Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Гость - доцент МГИМО Андрей Безруков.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Доброе утро, Андрей. Мы обещали слушателям в прошлый раз, что мы поговорим о системах образования, потому что мы вышли к этой проблематике, как одной из самых важных. Я действительно так считаю, что система образования – важнейшая система, которая обеспечивает воспроизводство социума в целом, и без нее никуда. Поэтому мы договорились о том, что вы расскажете о своем опыте взаимодействия с разными образовательными системами, и, может быть, мы сформулируем выводы и требования по отношению к нашей системе образования.
БЕЗРУКОВ: Я не знаю, с чего начать. Мне удалось пожить самому в одной системе и растить детей в двух других системах - французской и в американской, ну, немножко в канадской, она такая же, как и американская. И можно сделать кое-какие выводы. Давайте начнем с нашей, советской, системы, прежде всего, наша советская система – это была точно так же, как и французская система, она такая женералистская - обо всем. Она давала хорошую, глубокую базу знаний по всем областям. Мы выросли все на этой системе, и когда сейчас кто-то о чем-то говорит, у нас есть какие-то мысли по этому поводу, потому что мы что-то об этом знаем - не обязательно очень глубоко, но достаточно широко.
Французская система такая же - дает широкую базу знаний. Может, даже в каких-то областях более систематичную, чем советская и наша системы сейчас. Там, я бы сказал, муштры больше, чем у нас. Я просто помню, когда 12-15-летние дети работают, можно сказать, 18-часовой рабочий день в школе. Это между всякими чтениями, классной работой, всякими заданиями и так далее.
КУЛИКОВ: Это обычная государственная школа?
БЕЗРУКОВ: Да. Давайте сравним системы. Начнем с французской, потому что она к нам ближе. Она, в общем-то, движима теми же самыми принципами, что и наша. И она еще гораздо более меритократическая, чем наша, чем была даже советская. Там все зависит от того, на каком уровне ты сдаешь экзамены. И к этому ты идешь с самого начала - с начальной школы до университета, и потом в университете там очень важно, куда ты поступил, там есть элитные университеты, элитные школы технические. И после того, как ты выходишь из этих школ, твоя карьера сделана.
...
Полная аудиоверсия:
скачать запись слушать онлайн
Безруков видит большой плюс западных школ в том, что они учат аргументированно отстаивать свою точку зрения.
На сайте с 15.07.07 Сообщения: 11181 В дневниках: 1144 Откуда: Новосибирск, Калининский р-н, Танковая
Добавлено: Ср Дек 06, 2017 17:36
Цитата:
И после того, как ты выходишь из этих школ, твоя карьера сделана.
Вот она - ключевая разница. У нас НЕ сделана карьера после любого элитного университета.
Нееет, есть варианты, когда в университете уже начинают работать по специальности, и делают базу будущей карьеры.
Но просто диплом университета (даже хороший) ничего не дает - без блата, везения, упорства, личных качеств. Совсем ничего. Можно закончить НГУ (у него неплохой очень даже рейтинг) и пойти работать продавцом в магазин. Но продавцом в магазин можно пойти работать и вовсе без диплома!
С московскими и питерскими вузами такая же ситуация.
Вот и объясните детям - зачем? Зачем они должны стремиться по ступенькам лестницы вверх, если в конце пути ничего нет?
Вот в Бразилии очень дорогое высшее образование, но после него гарантирована работа с высокой зарплатой! Гарантирована! Что гарантируется нашим выпускникам? Ничего!
На сайте с 30.05.05 Сообщения: 1910 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Ср Дек 06, 2017 21:59
olen, наши выпускники могут, например, устроиться на работу с высокой зарплатой в Бразилии
Ссылка про критическое мышление очень хороша, и еще ответная статья мне понравилась - https://halfanhour.blogspot.ru/2016/12/on-teaching-critcal-thinking.html .
В целом получается, что обучение критическому мышлению можно разбить на следующие части:
1. Формальная логика (еще и абстрактное мышление, но оно как бы по умолчанию должно быть)
2. Понимание текста и изложение своих мыслей
3. Философия науки в упрощенном виде.
По логике есть много всяких веселых задач, вроде "про лжецов и рыцарей", мне еще нравится тест Войнаровского, он позволяет понять, где проблемы.
Второй пункт, по-хорошему, должен развиваться на уроках литературы, ну и просто в повседневном общении в каком-то виде. Но, думаю, без сочиненний и изложений не обойтись.
По философии науки для детей мне нравится "Гарри Поттер и методы рационального мышления", жду возможности заказать себе бумажную книгу. Недавно купила "Ученые скрывают?" Александра Соколова, но еще сама не читала.
На сайте с 15.07.07 Сообщения: 11181 В дневниках: 1144 Откуда: Новосибирск, Калининский р-н, Танковая
Добавлено: Ср Дек 06, 2017 23:35
Nastja писал(а):
olen, наши выпускники могут, например, устроиться на работу с высокой зарплатой в Бразилии
Нет, не могут. Потому что наши дипломы не котируются, и не гарантируют там чего-то.
Потому что, только естественные науки - "международные", остальное образование у нас очень "национальное".
На сайте с 30.05.05 Сообщения: 1910 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Чт Дек 07, 2017 7:14
olen, если честно, я далека от гуманитарного образования, поэтому даже не подумала о нем. Точные и естественные науки, инженерные и медицинские (как ни странно) специальности там признаются.
На сайте с 20.05.07 Сообщения: 12524 В дневниках: 41613 Откуда: Новосибирск, Первомайский район (КСМ) Карта № 000121
Добавлено: Пт Дек 08, 2017 9:26
olen писал(а):
Nastja писал(а):
olen, наши выпускники могут, например, устроиться на работу с высокой зарплатой в Бразилии
Нет, не могут. Потому что наши дипломы не котируются, и не гарантируют там чего-то.
.
я вот помню, лет 15 назад Бразилия интенсивно приглашала российских преподов, потому что их государственной политикой было - вырастить свою элиту. И они вкладывались в образование.
Добавлено спустя 11 минут 1 секунду:
Re: Чему учить детей?
Nastja писал(а):
Говорят, что в Советском Союзе школьное образование было настроено для того, чтобы готовить большое количество инженеров, способных эффективно пользоваться логарифмической линейкой, и это было очень успешным в течение некоторого времени. Кто сейчас нужен миру и какими "линейками" надо овладеть?
на мой взгляд, ключевая разница между образованием в СССР и сейчас - это наличие государственных целей образования. В СССР ставилась цель: развить промышленность. Соответственно, образование было заточено под выпуск инженеров. И с трудоустройством проблем не было. Потому что была единая линия от образования к производству. Сейчас мы никаких государственных целей не наблюдаем, соответственно, каждый сам-сам-сам. Как определил себе путь, так и идет. Ну и конечно конфликт возникает, когда остатки старой системы вынуждают учить всё, а ребенок (или его родители) себе определил в качестве цели какую-нибудь область искусства или только гуманитарный спектр.
Добавлено спустя 4 минуты 41 секунду:
Я вроде бы уже писала коммент к Петрановской, но он куда-то делся.
Цитата:
2|| Кооперация – способность согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов. Учит наша школа этому? Много вы знаете примеров, когда в школе есть работа по группам? Представьте себе, что подготовка к какой-нибудь контрольной или зачету была бы такой: мы бы сделали группу детей и сказали: «Вы, пятеро, будете группой, ваша задача к завтрашнему дню – представить решение этих задач». И эти пять детей идут к кому-то домой или где-то в уютном уголке школы садятся и начинают совместно работать над решением этих задач. При этом дети разные, у них разный уровень подготовки, разный уровень знаний.
я много знаю примеров. Наша российская школа традиционно этим занимается. Хотя конечно контрольные и зачеты обычно (но не всегда, кстати) проходят в другом формате.
Я не знаю, откуда Петрановская вот это вот взяла, в этом пункте она не права.
На сайте с 30.05.05 Сообщения: 1910 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 7:51
Петрановская очень интересно рассказывает, хотя я не согласна с тем, что английский язык - это необязательное умение, которое лет через 10-15 уже будет неактуально.
sono io, а в каком классе в школах начинается работа в группах? Это здорово, что она там и правда есть.
На сайте с 30.05.05 Сообщения: 1910 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 11:18
Спросила у дочки, она в 5 классе, говорит, что такое было 1 раз, на литературе, плюс на одном необязательном мероприятии. Раньше - чаще, но меня как раз больше интересует то, что после начальной школы.
На сайте с 20.06.02 Сообщения: 6360 В дневниках: 14429 Откуда: Н-ск, Академгородок
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 12:50
про групповую работу (для статистики) - мл.ребенок только что перешел в среднее звено, в началке групповой работы было много и часто (как по мне - так даже слишком)
На сайте с 29.08.10 Сообщения: 19044 В дневниках: 6832 Откуда: Омск
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 13:12
У моей в школе постоянно групповая работа на химии-физике (8 кл.) И лучше бы ее не было, т.к. оценку ставят на всех сообща. Кто-то бесится и хулиганит, в итоге снижают за поведение всем, и такая картина постоянно. У меня в школьные годы точно так же было, очень много работы в группах по самым разным предметам и также одна оценка на всех.
На сайте с 27.03.11 Сообщения: 1475 Откуда: Новосибирск
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 13:17
А я вообще не понимаю групповую работу. Была как-то в гимназии интеллектуалная игра, выбрали главного в каждой команде. Проиграли. Спрашиваю дочь, почему, а она говорит, что командир их команды не захотел дать ее ответ - в результате проиграли. А тема была коньком дочери, вот и команда.
На сайте с 29.08.10 Сообщения: 19044 В дневниках: 6832 Откуда: Омск
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 14:55
Спросила дочь сейчас, нравится ли групповая работа. Говорит:"Будь она проклята"
Группы назначают учителя, друзей никогда не объединяют. Есть еще группы и на английском, истории, обществе.
У нас в школе были звенья пионерские, много заданий выдавались на звено, всякие соревнования по успеваемости устраивали. Помельче группы обычно на уроке работали. Большим всякие проекты на дом задавались. Сценки по лит-ре, творческие работы по географии и т.п. На химии - физике тоже почти всегда группы. Лабораторные всегда.
На сайте с 14.12.05 Сообщения: 5075 В дневниках: 2075 Откуда: Новосибирск, Заельцовский
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 17:30
Групповая работа требует высокой квалификации преподавателя и хорошей подготовки. Нужно очень хорошо представлять себе, какой результат мы хотим получить от работы в группе, кто чем будет занят, как решать возможные конфликты, какой потенциал у каждого участника. И уметь параллельно работать с несколькими группами.
В противном случае получится то, о чем написано выше: отметка одна на всех, скука, формализм. Поэтому на уроках от работы в группах отказываются или же проводят для галочки, перед проверяющими.
Проще - без нее. Интереснее - с ней.
_________________ Долго размышлял на тему, ктo я: жаворонок или сова, - и пришёл к выводу, что я птеродактиль, потому чтo с таким режимом дня, как у меня, странно, как я до сих пор не вымер (с)
На сайте с 20.06.02 Сообщения: 6360 В дневниках: 14429 Откуда: Н-ск, Академгородок
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 18:28
Баяна
Горностай, да. Вектор это или нет - я утверждать не возьмусь (т.к. статистику не собирала), но точно было бы преувеличением сказать, что "полностью отсутствует или единичные случаи" В классе дочери групповая была регулярная и не только на т.н. допах или внеурочке, но и вполне себе на основных предметах, особенно на окружайке и математике.
Последний раз редактировалось: Аня (Пн Дек 11, 2017 10:09), всего редактировалось 1 раз
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах