Новости сайта и форума Sibmama 
[Воспитание]
ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ
Детская мебель недорого
Воспитание по системе Вальдорфа
есть в Новосибирске?

На страницу 1, 2, 3  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рыжая
Профессор
Профессор

На сайте с 22.12.08
Сообщения: 6629
В дневниках: 223
Откуда: Новосибирск, Ленинский, сад Кирова
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Сен 11, 2010 0:26    Заголовок сообщения: Воспитание по системе Вальдорфа Ответить с цитатой

Моя племяшка ходила первые два класса в школу, где учили деток по методике Вальдорфа. Это было дело в другом городе. А теперь мне стало интересно - а у нас такое есть? Милые мамы, если кто знает - ткните носом куда смотреть!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Татуля
Волшебный сад
Волшебный сад

На сайте с 03.03.05
Сообщения: 4893
В дневниках: 24
Откуда: Новосибирск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Сен 23, 2010 8:43     Ответить с цитатой

rizjaya, поделитесь пожалуйста информацией, в чем смысл методики. Я первый раз услышала от ней от Вас. :love_sibmama:
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Lisenok
Профессор
Профессор

На сайте с 27.02.04
Сообщения: 5616
В дневниках: 744
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Окт 13, 2010 22:52     Ответить с цитатой

в нашем домашнем ДС сейчас начинают воспитатели вводить вальдорф. Про школы в нске мне ничего неизвестно. Самой бы хотелось. Особенно в академгородке.
_________________
КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
olen
Модератор
Модератор

На сайте с 15.07.07
Сообщения: 11180
В дневниках: 1142
Откуда: Новосибирск, Калининский р-н, Танковая
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Окт 13, 2010 23:16     Ответить с цитатой

Девочки, а вы уверены, что вам нравится вальдорфская система?
Назвать можно как угодно... часто говорят - у нас вальдорф!
Но реально - ведь эта методика многодетных крестьянских семей.
Ничему не учить, дети должны просто подражать старшим, физический труд, ...
Нет, что тут перессказывать - почитайте! почитайте про эту методику.
Кстати, согласно правилам Вальдорфа - если у человека появилось новое пальто - старое он должен отдать - зачем одному человеку два пальто?
Сложно все это - начало 20 века и начало 21 века - разные времена.
В общем - не гонитесь за красивыми названиями. ;)
_________________
:3bears:

Я снова начала вести Дневник! Заходите в гости)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора         Благодарностей:  (2)  
 
Lisenok
Профессор
Профессор

На сайте с 27.02.04
Сообщения: 5616
В дневниках: 744
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Окт 13, 2010 23:22     Ответить с цитатой

olen, уже почитали :)
и уже видим как она в садике во всяком случае на детей влияет

про школу как уже говорила, не видела - не знаю
но хочется посмотреть
_________________
КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Lisenok
Профессор
Профессор

На сайте с 27.02.04
Сообщения: 5616
В дневниках: 744
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Авг 10, 2011 17:58     Ответить с цитатой

:-)
_________________
КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Natalika
Академик
Академик

На сайте с 12.03.04
Сообщения: 6615
В дневниках: 10248
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 14:43     Ответить с цитатой

Lisenok, моя крёстная - преподаватель в вальдорфской школе в Германии, уже много лет. Преподаёт английский и русский языки. Рассказывает, что занятия строятся по принципу спектаклей, представлений, совместной полуигровой деятельности. В классах есть лабиринты, спортивные снаряды, разные палатки и прочий реквизит, всё это используется во время занятий. Учитель принимает во всём активное участие, т.е. играет, бегает и прыгает вместе с детьми. Так проходят учебные годы.
Из минусов, по её словам, это то, что подобная форма занятий больше подходит младшим классам, а дальше - когда дети вырастают - такое игровое обучение приводит к несобранности, невозможности ставить перед собой задачу и решать её в заданные сроки, нежеланию развивать свой образовательный уровень.
Аттестат вальдорфской школы не дает права дальнейшего обучения в университете (по окончанию школы нет экзамена Абитур). Если есть желаюшие продолжить своё образование (а таких находится не очень много), то для них есть специальные классы (на год или два), где их уже по традиционной схеме доучивают (дают материал), необходимых для сдачи экзаменов Абитур. Обычно перестроиться с вальдорфского сособа получения знаний на традиционный ученикам сложно (учитывая возраст и сложившуюся привычку обучаться по-другому).
Из минусов для педагога - это постоянная, с утра до вечера, двигательная и физическая активность, очень большой объем режиссерской работы и фактическое отсутствие реальных механизмов проверки и фиксации приобретенных учеником знаний.
По её словам, вальдорфские школы в Германии выбирают для обучения те родители, кто не планирует для своих детей какого-либо дальнейшего повышения уровня образования. После окончания их школы выпускники либо устраиваются на неквалифицированную работу (официант и т.п.), либо получают дальше какую-то рабочую специальность (сантехник и т.п.) , либо просто ничем не занимаются и живут на пособие (ну, это уже к вопросу о безработице в Европе). В целом, для Германии, можно жить не впроголодь, работая и официантом, и сантехником, поскольку очень сильный социал, и стимула получать специальное или высшее образование большого нет. Поэтому Вальдорфские школы там - просто для тех, кто не хочет умственно напрягать своих детей в то время, когда и без особых интеллектуальных успехов можно жить, работать, заводить семьи и т.п. Повторюсь, это личное частное мнение моей крёстной. Она работает в такой школе с 1999 года.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
Lisenok
Профессор
Профессор

На сайте с 27.02.04
Сообщения: 5616
В дневниках: 744
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 15:17     Ответить с цитатой

Natalika, а какие плюсы видит в этой системе в Германии Ваша крестная? Почему же она там работает так долго, если все так плохо?
_________________
КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Natalika
Академик
Академик

На сайте с 12.03.04
Сообщения: 6615
В дневниках: 10248
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 15:51     Ответить с цитатой

Lisenok,

Скрытый текст:
работает так долго потому, что выходцу из РФ с педагогическим образованием практически невозможно устроиться по специальности в германскую гимназию. Безработица :aga-aga:
Крёстная ещё и диплом свой подтверждала почти пять лет (по сути, заново получила педагогическое образование, только уже в Германии), прежде чем удалось устроиться в эту школу.
Ну, и не так уж всё и плохо, как возможно показалось из моего поста. В германской системе образования такие школы живут и здравствуют, они востребованы. Большинству жителей Германии высшее образование действительно не кажется чем-то обязательным для обычной нормальной жизни. А плюсы лично для крёстной в том, что она работает по своей специальности, может внести существенный вклад в семейный бюджет и заработать себе на пенсию.


Вот тут ещё краткая справка есть именно по Германским Вальдорфским школам: http://www.ruslife.eu/Obrazovanie/Obuchenie/Shkoly-v-Germanii-Valdorfskaja-shkola-Waldorfschule.html
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Lisenok
Профессор
Профессор

На сайте с 27.02.04
Сообщения: 5616
В дневниках: 744
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 16:25     Ответить с цитатой

Natalika, погуглила и нашла отзывы о московских и питерских ВШ. Сравнила их с немецкими, увидела существенную разницу. В Германии у них все намного глубже. В России берут не все и не так глубоко, и возможно, это к лучшему. После Российских ВШ люди поступают в ВУЗЫ.
_________________
КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Natalika
Академик
Академик

На сайте с 12.03.04
Сообщения: 6615
В дневниках: 10248
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 19:11     Ответить с цитатой

Lisenok, да, наверное, для России лучше, чтобы в итоге был обычный аттестат и возможность поступления в ВУЗы. Наше общество, на мой взгляд, пока не готово на альтернативные документы об образовании и на разные стартовые возможности для дальнейшего обучения.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
des
Подготовишка
Подготовишка


На сайте с 09.12.09
Сообщения: 358
В дневниках: 1
Откуда: Н-ск, Кольцово
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Авг 31, 2011 14:34     Ответить с цитатой

У меня в Питере подруга водит свою дочь в такую школу. Они ОЧЕНЬ довольны! :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
anj
Ясельки
Ясельки


На сайте с 16.01.10
Сообщения: 32
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Сен 01, 2011 18:29     Ответить с цитатой

В Новосибирске были попытки внедрения элементов Вальдорфской педагогики в разных "дошкольных" местах. Существовала такая школа "Станислава", которая потом тоже переродилась в д/с.
Конечно, очень сложно, а может и не нужно, воспроизвести все в чистом виде, да, Россия не Германия, да, начало 20 го века не начало 21-го. Но все же... при всем богатстве выбора, считаю что этот "взгляд" (сухим словом "методика" назвать это язык не повернется) очень правильный и наиболее гармоничный.
Давно увлекаюсь этой темой, и кстати, ищу единомышленников для сознаия такого центра на Алтае. :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора            
 
*Dior*
Ясельки
Ясельки


На сайте с 24.06.12
Сообщения: 18
Откуда: Россия
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Июн 30, 2012 18:47     Ответить с цитатой

Татуля писал(а):
rizjaya, поделитесь пожалуйста информацией, в чем смысл методики. Я первый раз услышала от ней от Вас. :love_sibmama:


Антихристианская суть Вальдорфской педагогики



Мировоззрение основателя Вальдорфской педагогики Рудольфа Штейнера

Рудольф Штейнер (1861-1925), немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Штейнера можно назвать последователем натурфилософии Гете. В 1883-1897 годах он был редактором и комментатором научных сочинений поэта. Р.Штейнер испытал влияние эволюционных уче­ний Ч.Дарвина и Э.Геккеля, позднее философии жизни Ф.Ницше. В 1902 году обратился к теософии. Возглавил германский отдел Теософского общества, где развил исклю­чительно бурную деятельность. После конфликта, вызван­ного провозглашением новым мессией Кришнамурти, в 1913 году организовал антропософское общество. Штейнер построил антропософский храм Гетеанум (Дорнах, Швейца­рия). В 1923 году храм сгорел - вопреки предсказанию Штейнера, что он простоит 300 лет.

Учение Штейнера представляет собой синкретическое соединение западных и восточных религиозно-оккультных учений, в котором можно выделить элементы гностицизма, пифагорийской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства. Им была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации, напо­добие масонских. Первые ступени включали танцы, выра­ботку эвритмии, постановку театральных мистерий. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по учению Штейнера, в соответствии с традициями древ­него оккультизма, образует микрокосмос в составе физиче­ского, эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит на человека с прорезанием коренных зубов (около 6 лет), а астральное - с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через которые прошел, по Штейнеру, в своем становлении Мировой Дух; с 1909 года, то есть с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на которой формируется духовное "Я". (10. 784-785;11. 522-523)



Критика В. В. Зенъковским антропософского учения о человеке

Принципиальное утверждение примата духовного начала в человеке и учение об иерархической конституции человека как будто имеет внешнее сходство с основными идеями антро­пософии. Антропософия так и име­нует себя - "духоведение" (наука о духе), но это - учение о темной духовности в человеке. Антропософия не знает тай­ны человека в его целостности и в его личном отношении к Богу, а базируется лишь на том, что мы в дальнейшем будем именовать "темной" духовностью. После грехопаде­ния в человеке обнаруживается существенное раздвоение, требующее различения темной и светлой духовности. И это сознавалось всеми, кто писал о духовной жизни, но никогда отчетливо не формулировалось. Появление антропософии побуждает к самому острому и четкому различению естест­венной и благодатной, темной и светлой духовности, так как антропософия стремится определить путь человека, всецело опираясь на естественную духовность, и только на нее, то есть не связывая духовное развитие с благодатной помощью Свыше.

Поскольку антропософия построила особую педа­гогику, получившую свое название от школы, открытой в Вальдорфе, и поскольку система Штейнера формально построена на том же принципе, что и христианская сис­тема, то есть на приоритете духовного становления чело­века, то необходимо для понимания их отличия дать крат­кий очерк и критическую оценку антропософского учения о человеке.

Самые важные и существенные положения системы Штейнера излагаются как бы между прочим, они вкрапле­ны в несущественные рассуждения. Любопытно, что в раз­ные периоды, в разных сочинениях Штейнера есть вариан­ты отдельных положений, существенно меняющие их смысл. Стремясь быть наукой (построенной, однако, на материале, выдаваемом за "интуиции", за сверхчувственное видение и потому никакой проверке, конечно, не подле­жащем), антропософия обнаруживает большую гибкость, близкую к игре словами. Особенно тягостное впечатление в этом смысле оставляют так фантастически построенные толкования Евангелий.

Что касается "состава" человека, то Штейнер различа­ет в разных книгах и в разных местах одной и той же кни­ги различное число "начал" в человеке. В одной лекции Штейнера читаем: "Нынешний человек состоит из четырех членов - физического, эфирного, астрального тела и "я". Но с "я" связаны три еще высших члена (соответственные трем "телам"). Собственно "я" "присоединяется" к трем телам лишь в "земном" цикле, - и это "я" приносится на землю Христом, это действие Христа именуется в антропософии Christus - Impuls. "Я" есть "вечное я" в человеке, его нужно отличать от "низшего" (т.е. эмпирического) "я". Без особой натяжки мы можем противопоставить эмпирической личности это духовное "я", которое "отдается духу, чтобы он на­полнил его". Это положение является важнейшим в учении антропософии о человеке. Духовная сторона мира в чело­веке через "я" овладевает его существом и сама через "я" "запечатлевает в себе плоды преходящей жизни". Духовное начало связано через "я" с эмпирической жизнью в чело­веке, но после смерти, которая, по учению антропософии, понимается как распад физического и эфирного тел, ду­ховное начало, пройдя определенные ступени "очищения", вновь воплощается. Учение о перевоплощении - централь­ная идея в антропософии, для нее и подыскиваются разные основания, в соответствии с ней и строится все учение о человеке. Именно так надо подходить к этому учению о человеке: оно не изначально, а производно, оно не основа антропософии, а гипотеза, построенная для объяснения основной идеи антропософии о перевоплощении, которая через теософию заимствована из индуизма.

Штейнер утверждает, что подлинное "я" человека, са­мая сердцевина его не связана существенно и неповторимо с психофизической "оболочкой". В защиту этого положения указывается на то, что в теле очевидно влияние физической наследственности от родителей, в душе же нет сходства с родителями, - и это значит, по Штейнеру, что в духовной своей основе мы не связаны с родителями, что духовная биография наша связывает нас совсем с другими людьми, но не через рождение, а через перевоплощение. В этом смысле Штейнер утверждает, что "каждый человек сам по себе есть особый род". Это значит, что одна и та же духов­ная сущность, одно и то же "я", оставаясь самим собой, проходит ряды перевоплощений. Тем самым не утверж­дается метафизическая стойкость "я" - речь о его надвременности: своими корнями, тем "зерном жизни", которое дает начало "я", оно уходит в высшие миры - здесь антро­пология становится совершенно фантастической космого­нией, взятой у Блаватской, эклектически объединившей оккультные учения Индии, а также учения Каббалы, "герметизма" (эклектической "системы" I-IV в. по Р.Х.) и тому подобное.

Утверждается, что эмпирическая жизнь наша "нужна" духовной сущности, в нас пребывающей, чтобы удовлетво­рить закону кармы. Это учение о карме, выработанное еще в индуизме (до буддизма, но в буддизме получившее закон­ченное выражение в так называемой "второй истине" о за­коне причинности), есть учение о том, что всякое "дело" влечет за собой последствия, которые так или иначе долж­ны осуществиться. Духовная сущность человека переносит, по закону кармы, в новые воплощения плоды своих преж­них деяний в прежних воплощениях, и это значит, что че­ловеческий дух создает сам своими поступками судьбу: в этом смысле закон кармы есть учение о внутренних усло­виях "судьбы", созидаемой нами самими.

Путь "духа" есть восхождение через разные перево­площения, через работу над собой во исполнение кармы к такому "одухотворению" всего нашего существа, в итоге которого создается всецелая духовность в человеке. Путь к этой всецелой духовности лежит через познание, в част­ности через познание духовной стороны мира, благодаря чему происходит соответственное расширение силы духа в нас. В сущности, все это очень напоминает учения индуиз­ма (в браманистический и буддийский период), только у Штейнера все это облечено в современную терминологию (с постоянными, впрочем, ссылками на терминологию ин­дуизма). Вопрос о том, "как достичь познания высших ми­ров" (название одной из популярных брошюр Штейнера), является центральным. Через "духоведение", через пости­жение высших миров осуществляется глубже и интенсивнее восхождение к последней цели бытия. Задача жизни каждо­го человека, взятого в его эмпирическом бытии, в его эмпи­рическом самосознании, заключается в том, чтобы томление духа, в нем живущего и его одушевляющего, разрешить через правильную жизнь, через одухотворение себя. Эм­пирическая личность навсегда исчезает со смертью, чтобы уступить место новой эмпирической личности, в которую перевоплотится духовная сущность, ныне в человеке живу­щая; вся духовная работа над собой есть работа для духа. Величайшая "иллюзия", какую мы переживаем, от которой хочет нас освободить антропософия, есть мысль о нераз­рывной связи эмпирической личности с ее духовной сущно­стью: воскресение, по Штейнеру, невозможно, но возможно перевоплощение. В этом пункте антропософия и христиан­ство решительно и радикально расходятся друг с другом.

Самый путь духовной жизни есть путь познания. По мнению Штейнера, способность высшего познания пред­полагает такие условия, которые мы обычно называем "моральными". Здесь имеют место и физическая аскеза, и овладение желаниями и страстями, и освобождение души от чувств злобы, вражды, антипатии - все это способы "очище­ния", без которого не раскрываются, по Штейнеру, духов­ные очи в нас. "Очищение" всецело зависит от самого чело­века, имеет дело с "естественной" духовностью, живущей в человеке. "Пути посвящения" не связаны с благодатью Божией просто потому, что для благодати (беря это слово в серьезном его смысле) нет места в мире, как его понимает антропософия (и теософия). Путь восхождения к высшей жизни есть путь совершенно "естественный", совершаемый усилиями самого человека и действиями живущего в нем духовного начала. Это восхождение требует труда над со­бой, победы над различными препятствиями, встающими из глубины самого человека, требует и "деятельного доб­ра" - добрых чувств и дел, терпения, кротости, благогове­ния и так далее. Но все эти добрые дела действуют как не­кие магические факторы, и это очень важно понять для оценки антропософского понимания диалектики духовного возрастания. Значение моральной работы над собой как ос­вобождения от греха в христианстве состоит в том, что она снимает преграду между Богом и человеком, что, изнутри просветляя сердце, она сливает искание бесконечного с об­ращением к Богу. Христианское понимание духовной жизни в человеке отвергает магию; главное, чего ждет христианин от своего делания - это простоты и смирения, дабы угото­вить путь для благодатного вхождения Бога в нас. Духов­ное возрастание здесь есть "духовная нищета", освобожде­ние от иллюзии, что мы можем "сами" (без Бога, без Его благодатной помощи), без "пребывания в истине", без молитвы достичь чего-либо. В антропософском же учении о путях "просвещения" все творится самим человеком, его духов­ными усилиями. "В каждом человеке живет... скрытый высший человек... и каждый может только сам пробудить в себе этого высшего человека", - читаем у Штейнера. Не нужны здесь молитвы, смиренное искание помощи Божией, но очень нужны моральные чувства и действия - и вот по­чему. "Когда я прихожу в состояние гнева, - поучает Штейнер, - или раздражения, я воздвигаю в мире души во­круг себя стену". Особую ценность, по антропософскому учению, имеет чувство благоговения по отношению к выс­шей жизни, к духовному миру, как понимает эту жизнь и духовность антропософия.

Учение антропософии о путях восхождения, пожалуй, можно считать педагогичным - и именно в вопросах духов­ной жизни. Здесь де дается попытка очищения и укрепления естественной духовности человека, развития духовных сил, скрытых в человеке. Кое-чему можно и поучиться, но нель­зя не обратить внимания на то, что вся "техника" духовной жизни в антропософии есть именно магия, она покоится на угадывании и управлении некими закономерностями, кото­рым подчинена естественная духовная жизнь. И именно потому, что здесь речь идет о развитии естественной духов­ности, то есть о возрастании "самости" (конечно, духовной) в человеке, система антропософии углубляет основное раз­двоение в духовной жизни, усиливая ту сторону духовно­сти, которая тщится обойтись без Бога, надеется найти в себе, в своей глубине нужную силу. Именно потому путь духовного "восхождения" в антропософии есть усиление "темного полюса" в духовной стороне, он не приближает к Богу, а удаляет от Него.

Сосредоточение на себе, углубление в свои скрытые духовные силы, "очищение" души и магия добрых дел и чувств - все это так далеко от того, как христианство пони­мает путь спасения, духовную жизнь. "Мужество и дове­рие к себе - это два светоча, - пишет Штейнер, - которые не должны никогда угасать на пути к тайноведению". "Не существует (для духовного развития) иных препятствий, кроме тех, которые каждый человек сам себе ставит на пути и которых каждый сам может и избежать, если действительно захочет". "Золотое правило тайноведения, - замечает в одном месте Штейнер, - гласит: если ты хочешь сделать один шаг в познании тайных истин, делай одновре­менно три шага в усовершенствовании твоего характера на пути к добру". Это "золотое правило" с полной ясностью открывает магический характер морали в антропософии - она зовет не к покаянию, которое отдает человека всецело милости Божией, а к такому очищению сердца, такой пра­ведности, которая отдаляет от Бога, ибо сосредоточивает человека на самом себе.

Учение антропософии о человеке неприемлемо для христианства, несоединимо с ним потому, что оно учит о перевоплощении, тогда как христианство учит о воскре­сении. Христианство не разделяет в личности духовное и эмпирическое, а утверждает целостность человека, призна­вая его иерархичность. В антропософии же, как в индуизме вообще, нет подлинной целостности, ибо нет единичности, неповторимости связи духовного ядра личности с ее эмпи­рией. Не входя в анализ логики персонализма, подчеркнем лишь, что при перевоплощении не раскрывается, а закры­вается тайна личного начала в человеке, которое входит в его эмпирию, зажигает в ней свет, светящийся проявле­ниями своеобразия, неповторимости, единственности, а по­том почему-то уходит навсегда из того, что так глубоко "срослось" с этим началом личности. Начало личности, по Штейнеру, по существу самозамкнуто - каждый человек им понимается как особый "род", то есть духовная личность, единая во всех своих перевоплощениях. Как неверно, не­приемлемо учение антропософии об отношении духовного начала к эмпирии личности, так неверно само это учение о божественности духовного ядра личности в разных пере­воплощениях. Тайна личности гораздо глубже раскрывается в христианском учении о том, что каждый человек живет в эмпирической форме лишь один раз, ибо при различении духовного ядра личности и эмпирической ее "оболочки" мы все же должны признать столь существенное, столь глубокое их единство, что перевоплощение просто невозможно: оно есть некая смерть той личности, какая была в первом воплощении. А "остатки" личности (и разве это мыслимо?), которые собираются в новом воплощении, есть нечто уже новое. Эмпирическая сторона в человеке не есть "костюм", "одеяние" или "оболочка", а есть выявление личности, ее жизнь.

Вторая основная неправда антропософского учения о человеке заключается в неверном истолковании зла в че­ловеке. По существу, антропософия связывает зло с гос­подством над душой ее периферии. Для преодоления зла, понятого столь поверхностно, достаточно подавления злых мыслей и чувств, наполнения себя добрыми чувствами и мыслями. И сущность зла, и путь к его преодолению здесь характеризуются совершенно неверно: антропософия ото­ждествляет свое "тайноведение", свое высшее духовное "зрение" с истинным добром, то есть отвергает то, что ду­ховность наша (как тварная) именно на своих высотах и может стать проводником зла. Всю глубину, всю страшную реальность зла до конца вскрывает одно лишь библейское учение о грехопадении первых людей, живших в непосред­ственной близости к Богу, ветхозаветное учение, углублен­ное в христианстве, о злом духе, то есть о том, что зло впервые появилось на высотах духовной жизни. Учение о духовной жизни в человеке должно ставить нас перед этой проблемой зла с большей остротой, чем натуралистическое учение о человеке, так как в свете идеи примата в нас ду­ховного начала становится понятной и вся глубина зла в нас, его духовная природа. Признавая христианство цен­тром земной истории, антропософия на самом деле не знает Христа, каким Его образ жил и живет в христианских ду­шах. Антропософия и в своей метафизике, и в своей антро­пологии лишь номинально приближается к христианству -фактически это есть эклектический синтез внехристианских (индусских, герметических и так далее) и полухристиан­ских (гностических) идей. Есть в антропологии Штейнера кое-какие частные интересные и ценные идеи, особенно в педагогической сфере, но они теряются в безнадежной фантастике и высокомерном умничании учения, стремящегося овладеть без Бога силой, присущей духу, и тем самым вскрывается его скрытая антихристианская суть. (2. 61-68)

Наиболее точную характеристику Р. Штейнеру дал Н.А. Бердяев, который встречался с ним и слушал его лек­ции. "Сам Штейнер, с которым я познакомился, произвел на меня сложное впечатление и довольно мучительное, - писал Бердяев. - Но он не произвел на меня впечатление шарлатана. Это человек, который убеждал и гипнотизиро­вал не только других, но и самого себя. У него были раз­ные лица: то лицо добродушного пастора, он и одет был, как пастор, то лицо мага, владеющего душами. В нем было что-то аскетическое и страдальческое. Вероятно, главным соблазном его была власть над душами. Редко кто произво­дил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как Штейнер" (13. 191).

В заключение следует добавить, что международный христианский семинар "Тоталитарные секты в России" (Москва, май 1994), в котором принимали участие предста­вители из многих стран мира, отметил антихристианский и расистский характер антропософии Р. Штейнера: "Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, ан­тропософскую основу "Вальдорфской педагогики". Мы вы­ражаем крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, ко­торая в странах Европы поддерживается только частными и общественными инициативами, встретила государствен­ную поддержку в России. Нам представляются незакон­ными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства об­разования России, директивно поддерживающего антропо­софию и в государственных школах вводящего препода­вание по системе "Вальдорфской педагогики" (12. 58).

Взято из книги Священника Евгения Шестуна православная педагогика.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Lisenok
Профессор
Профессор

На сайте с 27.02.04
Сообщения: 5616
В дневниках: 744
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Июн 30, 2012 21:06     Ответить с цитатой

мда...

мы в нашем самодельном саду внедрили некоторые моменты вальдорфской педагогики. Взяли не из книг Штайнера, а перенимали опыт вальдорфских садов из Томска. И мы сами контролируем, что и куда мы вкладываем, какой смысл, какие слова. Получилось очень гармонично на наш взгляд.
_________________
КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество
Страница 1 из 3 На страницу 1, 2, 3  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах