Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
На сайте с 29.08.10 Сообщения: 19590 В дневниках: 7274 Откуда: Омск
Добавлено: Сб Ноя 11, 2023 21:28
Спасибо всем, что прочитали, посмеялись, поделились историями и даже покопались в сурьезной теме про унижение!
Мне всегда очень сложно выбирать рассказ на ФМ. Обычно я их совершенно не запоминаю да и читаю очень редко. Поэтому зашла со стороны автора. Перебирала, перебирала. И тут вспомнился Ярослав Гашек. Тем более он маленько с Омском связан. Жил чуток одно время. У нас и улица в честь него имеется и остановка.
Цитата:
- Наконец-то я увижу тот замечательный город, в котором меня должны были повесить, - сострил Гашек, когда в начале декабря 1919 года подъезжал в штабном вагоне 5-й армии к Омску.
Действительно, чешский полевой суд, квартировавший летом 1918 года в Омске, выдал ордер на арест красноармейца и журналиста Ярослава Гашека за измену интересам чехословацкой нации. А измена в те времена каралась казнью через повешение. И если бы чехи сумели арестовать писателя и доставить в Омск, то его участь, без сомнения, решилась бы однозначно.
Ярослав Гашек сражается на стороне красных. Но не с винтовкой в руках, а с пером. Гражданская война - в первую очередь война информационная. Талантливому журналисту всегда находится место в редакции той или иной газеты. Для Гашека четко определено место в строю красных политработников: пропаганда социалистических взглядов среди иностранных военнопленных и формирование интернациональных бригад.
В Омск он прибывает 3 декабря вместе с политотделом 5-й армии. Сколь долго автор «Бравого солдата Швейка» прожил в нашем городе, достоверно неизвестно. Срок его пребывания у нас, по разным источникам, колеблется от двух недель до полутора месяцев. И куда отправился потом, тоже непонятно - то ли в Новосибирск, то ли в Красноярск.
Жил он в гостинице «Россия» (ныне гостиница «Октябрь»). Беда положения журналиста, пишущего о конкретном писателе, заключается в том, что чем больше писатель работает, тем меньше о его жизни можно сказать что-то конкретного. Событий-то никаких. Сидит за письменным столом и пишет. И о жизни Гашека в Омске, сколько бы он здесь ни пробыл - полторы недели или полтора месяца, мы можем сказать одно: много работал. Поэтому, скорее всего, жил почти безвыездно в гостиничном номере. Главная проблема - достать керосин для настольной лампы.
В Омске Гашек создал пьесу «Хотим домой». Предназначалась она для военнопленных, коих в Омске тогда насчитывалось около 30 тысяч. Пьеса ставилась в театре «Будапештский». Этот театр Гашек создал в Омске в содружестве с венгерским режиссером Мадьяром Эрвином, которого откопал среди пленных. О судьбе театра сейчас тоже можно лишь гадать. Скорее всего, он стал передвижным. Ездил вместе со своими создателями. Следы театра обнаруживаются и в Новосибирске, и в Красноярске, где также побывал Гашек.
Из "Истоии Омского острога"
Я к своему стыду у Гашека читала только Швейка. А оказывается у него море рассказов. Злободневных и юморных. А так как мы любим книжки и что-то погорячее, то выбор пал книжку с клубничкой!
Была уверена, что меня раскусят моментально. Но Татьяна вовремя затеяла угадайку, еще и после Стейнбека. Идеальное сочетание!
На сайте с 14.02.09 Сообщения: 28833 В дневниках: 3036 Откуда: Тупик
Добавлено: Сб Ноя 11, 2023 21:38
Eugene 17
У нас в городе тоже есть улица Ярослава Гашека в Дзержинском районе. И у нас он был
Цитата:
В нашем городе Ярослав Гашек побывал дважды. 14 декабря 1919 года 27-я дивизия 5-й армии освободила город от колчаковцев. Гашек прибыл в Новониколаевск на другой день. Сохранилось несколько фотографий политотдела 5-й армии 1919 года. Считается, что одна из них сделана в Новониколаевске. Среди сотрудников и Ярослав Гашек.
Здесь он организовывал интернациональные секции, помогал восстанавливать советскую власть. В городе в это время свирепствовал тиф. Для борьбы с ним даже была создана специальная организация — Чекатиф, стремившаяся «превратить мор в эпидемию». Гашек очень сильно заболел. Из Новониколаевска, по сведениям краеведа И. Ф. Цыплакова, выехал через месяц — 16 января 1920 года. В составе 5-й армии он продолжал преследовать Колчака до самого Иркутска.
Во второй раз Ярослав Гашек был в Новониколаевске проездом, примерно в середине 1920 года, когда возвращался назад.
В ноябре 1920 года Ярослав Гашек вместе с женой Шурой, работницей уфимской типографии, с которой они поженились в Красноярске, вернулся на родину.
Гашек со своей сибирской женой
Последний раз редактировалось: Шагане (Сб Ноя 11, 2023 21:40), всего редактировалось 1 раз
Об авторе: Андрей Платонович Платонов (1899-1951) - советский писатель
Скрытый текст:
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 28 августа (16 августа по старому стилю) 1899 года в Воронеже.
Свой литературный псевдоним он образовал из имени отца, Платона Фирсовича — машиниста паровоза и слесаря железнодорожных мастерских в Воронеже. В честь него писатель позже назвал и своего сына. В начале 1920-х годов он официально поменял свою фамилию с Климентова на Платонова.
С детства Андрей впитал любовь к механизмам. Себя он в более позднем возрасте называл «человеком техники». Особенно полюбились ему паровозы, тема которых проходит через всё его творчество. Даже людей Платонов нередко описывал как некие машины, а машины часто представлялись одушевленными предметами.
Детство у мальчика закончилось довольно быстро. Уже в 14 лет он начал работать, чтобы помочь родителям, поскольку Андрей старшим ребенком в небогатой семье с 11 детьми.
Начинал он как помощник переписчика в губернском отделении страхового общества «Россия». Позже стал помощником машиниста на паровозе. А начиная с 1915 года в жизнь юного Андрея входит тяжёлый физический труд. Он устроился литейщиком на трубном заводе, а позже изготавливал мельничные жернова в воронежских мастерских. Также он вслед за отцом успел поработать слесарем.
В 1918 году Платонов решает продолжить обучение и поступает в Воронежский университет на физико-математическое отделение, но вскоре переводится на историко-филологическое.
Через год начинающий писатель снова кардинально меняет планы и становится студентом электротехнического отделения Воронежского рабочего железнодорожного политехникума. Планы смешала Гражданская война. Окончить техникум писатель смог лишь в 1921 году по завершении военных действий.
В 1920 в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд пролетарских писателей, где Платонов представлял Воронежскую писательскую организацию. На съезде проводилось анкетирование. Ответы Платонова дают представление о нём, как о честном (не сочиняющем себе «революционное прошлое», как другие) и довольно уверенном в своих силах молодом писателе: «Участвовали ли в революционном движении, где и когда?» — «Нет»; «Подвергались ли репрессиям до Октябрьской революции?..» — «Нет»; «Какие препятствия мешали или мешают вашему литературному развитию?» — «Низшее образование, неимение свободного времени»; «Какие писатели оказали на вас наибольшее влияние?» — «Никакие»; «Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите?» — «Никаким, имею своё».
Андрей Платонов короткое время был кандидатом в члены РКП(б), но за критику «официальных революционеров» в фельетоне «Душа человека — неприличное животное» в 1921 был исключён как «шаткий и неустойчивый элемент». В этом же году вышла его первая книга (брошюра) «Электрификация», а в следующем году в Краснодаре — сборник стихов «Голубая глубина».
На какое-то время Платонов оставляет литературный труд и полностью отдаётся практической работе по специальности (пролетарский писатель, по его мнению, обязан был иметь профессию, а творить — «в свободные выходные часы»). В 1921–1922 он состоит председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой в Воронежской губернии, а с 1923 по 1926 в Воронежском губземуправлении работает губернским мелиоратором, заведующим работами по электрификации сельского хозяйства. Из сохранившегося удостоверения, выданного Платонову, известно, что «под его непосредственным административно-техническим руководством построено 763 пруда... 315 шахтных колодцев... 16 трубчатых колодцев, осушено 7600 десятин... построены 3 сельские электрические силовые установки». Позже, как человек технически образованный и одарённый (имеющий десятки патентов на свои изобретения), он увидит экологическую опасность такой «борьбы с засухой».
В 1926 на Всероссийском съезде мелиораторов Платонов был избран в состав ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ и переехал с семьёй в Москву.
К тому времени он был женат на Марии Кашинцевой. С ней он познакомился в 1920 в Воронежском отделении пролетписателей, где она служила. «Вечная Мария», она стала музой писателя, ей посвящены «Епифанские шлюзы» и многие стихи, которые слагал Платонов на протяжении всей жизни. Она была литсекретарём мужа, родила ему сына и после смерти писателя стала «литературным душеприказчиком», публикуя его тексты и распоряжаясь творческим наследием.
Работа в ЦК Союза сельского хозяйства не заладилась. «Отчасти в этом повинна страсть к размышлению и писательству», – признавался в письме Платонов. Около трёх месяцев он работал в Тамбове заведующим подотделом мелиорации. За это время написаны цикл повестей на русские исторические темы, фантастическая повесть «Эфирный тракт» (1927), повесть «Епифанские шлюзы» (о Петровских преобразованиях в России) и первая редакция «Города Градова» (сатирическое осмысление новой государственной философии).
С 1927 Платонов окончательно поселяется в Москве, и следующие два года, пожалуй, можно назвать самыми благополучными в его писательской судьбе, чему немало посодействовал Г. Литвин-Молотов. Член Воронежского губкома и редколлегии воронежских «Известий» (он и привлёк молодого Платонова к работе в местных газетах), Литвин-Молотов затем возглавил издательство «Буревестник» в Краснодаре (где вышел платоновский сборник стихов), а с середины 1920-х стал главным редактором издательства «Молодая гвардия» в Москве. Именно там были изданы два первых сборника рассказов и повестей Платонова. Сохранилось несколько писем, в которых Литвин-Молотов разбирает произведения Платонова (в рукописях) и обнаруживает хороший литературный вкус, хотя и пытается удержать писателя в берегах здравого смысла (учитывать цензуру).
В это время Андрей Платонов создаёт новую редакцию «Города Градова», цикл повестей: «Сокровенный человек» (попытка осмысления Гражданской войны и новых социальных отношений глазами «природного дурака» Фомы Пухова), «Ямская слобода», «Строители страны» (из которой вырастет роман «Чевенгур»). Сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия», выпускает сборники: «Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929).
Московская литературная жизнь воодушевила сатирическое перо Платонова на несколько пародий: «Фабрика литературы» (написанная для журнала «Октябрь», но опубликованная там лишь в 1991), «Московское общество потребителей литературы. МОПЛ», «Антисексус» (диалог с ЛЕФом, Маяковским, Шкловским и др.).
1929 был назван «годом великого перелома» — шло раскулачивание деревни. Перелом произошёл и в литературной судьбе писателя — критики РАППа разгромили его рассказы «Че-Че-О», «Государственный житель», «Усомнившийся Макар» (статьи В. Стрельниковой «Разоблачители социализма» и Л. Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах»). «Усомнившийся Макар» был прочитан и самим Сталиным, — он не одобрил идеологическую двусмысленность и анархичность рассказа. В глазах литературных функционеров это приравнивалось к приговору. Немедленно был рассыпан набор доведённого до вёрстки романа «Чевенгур».
Платонов искал заступничества у Горького. Алексей Максимович, высоко ценивший его как художника, но понимавший ситуационную «неуместность» провидческого «Чевенгура», осторожно писал ему, прочтя рукопись: «Человек Вы — талантливый, это бесспорно... Но, при неоспоримых достоинствах работы Вашей, я не думаю, что её напечатают, издадут. Этому помешает анархическое Ваше умонастроение, видимо, свойственное природе Вашего «духа». Хотели Вы этого или нет, — но Вы придали освещению действительности характер лирико-сатирический, что, разумеется, неприемлемо для нашей цензуры».
Осенью этого же года Андрей Платонов по заданию Наркомата земледелия много ездит по совхозам и колхозам Средней России. Впечатления от увиденного складываются в сюжет повести «Котлован», над которой он начинает работать. «Сюжет не нов, повторено страданье» — эпиграф, сохранившийся в черновиках повести, подтверждает, что от первого впечатления писатель не отступил, рассказав об «апокалипсисе коллективизации» на «апокалиптическом» языке.
«Котлован» и пьеса «Шарманка», завершённые в 1930, при жизни Платонова опубликованы не были.
Вышедшая в 1931 в журнале «Красная новь» повесть-хроника «Впрок» только поддала жару в критическую топку, которая «переплавила» немало писателей и то же попыталась сделать с Платоновым. Повесть назвали клеветой на «нового человека» и «генеральную линию» партии. Андрей Платонович вынужден был направить письма в центральные газеты с признанием своих ошибок, но ответов не получил, как не получил ответа и на своё письмо к Горькому, в котором писал: «Это письмо я Вам пишу не для того, чтобы жаловаться, — мне жаловаться не на что... я хочу сказать Вам, что я не классовый враг, и сколько бы я ни выстрадал в результате своих ошибок, вроде «Впрока», я классовым врагом стать не могу и довести меня до этого состояния нельзя, потому что рабочий класс — это моя родина, и моё будущее связано с пролетариатом... быть отвергнутым своим классом и быть внутренне всё же с ним — это гораздо более мучительно, чем сознать себя чуждым... и отойти в сторону».
Наступившая изоляция не заставила Андрея Платонова бросить перо. Он пишет народную трагедию «14 Красных Избушек» — о голоде в русской провинции, к которому привёл «великий перелом». Командировки от Наркомата земледелия по колхозам и совхозам Поволжья и Северного Кавказа дали писателю материал для повести «Ювенильное море» (1932).
С 1931 по 1935 Платонов работал старшим инженером-конструктором в Республиканском тресте по производству мер и весов. В 1934 вместе с группой писателей побывал в Туркмении. По следам этой поездки написаны повесть «Джан», рассказ «Такыр», статьи «О первой социалистической трагедии» и др. При жизни писателя опубликован лишь «Такыр».
Следующая книга рассказов (после 1929) вышла в тревожном 1937 — «Река Потудань», куда вошли такие классические произведения, как «Фро», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном мире».
Парадоксально, но именно это время тщательного отслеживания неблагонадёжных спровоцировало появление первого и единственного при жизни писателя монографического исследования его творчества. Им стала большая обличительная статья А. Гурвича «Андрей Платонов» в журнале «Красная новь». Прослеживая творческую эволюцию писателя, Гурвич определил, что основой художественной системы Платонова является «религиозное душеустройство». По сути верно, но на фоне «безбожной пятилетки» это было политическим доносом. Платонов ответил Гурвичу в «Литературной газете» 20 декабря 1937 статьёй «Возражение без самозащиты».
Задуманная Платоновым книга, вослед Радищеву, «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» значилась в планах издательства «Советский писатель» на 1938. Писатель проехал по маршрутам Радищева и Пушкина, собрал материал, но книга не вышла.
Платонов не угодил в тюрьму или в расстрельные списки лишь благодаря заступничеству друзей, среди которых числились Горький (которому Сталин в итоге поручил «перевоспитание» Платонова) и Шолохов.
В 1938 его пятнадцатилетний сын Тоша (Платон) по навету был арестован и осуждён по статье 58/10 — «за антисоветскую агитацию». Освободили его лишь в 1941 благодаря хлопотам Михаила Шолохова (в то время депутата Верховного Совета СССР), который дружил с Платоновыми. Из заключения Платон вернулся со злой чахоткой и через два года умер. Это горе Платонов не изжил до конца своих дней.
До начала Великой Отечественной войны Андрей Платонов сотрудничает с журналами «Литературный критик» и «Литературное обозрение», пишет книги «Размышления читателя» и «Николай Островский». Набор «Размышлений» под ударами критики был рассыпан, а рукопись «Островского» затребовал ЦК ВКП(б), где она и сгинула.
Платонов вынужден был зарабатывать на жизнь книгами для детей. В издательстве детской литературы вышла книга «Июльская гроза», пьесы же, написанные для Центрального детского театра — «Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь» — при жизни писателя так и не увидели сцены.
С 1942 и до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы: «Одухотворённые люди» (1942), «Рассказы о Родине», «Броня» (обе — 1943), «В сторону заката солнца» (1945).
Вернувшись в мирную жизнь, он снова оказался в положении литературного изгоя: цензура зарубила книгу «Вся жизнь», опубликованный рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») — о том, что война калечит человека не только физически, но и нравственно — критика объявила клеветой на солдата-героя, Центральный детский театр не принял пьесу о Пушкине «Ученик Лицея»...
В последние годы жизни, тяжело больной (прогрессирующий туберкулёз), Платонов зарабатывал на хлеб переложением народных сказок. Материально его поддерживали Шолохов и Фадеев, который когда-то «по должности» обрушивался на «Усомнившегося Макара». Шолохов помог и с изданием книг сказок «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки» (обе — 1947), «Волшебное кольцо» (1950). Жил Платонов во флигеле Литературного института имени М. Горького. Кто-то из литераторов, увидев, как он метёт двор под своими окнами, запустил легенду, будто он работает дворником.
Андрей Платонов уходил из жизни непризнанным. Один из самых значительных писателей XX века главные свои произведения — роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» — не увидел опубликованными. Когда в хрущёвские шестидесятые робко стали появляться первые платоновские книги, в каждом интеллигентском доме красный угол занимал портрет Хемингуэя, который в своей Нобелевской речи называл Платонова среди своих учителей.
5 января 1951 Андрей Платонов ушёл из жизни. Похоронен он в Москве на Армянском кладбище рядом с сыном.
Рассказ «Возвращение» впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые опубликован посмертно в сборнике Платонова «Рассказы», изданном в 1962 году.
Публикация «Семьи Ивановых» вызвала резкие нападки советской литературной критики: главный редактор «Литературной газеты» Владимир Ермилов назвал рассказ «гнуснейшей клеветой на советских людей», а председатель правления Союза писателей Александр Фадеев на страницах газеты «Правда» — «выползшей на страницы печати обывательской сплетней». После этого возможность печатать свои произведения была для Платонова закрыта.
_________________
"Главное в этой жизни - найти своих и успокоиться"
На сайте с 01.09.09 Сообщения: 14238 В дневниках: 32099 Откуда: Дом
Добавлено: Вс Ноя 12, 2023 4:42
Гениально. В самое сердце. Писать о силе и доброте легко. Написать о пороке так, что сочувствуешь герою - тонко и сложно. Читала этот рассказ. Всегда плачу с середины и до конца. Спасибо
На сайте с 14.02.09 Сообщения: 28833 В дневниках: 3036 Откуда: Тупик
Добавлено: Вс Ноя 12, 2023 7:09
Как можно, находясь в строгих границах реализма, так магически писать? Только у Платонова это получается.
Рассказ этот читала.
Он о войне. О том, как влияет война на человека. Как она стирает социальные роли. Как пагубно влияет на всех. Дети становятся взрослыми (даже старичками); женщина становится мужчиной, взваливающим на себя дом, детей и тяжелую работу; а мужчина - ребенком, который сначала не хочет ехать домой, возвращаться в свою взрослую жизнь, а затем, приехав, не желает принять эту самую взрослость.
Но финал даёт надежду.
Цитата:
Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
Преодолев свое нежелание становиться взрослым, мужчина нравственно прозревает, и подталкивают его к этому дети. Практически спасают его.
Вообще, это один из самых известных рассказов Платонова, знаковый в его судьбе, не принесший лично ему ничего, кроме проблем.
Ну и вечно актуальный рассказ, конечно. Ибо войны бесконечны.
Последний раз редактировалось: Шагане (Вс Ноя 12, 2023 7:41), всего редактировалось 1 раз
На сайте с 04.05.11 Сообщения: 12737 В дневниках: 659 Откуда: Россия
Добавлено: Вс Ноя 12, 2023 7:44
Картинка прям в тему. Солдат с чужбины возвращается на чужбину. Между ним и родным домом - огромная река и не видно ни мостка, ни парома. Как ему вернуться домой? Он один без своих товарищей и верных друзей, без великой цели, с одной котомкой - вольный как ветер. Как теперь опуститься на землю, встать на учет, получить карточки, заняться рутинными делами? В доме, где он - уже не хозяин?
Я думаю, он справится. Он - мужчина, солдат - и не такое проходил. Все наладится.
Добавлено спустя 5 минут 45 секунд:
Начала смотреть экранизации. Первая - 1968 года - скучновата. Ч/б, звук плохой, практически телеспектакль. Остановилась на середине. Вторая уже ближе к тексту - 1982 год.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах