемены, между третьим и четвертым уроками, с 12 до 1230 – большая переме­на для обеда учителей и учащихся. Всего уроков было пять, они заканчивались в 230. По такому расписанию жили все гимназии страны.

В Барнаульской женской гимназии профилирующими были гуманитарные предметы. Например, по учебному плану 1914 г. на цикл гуманитарных дисциплин отводилось 138 часов в неделю – в два раза больше, чем на изучение математики, физики, природоведения и географии, вместе взятых. В гимназии преподавались иностран­ные языки, история, логика, психология, дидактика. Весьма важным считалась вы­работка красивого почерка (в гимназии была специальная учительница чистописа­ния), навыков грамотного письма, выразительного чтения.

При низкой зарплате нагрузка на учителей была весьма значительной. Рабочий день учителя гимназии обычно начинался с 8 часов утра. Обычной нагрузкой было 3-4 урока в день, 18-24 в неделю. Последний урок заканчивался в половине третье­го, однако после этого учитель не мог сразу идти домой. Нередко необходимо было поработать с отстающими, участвовать в подготовке различных мероприятий, в пе­дагогических советах и т.п. Домой преподаватели приходили около 4-5 часов дня. По праздничным дням учитель был обязан сопровождать учащихся в церковь и присутствовать на службе. Особенно тяжело приходилось словесникам – учи­телям русского языка и литературы, которым было необходимо проверять букваль­но горы письменных работ: «Ученические работы - это настоящий крест учителей русского языка. Ни по одному из других предметов нет такого количества письмен­ных работ... Ни у одного из преподавателей не отнимают они столько времени, зас­тавляя сидеть за ними целые вечера и посвящать этому почти все праздники».

Учащиеся того времени также практиковали списывание и использование шпаргалок. Неоднократно на страницах дневника Николай Феоктистович приводит такие случаи. За подобные проступки, так же, как и в наши дни, ставили единицы, вызыва­ли родителей для беседы.

Ученические вечера являлись частью повседневной жизни гимна­зии. Вот как Н. Ф. Шубкин описывает один из вечеров, не забыв при этом опять попенять на начальство: «Вчера состоялся ученический вечер, устроенный ученицами VI и VII классов. Сначала был спектакль, а потом танцы и игры. Спектакль сошел недурно и довольно весело; но пьеса была довольно пошленькая (выбор нашей на­чальницы, которая пьесу из крестьянской жизни, выбранную ученицами, забраковала). Еще хуже, пожалуй, была пьеса на недавно бывшем спектакле в частной гимназии... Вооб­ще дело развлечений учениц составляет у нас монополию начальниц».

Николай Феоктистович, присутствовавший по долгу службы на ученических вече­рах и активно участвовавший в подготовке большинства из них, на что нередко отни­малось у него много времени, писал: «Но все же ученические вечера, конечно, вещь необходимая. Какое оживление и непринужденное веселье царит на них! Так весе­литься может только молодежь... Любо посмотреть, какими веселыми, жизнерадос­тными парами носятся ряд за рядом наши ученицы. Везде заразительный смех, све­жие румяные лица».

Кроме вечеров, традиционным «внеклассным мероприятием» для учебных заведений были торжества по поводу юбилеев деятелей истории и культуры, которые обычно проводились по указке сверху: «Вчера отметили Ломоносовский юбилей. За несколько дней пришло распоряжение отпраздновать его и мне поручено было составить речь... Потом ученицы продекламировали «Школьника» и несколько од Ломоносова, к чтению которых я подготовлял их почти целую неделю, было и пение, а в заключение гимн, на исполнении которого настоял директор».
Код:
http://altlib.ru/860   
_________________
а помнишь каждая снежинка
напоминала нам звезду
в далёком тысяча волшебном
году

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник          благодарностей: 1  
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm


На сайте с 22.09.11
Сообщения: 26460
В дневниках: 2170
Откуда: Барнаул центр
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2017 11:07     Ответить с цитатой

16 сентября 1912 г в Барнауле состоялось торжественное открытие мужской гимназии в здании бывшего Горного госпиталя на Демидовской площади. Директор - К.Д. Шинкаренко, почетный попечитель - И.К. Платонов.





_________________
а помнишь каждая снежинка
напоминала нам звезду
в далёком тысяча волшебном
году

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник          благодарностей: 2  
 
Аля
Академик
Академик


На сайте с 24.04.07
Сообщения: 1813
В дневниках: 10757
Откуда: Барнаул
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2017 14:01     Ответить с цитатой

Кошка в доме
Спасибо, очень интересно! Внутри здания гимназии есть огромная печь, которая сохранилась с прошлых времен, конечно, не рабочая.

Вот еще интересная статья о гимназии и её директоре Марии Флегонтовне Будкевич.
Код:
http://www.altlib.ru/component/content/article/89-data/289-budkevich-mariya-flegontovna.html


Непонятно только, если она эмигрировала в Швейцарию в 1915-17 гг, как её подпись могла оказаться в аттестате 1918 года. Либо это подпись дочери М.Ф., которая была преподавателем в гимназии?
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm


На сайте с 22.09.11
Сообщения: 26460
В дневниках: 2170
Откуда: Барнаул центр
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2017 17:16     Ответить с цитатой

Аля
Я вот тоже на это обратила внимание, кстати. На какое-то расхождение фактов и дат. Но пока времени дополнительно порыться не было.
Добавила информацию в пост.
_________________
а помнишь каждая снежинка
напоминала нам звезду
в далёком тысяча волшебном
году

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm


На сайте с 22.09.11
Сообщения: 26460
В дневниках: 2170
Откуда: Барнаул центр
СообщениеДобавлено: Чт Сен 21, 2017 0:05     Ответить с цитатой



Маруся Кирнасова, барнаульская гимназистка из богатых купцов.
29.01.1917 она против воли родных выйдет замуж за будущего писателя и педагога Адриана Топорова и на 60 лет станет его главной помощницей, в т.ч. при создании коммуны "Майское утро" и книги "Крестьяне о писателях".
информация из открытых источников
_________________
а помнишь каждая снежинка
напоминала нам звезду
в далёком тысяча волшебном
году

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm


На сайте с 22.09.11
Сообщения: 26460
В дневниках: 2170
Откуда: Барнаул центр
СообщениеДобавлено: Чт Сен 21, 2017 0:07     Ответить с цитатой

Школы, училища, гимназии (1753 - 1917)


1753, 18 января. Открыта заводская школа "для обучения детей мастеровых по-российски читать и писать". До 1761 г. была словесной, затем появились классы арифметический и геометрии и тригонометрии. В школу набирались мальчики в возрасте 5-7 лет, срок обучения был 6-7 лет. Неспособных отсеивали. Кроме чтения, письма, математики, обучали распознаванию, сортировке руд и другим азам горного дела. Много времени уделялось заучиванию молитв. В 1773 г. в словесном классе учились 123 человека, в арифметическом - 79, в классе геометрии и тригонометрии - 34. В августе 1897 г. школа была закрыта, ученики распределены по школам Общества попечения о начальном образовании в Барнауле.

1758. Начались занятия в госпитальной школе при Барнаульском горном госпитале. Школа готовила лекарей (врачей) и подлекарей (фельдшеров) для всей Сибири. За время существования школы (1758 - 1786) ее окончили, по разным данным, 60-160 человек. Выпускниками школы были начальник медслужбы Колывано-Воскресенских заводов Семен Иванович Шангин, его братья Петр и Алексей, исследователь лекарственной флоры Алтая Андрей Михайлович Залесов, пионер оспопрививания на Алтае и в Сибири Тимофей Андреев.

1779. Кабинет принял решение об открытии в Барнауле горного училища. Фактически занятия начались в 1785 г. Училище первоначально замышлялось как "благородное", нос 1789 г. по распоряжению начальника заводов Г. С. Качки в него стали принимать наиболее способных учеников горнозаводских школ независимо от социального происхождения.

Это было первое в Сибири среднетехническое училище. Оно готовило горных и заводских техников (уставщиков), межевщиков. Лучшие выпускники направлялись в Петербургское горное училище (позже - Горный институт). В 1836 г. училище переименова­но в окружное. Иностранные языки, литературу, географию стали преподавать лишь детям "благородного" сословия, чтобы они могли поступить в Горный институт или другие высшие учебные заведения, из остальных готовили младших технических специалистов.

В 1897 г. училище преобразовано в реальное. В разное время в нем преподавали: будущие академики В. В. Петров, Ф. В. Радлов, академик живописи М. И. Мягков, исследователь природы Алтая В. И. Верещагин, журналист и общественный деятель Л. И. Шумиловский.

1868. Межевщик В. М. Климов открыл на свои средства бесплатную школу грамотности для мальчиков и девочек. Учил их чтению и письму, жена - рукоделию. В 1873 г. за "полезные труды" награжден орденом св. Станислава 3-й степени.

1869, 16 августа. Открыто духовное училище.

1877, 1 октября. В доме, подаренном вдовой чиновника Е. А. Преображенской, открыта первая на Алтае женская прогимназия. В 1900 г. преобразована в гимназию.

1880. Мужское отделение приходской школы преобразовано в двухклассное городское училище с шестилетним сроком обучения. Разместилось в доме, подаренном городским головой Н. А. Давидовичем-Нащинским.

1882, июнь. Жена чиновника Е. И. Судовская пожертвовала 10 тысяч рублей для помощи беднейшим ученицам женской прогимназии.

1884. В Барнауле на 16 тысяч человек населения имелись: окружное, духовное, го­родское училища (все три - для мальчиков), женская прогимназия, приходское женское училище с общим числом учащихся 550 человек. Детей школьного возраста было в два раза больше.

1885, 15 сентября. Обществом попечения о начальном образовании в Барнауле от­крыта Нагорная школа - первое бесплатное общее для девочек и мальчиков учебное заведение. С 1886 г. размещалось в собственном здании, построенном на добровольные пожертвования. Современный адрес: ул. Аванесова, 30.

1891, 14 ноября. Обществом попечения о начальном образовании в Барнауле от­крыто параллельное отделение (1-й класс) Нагорной школы для Зайчанской слободы. В 1896 г. Зайчанская школа разместилась в собственном здании, построенном на добровольные пожертвования. В Нагорной и Зайчанской школах училась треть барнаульских школьников. В 1918 г. обе школы переданы в ведение городского самоуправления.

1895, 26 марта. По результатам однодневной переписи в Барнауле было 68,9 процента неграмотных (мужчин - 52,6 и женщин - 76,7).

1897, 9 ноября. Обществом попечения о начальном образовании в Барнауле открыты две воскресные школы для взрослых.

1904, 11 марта. Открыта частная женская гимназия М. Ф. Будкевич.

1911, 29 августа. На базе училища при обществе приказчиков открыта торговая школа с пятилетним сроком обучения. Закрыта 12 декабря 1918 г.

1912, 1 января. Из 4 293 детей школьного возраста школу не посещали 1 517.

1912, 17 сентября. Открыта мужская гимназия. Разместилась в здании бывшего горного госпиталя. Первый выпуск состоялся 15 марта 1918 г. Аттестат зрелости получили 20 человек.

1913. Отослан в Петербург проект перехода ко всеобщему начальному образова­нию в Барнаульском уезде. Должен был осуществиться к 1922 г.

1914. март. На введение всеобщего начального образования Барнаулу ассигновано 15 120 рублей.

Открыта частная женская прогимназия Н. Н. Красулиной.

1915, 15 сентября. Начались занятия в мужской учительской семинарии.

1916, 11 декабря. Открыто механико-техническое училище имени И. И. Ползунова с низшей ремесленной школой при нем - первое в Западной Сибири учебное заведение подобного профиля. Готовило специалистов по сельхозмашинам, мукомольному делу и переработке сельхозпродуктов. В 1921 г. преобразовано в мехтехникум, в 1924 г. - в сельхозтехникум.

1917, 29 августа. Обществом попечения о начальном образовании в Барнауле открыта Народная гимназия. Давала возможность детям бедняков, которым путь в обычную гимназию затруднителен, получить среднее образование. К 1919 г. в гимназии было пять групп, 150 учащихся.

По Всероссийской переписи 1917 г. в Барнауле грамотность составляла 43,8 процента. Из 56 007 жителей умели читать и писать 17 376, только читать – 1 357. Учащихся – 5 823 человека - 76,9% от общего числа детей школьного возраста.

Источник информации:

Гришаев В. Ф. Хронограф. Школы, училища, гимназии (1753 - 1920) // Барнаул. История культуры. Пособие для учителя. Барнаул, 2000. С. 54-56.
_________________
а помнишь каждая снежинка
напоминала нам звезду
в далёком тысяча волшебном
году

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm


На сайте с 22.09.11
Сообщения: 26460
В дневниках: 2170
Откуда: Барнаул центр
СообщениеДобавлено: Чт Сен 21, 2017 0:29     Ответить с цитатой

Много букв
Скрытый текст:
Если говорить непосредственно об учебных заведениях Барнаула, то
вплоть до 1877 г. здесь не было ни одного среднего женского учебного заве-
дения. И только в 1877 г. в Барнауле появляется женская прогимназия.
Разговоры о ее открытии велись не менее 10 лет, и лишь после того, как жена
горного офицера Е. Преображенская подарила для нее дом, прогимназия
открыла свои двери.

Обучение в ней было платным, предназначалась прогимназия для детей привилегированных сословий. Сама жизнь настоятельно
требовала развития образования, однако в провинции, и особенно сибир-
ской, вопросы школьного образования решались очень медленно. Лишь че-
рез 20 лет после открытия прогимназия была преобразована в гимназию —
24 августа 1900 г.
Настоятельная необходимость этого шага была несомненной. Так в 1898 г.
была составлена «Записка по вопросу о преобразовании Барнаульской жен-
ской прогимназии в гимназию», в которой приводились доказательства
необходимости этого мероприятия. В частности, в ней говорилось о том,
что «необходимость женского образования, составляющего в настоящее
время одно из важнейших условий совершенствования как частного, так
и общественного быта, сознается обществами не только центров умствен-
ной и промышленной жизни обширной Российской империи, но и на отда-
ленных окраинах, где наравне с другими городами более культурные граж-
дане нашего отечества заботятся об учреждении средних женских учебных
заведений. Барнаул не составляет в этом отношении исключения. Уже при
учреждении женской прогимназии было, по-видимому, признано, что 4-
классная прогимназия, дающая законченный курс первоначальных знаний
не может удовлетворить образовательным потребностям жителей города и
поэтому, вероятно, в пределах имевшихся тогда средств, решено было уси-
лить 4-летний курс прогимназии открытием в дополнение к другим классам
5-го, имеющего однако же мало значения без остальных двух старших классов,
входящих в состав гимназии». Авторы документа констатируют, что «за пери-
од времени, истекший с основания прогимназии, увеличилось значительно
количество жителей Барнаула, дошедшее до тридцати тысяч и вместе с этим
возросло число родителей понимающих цену просвещения и желающих
дать своим дочерям образование выше уровня 4-х классов прогимназии»

18 марта 1898 г. городская дума, по ходатайству попечительного совета
и с представления городского головы, особенно сочувственно отозвавше-
гося на настоятельную надобность прогимназии, решила расширить зда-
ние пристройкой с необходимым ремонтом основного строения, благода-
ря чему прогимназия могла бы иметь в своём распоряжении для младших
классов большие комнаты, которые дадут возможность увеличить приём
учениц до 40–45 чел. в каждом классе, а такое увеличение учащихся, неиз-
бежно повлекло за собой в непродолжительном времени возрастание их
числа в следующих трёх классах, в том числе в 5-ом. Поэтому нельзя сомневаться, что в Барнауле была потребность в женском образовании превышающем начальное.
Для окончивших курс 5 класса, стремление к продолжению образования
встречало большие затруднения, преодолеть которое не всем было по силам.
Действительно, родители, не имевшие достаточно средств, требующихся
для содержания дочерей в других городах, должны были совсем отказываться
от своего желания продолжить образование дочерей. Родители же, не стес-
няющиеся в средствах для достижения более полного и законченного об-
разования, дочерям своим должны были «отказывать от родной семьи»,
отправляя в другие города и предоставлять ближайшее попечение о них и ру-
ководство ими посторонним лицам, далеко не всегда оправдывающим до-
верие. Понятно поэтому, что даже из родителей, обладавших достатком, не все
решались, при таких условиях продолжить образование дочерей. Недоста-
точная степень образовательного значения 5 класса, без 2-х последующих
и затруднения, встречаемые родителями для продолжения образования доче-
рей, оказывали без сомнения неблагоприятное влияние на численный сос-
тав учащихся 5-го класса.

Единственным способом разрешить эту серьёзную задачу являлось пре-
образование женской прогимназии в гимназию, хотя бы без дополнитель-
ного педагогического класса, на что потребовались бы и не особенно значи-
тельные средства.

К желательности такого преобразования приводит и рассмотрение желательности такого преобразования приводит и рассмотрение состава учащихся прогимназии по сословиям и месту жительства родителей.

К 1января 1898 г. из 159 учениц к числу дворян и чиновников принадлежало 64,
почётных граждан и купцов 1-ой гильдии — 3, к духовному сословию — 12,
к остальным городским сословиям (купцы 2-ой гильдии, мещане, ремеслен-
ники) — 76, к крестьянам — 4. Из этого видно, что дети привилегирован-
ных сословий (дворяне, чиновники, купцы 1-ой гильдии, почётные граждане
и духовного звания) в числе 79 учениц составляли почти половину всего
числа; дети городских сословий — немного менее (76 учениц) и дети сель-
ских сословий — очень малое число (4 ученицы); следовательно, среди жи-
телей Барнаула и прилегающих к нему местностей было достаточное число
родителей, для которых отсутствие возможности дать детям своим обра-
зование, соответствующее средствам и положению, составляло большое ли-
шение. В то же время, из 159 учащихся 123, то есть 77% (более 3/4) принадле-
жало по месту жительства их родителей городу Барнаулу.
Таким образом, численный состав учащихся, распределение их по сосло-
виям, принадлежность более 3/4 их по месту жительства г. Барнаулу, всё это
делало в высшей степени желательным преобразование Барнаульской жен-
ской прогимназии в полную (7 классную). По подсчетам, для такого преоб-
разования потребовалось бы 3380 руб.
Таких средств прогимназия в своём распоряжении не имела: «её ны-
нешнего источника содержания только что достаточно для удовлетворения
постоянно возрастающих, с развитием учебного заведения, обычных потреб-
ностей. Правда с начала 1898–1899 учебного года плата за учение обязатель-
ным предметам была увеличена с 15 до 18 руб. в год и одновременно с тем,
благодаря расширению здания, число учащихся, вероятно, возрастёт через
год-два до 180 чел., а в последующие годы число увеличится ещё, и, таким
образом, получится избыток в сборе платы за учение, который и может быть
употреблён на содержание гимназии. Вследствие увеличения в последнее
время цен на квартиры и дрова, и вообще на жизненные припасы, возвыше-
ние платы было бы обременительным для родителей и могло бы даже дать
результат противоположный ожидаемому: уменьшение числа учащихся и,
следовательно, и сбора платы за учение. Поэтому для предполагаемого пре-
образования должны быть изысканы другие достаточные средства и един-
ственным решением вопроса о них может быть только обращение с ходатай-
ством о пособии к Барнаульской городской думе и правительству. Имеется
в виду, что городом выдаётся уже ежегодное пособие в1200 руб., а в нынеш-
нем году им означено до 11 тыс. руб. на расширение здания, и городское са-
моуправление само испытывает некоторые затруднения в средствах, было
бы более ощутимо просить городскую думу об ассигновании на содержание
старших классов будущей гимназии только 1 тыс. руб. из числа 3380 руб.,
требующихся. Что касается размера пособия от правительства, то на осно-
вании утверждённого положения о женских гимназиях и прогимназиях
Министерства народного просвещения, оно не должно превышать 2 тыс. руб.
на каждую гимназию. О назначении пособия в таком размере необходимо
обратиться с ходатайством к господину Попечителю Западно-Сибирского
учебного округа с тем, чтобы он, в случае недостаточности кредита отпуска-
емого в его распоряжение для выдачи пособий женским гимназиям и про-
гимназиям Западной Сибири, со своей стороны возбудил ходатайство пе-
ред г. Министром Народного Просвещения об увеличении этого кредита
на 2000 руб. для выдачи ежегодного пособия Барнаульской женской гим-
назии. Оставшиеся 380 руб. могли бы быть отнесены на средства самой
гимназии.
При благоприятных условиях и ходатайстве преобразование в гимназию
могло бы совершиться в начале 1899–1900 учебном году и г. Барнаул, обла-
дая двумя полными средними учебными заведениями — реальным учили-
щем и женской гимназией, без опасение за свою отсталость мог бы достой-
но встретить наступающее XX столетие»9 .
Барнаульская женская гимназия была преобразована из 5-классной про-
гимназии 24 августа 1900 г., причём в этом году был открыт только 6-ой класс,
в 1901 г. — 7-ой и в 1902 г. — 8-ой.
Относительно источников содержания гимназий можно отметить, что
учебные заведения финансировались и государственным казначейством,
и городом, но основным источником доходов была плата за обучение. Это
видно на примере Барнаульской 1-ой женской гимназии.

Таким образом, как и все женские школы, которые получали от казны
лишь незначительные субсидии, так и бюджет барнаульской гимназии со-
стоял, в основном, из сборов платы за учение, которая увеличилась с 1898 по
1901 г., почти в 2 раза (с 2916 руб. до 5850 руб.), и пособий от города, возрос-
ших с 2200 руб. до 2700 руб. Причем рост платы за обучение произошел за
счет увеличения количества учащихся. Остальные источники остались
практически без изменений. Если сравнить источники содержания жен-
ских и мужских гимназий, то можно отметить, что они были различны. Доля
правительственных средств в общем, доходном бюджете первых занимала
третье, редко второе место. В мужских же средних учебных заведениях она со-
ставляла основу бюджета.
В то время существовала форма попечительства отдельных учебных за-
ведений. Попечители были в курсе всех дел курируемого учебного заведе-
ния, иногда принимали участие в заседаниях педсоветов, вручали лучшим
ученикам похвальные грамоты и прочие поощрения. Нередко они делали
подарки учебному заведению и от себя лично, например, на ремонт здания,
приобретение мебели, книг и прочее. В попечительский совет первой жен-
ской гимназии входили барнаульские предприниматели И.К. Платонов,
братья Ворсины, В.Д. Сухов, Г.В. Грязнов, А.Г. Морозов, городской архитек-
тор И.Ф. Носович.

За 5-летие, с 1894 по 1898 г., число учениц в прогимназии увеличилось
почти в 1,5 раза, со 108 до 159 человек. А после преобразования в гимназию
к 1912 г., здесь обучалось 410 девочек. Из общего их числа в 1898г. более
половины принадлежало к городским сословиям (76), чуть меньше (64) —
к числу дворян и чиновников, из крестьян же было всего лишь 4 ученицы.
Хотя при открытии прогимназии из 82 учениц дети мещан составляли всего
10% (8 чел.)12. К 1912 г. социальный состав первой гимназии изменяется:
увеличивается число представительниц дворянства и чиновничества, кото-
рые составляли более половины от общего числа школьниц (193 ученицы),
дочерей мещан и купцов было около трети (137)13. Одной из причин измене-
ний в социальном составе учащихся, на наш взгляд, был гуманитарный
уклон первой гимназии и открытие в г. Барнауле в 1907 г. второй женской
гимназии учрежденной М.Ф. Будкевич, в которую предпочитали отдавать
своих детей купцы и мещане. К 1909 г. представительниц дворянства здесь
было в 2 раза меньше, чем учениц из городских сословий (соответственно 81
и 184 школьницы)

Относительно педагогического состава первой женской гимназии мож-
но сказать следующее: в 1878 г. в Барнаульской прогимназии из 8 служащих
лишь трое закончили С.-Петербургский институт для девиц15. В 1902 г.,
когда гимназия была преобразована в гимназию, и число служащих достиг-
ло 22 чел. — 8 из них имели высшее образование16. Таким образом, лишь
треть всего педагогического персонала получила образование выше сред-
него, налицо была явная нехватка профессиональных учителей. Так, когда
учительница истории и географии Анна Алексеевна Палкина, окончившая
С.-Петербургские Высшие женские курсы, была приглашена в Тюменскую
гимназию, председатель педагогического совета Барнаульской первой гим-
назии обратился с просьбой оставить ее, «т.к. место может надолго остаться
вакантным, потому что в настоящее время (1905 г.) трудно найти препода-
вательницу с высшим образованием»

В социальном отношении учебной и воспитательной деятельностью сре-
ди лиц женского пола в основном занимались дети чиновников и мещан,
вслед за ними шли представительницы духовенства. В первой женской гим-
назии в начале XX в. из 29 служащих к мещанскому сословию принадлежа-
ло 3 учительницы, к лицам духовного звания — 5, и к представительницам
чиновничества — 11.

Заработная плата преподавателя была невысока. Во второе десятилетие
XX в. она колебалась от 500 до 1000 руб. в год, и зависела от количества уро-
ков (за один урок платили 60 руб.). Многие стремились взять добавочные
уроки, либо устроиться на работу в еще одно учебное заведение. У учитель-
ниц было меньше возможностей совмещать преподавание в разных школах,
так как они не имели права вести занятия в мужских гимназиях. В то время
как преподаватели из Барнаульской мужской гимназии, Реального учили-
ща имели уроки и в женской гимназии.

В заключении можно отметить, что женские гимназии были более демо-
кратичны по своему социальному составу. Отличалась даже сама атмосфера
этих учебных заведений. «Общий дух в мужской гимназии совсем иной, чем
в женской, где более простые отношения с ученицами и между собой, в муж-
ской же больше формализма, педантизма. Педагоги там выглядят более чи-
новниками, человеками в футляре, чем в женской гимназии. Там никаких
разговоров, кроме служебных, не услышишь»

Первая женская гимназия не была единственной, в начале XX в. в Барнауле
появилось еще два средних женских учебных заведения: в 1907 г. М.Ф. Будке-
вич организовала частную женскую гимназию, а в 1910 г. частное учебное заве-
дение было открыто Н. Красулиной. Однако просуществовали они не долго и
в 1919–1920 гг. гимназии были преобразованы в «Единые трудовые школы».
_________________
а помнишь каждая снежинка
напоминала нам звезду
в далёком тысяча волшебном
году

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Кошка в доме
BrnAdm
BrnAdm


На сайте с 22.09.11
Сообщения: 26460
В дневниках: 2170
Откуда: Барнаул центр
СообщениеДобавлено: Чт Сен 21, 2017 0:31     Ответить с цитатой

Барнаульские гимназистки

_________________
а помнишь каждая снежинка
напоминала нам звезду
в далёком тысяча волшебном
году

Мы демократию приветствуем, но не практикуем (с)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Аля
Академик
Академик


На сайте с 24.04.07
Сообщения: 1813
В дневниках: 10757
Откуда: Барнаул
СообщениеДобавлено: Пт Сен 22, 2017 23:50     Ответить с цитатой

Кошка в доме
То, что М.Ф. Будкевич не эмигрировала - это точно. :-)
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
 Светлана Дм
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы


На сайте с 23.10.12
Сообщения: 4142
В дневниках: 32
Откуда: Барнаул, Южный р.п.
СообщениеДобавлено: Сб Сен 23, 2017 10:25     Ответить с цитатой

Кошка в доме
спасибо, очень интересно
_________________
ЖМИ на картинку!!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
Катюн
Профессор
Профессор


На сайте с 02.07.11
Сообщения: 6238
В дневниках: 6
Откуда: ТРЦ Европа
СообщениеДобавлено: Вт Сен 26, 2017 21:12     Ответить с цитатой

:give_heart: спасибо очень позновательно
_________________
= ДОМАШНИЕ ПОЛУФАБРИКАТЫ = "Сытный стол" https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=611860
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Барнаул и Алтайский край » Алтайские детки - все о воспитании детей в Барнауле и Алтайском крае » Детские сады, школы, вузы, ссузы Барнаула и Алтайского края Часовой пояс: GMT + 7
 
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах