Новости сайта и форума Sibmama 
[Школа]
ЛУЧШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Самый экономный раздел ДО Отдам Даром
Книжный флешмоб. Том 4.
ФМ №57 Михаил Булгаков "Белая гвардия"

На страницу : Пред.  1, 2, 3 ... 93, 94, 95 ... 97, 98, 99  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Форумы » Работа. Отдых. Общие вопросы » Культурная жизнь
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Ваша оценка роману М. Булгакова "Белая гвардия"
10
43%
 43%  [ 10 ]
9
13%
 13%  [ 3 ]
8
8%
 8%  [ 2 ]
7
4%
 4%  [ 1 ]
6
0%
 0%  [ 0 ]
5
8%
 8%  [ 2 ]
4
8%
 8%  [ 2 ]
3
0%
 0%  [ 0 ]
2
0%
 0%  [ 0 ]
1
0%
 0%  [ 0 ]
без оценки
0%
 0%  [ 0 ]
бросил читать
13%
 13%  [ 3 ]
Всего проголосовало : 23

Автор Сообщение
Морская 13
Профессор
Профессор

На сайте с 08.04.10
Сообщения: 5574
В дневниках: 2137
Откуда: Новосибирск, Первомаечка, жм Березовое
Карта № 017301
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 11:05     Ответить с цитатой

Дочитала я наконец Убыра, поставила в итоге 4, вышла она такая общевзвешенная. Начало оч. хорошее, переплетение реальности и народных сказок, молодежный язык, описание такой хорошей семьи, а потом такие достоверные страдания двух детей от голода, холода, усталости, переживания типа: да как же так, ну почему, как теперь им без папы и мамы? В общем, мне прям понравилось, а вот после середины, когда сказка нарастила обороты, мой запал угас. Не знаю, конечно, как еще Наиль должен был бороться с Убырами, но чем сказочней становился сюжет, тем меньше мне нравилась книга, дочитывала уже через "не могу". Начало тянуло на 6-7, а вот концовка на 2-3, среднее и вышло 4 :aga-aga:
Все равно, спасибо, Лена- Шагане, зато теперь я вполне себе разбираюсь в татарской нечисти, а название Убыр - так вообще нравится) прям колоритное такое :haha:
_________________
необычные подарки из полимерной глины: не знаете, что подарить? Вам сюда жми WWW
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Шагане
Книговед Сибмамы 2015
Книговед Сибмамы 2015

На сайте с 14.02.09
Сообщения: 28263
В дневниках: 3036
Откуда: Тупик
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 11:10     Ответить с цитатой

Еще раз спасибо всем, кто принимал участие в этом ФМ, кто накидал для меня новых триллерчиков, кто читал "Убыра", неважно - понравилось или нет!!!!

:give_heart: :give_heart: :give_heart: :give_heart: :give_heart: :give_heart:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Merveille
Профессор
Профессор

На сайте с 21.12.04
Сообщения: 5314
В дневниках: 2891
Откуда: Новосибирск, ОбьГЭС
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 12:00     Ответить с цитатой

Я же тоже уже несколько дней как дочитала. От меня 6 баллов. Первая часть хорошая, серединка так себе, а последняя уже высосана из пальца. Сдулся автор. Чем-то мне даже МЛК эта часть напомнила.
До встречи с бабушкой язык хороший, даже мысли и слова Наиля хорошо воспринимаются, а потом как будто другой человек писал.

Лена, спасибо за это предложение :give_heart: Книга давно в више была, не понятно, когда бы еще дошла до нее )
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Шагане
Книговед Сибмамы 2015
Книговед Сибмамы 2015

На сайте с 14.02.09
Сообщения: 28263
В дневниках: 3036
Откуда: Тупик
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 12:02     Ответить с цитатой

Merveille
:obnim: :love!:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Selene-von-Sirius
Профессор
Профессор


На сайте с 03.01.17
Сообщения: 5368
В дневниках: 386
Откуда: город Б
Карта № 027111
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 12:03     Ответить с цитатой

Шагане
По-моему очень интересно, колоритно получилось в итоге. "А вот в последнем ФМ по триллерам мы читали татарскую молодежную сказку про нечисть..." :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Шагане
Книговед Сибмамы 2015
Книговед Сибмамы 2015

На сайте с 14.02.09
Сообщения: 28263
В дневниках: 3036
Откуда: Тупик
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 12:06     Ответить с цитатой

Цитата:
Lilit_Fon_Sirius писал(а):
Шагане
По-моему очень интересно, колоритно получилось в итоге. "А вот в последнем ФМ по триллерам мы читали татарскую молодежную сказку про нечисть..." :-)

:haha: Классно!!!! :haha:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Grape
Студент
Студент

На сайте с 16.08.07
Сообщения: 1654
В дневниках: 36
Откуда: Новосибирск, Шлюз
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 13:43     Ответить с цитатой

Я тоже прочитала "Убыра". Вообще не хотела в этом ФМ участвовать, не мой жанр, но страшная сказка затянула. За одно это уже хочется баллов 5 поставить :-) Плюс ещё за тот самый современный колорит. По-моему, сцены с экшеном автору не очень удались, я их пропускала, честно говоря. Но, опять же, повторюсь, жанр не мой. В остальном очень даже интересно и жизненно. От меня 6 баллов.
_________________
IT-домохозяйка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
Баба Маня
Арина Родионовна
Арина Родионовна

На сайте с 11.12.11
Сообщения: 10879
В дневниках: 2033
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 13:47     Ответить с цитатой

А у нас. в этом плане, все замечательно. Когда выбираем позитивную книгу - то самую мрачную. А среди триллеров выбрали сказку-фэнтези с татарским уклоном. И это хорошо. :oops:

:love_sibmama:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Шагане
Книговед Сибмамы 2015
Книговед Сибмамы 2015

На сайте с 14.02.09
Сообщения: 28263
В дневниках: 3036
Откуда: Тупик
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 13:48     Ответить с цитатой

Grape
Спасибо! :give_heart:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Sunwait
Захотела и смогла
Захотела и смогла


На сайте с 13.06.10
Сообщения: 14313
В дневниках: 3529
Откуда: Новосибирск, Золотая Нива
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 13:55     Ответить с цитатой

Баба Маня писал(а):
А у нас. в этом плане, все замечательно. Когда выбираем позитивную книгу - то самую мрачную. А среди триллеров выбрали сказку-фэнтези с татарским уклоном. И это хорошо. :oops:

:love_sibmama:

)))) точно
_________________

Пишу на VBA, Python. Боты, приложения, обработка таблиц
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Eugene 17
Книгохранитель Сибмамы
Книгохранитель Сибмамы

На сайте с 29.08.10
Сообщения: 19045
В дневниках: 6832
Откуда: Омск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Ноя 11, 2017 0:40     Ответить с цитатой

Итоги ФМ №56 "Триллеры!"

Мы читали татарскую молодежную сказку про нечисть... :-)

Наиль Измайлов "Убыр"

И побоялись, и поплевались, и оценили татарский колорит - в общем всё в лучших флешмобовских традициях: получили целый спектр эмоций и мнений.

В опросе участвовало 18 форумчан

10-9 баллов - 2 человека
8-7 баллов - 6
6-5 баллов - 5
4 балла - 1


без оценки - 2
бросил читать - 2


Средняя оценка - 6,9

Спасибо всем за отзывы, а Елене Шагане за предложение! :obnim:
_________________
*****
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Eugene 17
Книгохранитель Сибмамы
Книгохранитель Сибмамы

На сайте с 29.08.10
Сообщения: 19045
В дневниках: 6832
Откуда: Омск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Ноя 12, 2017 5:41     Ответить с цитатой

ФМ №57 "Эпоха перемен"

Михаил Афанасьевич Булгаков "Белая гвардия" (1924)

Читаем до 30 ноября (в романе 250-300 стр.)


«Белая гвардия» — первый роман Михаила Булгакова. Описываются события Гражданской войны на Украине в конце 1918 года. Роман повествует о семье русских интеллигентов и их друзьях, которые переживают социальный катаклизм гражданской войны. Роман во многом автобиографичен, почти у всех персонажей есть прототипы — родственники, друзья и знакомые семьи Булгаковых. Декорациями романа стали улицы Киева и дом, в котором жила семья Булгаковых в 1918 году. Хотя рукописи романа не сохранились, булгаковеды проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий и персонажей.

В романе-реквиеме автор описывает процесс разрушения мира русской интеллигенции. Произведение задумывалось автором как масштабная трилогия, охватывающая период гражданской войны, однако автор написал только первую её часть. Часть романа была впервые опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был впервые опубликован во Франции в 1927—1929 годах. Критикой роман был воспринят неоднозначно: советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская сторона — лояльность Булгакова советской власти. Произведение послужило источником для пьесы «Дни Турбиных» и последующих нескольких экранизаций.


Экранизации:
Цитата:
До 2011 года сам роман не экранизировался, — в 1970 году вышел фильм «Бег» по мотивам нескольких произведений Булгакова, а в 1976 году вышел фильм режиссёра Владимира Басова «Дни Турбиных» — являющегося экранизацией пьесы «Дни Турбиных», а не самого романа, — пьеса и роман имеют значительные отличия. Впервые собственно роман был экранизирован как телесериал режиссёром Сергеем Снежкиным в 2011 году. Фильм вышел на экраны во время президентской кампании 2012 года и содержал много спорных идеологических отступлений от оригинального текста и придуманных сценаристами сцен и поворотов сюжета. Большинство критиков отмечая ансамбль известных и популярных актёров, отмечают и неудачу режиссёра, а также критикуют вольное обращение с оригинальным текстом. Критики отмечают, что описанная Булгаковым в романе трагедия в интерпретации Снежкина превратилась в постмодернистскую комедию.

Список экранизаций:

1970 — Бег — художественный фильм режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова, снятый по мотивам произведений М. А. Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море»;
1976 — Дни Турбиных — художественный фильм режиссёра Владимира Басова;
2012 — Белая гвардия — восьмисерийный фильм режиссёра Сергея Снежкина.


История написания романа:
Скрытый текст:
Временем работы Булгакова над романом принято считать 1923—1924 гг., однако эта датировка требует небольшого уточнения, — ещё в 1922 году автором были написаны некоторые рассказы, которые позднее в несколько изменённом виде вошли в роман. Именно поэтому уже в марте 1923 года в седьмом номере журнала «Россия» появилось сообщение: «Михаил Булгаков заканчивает роман „Белая гвардия“, охватывающий эпоху борьбы с белыми на юге (1919—1920)».

У романа могли быть и другие названия, — так, Булгаков выбирал между «Полночный крест» и «Белый крест». Один из отрывков ранней редакции романа в декабре 1922 года был опубликован в берлинской газете «Накануне» под названием «В ночь на 3-е число» с подзаголовком «Из романа „Алый мах“». Рабочим названием первой части романа во время написания было «Желтый прапор».

В 1923 году Булгаков писал о своей работе: «А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…» В своей автобиографии 1924 года Булгаков написал: «Год писал роман „Белая гвардия“. Роман этот я люблю больше всех других моих вещей».

Т. Н. Лаппа рассказывала М. О. Чудаковой: «…Писал ночами „Белую гвардию“ и любил, чтоб я сидела около, шила. У него холодели руки, ноги, он говорил мне: „Скорей, скорей горячей воды“; я грела воду на керосинке, он опускал руки в таз с горячей водой…»

Насколько серьезно и основательно относился автор к написанию своего первого романа, можно судить по рассказу Паустовского «Снежные шапки», — Булгаков специально приезжал к нему в Пушкино потому, что для работы над одной из глав романа ему было нужно посмотреть на «те маленькие сугробы снега, что за долгую зиму накапливаются на крышах, заборах и толстых ветвях деревьев». Булгаков ходил по селу в старой потертой шубе и «встряхивал ветки и следил, как снег слетает на землю и шуршит, рассыпаясь длинными белыми нитями».

Время начала работы над романом было самым тяжелым в жизни писателя, — по воспоминаниям В. П. Катаева Булгаков в то время «бедствовал» и однажды пришел «в редакцию в пижаме, поверх которой у него была надета старая потертая шуба». В своем дневнике в начале 1922 года Булгаков отмечает: «Питаемся с женой впроголодь», «Идет самый чёрный период моей жизни. Мы с женой голодаем», «Валенки рассыпались». Булгаков перебивался сдельной работой, выполняя работу фельетониста и литературного корректора для нескольких изданий, старался вырваться из тисков бедности и нужды, пытаясь выкроить время для написания своего первого романа.

В автобиографическом очерке «Мне приснился сон» Булгаков подробно описывает, как он начал писать роман: «Я притянул насколько возможно мою казарменную лампу к столу и поверх её зелёного колпака надел колпак из розовой бумаги, отчего бумага ожила. На ней я выписал слова: „И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими“. Затем стал писать, не зная ещё хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем в столовой, сонную дрему в постели, книги и мороз. И страшного человека в оспе, мои сны. Писать вообще очень трудно, но это почему-то выходило легко. Печатать этого я вообще не собирался».

Машинистка И. С. Раабен, которая «печатала этот роман не менее четырёх раз — с начала до конца», вспоминала:

«Поздней осенью 1921 года пришел очень плохо одетый человек и спросил, может ли она печатать ему без денег — с тем, чтобы он заплатил ей позже, когда его работа увидит свет. Я, конечно, согласилась. Он приходил каждый вечер, часов в 7-8, и диктовал по 2-3 часа, и, мне кажется, отчасти импровизировал… Первое, что мы стали с ним печатать, были „Записки на манжетах“… Он упомянул как-то, что ему негде писать… Сказал без всякой аффектации, что, добираясь до Москвы, шел около двухсот верст до Воронежа — пешком по шпалам, не было денег… Было очевидно, что ему жилось плохо, я не представляла, что у него были близкие. Он производил впечатление ужасно одинокого человека. Говорил, что живёт по подъездам. Я поила его сахарином с чёрным хлебом; я никого с ним не знакомила, нам никто не мешал».

Также Раабен утверждала, что Булгаков надиктовывал ей текст с голоса, использовал отдельные «листочки», записные книжки, но «никакой рукописи как таковой не было».

Весной 1923 года Булгаков писал в письме своей сестре Надежде: «…срочно дописываю 1-ю часть романа; называется она „Желтый прапор“». Роман в известном нам виде первоначально задумывался автором как первая часть трилогии. Вторая и последующие части, видимо, должны были повествовать о приходе в Город большевиков, затем об их отступлении под ударами деникинцев и, наконец, о боевых действиях на Кавказе. Но после раздумий о возможностях публикации подобного романа в Советской России Булгаков принял решение сместить время действия на более ранний период и исключить любые эпизоды, связанные с большевиками.

Судя по отсутствию каких-либо записей в дневнике в июне 1923 года, Булгаков, видимо, был полностью поглощен работой над романом. 11 июля Булгаков записал: «Самый большой перерыв в моем дневнике… Стоит отвратительное, холодное и дождливое лето». 25 июля Булгаков отметил: «Роман из-за „Гудка“, отнимающего лучшую часть дня, почти не подвигается».

О том, что роман закончен в черновом варианте, Булгаков сообщил Ю. Л. Слезкину в конце августа 1923 года. В этом же письме Булгаков писал: «…но он ещё не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю. Кое-что исправлю. Лежнев начинает толстый ежемесячник „Россия“ при участии наших и заграничных… По-видимому, Лежневу предстоит громадная издательско-редакторская будущность. Печататься „Россия“ будет в Берлине… Во всяком случае, дело явно идет на оживление… в литературно-издательском мире».

Затем в течение полугода о романе в дневнике Булгакова ничего не говорится, и лишь 25 февраля 1924 года появилась запись: «Сегодня вечером… я читал куски из „Белой гвардии“… По-видимому, и в этом кружке производило впечатление».

В. П. Катаев вспоминал: «…Булгаков читал нам свои вещи — уже не фельетоны, а отрывки из своего романа. Было даже удивительно, когда он в один прекрасный день сказал нам: „Знаете что, товарищи, я пишу роман и, если вы не возражаете, прочту вам несколько страничек“. И он прочитал нам несколько страниц очень хорошо написанного живого, острого полотна, которое потом постепенно превратилось в „Белую гвардию“…»

9 марта 1924 года в газете «Накануне» появилось следующее сообщение Ю. Л. Слезкина: «Роман „Белая гвардия“ является первой частью трилогии и прочитан был автором в течение четырёх вечеров в литературном кружке „Зеленая лампа“. Вещь эта охватывает период 1918—1919 гг., гетманщину и петлюровщину до появления в Киеве Красной Армии… Мелкие недочеты, отмеченные некоторыми, бледнеют перед несомненными достоинствами этого романа, являющегося первой попыткой создания великой эпопеи современности»


История публикации романа:

Скрытый текст:

12 апреля 1924 года Булгаков заключил договор на издание «Белой гвардии» с редактором журнала «Россия» И. Г. Лежневым. 25 июля 1924 года Булгаков записал в своем дневнике: «…днем позвонил Лежневу по телефону, узнал, что с Каганским пока можно и не вести переговоров относительно выпуска „Белой гвардии“ отдельной книгой, так как у того денег пока нет. Это новый сюрприз. Вот тогда не взял 30 червонцев, теперь могу каяться. Уверен, что „Гвардия“ останется у меня на руках». 29 декабря: «Лежнев ведет переговоры… чтобы роман „Белая гвардия“ взять у Сабашникова и передать ему… Не хочется мне связываться с Лежневым, да и с Сабашниковым расторгать договор неудобно и неприятно». 2 января 1925 г.: «…вечером… я с женой сидел, вырабатывая текст договора на продолжение „Белой гвардии“ в „России“… Лежнев обхаживает меня… Завтра неизвестный мне ещё еврей Каганский должен будет уплатить мне 300 рублей и векселя. Векселями этими можно подтереться. Впрочем, черт его знает! Интересно, привезут ли завтра деньги. Не отдам рукопись». 3 января: «Сегодня у Лежнева получил 300 рублей в счет романа „Белая гвардия“, который пойдет в „России“. Обещали на остальную сумму векселя…»

Первая публикация романа состоялась в журнале «Россия», 1925 год, № 4, 5 — первые 13 глав. № 6 не вышел, так как журнал прекратил своё существование. Полностью роман опубликован издательством Concorde в Париже: в 1927 году — первый том и в 1929 году в парижской издательской фирме Е. А. Бреннера «Москва» — второй том (заново выправленные автором 12—20 главы). По предположению исследователей, роман «Белая гвардия» дописывался уже после премьеры спектакля «Дни Турбиных» в 1926 году и создания «Бега» в 1928 году.

Впервые полный текст романа был издан в России только в 1966 году — вдова писателя, Е. С. Булгакова, используя текст журнала «Россия», неизданные корректуры третьей части и парижское издание, подготовила роман для издания Булгаков М. Избранная проза. М.: Художественная литература, 1966. Современные издания романа печатаются по тексту парижского издания с исправлениями явных неточностей по текстам журнальной публикации и корректуры с авторской правкой третьей части романа.

Поддельное окончание
Через несколько недель после публикации первого тома в парижском издательстве Concorde, в Риге издательством «Литература» Карла Расиньша было напечатано «полное издание» романа, в котором неизвестным литератором было дописано окончание по четвёртому акту второй редакции пьесы «Дни Турбиных». В отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится рижский экземпляр романа с карандашной пометкой, предположительно сделанной самим Булгаковым на странице 194: «Отсюда начиная — бред, написанный неизвестно кем». Кроме окончания, в рижском издании была несколько сокращена первая часть.

Рукопись

Рукопись романа не сохранилась.

До настоящего времени не определен канонический текст романа «Белая гвардия». Исследователям долго не удавалось обнаружить ни одной страницы рукописного или машинописного текста «Белой гвардии». В начале 1990-х гг. была найдена авторизованная машинопись окончания «Белой гвардии» общим объёмом около двух печатных листов. При проведении экспертизы найденного фрагмента удалось установить, что текст является тем самым окончанием последней трети романа, которое готовилось Булгаковым для шестого номера журнала «Россия». Именно этот материал был сдан писателем редактору «России» И. Лежнёву 7 июня 1925 года. В этот день Лежнёв написал Булгакову записку: «Вы „Россию“ совсем забыли. Уже давно пора сдавать материал по № 6 в набор, надо набирать окончание „Белой гвардии“, а рукописи Вы не заносите. Убедительная просьба не затягивать более этого дела». И в тот же день писатель под расписку (она сохранилась) передал окончание романа Лежневу.

Найденный фрагмент рукописи сохранился только потому, что известный редактор, а затем сотрудник газеты «Правда» И. Г. Лежнёв использовал рукопись Булгакова, чтобы наклеивать на неё, как на бумажную основу вырезки из газет своих многочисленных статей. В таком виде рукопись и была обнаружена. Найденный текст окончания романа не только существенно отличается по содержанию от парижского варианта, но и значительно острее в политическом отношении — явно просматривается стремление автора найти общее между петлюровцами и большевиками. Подтвердились и догадки о том, что рассказ писателя «В ночь на 3-е число» является составной частью «Белой гвардии».


Михаил Афанасьевич Булгаков

Родился: 15 мая 1891 г., Киев, Российская империя
Умер: 10 марта 1940 г., Москва, СССР



1917. Булгаков и революция

Скрытый текст:
1917 год Михаил Афанасьевич Булгаков считал рубежным, самым главным годом для нашей страны. Почему это было так важно для писателя? Как он пережил «красный октябрь» и какое завещание оставил нам – читателям ХХ (!) века? Об этом и многом другом в рамках лектория «1917» рассказала литературовед, историк, автор первой биографии Булгакова Мариэтта Чудакова.


В своё время я действительно написала «Жизнеописание Михаила Булгакова». Сейчас сложно представить, но когда книги Михаила Афанасьевича впервые появились на прилавках советских магазинов (с 1962 по 1967 год), о нём вообще ничего не было известно. В это сложно поверить, но его биографии просто не было. Второго такого случая в истории литературы в принципе нет. Все факты о Булгакове можно было пересчитать на пальцах одной руки: родился в Киеве в доме преподавателя духовной академии, кончил медицинский, был врачом в Смоленской губернии. Потом попал в Москву – как, неизвестно. Известно про оглушительный успех «Дней Турбиных», ну и про то, что было три жены. Последнюю все знали. Вот и всё.



«100 друзей»

В начале 70-х замечательный человек, один из лучших в мире историков России Пётр Андреевич Зайончковский взял меня работать в отдел рукописей (Российской государственной библиотеки – «С»), где я должна была обработать весь архив Булгакова.

Обзор архива – очень чёткий канонизированный жанр. Мы не должны расписывать его биографию или заниматься литературоведением. Мы должны под строкой о ссылке биографии дать определенные факты, а в графе «литературоведение» перечислить все рукописи важных сочинений, по возможности все письма, библиографический материал и т.д. Когда я взялась за архив Булгакова, то ссылаться было не на что. Вам хорошо известно, что никаких книг о Булгакове не было, и тогда я вместо обычных двух-трёх печатных листов написала двенадцать. И это было первым очерком биографии. Я написала двенадцать листов, которые все были испещрены фактами. Откуда факты брались? Я беседовала лично с его последней женой Еленой Сергеевной – полтора месяца мы провели бок о бок каждый день, с одиннадцати до одиннадцати. Потом в начале ночи я приходила домой и записывала, переживала всё то, что она мне рассказала. Кроме этого я беседовала с людьми, которых мне указала Елена Сергеевна, а их было около ста человек. Так была написана первая биография Булгакова, но я продолжала старательно собирать всё, что могла найти про его жизнь. Например, у меня было написано, что в 1920 году он был во Владикавказе. Больше я ничего написать не могла, потому что не знала, зачем его туда понесло. Я догадывалась, но я не могла свои догадки писать. На тот момент были живы все три жены Булгакова и его сестра Надежда Афанасьевна Земская, которая, конечно, обо всём прекрасно знала. Но они стопроцентно знали, как и все советские люди, что если только упомянуть, что он был военным врачом в добровольческой армии, то все издания будут прекращены, потому что наша многими до сих пор любимая советская власть публиковала людей не по таланту, а по биографии. А он не просто выступал против неё каким-то абстрактным образом, а выступал с ружьём, ездил с военным лазаретом.

Теперь переходим к делу. Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве в 1891 году, внук двух священников. Многие путали, много лет говорили, что он сын священника, но нет – он сын преподавателя духовной академии, которому профессорство дали всего за несколько месяцев до смерти. Так же незадолго до смерти отцу дали потомственное дворянство, то есть с точки зрения структуры Российской империи Михаил Афанасьевич Булгаков был дворянин. Кстати, так же как и Маяковский, потому что тоже он дворянин. Это так, заметка на полях.

Киев, конечно, интересным был городом, многоконфессиональным, что очень важно. Если вы откроете словарь Брокгауза и Эфрона и захотите узнать, сколько было в Киеве евреев, кавказцев всяких, татар, поляков, то вы не узнаете. Вы узнаете только опосредованно. Там будет написано: православных столько-то – это значит русские и украинцы, смекай-понимай, их тогда никто разделять не собирался в Российской империи, католики – значит, понимай поляки, лютеране – понимай немцы, магометане, как тогда называли, – это и татары, и, скорее всего, дагестанцы – моя родня, иудеи – евреи т.д.

В свое время я познакомилась с замечательным человеком Евгением Борисовичем Букреевым. Он учился в соседнем классе с Булгаковым, а потом был однокурсником по медицинскому. Когда я к нему приехала, мне навстречу вышел человек 92 лет в костюме и галстучке, практикующий врач, голова в полной ясности. Его отец, кстати, до 104 лет преподавал математику в университете. Так вот, он рассказывал, а я записывала за ним. Он говорил о том, что раньше, переходя в гимназии из четвёртого класса в пятый, ребята, можно сказать, начинали жить общественной жизнью. В четвёртом классе, например, (тогдашние 13–14 лет) полагалось непременно прочесть, как он произносил, «Бёкля и Дрепера». В пятом классе начинали участвовать в разнообразных кружках: экономических, философских, религиозно-богословских. С 6–8 классов кружки были общие для всех. В кружке Селихановича (русский педагог, философ, член Киевского религиозно-философского общества, читал курсы по литературе – «С») разбирались литературные, философские вопросы. Нужно было, например, в пятом классе изучать учебник по философии Виндельбанда. Булгаков никогда не участвовал ни в каких кружках, он был инертен в этом отношении. 1905 год застал их в 5 классе, Булгаков вспоминал, что было собрание на каких-то квартирах, валялись на постелях, курили, произносили зажигательные речи. На этом все кончалось. Они, конечно, били стекла, швырялись чернильницами. Булгаков участвовал именно в такого рода коллективных действиях, но в советах, митингах, собраниях никогда не участвовал». Это тоже весьма важно.

Мой собеседник, Евгений Борисович, рассказывал, что он сам в пятом классе был убежденным анархистом, каковым, по его словам, остается по сей день. Он смеялся надо мной, говорит, вас же учат не пойми чему. Например, вы считаете, что анархизм – это означает отсутствие всякой власти. Анархизм тогда появляется в обществе, когда оно созрело для этого, чтобы не было власти авторитарной. Так что это у вас всё не так. Как он мне говорил, ну, что там вы, как вас научили – вы же не сможете. Вы зачем приехали? Я говорю, я хочу о Булгакове что-то узнать и кроме того почувствовать десятые годы. «Нет, вы не сумеете, – говорит он мне, – бессмысленно стараться. Ваше поколение не сумеет ничего этого понять. Например, многим известно о документе периода контрреформ конца XIX века, прозванном “циркуляр о кухаркиных детях” (рекомендовал директорам гимназий затруднять поступление детей из неблагородных слоёв – «С»). Знаете ли вы, что вопрос о принятии этого документа пять раз ставили на голосование и в итоге его так и не приняли – он остался на уровне циркуляра». Он говорит, что вы ничего этого не знаете. У нас, например, была первая гимназия – аристократическая. В классе было сорок человек, из них восемь «кухаркиных детей», из самых бедных семей, из подвалов. За них частью платило государство, часть – богатые купцы. Все это были хорошие ученики, кто-то стал инженером-путейцем, кто врачом, кто адвокатом. Все «кухаркины дети» выбились в люди.

«Квасной монархизм»

Что тут особенно важно: Булгаков в гимназические годы был совершенно бескомпромиссный монархист, квасной монархист. Да, да, так говорилось тогда, не только квасной патриот, но и квасной монархист. Кто читал внимательно «Белую гвардию», тот помнит, как он отвечает на вопрос Малышева: «Вы как к социалистам относитесь?» «Я, – вдруг бухнул Турбин, дернув щекой, – к сожалению, не социалист, а монархист. И даже, должен сказать, не могу выносить самого слова “социалист”. А из всех социалистов больше всех ненавижу Александра Фёдоровича Керенского».

Но для того, чтобы вы поняли, почему он так ненавидит Керенского, я должна дать некоторую справку, чего многие не понимают и чего не знают. Дело в том, что был момент, когда можно было остановить товарища Ленина и не допустить советской власти. Недавно кто-то в фейсбуке написал: «Ну как это могло быть, что в Петербурге, где было столько офицеров, власть в октябре 1917 отдали какой-то горстке бандитов?» Действительно, как?

Чтобы это понять, давайте вспомним, что Ленин обладал нечеловеческой целеустремлённостью. Нечеловеческой устремлённостью пули, летящей к цели. Бывает, может, раз в тысячелетие рождаются такие люди, или в столетие. Он победил лишь этим: решительностью и целеустремлённостью, ничем другим. Хочу пояснить азбучную истину, что Ленин не был великим мыслителем, он был, пожалуй, неглупым, может быть, умным, но не великим. Он же верил, что после России революция полыхнет по всему миру! Как на это мог рассчитывать человек, который до этого прожил в Европе 17 лет? Я не могу постигнуть это! С 1900 по 1917 он живёт в Женеве, преподает, видит эту спокойную, умиротворенную жизнь. Тогда там, как и сегодня, миллионеры ездили не на машинах, а на трамваях, потому что не положено показывать богатство и т. д. Это очень упорядоченная жизнь с укоренёнными традициями. Так что он не был великим мыслителем, но был очень целеустремлённым.

Так вот, в то время Керенский обращается за помощью к генералу Корнилову. Корнилов на тот момент был единственным человеком, который по свойствам личности мог противостоять Ленину. Другого не было. Абсолютно жёсткий генерал. Керенский заключил с ним союз и дальше происходит такой психологический поворот. Керенский видит, что у Корнилова очень сильные диктаторские замашки, и если он в Москву войдёт и Ленина победит, то он станет диктатором, а Керенский будет уже не главой страны, а министром юстиции. Именно так бы и произошло, но он не должен был этого пугаться, потому что ему грозило гораздо худшее. Но он разорвал союз с Корниловым и заключил с Лениным. Булгаков это прекрасно понимал. Если бы Керенскому показали на две минуты три окошечка: Россия 1922 года, 1937 года и еще какого-нибудь года, то он заключил бы союз не то что с Корниловым, а с самим дьяволом против Ленина. Но вперёд заглянуть нельзя. Вот почему Булгаков ненавидит Керенского. Он знает, кто проиграл Россию.

«К обезьяне и обратно»

Одна из исследовательниц Булгакова написала в своё время: «Важно отметить, что монархизм героев “Белой гвардии” не автобиографичен. К семье Булгаковых всё это никакого отношения не имеет». Я не скрою, написала здесь не позиция биографа, а энтузиазм поклонницы, желающей сказать как можно больше хорошего о любимом писателе. Так вот: Булгаков был самый настоящий монархист до конца своих дней. Никогда в самих текстах он не пошатнулся, потому что никогда не был социалистом, хотя вокруг были сплошь социалисты. Думаю, многим из них потом было очень тяжело, их разъедало, потому что человеку невыносимо знать, что он в каком-то смысле тоже повинен в том, что происходит, потому что призывал революцию, верил в социализм и т.д. А он не верил нисколько, и это очень важно.

Лучше всего о нём сказал Ильф: «Что вы хотите от Миши? Он еле-еле смирился с отменой крепостного права, а вы хотите, чтобы он признал Советскую власть». Это очень даже неплохие слова.

Аполитичность – это первое, о чём мы сказали. Он поступает на медицинский факультет. До этого в семье каждое воскресенье читают Библию. Когда он попадает на медицинский факультет, то отходит от религии полностью. Думаю, что это связано с дарвинизмом, который тогда только начал преподаваться. Это сейчас есть множество глубоко верующих биологов, которые усвоили принцип дополнительности, поняв, что и то, и то – правда. А тогда, видимо, казалось, что это совсем несовместимые вещи. То есть если уж мы произошли от обезьяны, то причём здесь Библия? Но потом он возвращается к религии, причём не только в «Мастере и Маргарите». Вообще есть прямые доказательства того, что он был верующим человеком. Один из друзей Булгакова писал Елене Сергеевне (третья жена Булгакова, хранительница его наследия – «С») после его смерти: «Здесь в Калуге я выполнил просьбу Миши еще лучше, чем это можно было сделать в Москве». Он был человек верующий и совершенно ясно было, что он отслужил панихиду. А Булгаков не из тех, кто заказал бы панихиду на всякий случай. Но еще ярче этот мотив виден в «Белой гвардии»: она насквозь прошита Апокалипсисом, Откровением Иоанна Богослова.

«Роковые дни»

Итак, проходит Первая мировая война. Булгаков становится земским врачом. И вот рубежный 1917 год. Рубежный именно в его понимании. Октябрь. Он в это время в очень тяжёлом состоянии, поскольку уже примерно год назад случайно заболел морфинизмом. Все, наверное, знают, как это произошло. Он занимался дифтеритным ребёнком, тот на него кашлянул и ему попало на глаз. В таком случае сразу кололи сыворотку. Булгаков от неё весь покрылся сыпью, поднялась высокая температура. Это мне ярко рассказывала Татьяна Николаевна (первая жена Булгакова – «С»). В итоге он не может спать, вызывает медсестру, чтобы она ему сделала морфий. На другой день то же. Удивительно, что он как врач не успел ухватить момент, и у него за два дня создалось привыкание. Поэтому к октябрю 17-го он уже давно болен – все это очень хорошо описано в автобиографичном рассказе «Морфий». Он едет в Москву, так как видимо хотел лечь в клинику к какому-то своему однокурснику и попытаться избавиться от болезни. И вот, сквозь дымку болезни он наблюдает октябрьские бои.

31 декабря 1917 года, уже вернувшись в Вязьму, он пишет письмо сестре Надежде Афанасьевне Земской:

«Недавно, в поездке в Москву и Саратов, мне пришлось все видеть воочию и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве… тупые и зверские лица…

Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных, запертых банков, голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров, видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел и понял окончательно, что произошло».

Тогда люди уезжали за границу со словами, что мы уезжаем самое большее на полгода, потому что это не может продолжаться долго. Уже через несколько дней после письма Булгакова в Петербурге пьяные матросы врываются в больницу и убивают лидеров кадетского движения, депутатов Учредительного собрания Кокошкина и Шингарёва. Их закалывают штыками прямо в постели. Я помню, что меня ещё в школе поразил факт, что Ленин объявил кадетов «вне закона». Что значит «вне закона»? Это значило, что любой человек мог подойти к ним на улице и убить, и ему за это ничего не будет. У вас ещё есть какие-то сомнения насчет Ленина? Я много лет назад поняла, что Сталин – просто робкий ученик Ленина.

И вот Булгаков пишет, что он понял окончательно, что произошло, и это во многом отделяло его от других людей, которые считали, что это быстро кончится. Произошла очень подспудная вещь, никем не выраженная, кроме Ахматовой. Только Ахматова написала два стихотворения, как она не уехала. Остальные все молчали насчёт этого. У тех, кто остался, произошел такой немой сговор с властью. Остались – значит принимали то, что есть. А власть тоже знала, хотя это никогда не было выявлено: «Вы остались, да? Тогда мы вас будем с кашей есть. Это уже наше дело, вы же остались!»

И вот Булгаков в ноябре 1919 пишет потрясающую статью.

«Теперь, когда наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль.
Эта мысль настойчивая.
Она — темная, мрачная, встает в сознании и властно требует ответа.
Она проста: а что же будет с нами дальше?»

Это вообще самый любимый вопрос всех русских людей, на мой взгляд, во все годы XX века, во всяком случае.

«Настоящее перед нашими глазами. Оно таково, что глаза эти хочется закрыть. Не видеть! Остается будущее. Загадочное, неизвестное будущее. В самом деле: что же будет с нами?.. Недавно мне пришлось просмотреть несколько экземпляров английского иллюстрированного журнала. Я долго, как зачарованный, глядел на чудно исполненные снимки. И долго, долго думал потом…

Да, картина ясна!

Колоссальные машины на колоссальных заводах лихо радочно день за днем, пожирая каменный уголь, гремят, стучат, льют струи расплавленного металла, куют, чинят, строят… Они куют могущество мира, сменив те машины, которые еще недавно, сея смерть и разрушая, ковали могущество победы.

На Западе кончилась великая война великих народов. Теперь они зализывают свои раны. Конечно, они поправятся, очень скоро поправятся!

И всем, у кого, наконец, прояснился ум, всем, кто не верит жалкому бреду [про т. Ленина], что наша злостная болезнь перекинется на Запад и поразит его, станет ясен тот мощный подъем титанической работы мира, который вознесет западные страны на невиданную еще высоту мирного могущества.

А мы?

Мы опоздаем [мы только этим и занимаемcя].

Мы так сильно опоздаем, что никто из современных пророков, пожалуй, не скажет, когда же, наконец, мы догоним их и догоним ли вообще?

И вот пока там, на Западе, будут стучать машины созидания, у нас от края и до края страны будут стучать пулеметы. Безумство двух последних лет толкнуло нас на страшный путь, и нам нет остановки, нет передышки. Мы начали пить чашу наказания и выпьем ее до конца. Там, на Западе, будут сверкать бесчисленные электрические огни, летчики будут сверлить покоренный воздух, там будут строить, исследовать, печатать, учиться… А мы… Мы будем драться. Ибо нет никакой силы, которая могла бы изменить это. Мы будем завоевывать собственные столицы. И мы завоюем их. Тогда страна окровавленная, разрушенная начнет вставать… Медленно, тяжело вставать. Те, кто жалуется на «усталость», увы, разочаруются. Ибо им придется«устать» еще больше…Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить и в переносном, и в буквальном смысле слова. Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за Брест [само собой ясно], за безумное пользование станком для печатания денег… за все!» Всё!

Потрясающие строки, и было бы хорошо, чтобы их прочитало как можно больше людей. Я бы хотела добавить, что у всех здесь сидящих, извините за назидательный тон, у всех у нас, образованных людей, есть ответственность перед будущим годом. Я очень рада, что существует такой проект «1917», потому что каждый из нас должен думать, как он будет просвещать людей, как будет говорить об этом времени в наступающем году. Потому что просвещать непросвещенных – это долг российского интеллигента, так не будем же его отменять.

«Под пятой»

Михаил Булгаков был очень проницательным человеком. Еще в 1917-м году он окончательно понял, что произошло. Он понял, что революция – это катастрофа, которую не исправить. Это понимание его сильно отличало от окружающих людей, которые были уверены, что все это ненадолго.

Многое из его биографии мне лично рассказывала сама Татьяна Николаевна (Т. Н. Лаппа, первая жена Булгакова – «С»). В 18-м году Булгаков попадает к петлюровцам, но ему удается бежать. Он возвращается изможденным, и они вместе спасаются от большевиков. Им пришлось в буквальном смысле бросить все и уйти на какое-то время жить в лес. 31 августа 1919 года в Киев приходит Добровольческая армия, где на тот момент служили два его два младших брата. При этом сам Булгаков, как мне говорила Татьяна Николаевна, вообще не хотел воевать ни в какой армии. Но, конечно, отказываться не стал и поехал во Владикавказ.

Владикавказ

Татьяна Николаевна поехала за ним. Она рассказывала: «Я приехала к нему во Владикавказ, а он мне и говорит: “Знаешь, я печатаюсь”. Это была, по-видимому, его первая публикация в газете “Грозный”». Татьяна Николаевна была очень простым человеком. Именно она рассказывала и про морфизм, и про добровольческую армию. Позже, в 1981-м году я добилась, чтобы в «Литературной газете» к 90-летию Булгакова опубликовать ее воспоминания. «Пробить» в нашу советскую печать публикацию с двумя важнейшими фактами о морфизме и добровольческой армии удалось с диким трудом. Я добилась, чтобы это было оформлено именно как ее воспоминания, а внизу мелким шрифтом: «записано М. Чудаковой». И попросила, чтобы гонорар тоже выписали ей. В итоге я приезжаю к ней с газеткой и говорю: «Татьяна Николаевна, теперь вы можете сказать ему: знаешь, я печатаюсь». Ей это очень понравилось тогда.

Уехать

Итак, в 20-м году, когда красные разбили Белую армию, игра была практически сыграна. Булгаков не может уехать из Владикавказа с отступающей Белой армией: у него возвратный тиф, температура под сорок. Так по вине обстоятельств остался под советской властью.

Надо отметить, что в самые первые годы после революции из России уехало очень много людей. И подспудно произошла одна очень интересная, никем не выраженная, кроме Ахматовой, вещь. Только она написала два стихотворения о том, как она не уехала. Все остальные насчет этого молчали. Произошел такой немой сговор с властью. Потому что люди, которые не уехали, знали, что они остались. Остались – значит, принимали то, что есть. Власть тоже это знала. Хотя это никогда не было выявлено, но было ясно, что она могла сказать: «А в чем дело, собственно? Бунин уехал, Зайцев уехал. Вы остались, да? Тогда мы вас будем с кашей есть». Михаил Афанасьевич пытался уехать несколько раз, но каждый раз ему не удавалось. И в итоге время оказалось упущено.

Монархизм

Для Булгакова, как и для Солженицына, февральская революция была полной ошибкой. Я все удивлялась, почему в пьесе «Батум» Булгаков, будучи монархистом до мозга костей, так комически, с нехорошей насмешкой изображает Николая Второго. Так как мы все монархизм специально не изучали, понимание до меня доходило постепенно. Быть монархистом – это не значит поклоняться каждому отдельному монарху. Более того, у монархиста может быть очень серьезный счет к какому-нибудь монарху, но он в целом признает монархический принцип. Я уверена, что настоящие монархисты ни за что бы не согласились ставить памятник Ивану Грозному, как делают это нынешние. В итоге я поняла, что в «Батуми» Булгаков отразил свой гнев к императору, который ничего не делал год за годом, хотя видел, к чему все идет. Конечно, отречение с определенной точки зрения было большой ошибкой. Но император ничего не мог сделать, он был слишком хороший семьянин, он хотел спасти семью, но он и ее спас, и страну. И Булгаков, как я формулирую для себя, не мог простить Николаю II в 1939-м году, когда писал пьесу, что тот выронил Россию над пропастью из рук. Он не имел права разжимать руки. И поэтому в этой пьесе, оставаясь монархистом, он каком-то смысле мстит императору.

Булгаков и Украина

Булгаков и украинский вопрос – очень серьезная тема, но разъяснить ее вполне можно. Есть некоторые непреложные вещи, которые мы не понимаем. Например, неизвестно почему, но в роде человеческом живет тяготение к национальной независимости. Хоть застрелитесь! Кто говорит, что Индия лучше живет после Англии? Да никто. А Алжир? Я туда попала через несколько лет после того, как он официально перестал быть французским. Не скрою, я очень люблю Францию, люблю французский язык. И в каждом городке горском, поселке в середине был такой оазис – дома под черепицей, а вокруг – сакли натурально. Но они хотели независимости и теперь там таких оазисов почти нет.

Булгаков, как многие очень в то время, не мог никак смириться с украинизацией гетмана Скоропадского. Киев тогда был полностью русским городом, там украинцев было раз-два – и обчелся. Украинцы, как правило, были хлеборобы, простые люди. В семье Булгаковых украинский немножко знали, но воспринимали его именно как такой крестьянский язык. Отсюда такие смешные (а кому и грустные) диалоги в «Белой гвардии». Дело в том, что украинизация была очень нарочитой, искусственной. А на людей одинаково плохо действует что украинизация, что русификация. Люди хотят говорить на родном языке, на материнском – это их святое право.


Виновные

Я не знаю другого писателя из его современников, которые бы осознали февраль, октябрь и гражданскую войну не как происки немцев, которые купили Ленина, или как происки евреев, а как национальную вину. Вот эта мысль, которая у каждого нормального человека должна быть, но мало у кого бывает, что это было при нас, значит, мы виновны. Эта мысль, видимо, охватывала все его существо. Более того, проблема вины стала главным мотивом творчества Булгакова. Он вкладывает ее Пилату как главную вину в истории человечества. Но еще раньше эту тему мы видим в рассказе 1922-го года «Красная корона», в котором, как в бутоне, как в завязи содержатся мотивы следующих произведений. Вот эту вину Булгаков прочувствовал до мозга костей, потому что хуже братоубийственной войны ничего нет. Гражданская война хотя и была сто лет назад, полностью никуда не исчезла. Потому что это слишком жуткая история.

Под пятой

После проигранной войны Булгаков живет в Москве. Он, как я уже говорила, пытался несколько раз эмигрировать с Северного Кавказа и даже из Батума. Но его, видимо, не взяли на пароход, который пошел в Золотой рог. И он через Киев приехал в Москву, где уже ждала его жена, которая ни минуты не верила, что они увидятся вновь. Она знала, что он собирается в Европу. В одной из своих работ я написала, что он приехал в Москву жить «под победителями». И со мной многие спорили, говоря, что у Булгакова не было таких мыслей. Но я, могу похвалиться, оказалась права. Вы знаете, что у него в 26-м году отняли дневник, который он вел в двадцатые годы (фактически записи велись с 24 мая 1923 г. по 13 декабря 1925 г. – «С»). В 30-е ОГПУ отдало записи обратно и Булгаков, как говорила Елена Сергеевна (третья жена Булгакова, урождённая Нюренберг, – «С») уничтожил его на её глазах. Но органы сохранили копию дневника, и до нас он дошел именно в таком виде. Известно, что Молотов однажды сказал одному своему собеседнику: «Вы вот этого вашего Булгакова хвалите, а он – антисоветчик, я это знаю прекрасно, мы его дневники всем политбюро читали». Неплохо, правда? Хорошая страна. Так вот, когда вскрылись эти дневники, наверху было крупно написано название «Под пятой». Так что он ощущал себя вполне конкретным образом.


Проходят годы. Булгаков много пишет. Но никто не верил, никто не замечал его прозы. «Белая гвардия» наконец печатается в двадцать пятом году, «Собачье сердце» так и не напечатано. И вдруг – «Дни Турбиных». Позволю себе отступление. Однажды я проводила встречу с читателями в одной библиотеке. Было полно народу, и мы очень хорошо говорили о Булгакове. И, наконец, я говорю, может, здесь кто-то видел «Дни Турбиных»? Поднимается две руки – они видели. Тогда я говорю, может быть, вы откроете мне секрет, я не могу додуматься, почему Сталин мог смотреть их пятнадцать раз! Это минимум, а так, говорят, чуть ли не семнадцать.

Это на самом деле было какое-то сумасшествие. Я не раз читала и слышала лично подтверждения, что когда шел спектакль, в зале были обмороки, истерики, у МХАТа в Камергерском переулке дежурила скорая помощь. Осознайте, это ведь была сумасшедшая смелость, которую мы сегодня не можем и представить, назвать в то время роман «Белая гвардия». И еще вывести на сцене людей с золотыми погонами… Кстати, погоны на сцене практически сразу отменили. Потом с большими трудами разрешили различительные знаки, чтобы можно было узнать, кто командир. Так что с этим была большая история. Ведь для советского человека как только человек принял погоны – это враг. «Золотопогонная сволочь» – другого официального обозначения у офицеров Белой гвардии не было. А тут, представьте, белые офицеры сидят на сцене, беседуют, и все они такие милые, симпатичные люди. Т.е. это сидят убитые или эмигрировавшие отцы, мужья, братья тех, кто остался в зале….. Поэтому люди падали в обморок, ничего подобного до этого в театре просто не было.

Потом с огромным успехом идет «Зойкина квартира», потом – «Багровый остров». И вдруг – все полностью останавливается. Это 1929-й год.

С конца февраля 1929 года у него начинается роман с Еленой Сергеевной. Она записывает за ним под диктовку. В процессе этой диктовки он уничтожает первую тетрадь, раннюю редакцию «Мастера и Маргариты». Елена Сергеевна рассказывала, что когда он дошел до места, где роман брошен в печь, он остановил диктовку и сказал, ну раз это сказано, раз это написано, это должно быть сделано. «И на моих глазах стал выдирать и бросать в печку страницы». К слову говоря, потом эту раннюю редакцию невероятными усилиями восстановила. Теперь мы знаем, что изначально в 1928 году в романе не было ни Мастера, ни Маргариты, совсем был другой замысел. Но дело даже не в этом, а в том, как он пишет. Какая потрясающая смелость. Конечно, его «подбадривает», если можно так выразиться в кавычках, то, что на Лубянке все равно читали его дневник, так что его антисоветская сущность им известна. Но можно было, например, как делали многие в нашем богоспасаемом отечестве, «помудреть», сказать, что я уже иначе смотрю на эти вещи и так далее…..

Он же на это пойти не мог. Смотрите, какие потрясающие вещи им сказаны. Это письмо правительству в 1930-м году:

«… черные и мистические краски (я – МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина…».

Отмечу, что сегодня люди не понимают, что такое мистика. Они считают, что это то же, что волшебство. Но речь о другом. Мистический опыт Булгакова – это моление Елены перед иконой, когда она почти полностью соединяется с изображением. Это личное религиозное переживание – вот что такое мистический писатель. Еще он везде повторяет слова «моя страна», что, видимо, жутко раздражало читателей этого письма, потому что они считали – это их страна, и это очень ушло в сознание нашего народа.

«…..И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах “Дни Турбиных”, “Бег” и в романе “Белая гвардия”: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях “Войны и мира”. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией».

Он первый вводит это немыслимое слово через дефис «интеллигентско-дворянский». Дворяне были дворяне, интеллигенты – из разночинцев. Это совершенно очевидно. И вдруг он фиксирует, что за 13 лет, прошедшие с 17-го года, вперед вышли те стороны, которые сблизили эти два слоя: образованность, мысли о своей стране, стремление к просвещению и т.д. А исчезло то, что их разделяло, дворянство и интеллигенцию. Это были разные совсем слои. Дворянство участвовало в управлении страной, как правило, а интеллигенция тем-то и была известна, что ее не допускали в печать и т.д.

«…. Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает – несмотря на свои великие усилия БЕССТРАСТНО СТАТЬ НАД КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ – аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР… Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской сцене…Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо…Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР…»

…Через три недели после того, как письмо было отправлено, Булгакову на квартиру позвонил Сталин. Видимо, тогда, в апреле 1930 года, через несколько дней после самоубийства Маяковского, он еще опасался неприятного резонанса в стране и в мире, который могла вызвать вторая такая смерть. С Булгаковым он говорил доброжелательно и предложил ему вновь обратиться во МХАТ: «Я думаю, что вас примут». На следующий день действительно приняли.

Но я хочу все-таки еще обратить внимание на одну очень важную вещь в этом же письме, когда он говорит о своем «Багровом острове»:

«Я не шепотом в углу выражал эти мысли. Я заключил их в драматургический памфлет и поставил этот памфлет на сцене. Советская пресса, заступаясь за Главрепертком, написала, что “Багровый остров” – пасквиль на революцию. Это несерьезный лепет. Пасквиля на революцию в пьесе нет по многих причинам, из которых, за недостатком места, я укажу одну, пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать невозможно. Памфлет не есть пасквиль».

Знаете, вся моя молодость прошла в обстановке, когда говорили одно, думали другое, писали третье. Все происходило шепотом в углу. Были единицы, как Трифонов, скажем, кто стремился свои мысли выразить в тексте. Но, как правило, еще начиная с 20-х годов люди боялись открыть рот, и только дома могли говорить: «Да-а, сволочи!». И вот Булгаков считает своей важной чертой именно то, что он говорил «не шепотом в углу».

Так что в целом, подводя итог, я бы хотела еще раз проговорить три важнейшей особенности писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, которые помогут правильно читать его книги. Во-первых, он ни секунды не верил в пользу революции. Во-вторых, был монархистом на протяжении всей свой жизни, единственный в своем роде. В-третьих, в творчестве он ни разу не прогнулся.


Интересные факты

Скрытый текст:
• С детства Булгаков был страстным читателем, и, по свидетельству старшей сестры, в восьмилетнем возрасте прочитал «Собор Парижской Богоматери». При этом с детства имея исключительную память, многое из прочитанного запоминал наизусть.

• Булгаков хранил театральные билеты на все спектакли, которые посещал.

• По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе "Мастер и Маргарита" перед смертью были: "Чтобы знали… Чтобы знали".

• На могилу мужа Елена Булгакова положила глыбу из гранита – Голгофу, служившую ранее подножием креста, ранее стоявшего на могиле писателя Гоголя до его перезахоронения.

• Однажды Булгакову пришлось отсасывать ртом через трубочку дифтеритные пленки из горла тяжелобольного мальчика.
Одна из пленок попала в рот самого врача, от страшной боли могла спасти только инъекция морфия. Шприц со спасительным раствором принес покой и отдых от несносной боли. Прошло несколько дней, Булгаков вылечился, и необходимость в морфии отпала, но доктор не спешил отказываться от чудесного действия белого кристаллического порошка. Более того, Булгаков стал принимать его два раза в день.
Через какое-то время Булгаков мог писать только после дозы, он садился за стол и начинал писать, пытаясь передать то, что открывалось тогда его мысленному взору. К счастью через некоторое время Булгакову удалось выбраться из сладкого рая. Жена Булгакова вовремя заметила нездоровую привязанность писателя к наркотику.

• В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. Когда была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название "Мастер и Маргарита", писатель уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С.Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.

:love_sibmama:
_________________
*****
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Sunwait
Захотела и смогла
Захотела и смогла


На сайте с 13.06.10
Сообщения: 14313
В дневниках: 3529
Откуда: Новосибирск, Золотая Нива
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Ноя 13, 2017 9:33     Ответить с цитатой

Начала читать. У Булгакова читана- перечитана только Мастер и Маргарита. С классикой не дружу. (Решила с этим правда бороться -подписалась на "игру в классики" на ЛЛ )
Начала и сразу как пощечина - боль. Вот я так и МиМ первый раз читала - через боль. Вопросы не буду писать. Талберг просто оставляет жену, бежит с немцами. Это же предательство своей половинки!
Если и дальше будет также больно, то не знаю - смогу или нет дойти до конца
_________________

Пишу на VBA, Python. Боты, приложения, обработка таблиц
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Dio
Зануда форума
Зануда форума

На сайте с 04.07.02
Сообщения: 47110
В дневниках: 2021
Откуда: Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Ноя 13, 2017 9:53     Ответить с цитатой

О как. "Белая гвардия" - единственное произведение у Булгакова, которое мне понравилось, причём настолько, что я даже перечитывала пару раз. Но пока что на ещё раз не готова, перечитывала года 2 назад, после просмотра одноимённого музыкального спектакля, чтобы убедиться, что это не я чего-то путаю, а режиссёр творит. :haha:
_________________
Меня засосала опасная трясина :gitara: И имя ей - "Вещдок" :censored:
А на аватаре - кумир :in_love: !
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Морская 13
Профессор
Профессор

На сайте с 08.04.10
Сообщения: 5574
В дневниках: 2137
Откуда: Новосибирск, Первомаечка, жм Березовое
Карта № 017301
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Ноя 13, 2017 10:34     Ответить с цитатой

Безумно люблю "Белую гвардию", Булгаков гений, умеет пронзить сердце каждым словом :aga-aga:
перечитывать буду может полностью может выборочно! Читала два года назад и до сих пор, когда вспоминаю, какая то смута в душе, зацепило меня Гвардия, очень сильно, сразу 10 поставлю, потом попытаюсь отзыв написать :aga-aga:
_________________
необычные подарки из полимерной глины: не знаете, что подарить? Вам сюда жми WWW
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Форумы » Работа. Отдых. Общие вопросы » Культурная жизнь
Страница 94 из 99 На страницу : Пред.  1, 2, 3 ... 93, 94, 95 ... 97, 98, 99  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах