Новости сайта и форума Sibmama 
[Поделки]
ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО В ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГ 
Ребенок не хочет читать. Заставлять или нет?
дискуссия

На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Snegnaya
Академик
Академик


На сайте с 05.02.13
Сообщения: 11082
В дневниках: 21
Откуда: там нет счета рекам и морям
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Авг 13, 2017 17:39     Ответить с цитатой

Debi
Цитата:
Уверена, что не любят читать те, кто не знает, как это интересно.

Так можно про что угодно сказать. Не любят оперу те, кто не знает, как это интересно; не любят плавание, автопробеги, наблюдение за звездным небом и тд и тп те, кто не знает, как это интересно.
Интересы у всех разные :-) Нет ничего страшного в том, что ребенок не читает много и охотно, а находит увлечение в чем-то другом.

Добавлено спустя 2 минуты 36 секунд:

Лилия Лия
У дочери есть какие-то другие хобби, кроме чтения? Чем она увлекается?
_________________
My heart is like an open highway
Like Frankie said I did it my way
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (4)  
 
Лилия Лия
Фея Иголочка
Фея Иголочка

На сайте с 12.07.08
Сообщения: 46441
В дневниках: 6482
Откуда: Новосибирск, Октябрьский район, Плющихинский ж/м, Татьяны Снежиной
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Авг 13, 2017 17:49     Ответить с цитатой

Юлия Z
Книги тоже мы вместе пытались в магазине покупать. Тоже мимо. :aga-aga:

Talina1
:tiptop: хоть не одна я такая.

Многоточие
У нас тоже математика идет лучше :-)
Но так или иначе, оценки по русскому и литературе быть должны. И желательно, положительные :-)

Инга2007
"МегаМозг" и подобные покупаю постоянно. Только это и читает :aga-aga:

Добавлено спустя 1 минуту 44 секунды:

Snegnaya
Она творческая девочка. Все лепки, вышивки, игры по ролям - это ее.
Гимнастикой увлекается. Постоянно дома тянется, тренируется.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Акварельная
Золотые ручки 2010
Золотые ручки 2010

На сайте с 12.11.06
Сообщения: 34593
В дневниках: 60848
Откуда: Сибирь - матушка
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Авг 13, 2017 17:58     Ответить с цитатой

Лилия Лия
Скрытый текст:
ну школьные...кто ж ими заинтересуется? По доброй воле) Надо именно детские-увлекательные. Начни с любимых персонажей мультиков (про них тоже пишут и сказки и комиксы, да, примитивно, но это работает! а дальше по мере сложности, в начальной школе надо больше делать упор на сказки, приключения, то что ребенка увлечет и захватит. А дальше уже всякие высокохудожественные тексты.
Я все же считаю, что увлечь можно любого ребенка начальной школы. Но время надо как минимум год. :oops:

в лабиринте в том же
есть хорошие подборки для детей по возрастам, можно даже планочку год назад опустить. Это абсолютно нормально для таких целей.
Лилия Лия
у нас тоже не пошла школьная библиотека (такую ерунду носила в 1 классе :haha: ) в итоге взяли записались в районную, первые разы можно вместе походить. Я брала только то, что читала сама в отзывах (к счастью, в той библиотеке очень хорошо обновляют литературу) и все модные книжки, те что мы не купили, а хотелось бы))) мы оттуда брали. Ооочень удобно.
Опять же, почему не покупаете журналы? В таком возрасте дети любят такое. Картинок много, есть и интересные истории. Мало, но хоть что-то. У нас любовь именно с журналов начиналась.

С некоторыми авторами я на фейсбуке дружу :)) Например тот, что "Веселый двоечник " написал. Это все видит дочка, ей безумно интересно было взять именно эту книгу во 2 классе. Мы многие его посты читали. Вроде знаменитость)) а книжка у нас во дворе, в библиотеке, ну не чудо ли? естно, это все подстегивает интерес.
но по роду деятельности, мне самой еще интересные тексты присылаю авторы. Многие ориентированы на младший школьный возраст. (ну конечно, не все супер удачное.. :haha: есть и полная чушь, зато детям такое нравится! Полет фантазии))) главное найти то направление, которое будет интересно твоему ребенку. Не может быть, чтобы ничего не интересовало, ты просто не нашла эту дорожку пока.

Удачи и успехов. Есть очень крутые книги! (мы даже малышковые берем, ради картинок, это все формирует хороший вкус и фантазию.) В началке это главная задача.
А не скучные природные описания.
Это никуда не убежит от них.
_________________
- Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает​!
*
- Имеющий уши, да услышит. Имеющий интеллект — не только сплетни. :olen_krasiv:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора         Благодарностей:  (2)  
 
Snegnaya
Академик
Академик


На сайте с 05.02.13
Сообщения: 11082
В дневниках: 21
Откуда: там нет счета рекам и морям
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Авг 13, 2017 20:47     Ответить с цитатой

Лилия Лия
В чем же тогда проблема? Пусть лепит, вышивает, занимается гимнастикой - тем, что больше лежит к душе, чем чтение. Она же не бесцельно в планшете время проводит, у неё есть занятия, которые также развивают и увлекают, просто в другом направлении :-) А читает пусть обязательный минимум из списка на лето, ничего страшного в этом нет.
В качестве варианта для развития, можно выбрать вместе книгу по техникам вышивки или лепке мультяшных героев, возможно, дочери будет интересно по такой книге заниматься.
_________________
My heart is like an open highway
Like Frankie said I did it my way
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (2)  
 
Сална
Академик
Академик

На сайте с 16.08.09
Сообщения: 31084
В дневниках: 298
Откуда: Сибирь-матушка
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Авг 14, 2017 10:35     Ответить с цитатой

Лилия Лия
У нас было такое - 11-летняя дочь не желала читать. Вообще. Однажды я сама пошла в детскую библиотеку, чтобы подобрать подходящую литературу. Что у взрослых в голове? "Приключения Тома Сойера" или "Хоббит", например. А девочкам-подросткам это неинтересно.
Мне повезло, попался грамотный библиотекарь, который отговорил брать "нужную" литературу и посоветовал современную, по возрасту: "Он мне приснился" Ирины Зартайской, "Не предавай меня" Тамары Михеевой. Книги о подростках, о первой влюбленности, об отношениях в школьном коллективе. И это были книги, с которых началось "чтение запоем". Книги она сама подбирает - или сверстники советуют, или в инете находит отзыв.
Сейчас дочке 13 лет, этим летом без проблем прочитала (ттт) заданную на лето литературу. Пока не всю, но и август еще не закончился. :-)
Сын до старших классов не любил читать, пока ему не попалась серия "Метро" и "Технотьма". Все, мы разорились на покупку книг этих серий. Я, правда, и сама люблю "Технотьму" перечитывать.

tekerey
+1
У нас также. Сама ходит в библиотеку и подбирает нужные ей книги. Можно же в инете скачать любую, а ей нравится бумажный вариант.

Добавлено спустя 13 минут 35 секунд:

По теме: в августе дочь начала посещать языковую школу (причем, это было желание самой дочери), т.к. с английским у нас нехорошо. На этой неделе планируем подключиться сами с математикой и русским языком. Кому-то можно расслабляться летом, он в сентябре быстро все вспомнит, а кому-то нужна раскачка.
_________________
Надежда
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
Инга2007
Академик
Академик

На сайте с 19.07.07
Сообщения: 14425
В дневниках: 99
Откуда: Дзержинский район
Карта № 011315
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Авг 14, 2017 15:58     Ответить с цитатой

Лилия Лия писал(а):

Многоточие
У нас тоже математика идет лучше :-)
Но так или иначе, оценки по русскому и литературе быть должны. И желательно, положительные :-)

Инга2007
"МегаМозг" и подобные покупаю постоянно. Только это и читает :aga-aga:

Snegnaya
Она творческая девочка. Все лепки, вышивки, игры по ролям - это ее.
Гимнастикой увлекается. Постоянно дома тянется, тренируется.

Ну и отлично, отстаньте от ребенка с чтением :haha: Может втянется, если не педалировать эту тему.
_________________
Телескоп, дет.книги, Лего, глобус, мяч https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=911936
Новые кеды, р.38 https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=1780690
Одежда д/м 150-170 https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=1131459
Одежда женская 46-48 https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=498027
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
Камалиса
Профессор
Профессор

На сайте с 27.06.09
Сообщения: 7202
В дневниках: 168
Откуда: ж/д вокзал
Карта № 014504
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Авг 14, 2017 17:13     Ответить с цитатой

Лилия Лия, моя дочь в этом возрасте запоем читала котов-воителей... и больше ничего ее не интересовало. А сейчас с удовольствием прочитала "Приключение Гекельберри финна", "Тома Сойера", "Таинственный остров", "Детство Темы". Это, кстати, из заданного на лето. А уж сколько критики и возмущений было на то, как можно давать такое читать детям (не по всем перечисленным произведениям конечно), ведь там описываются сцены насилия и самоубийства.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Debi
Профессор
Профессор

На сайте с 20.09.12
Сообщения: 6700
В дневниках: 84
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Авг 14, 2017 20:59     Ответить с цитатой

Snegnaya писал(а):
Debi
Цитата:
Уверена, что не любят читать те, кто не знает, как это интересно.

Так можно про что угодно сказать. Не любят оперу те, кто не знает, как это интересно; не любят плавание, автопробеги, наблюдение за звездным небом и тд и тп те, кто не знает, как это интересно.
Интересы у всех разные :-) Нет ничего страшного в том, что ребенок не читает много и охотно, а находит увлечение в чем-то другом.

Вы передергиваете беря конкретные жанры музыки, определенные виды спорта, а речь шла о литературе в целом. Всегда можно найти что-то свое, но проще просто списать на то что не судьба.

Лилия Лия, если ребенок принципиально уперся это сложно. У меня дочь тоже любит рукоделие, лепку, обустраивать кукольные домики и очень любит когда я ей при этом читаю вслух. Попробуйте. Возможно, что-то и самой захочется прочитать после этого.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
Snegnaya
Академик
Академик


На сайте с 05.02.13
Сообщения: 11082
В дневниках: 21
Откуда: там нет счета рекам и морям
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Авг 14, 2017 22:40     Ответить с цитатой

Debi
Цитата:
Вы передергиваете беря конкретные жанры музыки, определенные виды спорта, а речь шла о литературе в целом. Всегда можно найти что-то свое, но проще просто списать на то что не судьба.

Передергиваете сейчас вы :aga-aga: Дело не в конкретных или обобщенных видах, жанрах.
Скрытый текст:
Ну ок, давайте проведём речь об обобщенных - не опера, а академическое пение или классическая музыка в целом; не плавание, а спорт в целом; астрономия в целом и так далее. Про каждое из вышеперечисленного можно сказать вашими словами: "всегда можно найти что-то своё, но проще списать на то, что не судьба". Вот я думаю, вы не увлекаетесь астрономией просто потому, что не знаете, как это интересно. Так понятнее будет, о чем я говорю? :-)

Да, не всем людям дано любить литературу, не всем интересно читать, хоть сколько ищи подходящий жанр. От этого люди не становятся хуже или глупее. Это нормально. Все люди разные, и у всех свои интересы. И для ребёнка всегда можно найти альтернативу чтению, более интересную для него.
_________________
My heart is like an open highway
Like Frankie said I did it my way
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (4)  
 
Debi
Профессор
Профессор

На сайте с 20.09.12
Сообщения: 6700
В дневниках: 84
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Авг 15, 2017 0:19     Ответить с цитатой

Snegnaya писал(а):

Да, не всем людям дано любить литературу, не всем интересно читать, хоть сколько ищи подходящий жанр. От этого люди не становятся хуже или глупее. Это нормально. Все люди разные, и у всех свои интересы. И для ребёнка всегда можно найти альтернативу чтению, более интересную для него.

Спасибо, я знаю, что мы разные и нигде не писала, что люди не любящие чтение глупее или хуже, боже упаси.
У нас с вами разных подход к обучению, для кого-то не так и важно чтобы ребенок читал, а я танцы с бубнами танцую и результат есть, пусть и невеликий. Без этих танцев мои дети дальше чтения вывесок не ушли бы.
Давайте не будем больше спорить, каждая точка зрения имеет право на существование, а мы с вами вряд ли поменяем наши взгляды.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Snegnaya
Академик
Академик


На сайте с 05.02.13
Сообщения: 11082
В дневниках: 21
Откуда: там нет счета рекам и морям
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Авг 15, 2017 0:55     Ответить с цитатой

Debi писал(а):
Snegnaya писал(а):

Да, не всем людям дано любить литературу, не всем интересно читать, хоть сколько ищи подходящий жанр. От этого люди не становятся хуже или глупее. Это нормально. Все люди разные, и у всех свои интересы. И для ребёнка всегда можно найти альтернативу чтению, более интересную для него.

Спасибо, я знаю, что мы разные и нигде не писала, что люди не любящие чтение глупее или хуже, боже упаси.
У нас с вами разных подход к обучению, для кого-то не так и важно чтобы ребенок читал, а я танцы с бубнами танцую и результат есть, пусть и невеликий. Без этих танцев мои дети дальше чтения вывесок не ушли бы.
Давайте не будем больше спорить, каждая точка зрения имеет право на существование, а мы с вами вряд ли поменяем наши взгляды.


Вы, похоже, о чем-то своём говорите. Здесь в теме никто не вёл речь исключительно о чтении вывесок, где вы такое заметили, интересно? Кажется, выше я высказалась о том, что, при отсутствии интереса, достаточно читать книги в рамках школьной программы. А школьная программа как-то далека от чтения вывесок, все-таки художественная литература в ней пока присутствует.
И не менее интересно мне было бы узнать, какие выводы вы смогли сделать о моем подходе к обучению ребёнка? Разве что отсутствие принуждения и попыток увлечь ребёнка против воли, "танцев с бубнами", считать подходом к учебе... Тогда да, у нас с вами разные подходы :-)

Вы были крайне категоричны, написав, что:
Цитата:
Уверена, что не любят читать те, кто не знает, как это интересно.

Цитата:
Всегда можно найти что-то свое, но проще просто списать на то что не судьба.

Любая точка зрения имеет место быть, однако, категоричные мнения всегда неприятны. И если вы высказываете их, будьте готовы, что с вами вступят в дискуссии.
_________________
My heart is like an open highway
Like Frankie said I did it my way
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (4)  
 
Debi
Профессор
Профессор

На сайте с 20.09.12
Сообщения: 6700
В дневниках: 84
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Авг 15, 2017 11:31     Ответить с цитатой

Snegnaya, я не хотела с вами спорить, но похоже придется.

Танцы и лепка никакая не альтернатива чтению. Ничего не имею против различных хобби, но стать эрудированным, образованным человеком без чтения нельзя.
"Танцы в бубнами" не подразумевают насилие, как раз наоборот. Я стараюсь обеспечить детям постоянный приток увлекательных книг, способных подарить положительных эмоций, провоцирую на разговоры о книгах, обыгрываю какие-то моменты.

Почему раньше дети больше и охотней читали? Они были другими?
Чтение довольно сложный процесс, чтобы от него получать удовольствие надо для начала обладать хорошей техникой чтения, достаточным словарным запасом и пониманием сюжета и анализом. Опять же книги не так динамичны как те же мультики, фильмы или компьютерные игры, а ребенок просто не привык к медленному темпу книг, он привык за три секунды понять о чем речь и пойти дальше, а тут приходится пробираться через кучу описаний, размышлений и прочего.
Да проще с этим не бороться, а на 9-10 ребенке, который еще и не пробовал по-большому счету читать, поставить крест, как не предрасположенном к чтению.

По поводу чтения школьной литературы, не смешите, если ребенку не хочет читать, то и школьную литературу он читать не будет, благо всегда можно прочитать критику или кратный пересказ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (7)  
 
Snegnaya
Академик
Академик


На сайте с 05.02.13
Сообщения: 11082
В дневниках: 21
Откуда: там нет счета рекам и морям
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Авг 15, 2017 12:45     Ответить с цитатой

Debi
Цитата:
Танцы и лепка никакая не альтернатива чтению. Ничего не имею против различных хобби, но стать эрудированным, образованным человеком без чтения нельзя.

О как вас занесло... Отлично вы заклеймили всех людей, не любящих читать :mad: А я таких немало знаю. И образование у них ничуть не пострадало, и в жизни они не особо ущемлены. Лепки - танцы и прочее не пошли им во вред, кому-то даже помогли найти призвание.
Скрытый текст:
У меня муж не читающий от слова "совсем". Удивительно узнать, что он, инженер с высшим образованием, не стал эрудированным и образованным человеком. Потому что все детство с техникой и конструкторами в ущерб чтению художественной литературы сверх школьной программы. Надо, пожалуй, открыть ему глаза :haha:

Пожалуйста, не надо категоричных высказываний. Если вы меня не слышите, возможно, правила форума окажутся более убедительны.

Цитата:

Да проще с этим не бороться, а на 9-10 ребенке, который еще и не пробовал по-большому счету читать, поставить крест, как не предрасположенном к чтению.

По поводу чтения школьной литературы, не смешите, если ребенку не хочет читать, то и школьную литературу он читать не будет, благо всегда можно прочитать критику или кратный пересказ.

Пока что вы ставите крест на детях, не любящих читать, рассказывая, какими они вырастут :aga-aga: Мне же не понятно: зачем вообще ставить крест на ребёнке или каком-то другом человеке?? Не проще ли позволить ему заниматься более интересными делами? Пусть и в ущерб тому, без чего, по мнению мамы, не стать "эрудированным, образованным человеком". Тем более, выше вы сами согласились, что не любящие чтение дети глупее или хуже не становятся.
Возможно, в будущем ребенок сам, без давления, придёт к чтению. Возможно, напротив, его нынешние увлечения станут серьезным делом, делом всей жизни. Откуда вы сейчас знаете, в чем ребенок найдёт своё призвание? Да, возможно, в той же лепке или занятии танцами. Что в этом плохого? :-)
Школьную литературу дети читают, потому как задано. Читаешь краткий пересказ - будь готов к соответствующей оценке за сочинение или ответ на уроке, вот и все.
_________________
My heart is like an open highway
Like Frankie said I did it my way
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (3)  
 
Юлия Z
Школьные годы
Школьные годы

На сайте с 27.03.11
Сообщения: 1475
Откуда: Новосибирск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Авг 15, 2017 13:43     Ответить с цитатой

Посмотрите интересное видео
Скрытый текст:
https://vk.com/poboru
, там психолог и про навык чтения говорит. Нет любви к чтению, так как это труд, надо понимать , что читаешь. У этого психолога есть интересные тесты на понимание текстов. У меня один ребенок отлично понимает содержание текстов, а над вторым надо еще поработать. Но мы очень интенсивно читаем и никаким хобби я не позволю вытеснить чтение из жизни детей. У нас всему выделяется достаточно времени.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора         Благодарностей:  (1)  
 
Демоверсия
Академик
Академик


На сайте с 07.07.12
Сообщения: 11333
В дневниках: 3
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Авг 15, 2017 14:46     Ответить с цитатой

Детям важно читать вслух для повышения грамотности. Пусть читают хотя бы 10 минут для мамы, если чтение не идет.
Врачи настаивают на том, что все дети должны обязательно заниматься спортом. Но что-то дискуссии по этому поводу не наблюдается. :-) Все дети в обязательном порядке любят спорт? :-) Физическое развитие для детей не менее важно, чем интеллектуальное.

Добавлено спустя 1 минуту 48 секунд:

Цитата:
Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»
Юлия Фуколова
старший редактор «Harvard Business Review — Россия»
Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.

Какие проблемы волнуют современных родителей?
Проблемы разные, но суть одна — потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.
Что же делать? Заставлять детей читать?
Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже ­принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, — читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.
Что вы понимаете под коммуникативной культурой?

Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени, у них разная картина мира и ценности. Сознание зависит от устройства социума, все-таки мы социальные животные. А социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций — устную, письменную и аудиовизуальную. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное — понимать язык друг друга. И в этом обществе не было детства как социальной категории. Лет с пяти, как только ребенок встал на ноги, научился разговаривать, он становится полноценным членом общества. Его кормят и одевают как взрослого. Он еще будет расти, станет сильнее, но никаких скидок ему уже не делают.

Когда же появилось детство в современном понимании?
Концепция взрослости и детства появилась благодаря изобретению книгопечатного станка. Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать. Ребенка уже не воспринимали как маленького взрослого, его стали воспитывать специальным образом. Чтобы стать взрослым, ребенок должен был приложить усилия, а ответственность за выращивание и воспитание детей лежала на родителях. В обществе сложились определенные представления, что такое хороший ребенок, хороший родитель, чему надо учить ребенка, за что его можно бить, за что награждать. Почитайте, например, роман Фрэнсис Бёрнет «Маленький лорд Фаунтлерой», там про это много написано. Так продолжалось более 300 лет.

А что происходит с детством сейчас, в информационную эпоху?
Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Зрительному восприятию не нужно учиться, соответственно, детство вновь исчезает, как и взрослость. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту.
Видимо, поэтому родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками.
Это не совсем так. Просто школа не дает информацию в том виде, в каком ее может усвоить ребенок.

То есть это проблема не конкретного ребенка, а школы?
Конечно. Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.
Тем не менее многие родители требуют успеваемости, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.
Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать — он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

Значит, надо отнимать у детей гаджеты?
Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придется ему помогать. Школа, кстати, прекрасно понимает, что не справляется, поэтому дает задания не столько для ребенка, сколько для его родителей.
Домашние задания — отдельная тема. Даже взрослые не всегда способны в них разобраться. Это нормально?
Дело не в заданиях, а в том, что школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться.

Правильно — это как?
Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.

Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?
Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя — в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.

Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?
У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично.

Дети сейчас почти не гуляют, дворы пустые. Откуда взяться личному общению?
Взрослым мир кажется очень опасным, но это не значит, что он реально опасен. Вне школы современные дети общаются лично разве что летом, когда их берут в поездки или отправляют в лагеря. Или если они занимаются командными видами спорта. Но им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, — нормально. Он будет лучше понимать своих детей.
Интернет тоже бывает опасен.
Раньше родители переживали, что ребенок до ночи пропадает на улице, связался с плохой компанией. Сейчас психологическим аналогом стал интернет. Конечно, должен быть родительский контроль, какие-то ограничения. Можно поставить фильтры, договориться с провайдером, чтобы в ночное время не было интернета.

Проблемы возникают и в онлайн-общении. Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?
Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.

В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать?
Родители и учителя от этого в ужасе, я и по своим внукам знаю. Но запретами ничего не добьешься. В юном возрасте многие употребляли обсценную лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность, и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жесткое, потому что оно во многом анонимное.

Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?
Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, ­входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.
Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.
Могу им только посочувствовать — у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители — это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.

Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?
Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется — мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.

А что вы думаете о наказаниях —стоит ли их применять?
К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких.
Дети из обеспеченных семей сегодня имеют все, что пожелают. Как в этих условиях мотивировать ребенка на достижения?
Это сложный вопрос. У меня есть клиенты, которые выросли в бедных семьях и стали богатыми, они хотят, чтобы их дети тоже имели мотивацию и страсть к успеху. А детям, естественно, ничего этого не нужно. Чтобы был интерес, надо создавать так называемый развивающий дискомфорт.
Что это такое?
Нельзя исполнять желания ребенка по первому требованию — потребности должны сформироваться. Не стоит лишать ребенка гаджетов, потому что он существует в цифровом мире, но заваливать его всем остальным необязательно. Начиная с определенного возраста, ребенок может сам зарабатывать. И надо давать ему такую возможность, иногда даже требовать. В обществе, где деньги давно заработаны, так и поступают. Не важно, богатые у тебя родители или бедные, на каникулах все идут подрабатывать.

Неужели обеспеченные российские родители готовы на это?
Да. Мы детально обсуждаем программу, где и как заработать ребенку. Хочет получить последнюю версию телефона — пусть потрудится. Некоторые дети работают в компаниях своих родителей, у родственников и знакомых, иногда выполняют домашнюю работу. Даже маленький ребенок может помочь бабушке, загрузить и разгрузить посудомойку, сделать бутерброды маме с папой. Ребенок должен усвоить идею обмена — я от вас получаю, если, в свою очередь, тоже даю вам что-то.

А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?
Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, — пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом — бросай, иди на робототехнику. Не понравилось — ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще — по крайней мере, им хочется быть вместе с по­дружками. И еще многое зависит от педагога или тренера.

Представителей поколения Z намного больше, чем их предшественников, «игреков». Видимо, их ждет более жесткая конкуренция за место под солнцем, придется толкаться локтями?
Это так. Другое дело, что новые коммуникативные технологии смягчают ситуацию. Такого количества людей с высшим образованием, зарабатывающих головой, обществу не нужно. Но в интернете они все равны, у всех есть возможности делать здесь бизнес и зарабатывать.
Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?
Это не дело родителей, они — уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.

Код:
http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a18445/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество
Страница 2 из 10 На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах