|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Topolek
Умница 2010
На сайте с 04.05.06 Сообщения: 19551 В дневниках: 302 Откуда: Академ Карта № 000007
|
Добавлено: Вс Апр 18, 2010 7:55 Заголовок сообщения: Маленький инопланетянин или своеобразие эмоций нашего малыша |
|
|
Екатерина Бурмистрова
Своеобразие эмоций малыша
Все мы, мамы и папы очень любим своих детей. Это, безусловно, это не подлежит сомнению. Но только почему же нам бывает иногда так трудно с нашим сладкими и дорогими малышами?
Почему особенная любовь к детке часто ощущается когда она сладко спит? (как в народе говорят «зубами к стенке»)
Мы очень любим наших малышей, но нам с ними трудно.
Это просто и объяснимо, только если сказать себе, что они другие.
В чем же это отличие?
Как ни парадоксально, но наши детки очень отличаются от нас по проявлениям эмоций. Они в своем роде инопланетяне.
Они прилетели из каких-то неведомых краев, где не знают о времени. Они уверенны до определенного возраста, что если мама скрылась из виду, то она вообще пропала, исчезла, потерялась, и поэтому надо плакать.
В тех краях, откуда они родом, не знают слов «нельзя» и «надо» – и требуется немалое время, чтобы им эти понятия растолковать и усвоить.
Можно долго перечислять отличия, но сегодня нам хотелось бы поговорить о том, как и чем различаются наши эмоции.
Первое, и, на мой взгляд, самое важное отличие в том, что до тех пор, пока ребенку не исполнится 3-3,5 года, в его нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. То есть в любой ситуации вашему малышу гораздо легче перевозбудиться, чем успокоиться.
И имейте в виду, что это качество есть у детишек всех темпераментов – и у будущих флегматиков (правда, они и в детстве чуть спокойней), и у сангвиников, и у меланхоликов (их расстройства чаще выражаются не криком, а нытьем, изводящим родительскую душу, и слезами), я уж не говорю про маленьких холериков: они в первые три года могут задать родителям такого жара, что те еще несколько лет будут с ужасом вспоминать «радости материнства и отцовства» и «маленьких ангелочков».
Так вот, все дети до 3,5 лет легко возбудимы и крайне чувствительны к переутомлению.
В народе говорят «подрос и успокоился». Действительно, к волшебным трем годам часто и сон налаживается, и плача с криком по любому поводу в доме становится меньше – ребенок вырос. Но три года – это большой срок. И неправильными реакциями на детскую эмоциональность можно много дров наломать.
Мы, современные мамы, часто очень хорошо подкованы в плане правильного питания малыша, а также всевозможных развивающих методик. Мы сами старательно учились в школах и институтах и очень настроены на то, чтобы ребенка развивать и обучать.
Но нас нигде не учили тому, что прежде чем мы сможем чему-нибудь обучить нашу кроху, нам нужно стать большими мастерами по утешению, утишению, убаюкиванию и успокоению младенцев.
Научиться в любой ситуации не задумываясь отвечать на вопрос: «Ребенок плачет – как его утешить».
О том, что утешение – один из главных материнских навыков, издавна знала народная педагогика. В фольклоре любого народа имеется огромный пласт колыбельных – чтобы малыша убаюкать; потешек – чтобы развлечь ребенка, которому грустно; прибауток и небылиц – чтобы заговорить зубы раскапризничившейся крохе. Я не говорю про сказки, которые сказывались всегда и везде, когда ребенка надо было занять и переключить внимание. Психологи и педагоги считают, что лучших способов для успокоения маленького ребенка не придумали.
Внимание, совет: используйте бабушкин и прабабушкин опыт. А если его нет – читайте книжки по детскому фольклору, или ходите на занятия для родителей, где специально обучают петь колыбельные, играть в народные игры и потешки.
Не пренебрегайте копилкой народной мудрости. Язык песенок и сказок – это родной язык вашего ребенка. Ему это гораздо более понятно, чем резкие слова «немедленно успокойся».
Опытная мама знает наизусть короткие стишки, прибаутки, истории и знает, когда какая подойдет.
Детям постарше хорошо рассказать сказочку про царевну Несмеяну.
А еще для ребенка старше 2,5 лет хорошо подойдут рассказы о том, как «папа был маленьким» – и тоже плакал; «как мама была маленькой, а бабушка ее успокаивала».
Жанр рассказов о маленьких родителях останется любимым очень долго, вплоть до 10-13 лет, то есть до подросткового возраста.
И еще один совет (он вполне современный, из классических психотерапевтических методик) – расплакавшемуся ребенку нужно в простых словах объяснить, что собственно с ним происходит и почему он плачет. По-научному это называется «интерпретацией поведения и состояния». Нужно назвать чувство ребенка и сказать: «Я понимаю, как ты расстроился, рассердился, устал». Такие слова может быть ненадолго и усиливают плач, но потом ребенок на удивление легко успокаивается. А главное, он со временем начинает лучше понимать самого себя.
Итак, эмоциональные отличия ребенка от взрослого:
Эмоции малыша абсолютно непроизвольны. То есть ребенок абсолютно не является хозяином своих собственных чувств. Он просто не может по своему желанию сменить одну эмоцию на другую. Поэтому говорить ему: «Немедленно успокойся!»- бессмысленно – у него не получится, даже если он станет очень стараться.
Это качество, и те, о которых я буду говорить дальше, сохраняются до 3,5-4 лет. В этом возрасте картина эмоционального мира малыша несколько меняется, так как, выражаясь по-научному, дозревает корковый контроль. То есть волны эмоционального перевозбуждения начинают гаситься изнутри.
Отличие номер два: эмоции малыша очень лабильны, то есть подвижны и быстро сменяют одна другую (помните – непроизвольно). Бывает так, что слезы еще не высохли, а на лице уже сияет улыбка. Эмоции взрослого человека гораздо более неповоротливы. И нам, родителям, надо уметь ставить точку. А то бывает, что мама еще злится, а ребенок уже забыл, что собственно произошло.
Третье: помните, что если ребенок здоров и не переутомлен – основные его эмоции все же положительные. Норма «заплачек» и скандалов – не более одного в день, может быть чуть больше в выходные, когда много впечатлений. Если же ваш малыш плачет и кричит гораздо чаще и продолжается это не неделю и не две – может быть, что действует долговременный стресс, и стоит показать малыша специалисту по детскому развитию.
Эмоции малыша очень сильны и заразительны. И есть большое искушение подключиться к той же «длине волны». Поднять голос до того же уровня громкости. Очень важно научиться «держать эмоциональный удар». Не поддаваться напору эмоций вашего ребенка. Оставаться, как говорят, в «здравом уме и твердой памяти».
Мама, которая хочет помочь ребенку научиться справляться с эмоциями, прежде всего, должна уметь делать это сама. Нужно хорошо знать, как и чем вы можете себя успокоить. Ведь быть целыми днями рядом с малышом, реагировать на все его желания, отслеживать всяческие шалости – это совсем не простая работа. Тут есть от чего устать, расстроиться и даже рассердиться. Не понимают этой простой вещи только те, кто никогда не проводил целый день дома наедине с маленьким ребенком. Но, только спокойная, не озверевшая мама может утихомирить разбуянившегося малыша.
Существуют простые и понятные способы «самоподдержки» для мам. Это та маленькая роскошь, которую вы можете и должны себе позволить. Если не хотите делать это ради себя, делайте ради ребенка – русской женщине часто так проще. Так вот, ради ребенка (и мужа, и себя) вы должны следить за тем, чтобы дом не казался вам клеткой (пусть даже золотой): * Необходимо хотя бы небольшое количество впечатлений, не связанных с малышом. То есть разрешайте себе хотя бы иногда ходить в гости, кино и магазины без ребенка.
* Если малыш болеет, обязательно нужно хотя бы на 15-20 минут выходить из квартиры и дышать воздухом – это лучшая профилактика депрессии.
* Держите в доме «командирский запас» вкусной еды лично для себя. Это на тот случай, если вы сильно расстроитесь или разнервничаетесь. Лучше съесть вредный бутерброд, чем собственного ребенка.
* Подумайте, кому из знакомых вы сможете позвонить в трудный момент, когда кажется, что ребенок совсем неуправляемый и с ситуацией сделать решительно ничего нельзя. В такой момент обязательно нужно услышать спокойный взрослый голос подруги, которая не понаслышке знает, как трудно иногда быть хорошей мамой. И в заключение хотелось бы сказать, как вести себя тем родителям, которые желают вырастить законченного невротика: * когда ваш ребенок раскапризничается – кричите на него как можно громче и сильнее: «Перестань плакать, немедленно успокойся, если ты не перестанешь, я тебе рот вымою мылом и заклею клейкой лентой».
* Не забывайте каждую фразу сопровождать словами: «дрянной мальчишка» или «дурная девчонка»! – это ведь верный способ вырастить человека без амбиций и с низкой самооценкой.
* Сердитесь на ребенка как можно дольше, желательно до самого вечера.
* Не вздумайте отвлекать и развлекать его, постоянно напоминайте, какой он плохой малыш. Конечно же, это все шутка. Но в каждой шутке, как говорится, есть доля шутки.
(статья печаталась в журнале «Лиза. Мой ребенок» – июнь 2007г.)_________________ Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)
______________________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
пчель
Профессор
На сайте с 29.10.09 Сообщения: 6210 В дневниках: 222 Откуда: Богдашка 913* 375*64*46
|
Добавлено: Вс Апр 18, 2010 11:26 |
|
|
Методика "активного слушания" действительно оч. хорошо работает. Есть даже книга о ней, называется "Слушать ребенка. Как?" автора, к сожалению не помню. Мне эта книга помогла в свое время. Очень важен доверительный тон разговора с ребенком. Был у меня один знакомый папа, который умел на ровном месте увлечь и заинтересовать малышей и мы, опытные мамы, поначалу косившиеся на него, постепенно переняли его методу и вовсю пользовались ею. Она проста: как только наша стая малышей начинала беситься (капризничать, драться, орать и т.д.) этот папа громко говорил : "А давайте я вам расскажу историю..." - действовало мгновенно - все садились и раскрывали рты. А папа этот начинал "нести чушь" по нашему мнению. Например: "Расскажу я вам историю. про детишек, которые сильно расшалились на площадке во время прогулки. Детей звали ....., были у них любящие папы и мамы .... и вот однажды....", дальше все зависело от фантазии и сочинительских способностей. но итог всегда был поучительным - к данной ситуации - не нужно так орать. И так по любому поводу. Почему не нужно в простых ботинках в лужу? почему не нужно наступать на крышку люка? Всегда в запасе история с ответами на эти почему. Причем фольклор там был не лишним, сюжеты сильно смахивали на русские сказки, а иногда даже на комиксы, но, тем не менее, нам в свое время это очень и очень помогало. Спасибо тому папе. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Грушенька
Ясельки
На сайте с 28.03.09 Сообщения: 45 Откуда: Новосибирск
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Worona
Профессор
На сайте с 04.12.08 Сообщения: 5236 В дневниках: 129 Откуда: Новосибирск, Юго-Западный
|
Добавлено: Вт Апр 20, 2010 16:54 |
|
|
Topolek
Спасибо большое - очень хорошая статья, я вот сейчас читала и вспониминала, что в большинстве случаев, к сожалению не во всех, действовала по наитию правильно - и подруге звонила и кушала и в небо смотрела (на улице)....правда за тот маленький процент когда я все-таки выходила из себя и кричала и по попе лупила таааак стыдно....
пчель
"Слушать ре как", это немного другое, нежеле делал Ваш знакомый папа (хотя он все делал идеально, у нас папа тоже такую тактику избрал) специфика же именно слушать как способ воспитания описывается в книге "Общаться с ребенком, как?" Юлии Гиппенрейтер.... это пример который примерно описан у Topolek в статье Цитата: | По-научному это называется «интерпретацией поведения и состояния». Нужно назвать чувство ребенка и сказать: «Я понимаю, как ты расстроился, рассердился, устал». Такие слова может быть ненадолго и усиливают плач, но потом ребенок на удивление легко успокаивается. А главное, он со временем начинает лучше понимать самого себя. |
Там главная идея прочувствовать эмоции ребенка, для того, что ре понял, что родителю можно доверять..... может я конечно что не так делала , но мы до истерики чувствовались , хотя при обычном моем поведении все бы сошло на нет через пять минут... _________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ааrе
Академик
На сайте с 04.05.09 Сообщения: 19653 В дневниках: 20059
|
Добавлено: Вт Апр 20, 2010 18:59 |
|
|
Topolek
Спасибо Такие статьи, как путеводитель - вроде идёшь своей дорожкой, кажется, делаешь всё верно, но сомнения закрадываются, а прочтёшь и легче станет, как будто поддержку получил Жаль, что не обращала внимания на подобные вещи, когда старшенький рос, меньше бы ошибок совершила
пчель
Замечательный папа _________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
dayzz
Подготовишка
На сайте с 03.05.08 Сообщения: 453 В дневниках: 21 Откуда: Омск
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Лёля
Академик
На сайте с 05.10.07 Сообщения: 26020 В дневниках: 3160 Откуда: Дзержинский
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|