Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21898 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Пн Май 09, 2005 20:27 Заголовок сообщения: Занятие №2 Естественные последствия вместо наказания |
|
|
Занятие №2
Естественные последствия непослушания вместо наказания
Вашему вниманию предлагается концепция воспитания, разделяемая в настоящее время многими отечественными и зарубежными семейными психологами. Согласно этой концепции не существует наказаний как таковых, а есть лишь последствия тех или иных поступков. Последствия могут быть двух видов - естественные и логические. Естественные последствия происходят сами собой, "это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя самого". Так коротко и точно охарактеризовала естественные последствия непослушания Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
Что необходимо сделать, чтобы естественная последовательность начала работать? Прежде, чем позволить событиям развиваться самостоятельно, надо задать себе несколько вопросов: "Что случится, если я не буду вмешиваться?", "Что может случиться, самого страшного, если я не буду вмешиваться?". Если Вы получаете не такие уж пугающие ответы и готовы пережить результаты своего невмешательства, то можно приступать к работе:
• Перестаньте напоминать ребенку, что нужно сделать;
• Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само;
• Ни в коем случае не злорадствуйте, когда наступит естественное последствие.
Для наглядности приведем конкретный пример.
Ребенок разбрасывает игрушки ровным слоем по полу своей комнаты и, вопреки всем Вашим просьбам и требованиям, отказывается их собирать.
Первый шаг. Что может произойти самого страшного, если Вы не вмешаетесь?
1. По детской комнате будет сложно перемещаться. Это комната ребенка - ему там и перемещаться.
2. Вернувшийся с работы папа будет бурчать по поводу беспорядка в квартире. Беспорядок только в комнате ребенка, а не во всей квартире.
3. Случайно зашедшая в гости бабушка может сказать, что ее внука плохо воспитывают, в ее время все было иначе... Во-первых, бабушка может и не зайти, а во-вторых, вряд ли в ее время, все было иначе…
Второй шаг. Вы не напоминаете ребенку о том, что игрушки надо время от времени собирать. Это трудно, но выполнимо.
Третий шаг. Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само. А что собственно может произойти? Что в этой ситуации может стать естественным последствием? Например, ребенок может нечаянно наступить на игрушку и сломать ее или потерять что-нибудь. Любой из этих вариантов может стать для ребенка серьезным естественным последствием, который побудит его навести порядок в комнате - это будет самостоятельным решением Вашего ребенка. Здесь очень важно, приложив максимум усилий, сдержаться и выполнить четвертый шаг.
Четвертый шаг. Не злорадствуйте. Сюда относятся не только выражения откровенной радости при виде сломанной игрушки, также высказывания типа: "А я тебе сколько раз говорил...", "Этого и следовало ожидать" и т.д. Такое высказывание вполне может переключить внимание ребенка с осознания происшедшего и установления причинно-следственных связей на чувство обиды, возникшее в результате Ваших слов. В этом случае естественная последовательность не будет работать.
Существует ряд ситуаций, когда естественные последовательности заведомо работать не будут, более того иногда естественные последовательности могут быть опасны для жизни. Например, когда ребенок выезжает на проезжую часть на велосипеде. Поэтому мы не используем естественные последовательности (ЕП) в следующих случаях:
• Когда ЕП может быть опасна для ребенка.
• Когда следствием поведения ребенка может быть нарушение прав окружающих.
• Если для срабатывания ЕП нужно много времени, и ребенок не свяжет причину и следствие.
• Если ЕП никак не затронет ребенка, и проблема для него не станет явной.
Практическое задание:
1. Составьте список типичных для Ваших отношений конфликтных ситуаций, которые обычно заканчиваются наказанием для ребенка.
2. Детально изучите полученный список. С большой долей вероятности, Вы обнаружите ситуации, в которых возможно допустить естественное развитие событий.
3. Проверьте выбранные ситуации контрольным вопросом: «Что может случиться, самого страшного, если я не буду вмешиваться?». Запишите все возможные варианты развития событий, не пренебрегая самыми фантастическими.
4. Прислушайтесь к чувствам, мыслям, желаниям, которые возникают, когда вы перечитываете полученный текст.
5. Поделитесь, если появится такое желание, результатами своей работы (по пунктам 3 и 4) в форуме, посвященном этому занятию._________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Белка
Мастер спорта
На сайте с 16.05.03 Сообщения: 10597 В дневниках: 5446
|
Добавлено: Ср Май 11, 2005 23:09 Заголовок сообщения: Re: Занятие № 2 ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВМЕСТО НАКАЗАНИЯ |
|
|
АнечЬка писал(а): |
5. Поделитесь, если появится такое желание, результатами своей работы (по пунктам 3 и 4) в форуме, посвященном этому занятию. |
Я немного не поняла... это сюда можно поделиться?... или где-то еще имеется форум, посвященный...
Мысль первая... про пример... а если я наступлю на игрушку... и сломаю... по-моему этот ЕП тоже не сработает, как и в случае с фразами "я тебе это говорил...", кстати, я тоже постоянно так говорю... и всегда думала, что тем самым только "улучшаю эффект от ЕП"...
Про наши конфликтные ситуации... у нас единственные конфликты типа (укороченный вариант).... мама одень меня... одевайся сама - большая.... нет (начинает падать на пол биться в истерике...)... я пошла... я с тобой... одевайся... мама, одень меня... и так по кругу...
с каждым кругом одеваем хоть одну весщь...
Не могу ответить на вопрос "Что будет если не вмешаюсь"... меня как бы заранее ввязали в конфликт...
А еще вариант конфликта... у нас договоры типа - она пол часа играет на компе... иногда заигрывается... я прихожу и так сказать склоняю ее к выключению игрушек... есстесно в рев... потому как стрелка "еще не внизу" (хотя она "уже не внизу"...) Считаю, что ЕП здесь не сработает... потому как воздействие компа достаточно длительный процесс..._________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21898 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Пт Май 13, 2005 13:29 |
|
|
Давайте проанализируем ситуацию с игрушками.
Мама наступила на разбросанные ребенком игрушки, некоторые из них сломались. Что в этот момент чувствует ребенок? Он расстроен: ему горько и обидно.
В этот момент мама говорит: «А, я тебе говорила не разбрасывай игрушки!». Какие чувства мамы стоят за этой фразой? С большой долей вероятности можно предположить, что это чувство мести: «Наконец-то, произошло нечто, что заставит меня слушаться, теперь-то ты поймешь, что я говорю полезные вещи, то-то же» и т.д.
Ребенок прекрасно считывает мамины чувства и реагирует уже не на первоначальную ситуацию, а на мамино чувство мести. Обучения не происходит. Конфликт нарастает. Поэтому фразы типа: «Я тебе говорила» усиливают не ЕП, а конфликтную ситуацию.
Вспомните, что Вы чувствуете, когда Вам кто-нибудь после того, как Вы уже осознали свой промах, говорит: «А-а, я знал, что так будет!»
Почему чувства ребенка будут другими?
В случае с компьютером, совершенно с Вами согласна, что ЕП работать не будут._________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Natasha
Первый класс вторая четверть
На сайте с 10.07.03 Сообщения: 785 Откуда: Красноярск Копылова
|
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21898 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Пт Май 13, 2005 14:26 |
|
|
В общении с ребенком, расстроенным поломкой игрушки, важно осознавать, какие чувства стоят за каждой фразой. Дети очень чувствительны к нашим чувствам. Они не всегда могут верно назвать чувство (это и взрослому зачастую бывает трудно сделать), всегда интуитивно улавливают их оттенки.
Предположите Natasha, какие чувства мамы могут стоять за фразами:
«Я же говорила, что игрушки надо собирать!»
«Сколько раз можно говорить, что игрушки надо собирать!»
Подобные фразы не устанавливают причинно-следственных связей, поскольку акцентируют внимание на прошлом опыте и правоте мамы пост фактум.
Сравните, например, с таким вариантом:
«Игрушка сломалась, потому что не была убрана на место. Так бывает.»
Здесь происходит констатация факта, и не оценивается предыдущее поведение ребенка. Только в этом случае ЕП может сработать._________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Белка
Мастер спорта
На сайте с 16.05.03 Сообщения: 10597 В дневниках: 5446
|
|
Вернуться к началу |
|
|
iola
Первый класс вторая четверть
На сайте с 08.08.03 Сообщения: 617 В дневниках: 9 Откуда: Новосибирск м. Речной вокзал
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Woda
Бисерный гербарий
На сайте с 31.03.05 Сообщения: 3520 В дневниках: 10204 Откуда: Crna Gora Карта № 000971
|
Добавлено: Пн Май 16, 2005 10:17 |
|
|
Мой сынишка в ситуации со сломанной игрушкой делает вывод - мама не смотрит куда наступает |
|
Вернуться к началу |
|
|
Natasha
Первый класс вторая четверть
На сайте с 10.07.03 Сообщения: 785 Откуда: Красноярск Копылова
|
Добавлено: Пн Май 16, 2005 13:36 |
|
|
АнечЬка писал(а): | Предположите Natasha, какие чувства мамы могут стоять за фразами:
«Я же говорила, что игрушки надо собирать!»
«Сколько раз можно говорить, что игрушки надо собирать!»
| Предполагать не буду - знаю. Обида.
Именно поэтому я и спрашивала, как сдерживать себя. Однако, сдержалась.
Результат: ребенка стала специально подкладывать мне под ноги карандаши (у нас проблема не с игрушками, а с карандашами, но это частости). И смотрит снизу вверх, как мама прорегагирует. |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21898 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Пн Май 16, 2005 15:13 |
|
|
Natasha, безусловно, сдержаться в такие моменты бывает очень сложно. Одним из самых эффективных способов сдержаться является представление себя на месте ребенка, слышащего эту фразу и испытывающего чувство обиды.
Когда ребенок специально подкладывает вам под ноги карандаши, скажите ему о своих чувствах: "Мне больно, неприятно, щекотно и т д. наступать на твои карандаши." Будьте внимательны к своим чувствам и честны с ребенком. Вряд ли ребенок будет продолжать свои эксперименты, если увидит, что вам в самом деле больно. Это в том случае, если ребенок проверяет ващу реакцию.
Также возможен вариант, что ребенок таким образом привлекает к себе ваше внимание. Понаблюдайте, в какие моменты ребенок начинает так себя вести. Не происходит ли это тогда, когда вы были долгое время чем-то заняты и не имели возможности с ним пообщаться?_________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21898 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Пн Май 16, 2005 18:56 |
|
|
Анютка писал(а): | iola
Да ладно!
|
МОДЕРАТОР
Уважаемая Анютка! Пожалуйста, ознакомься с правилами данного подфорума. - Отвечать на вопросы в форумах консультантов могут только специалисты. _________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
Beth
Профессор
На сайте с 22.03.05 Сообщения: 5093 В дневниках: 829 Откуда: Бердск
|
Добавлено: Пн Май 16, 2005 23:41 Заголовок сообщения: Re: Занятие № 2 ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВМЕСТО НАКАЗАНИЯ |
|
|
АнечЬка писал(а): | Занятие №2
Естественные последствия непослушания вместо наказания
Так коротко и точно охарактеризовала естественные последствия непослушания Юлия Борисовна Гиппенрейтер. |
Дайте, пожалуйста, подробную ссылку на работу Гиппенрейтер. посвященную ЕП. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Beth
Профессор
На сайте с 22.03.05 Сообщения: 5093 В дневниках: 829 Откуда: Бердск
|
Добавлено: Пн Май 16, 2005 23:47 |
|
|
Вопрос: Может ли ребенок 1 года расценить чувства, проявленные мамой после его действий как ЕП?
Как отучить ребенка кусаться? Я показываю, что его укусы мне неприятны и говорю это, но не помогает, все равно укусит - и смотрит на мою реакцию. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Вэйра
Неведома зверушка
На сайте с 15.11.03 Сообщения: 28941 В дневниках: 7861 Откуда: Бердск, НП
|
Добавлено: Вт Май 17, 2005 18:59 |
|
|
Цитата: | 1. Составьте список типичных для Ваших отношений конфликтных ситуаций, которые обычно заканчиваются наказанием для ребенка. |
Сейчас у нас это 1) сознательное нарушение правил, о которых он знает, что нарушать нельзя. Например, переход дороги без мамы.
2) наказание за то что ребенок отказался идти в садик
3) когда ребенок нарушает договоренность(то есть свое обещание),
Цитата: | 2. Детально изучите полученный список. С большой долей вероятности, Вы обнаружите ситуации, в которых возможно допустить естественное развитие событий. |
У себя в списке я такого не обнаружила, везде, где можно я даю ребенку прочувствовать последствия своих действий самому. Единственное что иногда все-таки не удерживаюсь от фразы. -Вот ведешь, мама говорила что если оставить игрушки неубранными можно больно наступить…
Цитата: | 3. Проверьте выбранные ситуации контрольным вопросом: «Что может случиться, самого страшного, если я не буду вмешиваться?». Запишите все возможные варианты развития событий, не пренебрегая самыми фантастическими |
Диапазон от смешного до СТРАШНОГО… |
|
Вернуться к началу |
|
|
АнечЬка
Семейный консультант
На сайте с 15.10.04 Сообщения: 21898 В дневниках: 10 Откуда: Новосибирск, Академгородок
|
Добавлено: Ср Май 18, 2005 16:04 |
|
|
Вэйрочка, спасибо вам за выполнение задания четко по пунктам.
Давайте также по пунктам проанализируем вашу работу.
Цитата: | 1) сознательное нарушение правил, о которых он знает, что нарушать нельзя. Например, переход дороги без мамы. |
В случае с выбеганием на дорогу ЕП работать не будут. Посмотрите, есть ли в вашем списке правил, нарушение которых не влечет за собой риск для жизни ребенка?
Цитата: | 2) наказание за то что ребенок отказался идти в садик |
Отказ идти в садик - сложная и многослойная проблема. Наверняка, за каждым случаем такого отказа стоят свои причины, некоторые из них, вполне возможно, заслуживают пристального внимания, а не наказания. И Вы, как внимательный и чуткий родитель, далеко не всегда наказываете Ярослава за отказ идти в садик.
Цитата: | 3) когда ребенок нарушает договоренность(то есть свое обещание), |
Этот пункт также нуждается в уточнении. Что такое договоренность для вас? Что такое договоренность для Ярослава? Возможно, для вас эти понятия серьезно разнятся.
Как проходит процедура заключения договоренности? Насколько для Ярослава значимы условия договоренности? Какого типа договоренности Ярослав обычно нарушает? Вероятно, Вы сможете обнаружить некоторую закономерность.
Цитата: | ...везде, где можно я даю ребенку прочувствовать последствия своих действий самому |
Вэйрочка, этот момент является ключевым при выполнении данного задания: перечислите, пожалуйста, ситуации, в которых Вы считаете допустимым применение ЕП.
Именно эти ситуации и следует проверить контрольным вопросом._________________ Анна Геннадьевна Бердникова
запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940
"Семейный консультант"- возможность получить семейную консультацию бесплатно |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|