Новости сайта и форума Sibmama 
[Об истории - увлекательно]
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ НАЗВАНИЯ УЛИЦ НОВОСИБИРСКА 
Часть 2. Исторические события
Суп с зеленью Кулинарный флеш-моб
Духовная составляющая поста
о существе поста: как правильно поститься?

На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Работа. Отдых. Общие вопросы » О вере
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Катеринка1982
Академик
Академик

На сайте с 11.01.09
Сообщения: 11268
В дневниках: 58
Откуда: Новосибирск, пл.Калинина
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 12:34     Ответить с цитатой

Topolek
Спаси Господи за такие правильные слова к посту, особенно понравилось высказывания Священника, во многом узнала себя.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
ТЕАМА
Cum Deo
Cum Deo

На сайте с 01.01.07
Сообщения: 19887
В дневниках: 5288
Откуда: академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2010 0:01     Ответить с цитатой

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

Почему именно третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной?
В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого до пятницы.
Начало традиции поклонения Кресту было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких, как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира.

Не случайно это поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной седмицей. Действительно, что может лучше духовно укрепить постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост – это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу. Крест – это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира, призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Весь этот период времени говорит нам о том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может освятить каждого из нас, каждому дать новую, вечную жизнь, как это случилось с тысячами и миллионами людей до нас, святыми прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь о безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха и от отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Это жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так дороги!

И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши оценки ложны. Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните, как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, что умирает невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда осудила на смерть невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и Невинный погибает, понял, что сам он осужден справедливо; что если и невинный может погибнуть, то, конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение Бог ему обещал - и даровал. Кающийся разбойник, действительно, в тот же день оказался со своим Спасителем в раю.
Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем от Него. А последовать за Христом - это значит, вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и наш ближний нам дороже собственной жизни, дороже нас самих. Начинается это с того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я действительно от себя могу отвернуться, сказав себе: сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более прекрасные, чем я сам.
И, сказав это, мы берем на себя постепенное отвержение себя. Отречься от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить, это значит себя забыть до конца, не существовать для себя. Это и значит умереть для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой бездонна. А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о ближнем, тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась Божия воля.
Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы поклоняемся ему на полпути к Пасхе с такой светлой надеждой. Но, вместе с этим, мы должны последние недели Поста провести вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями нашими, и вступить в евангельский путь.
_________________
Дочка- три сыночка - дочка
Spiro ergo amo, amo ergo vivo!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
ТЕАМА
Cum Deo
Cum Deo

На сайте с 01.01.07
Сообщения: 19887
В дневниках: 5288
Откуда: академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Мар 13, 2010 23:42    Заголовок сообщения: Св. Иоанн Лествичник. Печем постом "лесенки". Ответить с цитатой

Преподобный Иоанн Лествичник

В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает и прославляет преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой именуется по названию написанной им книги – "Лествицы духовной". Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека для христианского возрастания требуется самоотвержение и труд. Духовный путь христианина представлен в "Лествице" как последовательное восхождение по ступеням отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца (эти ступени образуют лествицу, т. е. лестницу, давая и название книге).

"Лествица" состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней,- по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является "священная и блаженная" молитва. А увенчивается "Лествица" союзом трех добродетелей - веры, надежды и любви.
В период Великого поста Православная Церковь призывает христиан обратиться к преподобному Иоанну и его великому творению. Ведь пост связан с нашим покаянием. А покаяться - это значит, переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение "от силы в силу", как бы по ступеням лестницы.
Жизнь самого преподобного Иоанна была поистине лествицей. Преподобный на опыте знал подлинную духовную жизнь, и потому по просьбе раифского игумена Иоанна написал "Лествицу".
По преданию, прп. Иоанн родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Когда ему было шестнадцать лет, он пришел в Синайский монастырь, и его наставником стал авва Мартирий. Через четыре года святой Иоанн был пострижен в иночество и девятнадцать лет провел в послушании своему духовному отцу.
После смерти аввы Мартирия Иоанн избрал отшельничество и сорок лет жил в пустыне в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. В эти годы к нему постоянно приходили люди за советом и назиданием. Однажды некоторые стали по зависти упрекать его в многословии, которое они объясняли тщеславием, и тогда преподобный наложил на себя обет молчания, чтобы не подавать повода к осуждению. Но через год именно его порицатели первыми превратились в просителей и стали умолять святого не лишать их пользы от поучений.
В возрасте 75-ти лет преподобный был избран игуменом Синайской обители и управлял ею около четырех лет. В это время и была написана знаменитая "Лествица. Хотя книга была написана для монахов, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.


В этот день на Руси обычно выпекали «лесенки». Тесто может быть различным. Например, «лесенки» из пряничного теста.
3 стакана муки; 1 стакан меда или сахара; 50 г. Маргарина или растительного масла; ½ чайной ложки соды; ¼ чайной ложки измельченных пряностей; 1 стакан изюма. Изюм переработать, промыть и положить в тесто перед замесом. Готовое тесто раскатать в жгуты, сформировать «лесенки». Выпекать в течении 8-10 минут при температуре 210-220°C, после охлаждения можно заглазировать сахарным сиропом.


_________________
Дочка- три сыночка - дочка
Spiro ergo amo, amo ergo vivo!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
ТЕАМА
Cum Deo
Cum Deo

На сайте с 01.01.07
Сообщения: 19887
В дневниках: 5288
Откуда: академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 18, 2010 21:10    Заголовок сообщения: Жаворонки Ответить с цитатой

22 марта Православная церковь вспоминает Сорока мучеников Севастийских.

Это случилсь в 313 г, во времена жестокого гонения на христиан.

Под началом префекта Агриколая была дружина из сорока храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины молились и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Но снова услышал отказ.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю – воинов ограждала какая-то невидимая сила. На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, войны же остались непреклонны. Все сорок легионеров отказались.

Тогда воинов раздели и ввели в ледяные воды Севастийского озера. Тогда стояла зима, лютый мороз. На берегу же оставили растопленную баню. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили мороз, ободряя друг друга и молясь. Один из них не выдержал и побежал в баню, но на пороге упал замертво, как только приблизился к огню. В это время стражник, охранявший мучеников, увидел, что на озеро опускаются с неба 40 мученических венцов. Но сорокового мученика уже не было, один венец должен был остаться лишним. Тогда стражник с криком «И я христианин!» присоединился к мученикам, восполнив их число до сорока.
Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда им молотами перебили голени и побросали в огонь.

По традиции в день сорока мучеников, который всегда приходится на Великий пост, служится Литургия, послабляется пост и пекутся жаворонки - ведь, по легенде, именно эти птички, спустившись с неба, принесли в клювах мученические венцы. Ну а в Россию жаворонки первыми из всех птиц прилетают из тёплых стран, и как раз в эти весенние, предпасхальные дни.
    «Идет весна, - вспоминал И.Шмелев в книге «Лето Господне», - Прошумели скворцы над садом,— слыхал их кучер, — а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяны крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика».

Чтобы приготовить так жаворонков, вам потребуются: для постного дрожжевого теста: мука - 300г; вода - 125 мл; дрожжи сухие - 1 ст.л.; сахар - 1/4 стакан; ванильная сахарная пудра - 1 ст.л.; соль - щепотка; растительное масло - 70 мл; сахар для посыпки; крепкий сладкий чай или растительное масло для колеровки.

В теплой воде размешать третью часть муки, половину сахара и дрожжи. Оставить в теплом месте, дрожжи через 15-20 минут взойдут и опара запузырится. После этого добавить остальные ингредиенты, накрыть миску с тестом салфеткой и оставить в теплом месте на 2 часа для подъема.

Из куска хорошо выбродившего теста раскатывается валик, нарезается на куски массой примерно 100 г. Затем раскатываются жгуты, так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. завязываются узлом, головке придается соответствующая форма.

Слегка примять пальцами хвостик, веерообразно надрезать ножиком сделать надрезы-перышки, Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки.
Уложить птичек на смазанный маслом противень, накрыть салфеткой, дать булочкам подняться, после чего смазать растительным маслом или крепким сладким чаем, чтобы после выпечки булочки были красивого золотистого цвет. Выпекать в предварительно нагретой до 200С духовке примерно 20 минут. Если хвосты у птичек начнут сильно темнеть, накройте противень фольгой. Готовых птичек смазать водой и дать остыть под салфеткой.
_________________
Дочка- три сыночка - дочка
Spiro ergo amo, amo ergo vivo!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
Topolek
Умница 2010
Умница 2010

На сайте с 04.05.06
Сообщения: 19550
В дневниках: 302
Откуда: Академ
Карта № 000007
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Мар 29, 2010 9:18     Ответить с цитатой

Виталий Каплан
Перед рассветом
29 марта, 2010

Давным-давно, в первый год моего воцерковления, я очень удивился, когда священник, читая проповедь на Вербное воскресенье, сказал: «Ну вот, дорогие мои, окончен Великий Пост…». Как же окончен, недоумевал я, ведь впереди еще целая неделя строжайшего поста.

Потом понял. Да, разумеется, по-прежнему нельзя того и сего, только это уже не Великий Пост, а совершенно особое время — Страстная седмица. И смысл ее богослужений — уже иной. Шесть недель мы постились ради того, чтобы упражнять свою волю, чтобы вырваться из бытовой суеты и «повернуть глаза зрачками в душу», увидеть свои грехи и страсти, очиститься от них в таинстве покаяния. Но сейчас пришло время направить взгляд в другую сторону — на Того, Чьи смерть и Воскресение мы вскоре будем вспоминать за богослужением.

Впрочем, слово «вспоминать» — какое-то вялое и приблизительное. Вспоминать можно и чисто умственно — как, например, формулу перекиси водорода или статью Гражданского кодекса. А нам, христианам, предстоит работа не столько для ума, сколько для сердца. Правильнее, наверное, будет «переживать».

Последняя неделя земной жизни Спасителя… Тут всё: и восторги толпы, и предательство, и издевательства, и пытки, и смерть, и победа над нею. Пропустить бы это через свое сердце, почувствовать Его печаль как свою, Его страх и боль как свои… Ведь без этого — никак. Если мы соединяемся со Христом в таинстве Причастия — то ведь не только с Его торжеством соединяемся, но и со страданиями. Иначе это единство окажется каким-то, извините, «гламурным», а лучше прямо сказать — фальшивым.

Потому, кстати, в эти дни и продолжается «физический пост» — пищевые ограничения, отказ от развлечений. Уже не для того, чтобы «качать духовные мышцы», а просто не время сейчас для радостей и удовольствий. Когда у тебя умирает близкий человек — тоже как-то не до вкусностей и «культурных мероприятий».

Но главное, конечно, не в отказе от деликатесов. Главное — это службы Страстной седмицы, помогающие нам «настроиться на волну», хоть в какой-то степени почувствовать то, что чувствовали две тысячи лет назад апостолы и их Учитель.

Две тысячи лет — это много, конечно, но литургическое время не совпадает с физическим. И действительно, в эти дни что-то такое разлито в воздухе… какое-то напряжение, как перед грозой. Вроде все как обычно — то же небо над головой, та же давка в метро, те же проблемы на работе, те же лица вокруг… И, тем не менее, что-то неуловимо меняется, что-то сдвигается в мире. На Страстной такая «наэлектризованность души» свойственна многим. Но это не какая-то экзальтированность, не «психическая индукция», и даже прямой связи с богослужениями может не быть. К примеру, несколько лет назад я на Страстной сильно заболел и вообще не мог присутствовать ни на одной службе — а «наэлектризованность» (или, лучше сказать, сопричастность) ощущал не менее остро, чем раньше.

Но если говорить о церковных службах этой седмицы, то для меня самая сильная, самая «настраивающая» — утреня Великой Пятницы со чтением 12-ти Евангелий. Кстати, субъективно для меня это самая тяжелая служба, даже физически, домой я после нее приползаю еле живой. С другой стороны, усталость что-то сдвигает в мозгах, и бывают моменты (увы, короткие), когда очень остро чувствуешь некоторые вещи.

Пожалуй, из всех чтений этой службы для меня пронзительнее всего — история с петухом, то есть отречение Петра. Каждый раз я представляю себя на его месте. Вот, всё кончено, вдребезги надежды и мечты, зло этого мира опять победило, и, кажется, навсегда. Полный, казалось бы, мировоззренческий кризис, в душе все перевернулось — и на этом фоне просыпается обычная человеческая осторожность.

Обычный рассудок, здравый смысл, холодный расчет. Тот, кто еще совсем недавно готов был радостно умереть за Христа, вдруг начинает «мыслить трезво» — и в ответ на обвинения бдительной служанки (ох, знаком, знаком нам этот человеческий тип!) говорит, что не знает Сего Человека. Причем ведь не просто «ой, ну да отстань ты, ну чё привязалась?» — Петр, как прямо сказано в тексте Евангелия, клянется и божится. «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26:74).

Эти слова, «клясться и божиться», настолько затерты временем, что сегодня почти не замечаются. Но ведь для иудеев, современников Христа, это было очень серьезно — поклясться Именем Бога. Петр ведь не только заявил, что незнаком со Христом — он Бога себе в свидетели призвал. Если подумать, это же сугубое безумие: он просит Бога-Отца подтвердить, что не знает Его Сына, не имеет с Ним ничего общего! И ведь, вполне возможно, вспоминает при этом слова Христа: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:8-10). Потому-то Петр, услышав предсказанного петуха, и плакал горько. Получается, что предал он не только Сына…

Но в его слезах — зерно надежды. Да, в душе все вверх тормашками, да, не сбылись мечты — но любовь-то к Иисусу никуда не делась. В этом, кстати, на мой взгляд, еще одно отличие Петра от Иуды — тот потерял не только веру в божественное происхождение Спасителя, но и простую человеческую любовь к Нему (и потому его раскаяние кончилось не покаянием, а осиной).

Нам, конечно, легче, нежели Петру. Мы прекрасно знаем, чем все закончится, знаем, что за Распятием будет Воскресение. К сожалению, это знание часто нивелирует для нас трагедию крестной смерти. Вообще, очень по-человечески: ну, раз все в итоге вышло хорошо, зачем зацикливаться на подробностях? Только вот язвы на руках и ногах Христа никуда не делись (в чем, кстати, смог убедиться апостол Фома). Радость Воскресения не зачеркивает, не отменяет трагедию Пятницы. Вернее, так: не зачеркивает, а преодолевает. Мы часто цитируем апостола Павла: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:8) — но акцентируемся больше на последних словах. Дни же Страстной седмицы помогают нам понять, что не только жизнь, но и смерть мы должны разделить со Христом.

Это — если, конечно, не превращать все в формальное отстаивание служб — тяжело. Душе больно, темно. Но впереди — рассвет Воскресения.
_________________
Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)
______________________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Фенимор
Ясельки
Ясельки


На сайте с 04.04.10
Сообщения: 8
Откуда: Советский район
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Апр 05, 2010 11:20     Ответить с цитатой

Topolek Спасибо за пост без прикрас! Очень хорошо и здорово написано, вот как-то было это все где-то на уровне подсознания, а тут Батюшка все сформулировал. А то действительно, бегать по магазинам и выискивать что-бы приготовить - разве это пост?
_________________
Скоро ты умрешь цикада
Но не об этом песнь твоя...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Topolek
Умница 2010
Умница 2010

На сайте с 04.05.06
Сообщения: 19550
В дневниках: 302
Откуда: Академ
Карта № 000007
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Май 31, 2010 11:17     Ответить с цитатой

С началом Петрова Поста!

Продлится он, как обычно, до праздника апостолам Петру и Павлу 12 июня, но за счет ранней Пасхи начинается довольно рано, и имеет существенную протяженность. В этот пост, в отличие от Великого, по уставу вкушаем рыбку.
_________________
Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)
______________________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Topolek
Умница 2010
Умница 2010

На сайте с 04.05.06
Сообщения: 19550
В дневниках: 302
Откуда: Академ
Карта № 000007
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Июн 02, 2010 22:52     Ответить с цитатой

Петров пост – наверстывание упущенного
2 июня, 2010
Протоиерей Димитрий Карпенко


Несомненно, что 2010 год выдался особым. И Пасха самая ранняя из всех возможных, и Благовещение на Светлой седмице, и наступающий Петров пост, по своей продолжительности являющейся ни чем другим, как четыредесятницей. Можно с уверенностью сказать: другого такого Петрова поста в нашей жизни уже не будет.

Хотя с точки зрения церковного устава сложно назвать Петров пост совершенным постом, так как в это время предполагается возможным вкушение рыбы. Еще сегодня в Греции большая часть монастырей считает, что постная пища – это пища без растительного масла. Впрочем, существует мнение, что Петров пост – это пост, который дан нам для того, чтобы наверстать упущенное в Великом Посту. Что ж, действительно хороший повод для того, чтобы провести время наступающего поста с пользой.

Думаю, не нужно долго говорить о том, что внешняя составляющая любого поста (невкушение скоромной пищи) является лишь вспомогательной его функцией, призывающей нас обратить внимание на главное – своего внутреннего человека и понять, наконец, живем ли мы для того чтобы есть или едим для того чтобы жить. Если мы живем не для еды, то небольшие ограничения в пище вовсе не составят для нас особого труда: может быть, по первости будут сложности, но при наличии решимости все это вполне преодолимо. Наша осмотрительность в еде должна дать нам способность быть осмотрительными и в наших повседневных поступках, словах и даже мыслях. И здесь мы должны научиться главному – ставить хотя бы небольшие, но вполне конкретные цели и стараться их достигать. И так от одного поста к другому мы будем постепенно преодолевать в себе все то, что отделяет человека от Бога. Собственно, в этом и заключается путь нашего спасения.

Главное, что должно сопровождать нас во дни любого поста – это молитва. Мы знаем, что есть утренние и вечерние молитвы, но это вовсе не отменяет того, что у нас может быть и своя собственная молитва, наше личное обращение к Богу. Важно избрать себе такое правило, которое не было бы слишком обременительным, но которое мы бы всегда могли исполнить. Со временем, если мы будем постоянны в этом правиле, у нас появится очень важная и крайне необходимая составляющая нашей духовной жизни – опыт. Обретя опыт в постоянной, пусть и непродолжительной, молитве, мы научимся самоорганизации, без которой невозможно духовное возрастание.

Конечно, любой пост немыслим без нашего участия в таинствах Церкви. Собственно без этого вообще немыслима наша жизнь в Церкви, но период постов особенно необходим нам для того, чтобы навести в нашей таинственной жизни порядок. Таинство Евхаристии должно восприниматься нами не как награда за понесенные труды (трехдневный пост, вычитанное правило), а как жизнь во Христе, подаваемая нам в таинстве Его Тела и Крови. Если в обычное время мы смущаемся необходимостью поститься, то в период поста этим смущаться вовсе не нужно, так как к посту призываются все, а значит нужно это время максимально использовать для того, чтобы постараться изменить наше отношение к причащению. Совместное причащение православных христиан за литургией, есть исполнение воли Божией о нас, а время поста – это не время своеволия, это время, когда мы должны постараться научиться жить по воли Божией, чтобы потом жить так не только в дни постов, но и всегда.

И главное, как мы уже говорили, не забывать ставить себе вполне конкретные и ясные цели и стараться их достигать. Так как Петров пост считается постом нестрогим, то и задачу я бы предложил на его время не совсем строгую. Давайте попытаемся каждый вечер уходящего дня проводить хотя бы в небольшом, но в размышлении о том, как мы его прожили. Что мы сделали плохого, а что хорошего? Пускай это займет у нас совсем немного времени – пять, десять минут, но если подобный анализ прожитого дня войдет у нас в привычку, то это означает, что мы сделали еще один шаг вперед в деле нашего спасения. Ведь если мы научимся анализировать, то значит, вскоре мы научимся делать из этого выводы, а все это дает надежду на то, что мы, наконец, начнем менять свою жизнь.
_________________
Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)
______________________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Topolek
Умница 2010
Умница 2010

На сайте с 04.05.06
Сообщения: 19550
В дневниках: 302
Откуда: Академ
Карта № 000007
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Апр 02, 2011 9:54     Ответить с цитатой

Игумен Арсений (Соколов)
Утомил пост?

Для чего мы постимся?

Поститься можно по-разному. Можно «для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис 58:4), а можно – постом, угодным Богу: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и рассторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:7).

Первый вариант поста предполагает сосредоточение на своих собственных интересах и пренебрежение благом ближнего; второй, напротив – участие в нуждах ближнего, сострадание ему. Призыв Божий, звучащий у всегда актуального Исайи, призывает нас ко второму. Пост выражает нашу жажду встречи с Богом, общения с Ним. Но подлинная встреча с Создателем невозможна при пренебрежительном и немилосердном отношении к Его созданиям – к ближним.

Собственно, заботясь о ближнем, откликаясь на его нужду, мы делаем это для Христа, как говорит нам одно из предваряющих Великий пост богослужебных чтений – чтение в Неделю о Страшном суде (Мф 25:31-46). Сострадая и помогая ближнему, попавшему в нужду, мы встречаемся в его лице со Христом, а во Христе – с Богом. Ведь в личности Христа – полное и окончательное откровение Бога человеку. Смысл поста – не в перемене диеты с животной на растительную, это мы все понимаем. Он в том, чтобы поделиться с нуждающимся тем, чего у тебя в избытке.

Святитель Иоанн Златоуст советует во время поста покупать самую дешевую пищу, а на сэкономленные деньги помогать нуждающимся. Это святоотеческое наставление чрезвычайно актуально для нас, сегодняшних христиан. Если отнестись к нему серьезно, то «постной» пищей для жителя современного города окажется не икра и не кальмары с устрицами, а то, что в наших супермаркетах дешевле всего – тощие, синюшные, жесткие как резина инкубаторские куры. Златоуст в IV веке никакой новизны, впрочем, не высказал, это ведь и есть библейское отношение к посту. Суть поста – в борьбе с эгоизмом, в сострадании к ближним, особенно к тем, кто нуждается, кто социально беззащитен. Итак, пост не бывает без милости, пост и милостыня – два крыла молитвы. Без сострадания к нуждающимся, без солидарности с ними пост бессмыслен и даже духовно вреден. Как сделать постной «непостную» пищу, хотя бы ту же пресловутую курицу? Поделиться ею с голодным, с тем, кому и такой пищи не на что купить, отдать ему половину – вот и станет постной твоя непостная курица. Это и есть библейское и святоотеческое понимание поста.

Для чего христианин томит себя постом? Не для того ли, чтоб через этот физический голод взалкать духовного хлеба – «слова, исходящего из уст Божьих» (Втор 8:3; Мф 4:4)? Таким образом, сам по себе пост – лишь средство, а не цель духовной жизни. При обжорстве и самодовольстве духовная жизнь не может не понести урона.

Пост, как ни странно, делает нас свободными. Задача поста – освободить человека от эгоизма и от всякого рода зависимостей, от порабощения материальному. Без самоограчения подлинная свобода невозможна, в этом ее парадокс. Свобода – не в том, какой выбрать себе на вечер сорт пива, а в том, чтобы вообще взять и отказать себе в пиве. Подлинный выбор – не между пепси- и кока-колой, а в том, чтобы пить или не пить подобную отраву. Вот почему полезно на время поста лишать себя того, к чему чувствуешь излишнюю привязанность. У каждого эти привязанности свои.

Кто-то чрезмерно любит кофе, кто-то дня не может прожить или пирожных, кто-то стал «жертвой телевидения», кто-то боится выйти на улицу без сотового телефона, кто-то увяз в паутине Интернета… Освободиться от излишней привязанности к подобного рода вещам и явлениям помогает пост. Человек свободен только тогда, когда он кроток и смирен, когда способен владеть собой – ограничивать себя, обуздывать.

Время искушений?

Все, кто серьезно постился или терпел голод, знают, как бывает раздражителен голодный человек. Вот мы тут каждый год с прихожанами ходим Путем апостола Иакова (Camino de Santiago), известным в Европе пешим паломническим маршрутом. Ходим в конце июля, когда никакого поста нет. Но поскольку передвигаемся мы по малозаселенным лесам и полям, бывает так, что прибредаем к какой-нибудь деревенской столовой лишь под вечер.

Смертельно усталые, голодные и молчаливые вваливаемся мы в нее, наедаемся каких-нибудь галисийских щей – и раздражительность как рукой сняло. Все сразу добреем, готовы шутить, улыбаться, брать в руки посохи и шагать дальше. Раздражительность голодного человека естественна, голодный становится ранимым и готовым в свою очередь ранить других своей угрюмостью. Да это свойственно и не только людям. Сытый волк или медведь тоже ведь «добрей» голодного. Но вот тут-то и поле для духовной брани, брани с самим собой!


Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит золотые слова: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности». Проще всего, когда во время поста нарастает раздражительность, пойти и съесть плюшку; несравненно труднее приобрести то, в чем наставляет Златоуст – кротость и снисходительность. Вот говорят: пост – период искушений. В этой поговорке слышится оправдание: дескать, когда, постясь, я гневаюсь и раздражаюсь, виноват вовсе не я сам, а какие-то искушения, обрушивающиеся на меня извне. Конечно же, это заблуждение. Никакие внешние «искушения» здесь ни при чем, а виноват я сам, который раздражаюсь на ближнего, тем самым искушая его.

Когда следует ослабить пост?

Пост, о котором мы читаем в Библии – не растительная диета, а полное воздержание вообще ото всего, от любой пищи и от любого питья. Таким, «библейским» постом постимся мы не часто, всего лишь несколько дней в году – в первый день Великого поста, в Великую Пятницу, в Рождественский и Крещенский сочельники, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Естественно, далеко не всем по силам такое радикальное воздержание. Да и продолжительное, неделю за неделей употребление одной лишь картошки в мундирах и квашеной капусты может нанести серьезный урон здоровью. Поэтому, каждый должен рассчитывать свои силы. Все люди разные. Для кого-то весь пост питаться сухарями и просфорами легко и радостно, а для иного лишение себя хоть на день сала или шоколада уже переживается им как великий подвиг. Малым детям и дряхлым старцам вообще никакой пост не положен. Равно и больным, узникам, беременным и питающим сосцами. Актуализируя всем известное евангельское выражение, можно сказать: Типикон для человека, а не человек для Типикона.

Пост в Португалии

Португалия – страна южная, поститься здесь легко. Изобилие дешевых фруктов и овощей, почти дармовых оливок делают пост здесь весьма приятным упражнением. Никакого утеснения плоти не происходит. Это ведь не Сибирь и не Костромщина с Вологодчиной, где для людей несостоятельных отсутствует выбор, что есть, а чего не есть. Если такой выбор и бывает, то разве что в том, чем запивать мерзлую прошлогоднюю картошку – клюквенным морсом или огуречным рассолом. Цены на привозные овощи и фрукты по карману в тех краях только очень зажиточным людям. Типикон написан в Средиземноморье. Потому для северных краев, для Заполярья с Приполярьем, он, в своей кулинарной части, совсем не годится: когда из всех плодов земных растут лишь ягель да морошка, а из местных напитков в наличии разве что талый снег, можно, если не делать никаких послаблений, к концу поста и ноги протянуть, не дожив до Лазаревой субботы. Почему бы не позволить северянам, у которых круглый год на столе не бывает почти ничего, кроме рыбы, продолжать питаться ею и постом, ограничивая себя, впрочем, в ее количестве и качестве. Желаю всем поста, приятного Богу и – дожить до Пасхи Христовой!
_________________
Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)
______________________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора         Благодарностей:  (1)  
 
Topolek
Умница 2010
Умница 2010

На сайте с 04.05.06
Сообщения: 19550
В дневниках: 302
Откуда: Академ
Карта № 000007
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Июн 20, 2011 9:23     Ответить с цитатой

С началом апостольского поста!

Священник Сергий Круглов

Пост человеческий

В храме – стоит старушка, из наших прихожан, чья вера отличается не столько богословской утонченностью, сколько простой и крепкой верностью. Пришла с внучкой тинейджерского возраста и облика (топик – шортики – резиновые вьетнамки – феньки-сережки) – из таких, которых летом привозят в отпуск в Минусинск (хоть и сибирский, а юг как-никак) родители, работающие на Севере. Сами – отдыхать, а детей – бабушкам, а те уж как рады!… Вот и эта – привела любимую внучку в храм.

У девчонки – глаза, что называется, по пять копеек: все интересно – и свечку поставить, и иконы поразглядывать, и послушать бабушкины объяснения того и сего, – все внове, явно у себя-то в Норильске нечасто в храме бывает…

Слышу разговор:

- Бабуль, а почему ты говоришь – Петров пост? Опять что ли пост? Пост же был уже, весной, когда Пасха?

- А то был пост Божественный, а это – человеческий…

- Как это?

Апостолы Петр и Павел

- Ну, Великим постом мы празднуем воскресение Сына Божия, Господа нашего, готовимся к нему. А сейчас – чествуем людей Божьих, апостолов Петра и Павла и всех святых… То постимся – Богу, а это – людям.

О Петровом посте, как известно, впервые упоминается в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского (III век). Также известно, что в те времена это был пост, так скажем, компенсаторный, для тех, кто хотел, но не смог попоститься Великим постом в преддверии Пасхи Христовой, и лишь позднее его стали связывать с именами апостолов Петра и Павла.

В наши дни нередко приходится в среде особо продвинутых и начитанных слышать мнение: вот-де, и зачем этот пост – непонятно, принесли когда-то на Русь греческие да египетские монастырские уставы – послушные славяне и взяли самые строгие, слепо им следуют без всякого смысла, такое-де у нас, невегласных, обрядоверие…

Ну, вольному, как известно, воля, Церковь – не колония общего режима, она только предлагает нам пост, но насильно поститься никого не заставляет, не понуждает всех во всем быть одинаковыми как спички из одного коробка (и вышеозначенный ропот на «лишнее» в Типиконе, и наоборот – строжайшее «низзя» в отношении свободы в обращении с постовым уставом чаще всего происходят из непонимания самой его духовной сути, из более гастрономического и дисциплинарного, чем подвижнического отношения к посту). И в бабушкином богословии смысла, похоже, больше, чем в треске копий, ломаемых ригористами и вольнодумцами, церковными эрудитами, витиями многовещанными: «То постимся – Богу, а это – людям…»

Именно что – людям. Главную Божью заповедь мы, конечно, помним. Но если с любовью к Богу как-то более-менее всё ясно: «любить, то есть бояться-слушаться, а то накажет», то вот со второй половиной – любить ближнего – как часто бывает все размыто и туманно… Сколь многие из нас стараются идти к Богу – поодиночке, крепко усвоив идею ЛИЧНОГО «спасения души»! Вместо христианской семьи, общины духовно близких и единых в Духе людей, живущих вместе и во Христе – не только на Евхаристии, но и за порогом храма, в обычной жизни, у нас – «приход»: как пришел – так и ушел…

Особенно явно это «одиночество-в-толпе» на примере больших многолюдных соборов: вот вроде человек воцерковлен, исправно ходит на службы, исповедуется-причащается, посещает Воскресную школу – но все это делает сам по себе, иногда никто его и не замечает….

С одной стороны – потребительское пассивное отношение прихожан, обвинения в адрес священнослужителей: «А вот у вас нет общинной жизни!.. А вот вы нам НЕ СДЕЛАЛИ!… А вы обязаны!..»

С другой – понятное нежелание иных священнослужителей «париться» над этим всем: времени и сил и так ни на что не хватает, куча забот, храм надо строить, ритуальные услуги совершать (попробуй откажи кому в требе или сделай что-то не так – нажалуются архиерею, мало не покажется…), бежать в школы-тюрьмы-больницы-на телевидение, а потом еще описывать все это в отчетах про миссионерство-катехизаторство-охват молодежи, сотни иных послушаний и забот, своя семья на руках, ну когда тут не то что какую-то там общину строить, а и просто Богу помолиться.

С третьей – священник, пытающийся все же как-то организовать такую общину, напомнить людям о том, что Церковь Христова – это семья, а мы все – братья и сестры, что совершает ту же Евхаристию не один священник, а вся Церковь, и живет христианин в Церкви не только во время Богослужения, наталкивается на активно сопротивляющийся индивидуализм: «Я пришел сюда свою душу спасать прежде всего… И вообще, к Богу пришел, а не к ним, они все грешники… И про какую вы там общину говорите, вот есть же храм один для всех, святыни, таинства и обряды одни для всех, чего же еще? Какая такая совместная внехрамовая молитва и чтение Писания, какое общение, какое ежедневное попечение друг о друге, какая такая совместная жизнь, что значит – свои по Духу? Что за сектантские разговоры?! Вы, поди, батюшка – еретик?!..»

Любовь к ближним, человеческий фактор… Помните у Чехова горькое : «Человека забыли»? Как часто вот это мирское отношение: главная наша ценность – земля наша расейская и ее недра, а еще – наша (явная или только чаемая) мощь: военная, государственная и прочая, а люди…ну что люди – отзывается и в церковной ограде: главная наша ценность – храмы и святыни, традиции и священная наша история, мощь православия опять же, а человек…что человек, он изначально грешен и нечист, в Церковь допущен только по милости и снисхождению, а в Церкви надо за ним присматривать, чтоб во-первых не коснулся бы святыни и не осквернил ее, а во-вторых чтоб не поддался козням всесильных бесов, не нахватался где-нибудь прелести и не вышел из рамок формулы «послушание паче поста и молитвы», лишнего бы не думал и очи имел не борзяся долу, на то и сказано: «пасомый» – его надо пасти жезлом железным, водить на водопой и регулярно стричь, а более с него взять нечего, овца она и есть овца…



К счастью, сама Церковь постоянно напоминает нам об этом «человеческом факторе», напоминает всем – и таинствами, и Писанием,и преданием, и Самим Духом, живущим в ней, о нашем собственном апостольском назначении – показать Христа нашим ближним и свидетельствовать о Нем в суете жизни, о великой ответственности, которую мы не должны с себя снимать, зане мы не только люди, то есть чада Божьи, но и христиане, то есть чада вдвойне, призванные участвовать в домостроительстве Отца, в деле преображения себя и мира в Царство Божие, святые, то есть выделенные Богом из мира в особый удел и наделенные для выполнения этой творческой задачи всеми мыслимыми Божьими дарами, дарами Духа Святого.

Для нас Пятидесятница – не красная дата в календаре, она совершается ежедневно. В Неделю Всех Святых мы чествуем не только тех христиан, кто запечатлен на иконах, но и друг друга, народ священный, Церковь, которую Господь наш родил в муках любви на Голгофе и хочет, чтобы новорожденный подрос, вылез из пеленок и научился быть взрослым…

«Пост человеческий»… В чем смысл поста? В аскезе ради аскезы? От такой постановки дела недалеко и до пресловутого «гастрономического» настроения: «Попостимся построже, чтоб разговеться в праздник послаще»…. В аскезе ради личного спасения? Нужное дело, но как же надо беречься на этом пути, чтоб не стать Ферапонтом из «Братьев Карамазовых»… Аскеза ради чего?

Один из ответов – ради Церкви, то есть ради ближнего. Попробовать посвятить Петров пост – ближнему, усилия молитвы и поста направить – на него: того самого, кто нуждается в нашей любви, внимании, прощении, помощи, провести пост ради него, ради того, чтобы и ему через нас открылся Христос, открылась любовь и правда Божья. Посвятить пост – своей церковной общине: чтобы действительно Господь Духом Своим Святым очистил, направил, укрепил ее, сделал воистину Церковью верных, чтобы, как в древней евхаристической молитве, собрал нас, как хлеб, рассеянный по горам, в единое Свое Тело.
_________________
Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)
______________________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора         Благодарностей:  (2)  
 
Topolek
Умница 2010
Умница 2010

На сайте с 04.05.06
Сообщения: 19550
В дневниках: 302
Откуда: Академ
Карта № 000007
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Ноя 28, 2011 8:50     Ответить с цитатой

К началу рождественского поста поднимаю тему. здесь много интересных статей, надеюсь, что они помогут настроиться на сорокодневный путь к Младенцу Спасителю.
_________________
Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)
______________________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
ТЕАМА
Cum Deo
Cum Deo

На сайте с 01.01.07
Сообщения: 19887
В дневниках: 5288
Откуда: академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Фев 28, 2012 10:35     Ответить с цитатой

http://www.pravmir.ru/vesna-dushi/
Священник Димитрий Шишкин
Весна души

Большинство людей, увы, о духовной жизни если и задумываются, то «мечтательно», полагая, что её можно выбирать себе «по душе» или даже по плоти. Но реальность такова, что действительно духовная жизнь начинается только тогда, когда человек отказывается от своего «мнения», прислушиваясь к голосу Божьему.
Говорить «от себя» о посте можно разве что с воздыханием, потому что, если я и знаю что об этом «не книжного», то это больше от желания… от предчувствия… от того, до чего на цыпочках дотянулся и куда лишь краешком глаза заглянул, балансируя на колченогой табуретке своего разумения…
Единственное, что я могу сказать «от себя» – это то, что сдаваться нельзя. Это точно. Не мириться со своей «отчужденностью» от поста, как с некоей нормой. Помнить, что пост действительно нужен, что он именно преображает жизнь и это преображение необходимо.

Не воздержание только в пище, хоть и это хорошо, не диета, а именно воздержание ради Христа, ради того, чтобы стать действительным причастником и участником Его жизни.
Это главное, как я понимаю. Желание быть со Христом. А без него даже при наличии всех «соблюдений» — поста нет.
Святые отцы не случайно называют Великий пост «Весной души». Как всё живое пробуждается весной от спячки, расправляется, растёт, радуется теплу и свету, так и душа, когда мы хоть чуть-чуть освобождаем её от груза житейских забот… перестаём её остужать холодом своего маловерия и прагматической «трезвости»… когда доставляем ей свободу от уз плотских привычек, требований и страстей… когда отогреваем её внимательной, чуткой молитвой, понуждением себя на добро, участием в Таинствах – вот тогда душа оживает, распускается, как цветок, и начинает жить своей особенной, благоуханной жизнью, той жизнью, к которой она призвана Творцом.
Самое первое, сильное веяние этой запредельной и радостной правды Весны ощущается всегда за несколько недель до её начала, когда начинают в храме в воскресный день петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Тогда гаснет в храме свет, и душа погружается в состояние какого-то особенного, трепетного предстояния Богу… и так это всегда бывает волнительно, светло и грустно…
Вот где так остро чувствуешь необходимость и даже крайнюю необходимость поста, скучание по нему, живое, искренне стремление к Богу! Осознание того, как удалился от Него в «естественной» сутолоке будней и развлекающей пестроте дней.
Вот это чувство да не оставит нас и да поможет войти в сугубые дни.

Если на Масленицу, что называется, «покатился» в чревоугодие и плотоугодие, то вероятность того, что войдёшь в пост «правильно» – уменьшается многократно. А это очень важно: «правильно» войти.
Это, знаете, как в картинную галерею: иногда даже к одной картине, к шедевру, идут не от порога музея, а откуда-то изнутри, из глубины сердечной, несмотря на обстоятельства внешние… Идут иногда годами… Вот так и в пост нужно входить – благоговейно, тихо, с чуткостью и трепетом. Иначе никак не услышать то, к слышанию чего приглашает пост. К слышанию глаголов жизни вечной, обращённых ко всем вообще и к каждому в частности.
«Правильно» – это значит и внешне в соответствии с требованиями Устава, и внутренне – в собранности и сосредоточенности на покаянном, смиренном осознании своих грехов и на живом устремлении к Господу, к Его правде.
Так что хорошо бы уже в Масленицу почаще вспоминать о грядущих днях и внутренне «подтягиваться», собираться, готовиться к их началу.

Важно в день Прощёного воскресенья не просто формально попросить прощения у тех, кто окажется рядом, но и в глубине сердечной помолиться обо всех тех, кто причинил нам душевную боль, и о тех, кого сами обидели, но кто в силу обстоятельств находится «вне зоны доступа». Помолиться, чтобы Господь и всем этим людям даровал радость познания Истины. Очень это важно, даже если не всегда получается «наяву» примириться с тем или иным человеком и попросить у него прощения.

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш небесный» (Мф. 6, 14), — так говорит Господь. Без покаяния, без прощения Божьего невозможна духовная жизнь, а прощение нас Богом невозможно без прощения и нами наших «должников». Постараемся отнестись к этому серьёзно и внимательно! И от нашей серьёзности в этом вопросе во многом будет зависеть – раскроются ли для нас сокровенные кладовые Поста.

Первая неделя считается самой строгой. Но строгость эта действительно относительная.
Есть люди (как правило, давние прихожане), которые или совсем не едят, или едят сущие крохи в эту первую неделю до самой пятницы (когда после литургии освящается в церкви коливо) и присутствуют на всех многочасовых службах… Но эти люди, как правило, - одинокие, не работающие, не обременённые семейными обязанностями, так что сам строй их жизни располагает к более внимательному и строгому соблюдению поста.
А с другой стороны, есть множество людей, занятых на работе, вынужденно погружённых в привычную суету будней, в семейную жизнь со всеми её неизбежными хлопотами. И для этих, последних, есть своя мера строгости и главное её измерение – искренне желание быть причастным святости постных дней.
Вот это желание очень важно! Вот его нужно искать уже в приготовительные недели, взращивать в душе с Божьей помощью. Это желание воздержания, и не только в пище, но и от пустословия, от раздражения и привычных развлечений, даст почувствовать не только «труд и болезнь», но и ни с чем несравнимую радость.

Эта удивительная, трезвенная радость поста появляется, если в него «войти» по-доброму, правильно! И тогда наше «стояние на посту» не будет ранить, огорчать и раздражать наших близких, а, напротив, поможет и в доме создать особенную, благодатную атмосферу. Это ведь очень важно! Чтобы, как говорит Господь, лица наши сияли бы радостью, а не омрачены были «постной хмурью». Вот об этом надо думать уже в преддверии поста, об этом просить у Господа.
В первые четыре (может быть, самые трудные) дня поста в храме на вечерней службе читают удивительный по своей глубине Покаянный канон Андрея Критского. Очень хорошо быть в это время в храме, почувствовать проникновенную силу святых слов. Кажется, нет души, покаянному преображению которой эта служба не содействовала бы и содержанием, и всей своей особенной обстановкой…

Но проходит первая, «самая строгая» неделя поста и вот тут душа как бы вздыхает свободнее: «Ну всё, первая неделя прошла, дальше будет легче…»
Это и правда так, но вот здесь и «спотыкаются» многие. В этой, пусть относительной, расслабленности и кроется «незаметный» подвох. Внешне вроде бы ничего не меняется, всё остаётся формально в рамках поста, но внутренне уже нет той собранности, того сердечного внимания, которые помогают проходить поприще поста более осмысленно.
И вот каждый раз, приближаясь к посту, именно и надеешься не «затормозить» на второй неделе, не остановиться в духовном проникновении в глубины поста, продолжить внутреннее движение в благословенные его глубины.

Цель поста – сораспяться Господу, плоть свою обуздать со страстьми и похотьми, умереть для греха. Вот о чём надо помнить нам всё время, не в храме только, но везде — в самых мельчайших и обыденных обстоятельствах.
Это труд повседневный, кропотливый, но без него не может быть и радости Воскресения, как и Апостол Павел говорит: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2. 11-12)
Как только начинаешь себя сознательно и добровольно ущемлять в привычных удовольствиях, пусть даже самых невинных, ущемлять именно ради Христа, ради познания Его правды – за первой тоской и смутой, и теснотой, и возмущением ущемлённой плоти приходит явственное познание иной жизни, пусть даже самое зачаточное, но действительное познание. И этот опыт невозможно заменить ничем.
Мы должны приблизиться сердцем, чувством своим, разумом ко Христу, распятому за наши грехи. И весь пост этому способствует, но особенно последняя неделя, Страстная, как её называют.
Важность этой седмицы столь высока, исключительна, что она даже стоит особняком, как бы уже за скобками поста. Это неделя, когда, насколько это возможно, нужно отрешиться от суеты и постараться больше времени проводить в храме, особенно с Великого Четверга — когда Церковь призывает нас стать свидетелями и причастниками Тайной вечери — и в последующие дни, когда мы становимся участниками великих и страшных событий.

Это участие возможно не в результате какого-то психического напряжения, но вследствие вдумчивого и глубокого проникновения в суть Крестной Жертвы, сознательного и усердного участия в жизни Самого Бога, следования за Ним.

И вот, когда исполним всё, что возможно, с напряжением сил, с желанием крайним… вот тогда и поймём на самом деле, что не только не исполнили то, что должны были, но даже ещё не начинали…

Но за этим осознанием собственной немощи, за сердечным устремлением к Богу придёт как неизреченная и незаслуженная милость — радость Святого Христова Воскресения!
_________________
Дочка- три сыночка - дочка
Spiro ergo amo, amo ergo vivo!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (2)  
 
ТЕАМА
Cum Deo
Cum Deo

На сайте с 01.01.07
Сообщения: 19887
В дневниках: 5288
Откуда: академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 15, 2012 11:41     Ответить с цитатой

Притча о постной радости

http://www.pravmir.ru/pritcha-o-postnoj-radosti/
Как поститься, если кажется, что ничего не получается? На этот вопрос отвечает настоятель храма Святой Троицы города Бердянск (Украина) протоиерей Сергий Бегашов.

Вот, всюду говорят о радости Великого Поста, о торжестве души над телом, о духовной весне. Мы входим в дни поста с ожиданием этого всего или хотя бы чего-нибудь одного, но уже к концу первой недели мы с горечью замечаем, что наши ожидания в который раз не оправдались. Вокруг сплошная серость, вместо весны – слякоть, вместо радости – грусть, никакой отдушины, одни ограничения. Вот есть же выражение, что вера – не мешок с камнями, а крылья, но где они? Если они и есть, то точно камнями завалены.

Это те мысли, которые часто посещали, да что греха таить, и посещают мою многогрешную голову. В поиске ответа на эти переживания я решил пойти по тому же принципу, которым Церковь постепенно вводит нас в это великопостное поприще, и этот принцип – притча. Ведь именно притчами говорит с нами Евангелие три подготовительных недели.
Итак, Великий Пост – это не пауза, не остановка. Это движение, это путь. А любой путь исполнен ожидания.

Что ждет меня в конце этого пути? Воскресший ради меня Христос! Христос, Который по моим грехам был для меня далеким, выходит на Свой Крестный путь ко мне. Любовь ко мне проведет Его через предательства, унижения, заушения, распятие, одиночество и смерть. И хотя это все – есть ужас, который Он переносит, проходя этот путь, но именно этот ужас и является самым неопровержимым доказательством Его любви ко мне.
И такая любовь, такое Божие внимание ко мне не может не радовать меня, пусть сквозь слезы, но все же именно радовать. Потому как Бог идет гостить ко мне. И мой пост – это есть время приготовления к Этому Гостю.

Всякий раз, когда мы слышим радостное известие о том, что кто-то нами любимый и долгожданный наконец собирается нас посетить, мы испытываем трепет. Дух захватывает от предвкушения этой встречи. Мы начинаем размышлять о месте его ночлега, готовим лучшее постельное белье, планируем разные мероприятия, интересные для него, собираемся вести его туда, где нас ничего более не привлекает, но будет очень приятно ему. Мы начинаем обдумывать блюда, которыми хотим его встретить, и, конечно же, во всем, чего бы мы ни коснулись, мы стараемся угодить именно ему, а не нам самим.

Ну а как же? Ведь это для нас такая честь, праздник и одновременно испытание. И вот мы приступаем к приготовлению. Всякая хозяйка знает, что это приготовление состоит из совершенно обыкновенных вещей: порядок, труд, усталость, обыденность — все что угодно, но только не печаль и уныние. Нет, этим мыслям в нашей голове не место. «Так думать о моем госте мне стыдно даже пред самим собой».
Мы хоть и делаем все то, что и так привыкли делать, но мы порхаем, как бабочки. Во всем мы видим какую-то возвышенность. И даже чистка картошки на салат становится частью этого торжества.

Подходит главный этап – любимое блюдо гостя. Мы знаем, что он его пробовал где-то во Франции, и намереваемся приятно его удивить. Мы узнаём рецепт и, хотя он оказался очень непростым, приступаем к приготовлению. Но отсутствие навыка и природная отвлеченность дали о себе знать тем, что блюдо вышло не совсем уж таким, каким должно получиться.
И что? Нет, оно вполне съедобное, и даже издали выглядит где-то так, как на картинке, но хотелось совершеннее, хотелось без ошибок, хотелось… но получилось как всегда. Ну что ж, гость, мы знаем, никогда не был привередлив, поэтому мы ставим это блюдо где-то на краю стола, понимая, что такое «произведение кулинарного искусства» вряд ли заслуживает более достойного места. Ставим и ждем.

И вот этот момент, вот они, эти знакомые черты, которые уже начали забываться. Эти объятия, эта радость, этот праздник и …это блюдо. Мы стараемся его ему не предлагать и, может, даже думаем, что напрасно вообще поставили его на стол. Но внимательный и обходительный гость увидел что-то знакомое на столе, и мы неловкой рукой даем ему попробовать. Он кладет себе это в уста, закрывает их, пробует и… плачет.

Плачет не оттого, что оно не так вкусно, хотя конечно это так. Он плачет оттого, что так любим и желанен в этом доме, что простая хозяйка рискнула приготовить такое сложнейшее блюдо, не имея никакого опыта и даже таланта к этому. Это блюдо было для того гостя самым вкусным на свете, и весь вкус его заключался именно в намерении угодить ему любой ценой, любым трудом, любым риском и даже собственным обликом.

Так и Христу не столько важен результат, сколько наши намерения и старания. Пусть из этого поста ничего не выходит. Пусть где-то мы не сдержались и рассорились с ближним и, хоть и примирились с ним, но как бы уже «стратили» пост. Господь смотрит в наше сердце, и Ему лучше знать о наших умениях и талантах. Ему важна лишь та радость ожидания этой встречи, хотя, конечно, мы со своей стороны постараемся сделать нашу с Ним встречу насколько возможно совершеннее.
Нет причин для уныния, нет причин опускать руки. Еще столько времени впереди. Еще столько раз мы попытаемся быть Ему верными. И даже если вдруг все попытки окажутся тщетными и недостойными, это нисколько не отдалит меня от моего Гостя, ведь Он милостив и по Своей милости принимает все в дар Себе, даже то, что не вышло, и порой такой дар для Него даже ценнее совершенного, т.к. исполнен смирения.

Не станем забывать слов Христа, братья и сестры: «Сколько бы ты раз ни пал, восстань, и будешь спасен»!
_________________
Дочка- три сыночка - дочка
Spiro ergo amo, amo ergo vivo!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
ТЕАМА
Cum Deo
Cum Deo

На сайте с 01.01.07
Сообщения: 19887
В дневниках: 5288
Откуда: академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Апр 10, 2012 12:37     Ответить с цитатой

Протоиерей Георгий Бреев о Великом понедельнике
Протоиерей Георгий Бреев рассказывает о значении и смысле событий, вспоминаемых в первый день Страстной седмицы.

Великим понедельником открывается период Страстной седмицы. Само название «Страстная седмица» говорит о том, что не только сосредоточие всей ее молитвы и внимания, но, по сути, всё содержание ее – это страдание, или, как мы именуем, – страсти Господни. Страданием Господа и Спасителя завершилось то, что предвечно было предопределено в совете Святой Троицы. Агнец Божий взял на себя грехи мира, пригвоздил их ко кресту и оправдал, искупил человеческий род.

Дни первые – понедельник, вторник, среда – показывают, что Спаситель всегда имел эту внутреннюю готовность. И Он скажет перед лицом Пилата, что уготовал Себя на жертвенное служение.
Если рассматривать Великий понедельник в связи с Ветхим заветом, то оказывается, это было 10 число месяца нисана – это был день выбора пасхального агнца Божьего. Его выбирали, а после этого приготовляли, чтобы на Пасху совершить жертвоприношение. Это созвучно Страстной седмице. Ветхозаветного агнца выбирал народ и, скорее всего, первосвященники. А сейчас мы видим, что Христос Сам Себя ставит во главу, то есть, понимая и зная, что Он, как агнец Божий, должен быть заклан за грехи всего человечества.

Понедельник – как раз и есть такой день, когда Спаситель духовно, внутренне готовит себя к этому пути. Естественно, это отражается на апостолах, на учениках Христовых. Они чувствуют, что Спаситель старается по-особому проводить дни после того, как он вошел в Иерусалим: в основном это время его пребывания в Храме.
На какие-то короткие там моменты он уходил в Вифанию, но больше всего поучал народ в притчах и в иносказаниях, а иногда проповедовал прямо – о судьбах Иерусалима и последних днях. Все в нем говорило, что наступает момент завершенности.

В понедельник, за богослужением, читается Ветхозаветное библейское повествование о праведном Иосифе и о многострадальном Иове. Эти фигуры прообразовали личность Христа как великого праведника.
Путь страдания особенно был отражен в Иосифе. Почему? Потому что он был продан братьями своими. Вот, по зависти, по какому-то недоразумению они, увидев его, когда он шел к ним навстречу, нес им пищу, стали совещаться против него. Он не только отцом любим больше, чем мы, но и Бог ему открывает много, дает ему какие-то знания в сновидениях, поэтому «вот хорошо бы нам избавиться от него». И они его хотят убить, но по совету одного из братьев, Патриарха Иуды, говорят: «Нет, не надо кровь проливать», — сажают его в яму и уходят. Мимо идет египетский караван, берет Иосифа в плен, в рабство в Египет. Это все – духовная, смысловая параллель с личностью Христа. Он тоже был предан, оценен, так сказать, был определен на смерть, уже вот.

Церковь в своих богослужениях раскрывает все эти прообразы, касающиеся грядущего страдания Мессии. И этим молитвенным переживанием православные готовятся уже на уровне ведения и понимания к последующим ответственным великим дням.
Примерно вечером в понедельник происходит событие, на котором Апостол заостряет внимание в Евангелии. Когда Господь входил в Иерусалим, возвращаясь из Вифании, взгляд его остановился на смоковнице, которая стояла на дороге. И когда он не нашел на ней плодов, то произнес такие слова, которые впоследствии вызывают недоумение: почему же так Христос, будучи Богом любви, насылает на растение проклятие: «Да не будь на тебе плода вовеки!» — и смоковница засыхает. Это заметили ученики, когда Господь вновь входил в Иерусалим: «Смотри смоковница, которую ты проклял, она засохла».
Так Господь символически показал, что кончался период бесплодия. Вместо «неплодящей церкви», после воскресения и страданий Спасителя должно было стать плодоносное дерево.
Почему Господь призывал дерево дать плодов? Это относится к каждому из нас. Кто из нас делал, что-то такое, о чем можно сказать: «Я являюсь тем человеком, который прославил Бога святостью жизни и, вот, великими плодами благочестия».

Конечно, мы все себя чувствуем бесплодной смоковницей. Везде, во всех наших покаянных богослужебных текстах фигурирует этот образ.
http://www.pravmir.ru/velikij-ponedelnik-vybor-agnca/

Добавлено спустя 23 часа 29 минут 30 секунд:

Протоиерей Георгий Бреев о Великом Вторнике
Протоиерей Георгий Бреев рассказывает о значении и смысле событий, вспоминаемых во второй день Страстной седмицы.

Господь предлагает учение, резюмируя то, что в своей проповеди Он говорил о вере. Он призывает своих учеников — всех, кто мог Его слушать, к тому, чтобы они имели веру Божию: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф17:20). Он указывает, что вера – это самая высочайшая сила, которая только движет человеком и соединяет его с Богом.

Ко вторнику также относится посещение Спасителем после Вифании Храма Иерусалимского. Шли предпраздничные предпасхальные дни, Храм был наполнен людьми – паломниками, теми, кто должны были осуществлять продажу и денежные обмены. И Господь изгнал из Храма – в первую очередь, язычников, которые приводили животных на заклание, меновщиков и других торговцев в притворах Храмов. Притворы теряли из-за этой торговли свой благовидный, достойный вид. Спаситель по ревности своей напоминает: «Дом Мой домом молитвы наречется». Дважды в Евангелии Он принимал такие резкие меры и изгнал тех, кто оскверняли святыню Храма.
Весь день Спаситель пребывал в Храме, даже оставался там на ночное время. И все это время Он учил.

В этот день Он предложил притчу о десяти девах, где показал, что не только надо иметь внутренний светильник веры, любви к Богу, но еще нужно запастись елеем. А елей символизирует наличие добрых дел, без которых человеку невозможно встретить Бога. Вера без дел мертва. Если даже человек верит, молится, но в нем нет этого елея добрых дел, внутренней благостыни, самоотверженной любви, то его светильник в ночи суровых испытаний, невзгод и скорбей гаснет.

Мудрые люди знают, что грядет этот час, когда должна будет состояться встреча с Творцом и Создателем, поэтому заранее хотят иметь в запасе этот елей. Немудрые же надеются предстать такими, какие они есть. А перед полуночью им скажут: «Идите, встречайте Жениха!», — а светильники угасли.

Это одно из последних наставлений Спасителя, и оно очень важно для христиан.

Господь поучал и о последних днях, грядущих после Его смерти, об испытаниях, которые выпадут на долю Иерусалима: он будет разрушен, претерпит страдания, камня на камне не останется от его зданий, язычники осквернят Храм, разрушат до основания святыни, и народ будет гоним.

Потом Он говорит о Себе: Он принял, что Он призван страдать, но именно Ему дана власть от Отца Небесного, именно Сыну Единородному.

Рассказывает Он еще одну притчу – о винограднике. Виноградник – любимое насаждение Бога, Бог всегда заботился о нем, ограждал его, но делатели оказались легкомысленными, пренебрегли, отвергли ту власть, которая принадлежала одному Царскому Сыну, и вопреки существующему порядку, стали владеть этим виноградником, пренебрегая всеми тем установлениями, которые всегда имели место в истории Израиля.
http://www.pravmir.ru/protoierej-georgij-breev-o-velikom-vtornike/
_________________
Дочка- три сыночка - дочка
Spiro ergo amo, amo ergo vivo!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
ТЕАМА
Cum Deo
Cum Deo

На сайте с 01.01.07
Сообщения: 19887
В дневниках: 5288
Откуда: академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Апр 11, 2012 14:50     Ответить с цитатой

Протоиерей Георгий Бреев о Великой Среде
Протоиерей Георгий Бреев рассказывает о значении и смысле событий, вспоминаемых в третий день Страстной седмицы.

Великая среда – это особый день, ради которого в течение всего года православные соблюдают пост, даже в большие праздники. Это день, когда в Синедрионе состоялось окончательное совещание, где уже все единодушно, начиная от архиереев, книжников и представителей от народа пришли к единому мнению. Они рассуждали, по-видимому, боясь, что авторитет Спасителя, что показал День Великого входа его в Иерусалим, возрастает. Люди, и уже не только из среды иудейского народа, но даже язычники из Рима и других стран, просили апостолов, чтобы они открыли им возможность видеть Иисуса и слушать его.

Сам Спаситель на это прореагировал интересно: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому». То есть наступила граница, мера Его почитания, отношения к Нему, которое началось с почитания Его как пророка, как учителя, потом – как Божественного помощника, потом Мессии, потом Спасителя… И вот оно уже выросла в некую полноту. И это страшило Синедрион. Священники боялись, что они не смогут ничего сделать с этим, поэтому суд единогласно решил предать Спасителя смерти.

Наступали дни Пасхи. Священники стали предполагать, обдумывать план и принимать решение, каким образом им действовать, чтобы не было всенародного возмущения и это не привело еще к худшим последствиям. И тогда произошла встреча с Иудой, который тоже уже замыслил Спасителя предать. Он дал согласие предать Спасителя незаметным путем, чтобы без шума, без каких-то лишних народных волнений Он оказался в руках первосвященников и Суда. Вот почему Великая Среда остается днем, который мы всегда выделяем из других дней.

Богослужение этого дня – во всех песнопениях, чтениях, Евангельском чтении — все также раскрывает суть этого дня, готовя к тому, что уже произошло осуждение Спасителя, и еще приблизился день его страданий.

Вечером Христос удаляется в Вифанию. Там проводит время в кругу своих близких. Одна из женщин падает к ногам Его, омывает их слезами. Другая – возливает миро на главу Его. Ученики недоумевали, что же это значит, для чего все это нужно. Особенно Иуда говорил: «Лучшее было это миро продать и деньги отдать нищим». Господь же отвечает: «Нищих всегда имеете. А то, что она делает, останется достоянием всех времен и веках. Она этим приготовила Меня к погребению».

Господь позволяет тем, кто был движим Духом Божьим, интуитивно сердцем чувствовать, что наступают великие дни. Они приносили свое свидетельство о своей верности и любви к Богу. И вот действие этой женщины стало предметом обсуждения. А Господь прямо и откровенно сказал, что это уже идет подготовка к Его погребению.
http://www.pravmir.ru/protoierej-georgij-breev-o-velikoj-srede-video/
_________________
Дочка- три сыночка - дочка
Spiro ergo amo, amo ergo vivo!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Работа. Отдых. Общие вопросы » О вере
Страница 4 из 9 На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах