Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
ЛарсЪ
застенчивый папа
На сайте с 27.04.24 Сообщения: 2 Откуда: Люцифениан
|
Добавлено: Сб Апр 27, 2024 18:46 Заголовок сообщения: Образовательный сысинг, его вред и борьба с ним |
|
|
Привет!
В последнее время активность набирает новое подростково-молодёжное движение под названием
"АнтиСысеры", создавшие Комитет Борьбы Против Сысинга (КБПС).
Для начала давай разберёмся, откуда растут ноги: есть такое явление в обществе, когда собеседник А называет собеседника Б на "ты", а собеседник Б собеседника А - на "Вы", чаще всего по имени-отчеству. А первому вроде как позволено сокращать имя второго как угодно, в том числе используя уменьшительно-ласкательные формы... При этом если между ними нет разницы в возрасте хотя бы 10 лет, то явление называется "сысинг". Это новый молодёжный термин, вошедший в обиход русского языка.
Особенное распространение явление получило в учебных заведениях, причём не только в младшей школе, что было бы ещё более-менее справедливо и простительно в силу значительной разницы в возрасте между обучающими и учащимися, но и у старшеклассников, и даже в средах СПО и "вышки". В этом случае мы имеем дело с частным термином "образовательный сысинг", когда основную роль играет академический статус.
Да, сысинг в школах был практически всегда и везде на просторах СНГ и не только, но стоит ли нам с ним мириться?
Чего хотят добиться АнтиСысеры?
Прежде всего, права отвечать "тыканьем" на "тыканье".
Антисысеры задают обществу следующие злободневные вопросы:
1. Почему получение образования обязательно должно сопровождаться субординационными ритуалами, поклонами-приседаниями-вставаниями-выканьями? Ведь если меня учит старшая сестра испанскому языку или отец - вождению, я же не "выкаю" им, но всё равно следую советам и приобретаю новые знания и навыки, порою с большим удовольствием и качественнее, нежели в школе/техе. Ладно, опустим семью: но ведь друзья тоже друг дружку многому учат, и вполне успешно, и никакого сысинга между ними не наблюдается.
2. Почему общение со знакомой учительницей должно быть на сысинговое "Вы", а со знакомой кассиршей или даже молодым начальником банка - на кайфовое "ты"? Те, кто хорошо друг друга знают, общаются обычно обоюдно на "ты" - так почему в каких-то случаях, кроме большой разницы в возрасте, должны быть исключения? Какая разница, где ты работаешь или учишься, приходишься ли собеседнику более высоким по рангу представителем одной с ним организации, если in general являешься таким же человеком, как все, тебя окружающие, с такими же конечностями и головой?
3. Есть ли морально-культурное право у, скажем, директора школы, требовать от меня называть всех учителей на "Вы", если он сам сысингово "тыкает" не только ученикам, но и вообще всем своим сотрудникам, включая престарелых техничек и пожилого охранника деда Васю, годящегося ему в отцы? Мне кажется, мы уже давным-давно отошли от необходимости поддерживать сословно-ритуальное общество.
4. Почему поддержание т.н. "субординации" требуется только от нижестоящего, а вышестоящий при этом может общаться как угодно? На него разве правила культуры и вежливости не распространяются? Он живёт вне их действия? Неужели и правда никто в мире не видит очевидную несправедливость сысинга, проявляющегося повсеместно день ото дня?
5. Почему учителя считают, что в случае перехода на "ты" со стороны учеников резко снизится исполняемость и в целом поведение во время учебных занятий? Всегда ведь можно объяснить, что от того, что ты называешь человека в единственном числе (как и положено с точки зрения формальной логики), не следует "перегибать палку" и стирать дальнейшие границы, а тем более игнорировать обязанности.
Вот такие вопросы ставят перед нами Антисысеры-теоретики.
Мне бы хотелось привести два очень интересных аргумента в поддержку этих идей. Признаюсь, я и сам Антисысер, и горжусь этим:
I.
- Что важно для общества? Чтобы оно становилось осознанным, гражданским, понимающим и принимающим свою достойную роль в строительстве современного мира, в развитии планеты Земля, её природного и гуманистического разнообразия.
- Требуется ли осознанному гражданину обязательный сысинг с начальником, чтобы тщательно думать и выполнять добросовестно свои служебные обязанности? Нет.
- Разве ученики - это не такие же граждане, чья работа/служба состоит в получении базового образования, профессиональных знаний и навыков? Да, такие же. Мало того, они - фундамент нашего будущего. Будет он шатким - завалится всё здание.
- Таким образом, изначально нам следует воспринимать ученика как полноценного субъекта образовательных отношений. А с полноценным субъектом общение ведётся на равных, как будто он(а) - твой(я) коллега.
II.
- Школа - это модель, в которой человек впервые учится взаимодействию, в том числе общению с начальством. От того, какой образец будет показан, зависит во многом то, как он или она поведёт себя в дальнейшем на работе во взрослой жизни, и какой психологический климат в коллективе создаст для коллег.
- Наученный, что начальник обязательно подвергает подчинённых сысингу, поступивший на работу студент или выпускник моментально согласится "выкать" руководителю, даже если он/она равны ему по возрасту или, что ужасно, младше.
- Однако не это самое страшное. Самое страшное (хотя по большей части противное) то, что если такой человек, подвергнутый в своё время образовательному сысингу, сам станет начальником, то немедленно подвергнет такому же сысингу своих подчинённых, не взирая на их возраст, способности и значимость для производственного процесса. Благо, если подчинённые храбрые и достойные и не согласятся на подобное. Но, как показывает практика, таких меньшинство... В основном люди - конформисты, привыкшие плыть по течению и выполнять правила без раздумий.
- Таким образом, если приучить ребёнка/подростка общаться на равных с учителями, то он понесёт эту гражданскую модель поведения дальше и поспособствует развитию справедливости в обществе, а не только в образовательной сфере.
Каким образом Антисысеры предлагают бороться за своё право на равное общение?
В первую очередь, Антисысеры ни в коей мере не продвигают грубые и опасные методы, нарушающие законодательство в частности. Они, прежде всего, сторонники культурного диалога с демократическим обменом мнениями. Но свою позицию знают и отстаивают твёрдо, с обидчиками действуют зеркально.
В случае, если человек хочет подвергать тебя сысингу, ты вправе вежливо, но чётко сказать:
Цитата: | "Пожалуйста, не сысь меня".
"Я не хочу подвергаться сысингу".
"Не надо сысить. Я не переношу сысинг". |
Делать это надо без ругательств, оскорблений, спокойно и деликатно. Объяснить собеседнику, что такое сысинг, и чем он плох, рассказать о принципах работы гражданского общества. Но никогда не соглашаться и не поддаваться, ведь нет ни одного закона, по которому ты обязан(а) кого-то называть на "Вы", особенно если этот кто-то первым тебе "тычет".
Если ты интроверт, и тебе сложно общаться, можно поступить и проще, и ярче - например, надеть футболку с надписью "Не сысь меня!" Думаю, в этом случае собеседник поймёт, что с тобой лучше не связываться
Тут, правда, стоило бы отметить, что зачастую подростки-антисысеры сталкиваются с давлением как со стороны учителей и администрации учреждений, так и со позиции родителей и других родственников.
Благо, если ты отличник - тебя будет сложно наказать в рамках учебного процесса. Но если ты перебиваешься с тройки на двойку - здесь и исключить смогут - к сожалению, всегда найдут к чему придраться.
Поэтому сначала учись и только потом антисысь)) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Юша
Профессор
На сайте с 18.10.04 Сообщения: 7213 В дневниках: 2556 Откуда: Новосибирск, ВЗ Академ
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Бык Арнольдович
молодой папа
На сайте с 29.03.20 Сообщения: 155 Откуда: Новосибирск
|
Добавлено: Пн Апр 29, 2024 21:17 |
|
|
Самое любопытное в профессиональной деятельности филолога - исследование границ "лингвистического безумия" личности. И если народная этимология - дочь лохматокудрого неоязычества - уже приелась, то здесь мы имеем дело с менее распространённым феноменом. Да ещё и в духе раблезианской игры. |
|
Вернуться к началу |
Благодарностей:
(2) |
|
|
|
Unbekannterin
Академик
На сайте с 15.03.09 Сообщения: 11968 В дневниках: 134 Откуда: Пермь
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Dio
Зануда форума
На сайте с 04.07.02 Сообщения: 47222 В дневниках: 2021 Откуда: Академгородок
|
Добавлено: Ср Май 01, 2024 20:38 |
|
|
Unbekannterin писал(а): | Что я сейчас прочитала?? |
Спам._________________ Меня засосала опасная трясина И имя ей - "Вещдок"
А на аватаре - кумир ! |
|
Вернуться к началу |
|
|
sensorik
Академик
На сайте с 04.10.08 Сообщения: 13620 В дневниках: 246
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Almare
Академик
На сайте с 10.06.04 Сообщения: 25107 В дневниках: 2386
|
Добавлено: Вт Май 14, 2024 10:10 |
|
|
Цитата: | Привет!
Для начала давай разберёмся |
А почему Вы решили, что можете нас сысить (простихоспади )?
Цитата: | Поэтому сначала учись и только потом антисысь)) |
а вот это правильно
я, честно говоря, так и не поняла, чего детки хотят-то в итоге - чтобы все были на "ты" или чтобы к ним на "вы" ? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Бык Арнольдович
молодой папа
На сайте с 29.03.20 Сообщения: 155 Откуда: Новосибирск
|
Добавлено: Вт Май 14, 2024 21:59 |
|
|
Almare
Любезная, не следует вчитываться в текст: автор, стремящийся без альпенштока и вообще мало-мальски пригодного инвентаря добраться до перевала Хлебникова-Кручёных, ищет одиноких лексикологов, которые будут готовы сыграть с ним в его игру. Здесь первична номинация, а не содержание. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|