Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
На сайте с 22.12.08 Сообщения: 6629 В дневниках: 223 Откуда: Новосибирск, Ленинский, сад Кирова
Добавлено: Сб Сен 11, 2010 0:26 Заголовок сообщения: Воспитание по системе Вальдорфа
Моя племяшка ходила первые два класса в школу, где учили деток по методике Вальдорфа. Это было дело в другом городе. А теперь мне стало интересно - а у нас такое есть? Милые мамы, если кто знает - ткните носом куда смотреть!
На сайте с 15.07.07 Сообщения: 11180 В дневниках: 1142 Откуда: Новосибирск, Калининский р-н, Танковая
Добавлено: Ср Окт 13, 2010 23:16
Девочки, а вы уверены, что вам нравится вальдорфская система?
Назвать можно как угодно... часто говорят - у нас вальдорф!
Но реально - ведь эта методика многодетных крестьянских семей.
Ничему не учить, дети должны просто подражать старшим, физический труд, ...
Нет, что тут перессказывать - почитайте! почитайте про эту методику.
Кстати, согласно правилам Вальдорфа - если у человека появилось новое пальто - старое он должен отдать - зачем одному человеку два пальто?
Сложно все это - начало 20 века и начало 21 века - разные времена.
В общем - не гонитесь за красивыми названиями.
На сайте с 12.03.04 Сообщения: 6615 В дневниках: 10248 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Пт Авг 12, 2011 14:43
Lisenok, моя крёстная - преподаватель в вальдорфской школе в Германии, уже много лет. Преподаёт английский и русский языки. Рассказывает, что занятия строятся по принципу спектаклей, представлений, совместной полуигровой деятельности. В классах есть лабиринты, спортивные снаряды, разные палатки и прочий реквизит, всё это используется во время занятий. Учитель принимает во всём активное участие, т.е. играет, бегает и прыгает вместе с детьми. Так проходят учебные годы.
Из минусов, по её словам, это то, что подобная форма занятий больше подходит младшим классам, а дальше - когда дети вырастают - такое игровое обучение приводит к несобранности, невозможности ставить перед собой задачу и решать её в заданные сроки, нежеланию развивать свой образовательный уровень.
Аттестат вальдорфской школы не дает права дальнейшего обучения в университете (по окончанию школы нет экзамена Абитур). Если есть желаюшие продолжить своё образование (а таких находится не очень много), то для них есть специальные классы (на год или два), где их уже по традиционной схеме доучивают (дают материал), необходимых для сдачи экзаменов Абитур. Обычно перестроиться с вальдорфского сособа получения знаний на традиционный ученикам сложно (учитывая возраст и сложившуюся привычку обучаться по-другому).
Из минусов для педагога - это постоянная, с утра до вечера, двигательная и физическая активность, очень большой объем режиссерской работы и фактическое отсутствие реальных механизмов проверки и фиксации приобретенных учеником знаний.
По её словам, вальдорфские школы в Германии выбирают для обучения те родители, кто не планирует для своих детей какого-либо дальнейшего повышения уровня образования. После окончания их школы выпускники либо устраиваются на неквалифицированную работу (официант и т.п.), либо получают дальше какую-то рабочую специальность (сантехник и т.п.) , либо просто ничем не занимаются и живут на пособие (ну, это уже к вопросу о безработице в Европе). В целом, для Германии, можно жить не впроголодь, работая и официантом, и сантехником, поскольку очень сильный социал, и стимула получать специальное или высшее образование большого нет. Поэтому Вальдорфские школы там - просто для тех, кто не хочет умственно напрягать своих детей в то время, когда и без особых интеллектуальных успехов можно жить, работать, заводить семьи и т.п. Повторюсь, это личное частное мнение моей крёстной. Она работает в такой школе с 1999 года.
На сайте с 12.03.04 Сообщения: 6615 В дневниках: 10248 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Пт Авг 12, 2011 15:51
Lisenok,
Скрытый текст:
работает так долго потому, что выходцу из РФ с педагогическим образованием практически невозможно устроиться по специальности в германскую гимназию. Безработица
Крёстная ещё и диплом свой подтверждала почти пять лет (по сути, заново получила педагогическое образование, только уже в Германии), прежде чем удалось устроиться в эту школу.
Ну, и не так уж всё и плохо, как возможно показалось из моего поста. В германской системе образования такие школы живут и здравствуют, они востребованы. Большинству жителей Германии высшее образование действительно не кажется чем-то обязательным для обычной нормальной жизни. А плюсы лично для крёстной в том, что она работает по своей специальности, может внести существенный вклад в семейный бюджет и заработать себе на пенсию.
На сайте с 27.02.04 Сообщения: 5616 В дневниках: 744 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Пт Авг 12, 2011 16:25
Natalika, погуглила и нашла отзывы о московских и питерских ВШ. Сравнила их с немецкими, увидела существенную разницу. В Германии у них все намного глубже. В России берут не все и не так глубоко, и возможно, это к лучшему. После Российских ВШ люди поступают в ВУЗЫ.
_________________ КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
На сайте с 12.03.04 Сообщения: 6615 В дневниках: 10248 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Пт Авг 12, 2011 19:11
Lisenok, да, наверное, для России лучше, чтобы в итоге был обычный аттестат и возможность поступления в ВУЗы. Наше общество, на мой взгляд, пока не готово на альтернативные документы об образовании и на разные стартовые возможности для дальнейшего обучения.
В Новосибирске были попытки внедрения элементов Вальдорфской педагогики в разных "дошкольных" местах. Существовала такая школа "Станислава", которая потом тоже переродилась в д/с.
Конечно, очень сложно, а может и не нужно, воспроизвести все в чистом виде, да, Россия не Германия, да, начало 20 го века не начало 21-го. Но все же... при всем богатстве выбора, считаю что этот "взгляд" (сухим словом "методика" назвать это язык не повернется) очень правильный и наиболее гармоничный.
Давно увлекаюсь этой темой, и кстати, ищу единомышленников для сознаия такого центра на Алтае.
Рудольф Штейнер (1861-1925), немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Штейнера можно назвать последователем натурфилософии Гете. В 1883-1897 годах он был редактором и комментатором научных сочинений поэта. Р.Штейнер испытал влияние эволюционных учений Ч.Дарвина и Э.Геккеля, позднее философии жизни Ф.Ницше. В 1902 году обратился к теософии. Возглавил германский отдел Теософского общества, где развил исключительно бурную деятельность. После конфликта, вызванного провозглашением новым мессией Кришнамурти, в 1913 году организовал антропософское общество. Штейнер построил антропософский храм Гетеанум (Дорнах, Швейцария). В 1923 году храм сгорел - вопреки предсказанию Штейнера, что он простоит 300 лет.
Учение Штейнера представляет собой синкретическое соединение западных и восточных религиозно-оккультных учений, в котором можно выделить элементы гностицизма, пифагорийской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства. Им была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации, наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по учению Штейнера, в соответствии с традициями древнего оккультизма, образует микрокосмос в составе физического, эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит на человека с прорезанием коренных зубов (около 6 лет), а астральное - с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через которые прошел, по Штейнеру, в своем становлении Мировой Дух; с 1909 года, то есть с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на которой формируется духовное "Я". (10. 784-785;11. 522-523)
Критика В. В. Зенъковским антропософского учения о человеке
Принципиальное утверждение примата духовного начала в человеке и учение об иерархической конституции человека как будто имеет внешнее сходство с основными идеями антропософии. Антропософия так и именует себя - "духоведение" (наука о духе), но это - учение о темной духовности в человеке. Антропософия не знает тайны человека в его целостности и в его личном отношении к Богу, а базируется лишь на том, что мы в дальнейшем будем именовать "темной" духовностью. После грехопадения в человеке обнаруживается существенное раздвоение, требующее различения темной и светлой духовности. И это сознавалось всеми, кто писал о духовной жизни, но никогда отчетливо не формулировалось. Появление антропософии побуждает к самому острому и четкому различению естественной и благодатной, темной и светлой духовности, так как антропософия стремится определить путь человека, всецело опираясь на естественную духовность, и только на нее, то есть не связывая духовное развитие с благодатной помощью Свыше.
Поскольку антропософия построила особую педагогику, получившую свое название от школы, открытой в Вальдорфе, и поскольку система Штейнера формально построена на том же принципе, что и христианская система, то есть на приоритете духовного становления человека, то необходимо для понимания их отличия дать краткий очерк и критическую оценку антропософского учения о человеке.
Самые важные и существенные положения системы Штейнера излагаются как бы между прочим, они вкраплены в несущественные рассуждения. Любопытно, что в разные периоды, в разных сочинениях Штейнера есть варианты отдельных положений, существенно меняющие их смысл. Стремясь быть наукой (построенной, однако, на материале, выдаваемом за "интуиции", за сверхчувственное видение и потому никакой проверке, конечно, не подлежащем), антропософия обнаруживает большую гибкость, близкую к игре словами. Особенно тягостное впечатление в этом смысле оставляют так фантастически построенные толкования Евангелий.
Что касается "состава" человека, то Штейнер различает в разных книгах и в разных местах одной и той же книги различное число "начал" в человеке. В одной лекции Штейнера читаем: "Нынешний человек состоит из четырех членов - физического, эфирного, астрального тела и "я". Но с "я" связаны три еще высших члена (соответственные трем "телам"). Собственно "я" "присоединяется" к трем телам лишь в "земном" цикле, - и это "я" приносится на землю Христом, это действие Христа именуется в антропософии Christus - Impuls. "Я" есть "вечное я" в человеке, его нужно отличать от "низшего" (т.е. эмпирического) "я". Без особой натяжки мы можем противопоставить эмпирической личности это духовное "я", которое "отдается духу, чтобы он наполнил его". Это положение является важнейшим в учении антропософии о человеке. Духовная сторона мира в человеке через "я" овладевает его существом и сама через "я" "запечатлевает в себе плоды преходящей жизни". Духовное начало связано через "я" с эмпирической жизнью в человеке, но после смерти, которая, по учению антропософии, понимается как распад физического и эфирного тел, духовное начало, пройдя определенные ступени "очищения", вновь воплощается. Учение о перевоплощении - центральная идея в антропософии, для нее и подыскиваются разные основания, в соответствии с ней и строится все учение о человеке. Именно так надо подходить к этому учению о человеке: оно не изначально, а производно, оно не основа антропософии, а гипотеза, построенная для объяснения основной идеи антропософии о перевоплощении, которая через теософию заимствована из индуизма.
Штейнер утверждает, что подлинное "я" человека, самая сердцевина его не связана существенно и неповторимо с психофизической "оболочкой". В защиту этого положения указывается на то, что в теле очевидно влияние физической наследственности от родителей, в душе же нет сходства с родителями, - и это значит, по Штейнеру, что в духовной своей основе мы не связаны с родителями, что духовная биография наша связывает нас совсем с другими людьми, но не через рождение, а через перевоплощение. В этом смысле Штейнер утверждает, что "каждый человек сам по себе есть особый род". Это значит, что одна и та же духовная сущность, одно и то же "я", оставаясь самим собой, проходит ряды перевоплощений. Тем самым не утверждается метафизическая стойкость "я" - речь о его надвременности: своими корнями, тем "зерном жизни", которое дает начало "я", оно уходит в высшие миры - здесь антропология становится совершенно фантастической космогонией, взятой у Блаватской, эклектически объединившей оккультные учения Индии, а также учения Каббалы, "герметизма" (эклектической "системы" I-IV в. по Р.Х.) и тому подобное.
Утверждается, что эмпирическая жизнь наша "нужна" духовной сущности, в нас пребывающей, чтобы удовлетворить закону кармы. Это учение о карме, выработанное еще в индуизме (до буддизма, но в буддизме получившее законченное выражение в так называемой "второй истине" о законе причинности), есть учение о том, что всякое "дело" влечет за собой последствия, которые так или иначе должны осуществиться. Духовная сущность человека переносит, по закону кармы, в новые воплощения плоды своих прежних деяний в прежних воплощениях, и это значит, что человеческий дух создает сам своими поступками судьбу: в этом смысле закон кармы есть учение о внутренних условиях "судьбы", созидаемой нами самими.
Путь "духа" есть восхождение через разные перевоплощения, через работу над собой во исполнение кармы к такому "одухотворению" всего нашего существа, в итоге которого создается всецелая духовность в человеке. Путь к этой всецелой духовности лежит через познание, в частности через познание духовной стороны мира, благодаря чему происходит соответственное расширение силы духа в нас. В сущности, все это очень напоминает учения индуизма (в браманистический и буддийский период), только у Штейнера все это облечено в современную терминологию (с постоянными, впрочем, ссылками на терминологию индуизма). Вопрос о том, "как достичь познания высших миров" (название одной из популярных брошюр Штейнера), является центральным. Через "духоведение", через постижение высших миров осуществляется глубже и интенсивнее восхождение к последней цели бытия. Задача жизни каждого человека, взятого в его эмпирическом бытии, в его эмпирическом самосознании, заключается в том, чтобы томление духа, в нем живущего и его одушевляющего, разрешить через правильную жизнь, через одухотворение себя. Эмпирическая личность навсегда исчезает со смертью, чтобы уступить место новой эмпирической личности, в которую перевоплотится духовная сущность, ныне в человеке живущая; вся духовная работа над собой есть работа для духа. Величайшая "иллюзия", какую мы переживаем, от которой хочет нас освободить антропософия, есть мысль о неразрывной связи эмпирической личности с ее духовной сущностью: воскресение, по Штейнеру, невозможно, но возможно перевоплощение. В этом пункте антропософия и христианство решительно и радикально расходятся друг с другом.
Самый путь духовной жизни есть путь познания. По мнению Штейнера, способность высшего познания предполагает такие условия, которые мы обычно называем "моральными". Здесь имеют место и физическая аскеза, и овладение желаниями и страстями, и освобождение души от чувств злобы, вражды, антипатии - все это способы "очищения", без которого не раскрываются, по Штейнеру, духовные очи в нас. "Очищение" всецело зависит от самого человека, имеет дело с "естественной" духовностью, живущей в человеке. "Пути посвящения" не связаны с благодатью Божией просто потому, что для благодати (беря это слово в серьезном его смысле) нет места в мире, как его понимает антропософия (и теософия). Путь восхождения к высшей жизни есть путь совершенно "естественный", совершаемый усилиями самого человека и действиями живущего в нем духовного начала. Это восхождение требует труда над собой, победы над различными препятствиями, встающими из глубины самого человека, требует и "деятельного добра" - добрых чувств и дел, терпения, кротости, благоговения и так далее. Но все эти добрые дела действуют как некие магические факторы, и это очень важно понять для оценки антропософского понимания диалектики духовного возрастания. Значение моральной работы над собой как освобождения от греха в христианстве состоит в том, что она снимает преграду между Богом и человеком, что, изнутри просветляя сердце, она сливает искание бесконечного с обращением к Богу. Христианское понимание духовной жизни в человеке отвергает магию; главное, чего ждет христианин от своего делания - это простоты и смирения, дабы уготовить путь для благодатного вхождения Бога в нас. Духовное возрастание здесь есть "духовная нищета", освобождение от иллюзии, что мы можем "сами" (без Бога, без Его благодатной помощи), без "пребывания в истине", без молитвы достичь чего-либо. В антропософском же учении о путях "просвещения" все творится самим человеком, его духовными усилиями. "В каждом человеке живет... скрытый высший человек... и каждый может только сам пробудить в себе этого высшего человека", - читаем у Штейнера. Не нужны здесь молитвы, смиренное искание помощи Божией, но очень нужны моральные чувства и действия - и вот почему. "Когда я прихожу в состояние гнева, - поучает Штейнер, - или раздражения, я воздвигаю в мире души вокруг себя стену". Особую ценность, по антропософскому учению, имеет чувство благоговения по отношению к высшей жизни, к духовному миру, как понимает эту жизнь и духовность антропософия.
Учение антропософии о путях восхождения, пожалуй, можно считать педагогичным - и именно в вопросах духовной жизни. Здесь де дается попытка очищения и укрепления естественной духовности человека, развития духовных сил, скрытых в человеке. Кое-чему можно и поучиться, но нельзя не обратить внимания на то, что вся "техника" духовной жизни в антропософии есть именно магия, она покоится на угадывании и управлении некими закономерностями, которым подчинена естественная духовная жизнь. И именно потому, что здесь речь идет о развитии естественной духовности, то есть о возрастании "самости" (конечно, духовной) в человеке, система антропософии углубляет основное раздвоение в духовной жизни, усиливая ту сторону духовности, которая тщится обойтись без Бога, надеется найти в себе, в своей глубине нужную силу. Именно потому путь духовного "восхождения" в антропософии есть усиление "темного полюса" в духовной стороне, он не приближает к Богу, а удаляет от Него.
Сосредоточение на себе, углубление в свои скрытые духовные силы, "очищение" души и магия добрых дел и чувств - все это так далеко от того, как христианство понимает путь спасения, духовную жизнь. "Мужество и доверие к себе - это два светоча, - пишет Штейнер, - которые не должны никогда угасать на пути к тайноведению". "Не существует (для духовного развития) иных препятствий, кроме тех, которые каждый человек сам себе ставит на пути и которых каждый сам может и избежать, если действительно захочет". "Золотое правило тайноведения, - замечает в одном месте Штейнер, - гласит: если ты хочешь сделать один шаг в познании тайных истин, делай одновременно три шага в усовершенствовании твоего характера на пути к добру". Это "золотое правило" с полной ясностью открывает магический характер морали в антропософии - она зовет не к покаянию, которое отдает человека всецело милости Божией, а к такому очищению сердца, такой праведности, которая отдаляет от Бога, ибо сосредоточивает человека на самом себе.
Учение антропософии о человеке неприемлемо для христианства, несоединимо с ним потому, что оно учит о перевоплощении, тогда как христианство учит о воскресении. Христианство не разделяет в личности духовное и эмпирическое, а утверждает целостность человека, признавая его иерархичность. В антропософии же, как в индуизме вообще, нет подлинной целостности, ибо нет единичности, неповторимости связи духовного ядра личности с ее эмпирией. Не входя в анализ логики персонализма, подчеркнем лишь, что при перевоплощении не раскрывается, а закрывается тайна личного начала в человеке, которое входит в его эмпирию, зажигает в ней свет, светящийся проявлениями своеобразия, неповторимости, единственности, а потом почему-то уходит навсегда из того, что так глубоко "срослось" с этим началом личности. Начало личности, по Штейнеру, по существу самозамкнуто - каждый человек им понимается как особый "род", то есть духовная личность, единая во всех своих перевоплощениях. Как неверно, неприемлемо учение антропософии об отношении духовного начала к эмпирии личности, так неверно само это учение о божественности духовного ядра личности в разных перевоплощениях. Тайна личности гораздо глубже раскрывается в христианском учении о том, что каждый человек живет в эмпирической форме лишь один раз, ибо при различении духовного ядра личности и эмпирической ее "оболочки" мы все же должны признать столь существенное, столь глубокое их единство, что перевоплощение просто невозможно: оно есть некая смерть той личности, какая была в первом воплощении. А "остатки" личности (и разве это мыслимо?), которые собираются в новом воплощении, есть нечто уже новое. Эмпирическая сторона в человеке не есть "костюм", "одеяние" или "оболочка", а есть выявление личности, ее жизнь.
Вторая основная неправда антропософского учения о человеке заключается в неверном истолковании зла в человеке. По существу, антропософия связывает зло с господством над душой ее периферии. Для преодоления зла, понятого столь поверхностно, достаточно подавления злых мыслей и чувств, наполнения себя добрыми чувствами и мыслями. И сущность зла, и путь к его преодолению здесь характеризуются совершенно неверно: антропософия отождествляет свое "тайноведение", свое высшее духовное "зрение" с истинным добром, то есть отвергает то, что духовность наша (как тварная) именно на своих высотах и может стать проводником зла. Всю глубину, всю страшную реальность зла до конца вскрывает одно лишь библейское учение о грехопадении первых людей, живших в непосредственной близости к Богу, ветхозаветное учение, углубленное в христианстве, о злом духе, то есть о том, что зло впервые появилось на высотах духовной жизни. Учение о духовной жизни в человеке должно ставить нас перед этой проблемой зла с большей остротой, чем натуралистическое учение о человеке, так как в свете идеи примата в нас духовного начала становится понятной и вся глубина зла в нас, его духовная природа. Признавая христианство центром земной истории, антропософия на самом деле не знает Христа, каким Его образ жил и живет в христианских душах. Антропософия и в своей метафизике, и в своей антропологии лишь номинально приближается к христианству -фактически это есть эклектический синтез внехристианских (индусских, герметических и так далее) и полухристианских (гностических) идей. Есть в антропологии Штейнера кое-какие частные интересные и ценные идеи, особенно в педагогической сфере, но они теряются в безнадежной фантастике и высокомерном умничании учения, стремящегося овладеть без Бога силой, присущей духу, и тем самым вскрывается его скрытая антихристианская суть. (2. 61-68)
Наиболее точную характеристику Р. Штейнеру дал Н.А. Бердяев, который встречался с ним и слушал его лекции. "Сам Штейнер, с которым я познакомился, произвел на меня сложное впечатление и довольно мучительное, - писал Бердяев. - Но он не произвел на меня впечатление шарлатана. Это человек, который убеждал и гипнотизировал не только других, но и самого себя. У него были разные лица: то лицо добродушного пастора, он и одет был, как пастор, то лицо мага, владеющего душами. В нем было что-то аскетическое и страдальческое. Вероятно, главным соблазном его была власть над душами. Редко кто производил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как Штейнер" (13. 191).
В заключение следует добавить, что международный христианский семинар "Тоталитарные секты в России" (Москва, май 1994), в котором принимали участие представители из многих стран мира, отметил антихристианский и расистский характер антропософии Р. Штейнера: "Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу "Вальдорфской педагогики". Мы выражаем крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными и общественными инициативами, встретила государственную поддержку в России. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и в государственных школах вводящего преподавание по системе "Вальдорфской педагогики" (12. 58).
Взято из книги Священника Евгения Шестуна православная педагогика.
На сайте с 27.02.04 Сообщения: 5616 В дневниках: 744 Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавлено: Сб Июн 30, 2012 21:06
мда...
мы в нашем самодельном саду внедрили некоторые моменты вальдорфской педагогики. Взяли не из книг Штайнера, а перенимали опыт вальдорфских садов из Томска. И мы сами контролируем, что и куда мы вкладываем, какой смысл, какие слова. Получилось очень гармонично на наш взгляд.
_________________ КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах