Новости сайта и форума Sibmama 
КАК ДОБИТЬСЯ ОТ РЕБЕНКА ПОСЛУШАНИЯ БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ
Мы знаем точно, невозможное - возможно!

О смысле и целях образования - с разных позиций
Поговорим: кому что и зачем нужно; всем -- и каждому; отдельной семье и обществу.

На страницу : Пред.  1, 2, 3 ... 19, 20, 21, 22  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество » Семейное образование. Экстернат
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Баяна
Студент
Студент


На сайте с 03.06.09
Сообщения: 2974
В дневниках: 18
Откуда: Академ
СообщениеДобавлено: Пн Дек 05, 2016 15:56     Ответить с цитатой

helga64
спасибо за ссылки, послушаю по возможности.

ЕГЭ, ИМХО, это как прокрустово ложе современного образования. Рассматривать его абстрактно, с отрывом от реальности этого самого образования - пустое философствование. Реальность же..да вон, в ветках сибмамы или литлван, где родители 11 классников общаются.
И ладно бы просто обрубалось лишнее, в конце концов реформаторам приходит в голову ЗАКОНОМЕРНАЯ мысль выращивать детей внутри этого "ложа" с рождения (поступления в школу). Это мы тоже наблюдаем сейчас сплошь и рядом..А куда катимся, в итоге? Вон, у Арнольда в интервью по ссылке выше

Цитата:
Я говорю о состоянии преподавания математики в школах США, и здесь ситуация плачевная. Я обсуждал эту проблему с выдающимися математиками Америки, многие из них - мои друзья, достижениями их я горжусь, но тем не менее я задавал им такой вопрос: «Как вам удалось при столь низком школьном образовании достичь столь высокого уровня в науке?». И один из них мне ответил так: «Дело в том, что я рано научился «двойному мышлению», то есть у меня было одно понимание предмета для себя, а другое - для начальства в школе. Мой учитель требовал, чтобы я ему отвечал, что дважды три - восемь, но сам-то я знал, что это шесть... Я твердо знал, что надо отвечать на уроках и что есть на самом деле... Я много занимался в библиотеках, благо, есть прекрасные книги».

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/5174/ (Наука и жизнь, АКАДЕМИК В. И. АРНОЛЬД:ПУТЕШЕСТВИЕ В ХАОСЕ)


Но американцы не так загружены в школе, у них остается сила и воля на это "двойное мышление". А у нас что? Больше экзаменов, больше предметов, выше требования, так, чтобы последние пару лет не разгибаясь тянули школу+курсы+репетиторов?
И тут ты права, время поговорить о здоровье (том, которого не остается) после таких бездумных (и, по большому счету, бессмысленных) нагрузок.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6363
В дневниках: 2155
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Вт Дек 06, 2016 12:47     Ответить с цитатой

Чужой опыт (двое детей тоже у Битнера) в нашу тему, кмк:
Про учёбу в средней школе:
"Открыла 7й класс в Экстерн-Офисе для Таи. И сильно задумалась над этим длиннющим списком предметов. И вроде это было ожидаемо, что их с каждым годом становится все больше, но все равно впечатлило. Это уже почти максимум, больше будет только в следующем году, когда добавится химия. И вот теперь уже в полный рост встал вопрос, который наметился в 5м классе и стал ощутимым в 6м. Вопрос о глубине погружения и приоритетах.
А еще о том, что изучать предмет и сдавать аттестацию по нему – две большие разницы. Ну то есть, хорошо и глубоко погрузившись, качественно изучив предмет, аттестацию сдать не проблема. Но дело в том, что по мере роста числа предметов на глубокое погружение и качественное (в моем представлении) изучение времени уже не хватает. Плюс, если я сама темой владею плохо и Тае она тоже не интересна, изучение превращается в мучение для нас обеих.

Я честно себе признаюсь, что не владею, например, историей и биологией на таком уровне, чтоб ими кого-то заинтересовать. Более того, мне самой они не интересны, и мне попросту жаль тратить свое время на то, чтоб в них въезжать. В 5м классе с историей Древнего Мира мы еще как-то возились вместе, смотрели Интернет-уроки, какие-то видео, но когда худо-бедно известные мне Египет, Греция и Рим кончились, и началась история Востока, я совсем сдулась. Все эти государства-однодневки Аравийского полуострова, Китай и Индия по верхам галлопом-галлопом – в таком формате ни о чем. Тая как-то что-то заучила, сдала и, я думаю, забыла. В 6м классе историй уже две: России и Мира. Еще тоскливее. Поэтому я отдала их на откуп Тае: на сайте Экстерн-офиса минимально необходимая информация есть, есть Интернет, есть на крайняк я, с которой можно обсудить то, что не понятно. Точнее, начинали мы с ней вместе, но потом она стала заниматься по материалам сайта сама, говорила, что все понятно, и я не стала отслеживать. У меня были последние недели беременности, очень непростые. И вот когда за неделю до аттестации по истории России Тая пришла ко мне и попросила вместе пройтись по всему курсу, я поняла, что оставить ее один на один с историей - была большая ошибка. У нее в голове была полная каша. Оказалось, что она не умеет работать текстом. Она просто отбрасывала то, что не понимала, запоминала начало, а когда было много букв, не улавливая сути, она легко отбрасывала и самое важное. Неделю мы с ней читали материалы сайта, Википедию, рисовали временную линию с датами, именами и событиями. Я сама за это время узнала много нового Smile Я старалась показать ей вид сверху, некую общую линию развития событий, обсуждали вероятные причины, вместе старались как-то подытожить и сделать краткое summary правления каждого князя и царя. Тогда я поняла, что на самом деле материалов сайта совершенно недостаточно. Ну то есть их достаточно для аттестации: можно заучить и сдать. Но не формируется целостной картины, лишь разрозненные события и персоны, про которые запомнить что-то, не увязывая их как элементы одно цепочки, для Таи очень трудно. Она может. Но тоскливо. Ей нужен кто-то, кто ее проведет, кто поможет увидеть вектор движения, кто поможет выделить суть. Об этом, кстати, Алексей Битнер говорил на какой-то из встреч: умение работать с текстом – одно из ключевых, которым надо овладеть в младшей школе, оно очень нужно будет в средней. Теперь я понимаю, что он имел в виду. И мы этот момент упустили. Теперь учимся в процессе.

Наученная опытом с историей России, таины занятия историей Мира, то есть в 6м классе это история Европы средних веков, я уже отслеживала. Но тут мы с ней сошлись во мнении, что никуда вглубь мы залезать не будем, а будем готовиться к аттестации, то есть брать по минимуму: краткая информация на сайте Экстерн-офиса, плюс немного Википедии для общего понимания. Тогда я, собственно, и поняла эту разницу между изучением предмета и сдачей аттестации. Если надо просто сдать, мы готовим то, что легко, что трудно – берем по верхам, что-то да отложится. На экзамене нас устраивает любая оценка выше «2», а это половина правильных ответов. И практика показала, что аттестации так вполне можно сдавать. Если предмет не входит в список приоритетных, если его не хочется изучать глубоко и качественно – это вполне себе вариант.
По такому же принципу Тая сдала и биологию. С биологией в некотором смысле проще, так как на сайте ответы на вопросы даны четкие (хоть и сложно сформулированные для ребенка 12 лет). В начале Тая еще старалась запомнить процентов хотя бы 80 (это у нас проходной балл промежуточных тестов по темам внутри самого ЭО), а потом стала «халявить», как она считает, снизила планку. Это, кстати, ее очень огорчило. Она еще более крутая максималистка, чем я. Я вижу в себе этот недостаток и знаю, как он портит жизнь, поэтому выдыхаю. А у нее внутренняя установка делать все по максимуму. И то, что она может выйти на экзамен, плавая в половине вопросов, ее огорчает. Она уверена, что качество ее образования сильно упало. Хотя между делом она регулярно мне выдает информацию то из географии, то из биологии, то из той же истории. Оно всплывает само, когда к месту. Чего-то даже я не знаю. И я каждый раз ловлю ее и фиксирую: «Ты видишь?! Ты это знаешь и помнишь! А говоришь, что плохо учишься!»

Я считаю, что это очень полезное умение: выделять приоритеты и уметь направлять свои силы туда, где они нужны, и в том объеме, в котором этого требуют поставленные задачи. И за лето Тая, похоже, тоже это поняла. Потому что, когда мы обсуждали с ней предстоящий год, новые предметы – алгебру, геометрию, физику – она попросила выбрать по ним неглубокий уровень. Потому что сфера ее интересов – это английский и художка, в которую она пойдет с сентября. Я считаю необходимым еще и русский с литературой. Ну и математика, с моей точки зрения, полезна для общего развития мышления. А физика – это просто интересно. Мы, по крайней мере, постараемся ее сделать такой. Поэтому план на этот год такой: по английскому и русскому-литературе берем Тае преподавателей. Английский по скайпу, русский очно. Я поняла, что сама не тяну. Прошлый год, когда Тая занималась на курсах подготовки к поступлению в гимназию, очень ее продвинул. Математику и физику берет на себя Марк, но учитываем Таины пожелания, без фанатизма Smile. География 7 класса меня саму очень увлекла: в этом году она обобщающая о материках и океанах вообще. Тот самый вид сверху, который я люблю Smile Биологию будем проходить по принципу подготовки к аттестации 50/50, историю тоже. У меня крутились мысли, не набрать ли группу 7-классников для занятий по скайпу или вебинаров. Найти увлеченных своим предметом преподавателей, чтоб за 1,5-2 месяца дали годовой курс в интересной форме. Но пока мне не ясно, поможет ли такой формат запомнить материал в достаточном для аттестации объеме. И народ по предварительному опросу не особо поддерживает такую идею. Ну и домашников 7го класса я вообще знаю мало. Но может еще и придумается что-то такое. Тем более, что недавнее общение с одним старым другом, который сейчас тоже увлечен преподавательской деятельностью и изучает, как учить детей, подарило мне новый взгляд на занятия предметами гуманитарного цикла. Знания, факты – не самоцель (и ценности такой цели у меня самой никогда и не было!). А вот сам процесс изучения, постановки проблематики, взгляды с разных сторон – все это инструмент для формирования широты мышления как такового. Но я об этом пока не готова говорить, очень сырая тема для меня, хотя очень интересная. По крайней мере, я вижу в этом ключик к тому, чтобы касаться этих предметов не в тоске, а с интересом. Пока отдельные наметки-предчувствования. Может, позже разовью.

Подводя итог, что хочу сказать. Если мы не хотим, чтобы домашнее обучение напоминало школу дома – урывками по 6-7 уроков каждый день – надо брать предметы блоками и сдавать блоками. Сейчас, в 7м классе, у нас есть по 1,5-2 месяца на биологию, географию, и две истории, по 3 месяца на алгебру, геометрию и физику, а языки – весь год и каждый день. То есть каждый день русский, английский, математика/физика и что-то из гуманитарного цикла. 4 занятия. Это интенсив. Это не та расслабленная жизнь, которую мы вели в младших классах. И нам действительно надо выбирать, чему отдавать свое время и силы. Данила берет 5й класс, и я буду учитывать те ошибки, которые мы совершили с Таей. Вообще, мне совсем не нравится, как прошел у нее прошлый учебный год. В тоске. И этот ее унылый вид мне очень ясно дал понять, что надо серьезно менять подход. Сейчас я пришла к тому, с чего, по-хорошему, надо начинать, когда ты берешься за образование своих детей: надо начинать с целей. Ради чего всё это. По большому счету, целей две. Первая, заданная извне, - это получение аттестата, то есть освоение в каком-то объеме ряда школьных предметов и прохождение аттестаций по ним. Вторая, настоящая, - расширение кругозора и получение навыка идти вширь и вглубь. Неважно в чем. В чем бы то ни было. Это то, что реально нужно человеку в жизни. На примере того, что интересно. И на примере того, что не интересно, но по каким-то причинам нужно. Это опыт концентрации, преодоления, погружения в процесс, достижения результата. Опыт выхода за рамки. Развитие гибкости и системного видения. Тогда школьная программа – это только плацдарм.
Не слишком ли высоко я замахнулась? Сама-то я потяну?
Но это то, что меня сейчас вдохновляет! То, куда я готова направлять свои силы. Вот на запоминание дат и фактов – не готова. На натаскивание для сдачи аттестаций – не готова, но они и сами с этой задачей справляются с моей минимальной помощью. Мне же нужно организовывать обсуждения, проблематизировать, задавать вопросы, поддерживать там где трудно-страшно-сопротивление-тупление, потому что именно там и сидят важные ответы или что там еще. Пусть не ответы, а процессы. Потому что многих ответов не знаю я сама. Но я знаю, как выглядит верное направление движения. И это не стыдно, а очень даже полезно мне и самой двигаться в это неизвестное. Возможность наблюдать, как учится взрослый, - один из уникальных бонусов обучение в семье, который ребенок никогда не получит в школе.

Я в прошлом году думала, что Тая поступит в гимназию, Ярослав будет учиться в школе, и дома будем только мы с Даней: будем тихо учиться и растить Злату. Но нет. Наш путь другой. Начали торить эту дорогу, так уж торьте до конца Smile И покачетвенней, покачественней! А то ишь, затосковали они! Гибче надо быть, гибче. И помнить, ради чего всё это!

На этой оптимистичной ноте с улыбкой остановлюсь я пока Smile"
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник          благодарностей: 2  
 
Лилиch
Профессор
Профессор


На сайте с 12.11.15
Сообщения: 5564
В дневниках: 19
Откуда: Новосибирск, ОбьГЭС
СообщениеДобавлено: Пн Апр 03, 2017 12:24     Ответить с цитатой

Лилиch писал(а):
helga64
очень интересно и глобально.
я бы сжато выразила цель образования так:
получение навыков для того, чтобы воспитать человека жизнеспособного (т.е. способного в этом мире жить и чувствовать осознанно свои желания и цели).
Как-то так Embarassed

еще добавлю: в итоге человек должен стать экономически не зависимый.
_________________
В этой теме можно задавать вопросы врачу по лечению часто болеющих детей, хронических бронхитов и заболеваний ЛОР-органов, аллергии, астмы, ювенального артрита
https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=1572465
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора             
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6363
В дневниках: 2155
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Пн Апр 03, 2017 12:38     Ответить с цитатой

Лилиch
Экономическую составляющую, я думаю, можно отнести к способности жить в этом мире.
Но, кстати, уровень независимости тут может быть разным. Есть же семьи, в которых жена не зарабатывает. Т.е. экономически она зависима. Но с уровнем образования это не коррелирует.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Nastja
Студент
Студент


На сайте с 30.05.05
Сообщения: 1716
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Пн Дек 04, 2017 13:50    Заголовок сообщения: Чему учить детей? Ответить с цитатой

Регулярно можно слышать и читать о том, что современная школа устарела и не соответствует требованиям времени. Но что именно соответствует - про это как-то непонятно. Встречаются общие слова о гармоничном развитии личности, системном подходе и так далее, а какие конкретные знания и навыки должны появиться? Представим, что школы с ее требованиями вообще не существует, или она существует в некоем идеальном виде, который полностью устраивает. Говорят, что в Советском Союзе школьное образование было настроено для того, чтобы готовить большое количество инженеров, способных эффективно пользоваться логарифмической линейкой, и это было очень успешным в течение некоторого времени. Кто сейчас нужен миру и какими "линейками" надо овладеть?
Мне особенно интересно то, что касается промежутка с 5 по 8 класс. Старшеклассники уже часто сами понимают, что им нужно, им подходят университетские методики, в начальной школе вроде бы тоже есть ясность, что надо осваивать, а посередине для меня провал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
Баяна
Студент
Студент


На сайте с 03.06.09
Сообщения: 2974
В дневниках: 18
Откуда: Академ
СообщениеДобавлено: Пн Дек 04, 2017 14:35     Ответить с цитатой

Учить учиться и учить думать собственной головой. Вот и весь ответ....Только есть пару но Smile
Скрытый текст:
_________________
Дегу (чилийские белки) пара самок. Недорого. В ЛС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение          благодарностей: 1  
 
Ааrе
Академик
Академик


На сайте с 04.05.09
Сообщения: 19598
В дневниках: 12194
СообщениеДобавлено: Пн Дек 04, 2017 23:02     Ответить с цитатой

Баяна
Какая интересная ссылка! Very Happy Спасибо!
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
helga64
СОискатель
СОискатель


На сайте с 13.01.06
Сообщения: 6363
В дневниках: 2155
Откуда: Новосибирск, АкГор, Демакова
Карта № 021286
СообщениеДобавлено: Ср Дек 06, 2017 13:42     Ответить с цитатой

В "Формуле смысла" (радио "Вести ФМ") 4 декабря была передача про зарубежные школы.
Система образования в России и в мире:
Гость - доцент МГИМО Андрей Безруков.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.

КУЛИКОВ: Доброе утро, Андрей. Мы обещали слушателям в прошлый раз, что мы поговорим о системах образования, потому что мы вышли к этой проблематике, как одной из самых важных. Я действительно так считаю, что система образования – важнейшая система, которая обеспечивает воспроизводство социума в целом, и без нее никуда. Поэтому мы договорились о том, что вы расскажете о своем опыте взаимодействия с разными образовательными системами, и, может быть, мы сформулируем выводы и требования по отношению к нашей системе образования.

БЕЗРУКОВ: Я не знаю, с чего начать. Мне удалось пожить самому в одной системе и растить детей в двух других системах - французской и в американской, ну, немножко в канадской, она такая же, как и американская. И можно сделать кое-какие выводы. Давайте начнем с нашей, советской, системы, прежде всего, наша советская система – это была точно так же, как и французская система, она такая женералистская - обо всем. Она давала хорошую, глубокую базу знаний по всем областям. Мы выросли все на этой системе, и когда сейчас кто-то о чем-то говорит, у нас есть какие-то мысли по этому поводу, потому что мы что-то об этом знаем - не обязательно очень глубоко, но достаточно широко.

Французская система такая же - дает широкую базу знаний. Может, даже в каких-то областях более систематичную, чем советская и наша системы сейчас. Там, я бы сказал, муштры больше, чем у нас. Я просто помню, когда 12-15-летние дети работают, можно сказать, 18-часовой рабочий день в школе. Это между всякими чтениями, классной работой, всякими заданиями и так далее.

КУЛИКОВ: Это обычная государственная школа?

БЕЗРУКОВ: Да. Давайте сравним системы. Начнем с французской, потому что она к нам ближе. Она, в общем-то, движима теми же самыми принципами, что и наша. И она еще гораздо более меритократическая, чем наша, чем была даже советская. Там все зависит от того, на каком уровне ты сдаешь экзамены. И к этому ты идешь с самого начала - с начальной школы до университета, и потом в университете там очень важно, куда ты поступил, там есть элитные университеты, элитные школы технические. И после того, как ты выходишь из этих школ, твоя карьера сделана.
...
Полная аудиоверсия:
скачать запись
слушать онлайн
Безруков видит большой плюс западных школ в том, что они учат аргументированно отстаивать свою точку зрения.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
olen
Модератор
Модератор


На сайте с 15.07.07
Сообщения: 9914
В дневниках: 352
Откуда: Новосибирск, Калининский р-н, Танковая
СообщениеДобавлено: Ср Дек 06, 2017 17:36     Ответить с цитатой

Цитата:
И после того, как ты выходишь из этих школ, твоя карьера сделана.

Вот она - ключевая разница. У нас НЕ сделана карьера после любого элитного университета.
Нееет, есть варианты, когда в университете уже начинают работать по специальности, и делают базу будущей карьеры.
Но просто диплом университета (даже хороший) ничего не дает - без блата, везения, упорства, личных качеств. Совсем ничего. Можно закончить НГУ (у него неплохой очень даже рейтинг) и пойти работать продавцом в магазин. Но продавцом в магазин можно пойти работать и вовсе без диплома!
С московскими и питерскими вузами такая же ситуация.
Вот и объясните детям - зачем? Зачем они должны стремиться по ступенькам лестницы вверх, если в конце пути ничего нет?

Вот в Бразилии очень дорогое высшее образование, но после него гарантирована работа с высокой зарплатой! Гарантирована! Что гарантируется нашим выпускникам? Ничего!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник          благодарностей: 1  
 
Nastja
Студент
Студент


На сайте с 30.05.05
Сообщения: 1716
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Ср Дек 06, 2017 21:59     Ответить с цитатой

olen, наши выпускники могут, например, устроиться на работу с высокой зарплатой в Бразилии Smile

Ссылка про критическое мышление очень хороша, и еще ответная статья мне понравилась - https://halfanhour.blogspot.ru/2016/12/on-teaching-critcal-thinking.html .
В целом получается, что обучение критическому мышлению можно разбить на следующие части:
1. Формальная логика (еще и абстрактное мышление, но оно как бы по умолчанию должно быть)
2. Понимание текста и изложение своих мыслей
3. Философия науки в упрощенном виде.

По логике есть много всяких веселых задач, вроде "про лжецов и рыцарей", мне еще нравится тест Войнаровского, он позволяет понять, где проблемы.
Второй пункт, по-хорошему, должен развиваться на уроках литературы, ну и просто в повседневном общении в каком-то виде. Но, думаю, без сочиненний и изложений не обойтись.
По философии науки для детей мне нравится "Гарри Поттер и методы рационального мышления", жду возможности заказать себе бумажную книгу. Недавно купила "Ученые скрывают?" Александра Соколова, но еще сама не читала.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
olen
Модератор
Модератор


На сайте с 15.07.07
Сообщения: 9914
В дневниках: 352
Откуда: Новосибирск, Калининский р-н, Танковая
СообщениеДобавлено: Ср Дек 06, 2017 23:35     Ответить с цитатой

Nastja писал(а):
olen, наши выпускники могут, например, устроиться на работу с высокой зарплатой в Бразилии Smile

Нет, не могут. Потому что наши дипломы не котируются, и не гарантируют там чего-то. aga-aga
Потому что, только естественные науки - "международные", остальное образование у нас очень "национальное".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Nastja
Студент
Студент


На сайте с 30.05.05
Сообщения: 1716
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Чт Дек 07, 2017 7:14     Ответить с цитатой

olen, если честно, я далека от гуманитарного образования, поэтому даже не подумала о нем. Точные и естественные науки, инженерные и медицинские (как ни странно) специальности там признаются.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
Баяна
Студент
Студент


На сайте с 03.06.09
Сообщения: 2974
В дневниках: 18
Откуда: Академ
СообщениеДобавлено: Чт Дек 07, 2017 15:29     Ответить с цитатой

Сегодня попались рассуждения Петрановской в тему. Под спойлер вторую половину закинула:
Скрытый текст:
КАКИЕ КАЧЕСТВА БУДУТ НУЖНЫ ДЕТЯМ В БУДУЩЕМ?
(продолжение лекции Людмилы Петрановской)
Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут наиболее нужны детям в том мире, который наступает и уже наступил частично. Их называют четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Я сейчас медленно назову еще раз, а вы про каждое подумайте, как с ними обходится наша сегодняшняя школа.

1|| Коммуникация. Что происходит, когда у нас дети общаются на уроке, учим ли мы их разнообразным способам общения? Я как-то проводила тренинг с учителями, и там были молодые ребята, не изовравшиеся полностью. И когда мы с ними делали такое упражнение – каким мы хотим видеть ребенка на уроке, они прямо сказали «немым и парализованным». Завуч или директор никогда вам такого не скажет, они скажут: «Мы хотим, чтобы у детей развивалась личность, чтобы они были активными гражданами». «Петров, рот закрой и сядь». Какая коммуникация?
Многие родители с претензией говорят: «Да он в школу ходит, чтобы тусить и общаться». Господи, хоть кто-то в школу ходит, чтобы учиться тому, чему правда надо учиться! Дети вообще очень изобретательны, им можно создать абсолютно не подходящую для обучения атмосферу, они все равно найдут, как там поучиться. Они очень любят учиться.

2|| Кооперация – способность согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов. Учит наша школа этому? Много вы знаете примеров, когда в школе есть работа по группам? Представьте себе, что подготовка к какой-нибудь контрольной или зачету была бы такой: мы бы сделали группу детей и сказали: «Вы, пятеро, будете группой, ваша задача к завтрашнему дню – представить решение этих задач». И эти пять детей идут к кому-то домой или где-то в уютном уголке школы садятся и начинают совместно работать над решением этих задач. При этом дети разные, у них разный уровень подготовки, разный уровень знаний.
Знаете, что наши учителя говорят, когда им предлагаешь такое? «А как я узнаю, что он не списал? А как я узнаю, что это он сам решил, а не вот этот ему решил?» Слушайте, взрослые так и делают. Если вы посмотрите, как организована работа в вашей фирме, в вашем отделе, в вашей небольшой компании, где бы вы ни работали, там так и есть: перед группой ставится задача, группа идет, распределяет, один придумывает, другой аккуратно записывает, третий критикует. Четвертый всех подбадривает и рассказывает, какие мы молодцы. А пятый кофе приносит, и это тоже нужно.
И взрослым мы почему-то позволяем так работать. Хотя понятно, почему: взрослые работают за деньги, и если мы не будем использовать эффективные методы работы, то разоримся, а это эффективный метод работы. Кооперация предусматривает распределение обязанностей в связи с ключевыми компетенциями, особенностями, и согласованность действий. Когда все идут строем и ими командует кто-то один – это не кооперация.
Учит у нас школа кооперации? Да для них это крамола, пойдите предложите такую какую-нибудь форму работы. Сразу идет то, что я вам сказала: «А как мы узнаем, а как мы уличим, что он на самом деле сам не решил?» Да, он сам не решил, но он создавал атмосферу. И когда другой решил и ему объяснил – он понял лучше, чем когда учитель говорил.

3|| Креативность. Креативность мы в детях поощряем? Ну, да, когда мы задали тему: «Сейчас все рисуем Новый год», то ребенок, конечно, «выбирает»: он на елочке нарисует сосульки или шарики. Это креативность у нас. Насколько мы готовы к тому, что ребенок имеет право нарисовать что-то совсем другое? Например, нарисовать одного себя, сидящего на стуле, и сказать: «Это мой Новый год, потому что мне на Новый год будет грустно и одиноко». Учитель к школьному психологу отправит сразу же, немедленно наказание последует за такую креативность.
Что мы скажем, если ребенок сделает по-другому, если он какую-то другую форму выберет, чтобы показать свою мысль? На самом поощряется имитация креативности, в узких рамках, «тут узорчик можно чуть по-другому нарисовать». Реальная креативность – это взлом рамок, это взлом шаблонов, это «сделать так, как никто до меня не делал». Да вы что! Если ребенок напишет сочинение так, как никто до него не писал, он не получит ничего хорошего.

4|| Критическое мышление. Развиваем мы в детях критическое мышление? Упаси Боже, если бы у них появилось критическое мышление, то они бы встали и ушли из этой школы в тот же день. И это не только про детей, но и про взрослых. Людьми без критического мышления управлять просто, поэтому все направлено на то, чтобы оно не случилось, а если случится где-то, то надо скорее затоптать.

= Самые ценные вещи, которые родители могут дать детям
Смотрите, странная ситуация, даже если мы знаем, куда рулить, то рулим прямо в противоположную сторону. Бог с ней, со школой, школа – это отдельная наша боль. Давайте подумаем про себя как про родителей. Если мы понимаем все то, о чем мы говорили только что, как вам кажется, чем главным нужно снарядить ребенка в этот мир?
Помните, Д’Артаньяна мама собирала, папа ему дал коня, сказал, дерись со всеми, кто не успеет убежать, мама облила слезами, дала ему кусок хлеба в узелочке. Какой узелочек мы должны были бы собрать своим детям после того, о чем мы с вами говорили? Как вам кажется, что самое ценное мы можем им дать?

1. Фундаментальные жизненные ценности
Вообще понимание о том, что ценности есть. Мы живем в мире постмодерна, где количество этой неопределенности, непредсказуемости, двусмысленности таково, что кажется, и ценностей никаких не осталось, добра и зла нет, никакого «хорошо и плохо» нет. И многие дети сейчас растут в этом, действительно, невнятном для них ценностном бульоне, когда непонятно, что хорошо, потому что сами взрослые дезориентированы. Мы сами иногда не очень понимаем, где у нас какие ценности. Не уверены, что имеем право иметь ценности и говорить о них. Что другие имеют право иметь ценности.

2. Уверенность в себе и доверие к самому себе
Уверенность в себе, опора на себя, то, что называют self. Мне даже ближе выражение «доверие себе», умение чувствовать, что нужно именно тебе, не бояться это признать, не бояться это сказать, не бояться этого добиваться. Именно у того человека, у которого есть доверие к себе, который чувствует, что нужно именно ему, есть гораздо больше шансов сделать ту самую горизонтальную карьеру, найти такое свое вышивание крестиком, в котором он будет лучше всех.
К сожалению, то, о чем мы до этого говорили – «отбирание пульта управления» – больше всего бьет по доверию к себе. Мы очень беспокоимся о детях, мы очень нервничаем, мы хотим тут подстелить соломку, тут предупредить, тут ему сказать, чтобы сюда не ходил, в результате мы, конечно, это доверие к себе катастрофически подрываем.
В целом, если вы посмотрите на свою жизнь и жизнь взрослых людей вокруг, увидите, что ничто не дает такое конкурентное преимущество, как психологическая стабильность и психологическое здоровье. Это гораздо важнее, чем какие-то успехи. Помните, как все умилялись на Юлю Липницкую, когда она на олимпиаде крутилась и прыгала? Результат – у девочки анорексия, девочка ушла из спорта. Ее жизнь не закончилась, слава Тебе Господи, большой спорт не самый прекрасный способ провести свою жизнь и молодость, еще найдет себя. Но сколько было вложено, сколько часов, сколько усилий, сколько стараний. Если нет психологического благополучия, все это бессмысленно. Вы можете сколько угодно вкладывать в человека образование, но если он у вас с депрессией сляжет на диван, где будет это ваше образование? Вы можете выносить ему мозг своими репетиторами, оценками и результатами. Но если он не будет уверен в себе, если его будут мучить неврозы, депрессия, то и смысл в этом всем?
Психологическое здоровье, психологическое благополучие, психологическая устойчивость – то, что обозначается английским словом resilience, то есть способность выдерживать стресс, выдерживать изменения, восстанавливаться после этого – это самое важное качество человека в таком быстро меняющемся мире. Гораздо более важное, чем количество знаний или успешность в той или иной области.
К сожалению, мы, чтобы сейчас добиться успешности, по этой resilience просто бьем и бьем, потому что хотим, чтобы прямо сейчас ребенок сделал то, что нам нужно, и показал те результаты, которые нам нужны.

3. Родительскую поддержку
Если мы выпускаем ребенка в мир такой неопределенности и непредсказуемости, из этого автоматически следует, что он будет совершать ошибки. Это просто вшитая опция, в этом мире невозможно не совершать ошибки. И здесь нам нужно очень сильно работать над своим собственным отношением к ошибке как к беде, как к вине, как к чудовищному происшествию. Это проблема нашей культуры, что мы относимся к ошибке как к беде и к вине, не думая о том, что, собственно говоря, ошибка – это просто показатель того, что человек учится чему-то новому.
Думали когда-то об этом? Если вы делаете что-то без единой ошибки, о чем это говорит? Что вы уже умеете это делать. Когда вы делаете утром яичницу, вы, скорее всего, не совершаете никакой ошибки, потому что это автоматическое действие, которое вы сделали. Результатом его не является ваше обучение, результатом его является яичница, которую вы съели. Вы ничему не научились в результате, вы не для этого ее делали.
Если человек что-то делает без ошибок, значит, он в это время ничему не учится. Если он что-то делает с ошибками, значит, осваивает новую деятельность. Пока мы не начнем относиться к ошибке как к точке роста, как к неминуемой составляющей ситуации обучения и развития, будем гнобить детей за ошибки, будем расстраиваться и разрушаться от их ошибок.
Я не имею в виду ошибку орфографическую, хотя многие и из-за этого ухитряются разрушаться. Говорю про ошибку с выбором института, ошибку с выбором профессии, ошибку с выбором, на что забить, а что делать. Люди будут ошибаться, это естественно, и нужна огромная родительская поддержка, чтобы ребенок знал, что после любой ошибки он может сделать выводы и продолжать. Что никакая ошибка не будет основанием для того, чтобы мы сказали: «Ты меня разочаровал, ты разбил мне сердце, я несчастлив в своем родительстве».

4. Свободу выбора, самостоятельность
Свобода выбора и самостоятельность – это вообще самое сложное, потому что мы видим, что современная цивилизация атакует свободу выбора. Мы видим, что нам нужно все больше безопасности. Мобильные телефоны – это еще цветочки, потом будут чипы при рождении вживлять, чтобы точно знать, где ребенок находится, и в случае чего остановить его от нежелательных действий.
В этой ситуации мы каким-то образом должны прививать ребенку любовь к свободе, страсть к свободе и умение пользоваться своей свободой. Это сложная задача, мы иногда даже сами не знаем, как нам со своей свободой быть и как нам ее отстоять, и уж тем более как у ребенка выработать вкус к свободе.
«Матрицу» помните? Мы когда-то увидели и сказали «Ах!». А поговорите об этом с современными детьми, у них интересный на это взгляд. Они уже привыкли, что все самые интересные события происходят в виртуальной реальности, что жизнь – это скукота, это реферат по москвоведению, а движуха, интерес, страсть – это все виртуальная реальность, это игры, сериалы, это фильмы, это где-то там.


Добавлено спустя 2 минуты 4 секунды:

_________________
Дегу (чилийские белки) пара самок. Недорого. В ЛС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение          благодарностей: 6  
 
sono io
Дорогами Сибири, тропами Алтая...
Дорогами Сибири, тропами Алтая...


На сайте с 20.05.07
Сообщения: 9281
В дневниках: 26417
Откуда: Новосибирск, Первомайский район (КСМ)
Карта № 000121
СообщениеДобавлено: Пт Дек 08, 2017 9:26     Ответить с цитатой

olen писал(а):
Nastja писал(а):
olen, наши выпускники могут, например, устроиться на работу с высокой зарплатой в Бразилии Smile

Нет, не могут. Потому что наши дипломы не котируются, и не гарантируют там чего-то. aga-aga
.

я вот помню, лет 15 назад Бразилия интенсивно приглашала российских преподов, потому что их государственной политикой было - вырастить свою элиту. И они вкладывались в образование.

Добавлено спустя 11 минут 1 секунду:

Re: Чему учить детей?

Nastja писал(а):
Говорят, что в Советском Союзе школьное образование было настроено для того, чтобы готовить большое количество инженеров, способных эффективно пользоваться логарифмической линейкой, и это было очень успешным в течение некоторого времени. Кто сейчас нужен миру и какими "линейками" надо овладеть?

на мой взгляд, ключевая разница между образованием в СССР и сейчас - это наличие государственных целей образования. В СССР ставилась цель: развить промышленность. Соответственно, образование было заточено под выпуск инженеров. И с трудоустройством проблем не было. Потому что была единая линия от образования к производству. Сейчас мы никаких государственных целей не наблюдаем, соответственно, каждый сам-сам-сам. Как определил себе путь, так и идет. Ну и конечно конфликт возникает, когда остатки старой системы вынуждают учить всё, а ребенок (или его родители) себе определил в качестве цели какую-нибудь область искусства или только гуманитарный спектр.

Добавлено спустя 4 минуты 41 секунду:

Я вроде бы уже писала коммент к Петрановской, но он куда-то делся. Surprised
Цитата:
2|| Кооперация – способность согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов. Учит наша школа этому? Много вы знаете примеров, когда в школе есть работа по группам? Представьте себе, что подготовка к какой-нибудь контрольной или зачету была бы такой: мы бы сделали группу детей и сказали: «Вы, пятеро, будете группой, ваша задача к завтрашнему дню – представить решение этих задач». И эти пять детей идут к кому-то домой или где-то в уютном уголке школы садятся и начинают совместно работать над решением этих задач. При этом дети разные, у них разный уровень подготовки, разный уровень знаний.

я много знаю примеров. Наша российская школа традиционно этим занимается. Хотя конечно контрольные и зачеты обычно (но не всегда, кстати) проходят в другом формате.
Я не знаю, откуда Петрановская вот это вот взяла, в этом пункте она не права.
_________________
нет ладони на плече, нет перста на губах.
Агни Йога
Сыночке Юрочке 19 лет 5 месяцев 25 дней
Сыночке Всеволоду 19 лет 5 месяцев 25 дней
Сыночке Матвею 6 лет 3 месяца 14 дней
Сыночке Тарасику 2 годa 6 месяцев 28 дней

репетитор по математике 5-11 класс, писать в ЛС
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник             
 
Nastja
Студент
Студент


На сайте с 30.05.05
Сообщения: 1716
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Вс Дек 10, 2017 7:51     Ответить с цитатой

Петрановская очень интересно рассказывает, хотя я не согласна с тем, что английский язык - это необязательное умение, которое лет через 10-15 уже будет неактуально.
sono io, а в каком классе в школах начинается работа в группах? Это здорово, что она там и правда есть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение             
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему       Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество » Семейное образование. Экстернат Часовой пояс: GMT + 7
На страницу : Пред.  1, 2, 3 ... 19, 20, 21, 22  След.
Страница 20 из 22

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах