Новости сайта и форума Sibmama 
ПУТЕШЕСТВУЕМ С ЖИВОТНЫМИ: ПРАВИЛА И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ 
Воспитание по системе Вальдорфа
есть в Новосибирске?

На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
*Dior*
Ясельки
Ясельки


На сайте с 24.06.12
Сообщения: 18
Откуда: Россия
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Июл 01, 2012 1:28     Ответить с цитатой

Lisenok
Как не крути суть одна.Я сначало тоже подорвалась вроде как то звучит. Но как то услышала программу по тв. Был сериал школа ( режиссёра Валерии Гай Германики.Вообщем она ученица этой системы .
А тут изучая педагогику увидела в книге текст и ...все стало явным для меня.Книжка очень интересная кстати.
Вообщем не к чему светлому и хорошему это не приведет.Этот опыт садов как раз и стоится на системе мистера Штайнера ,а потом мы не понимаем что происходит с нашими детьми почему они в эмо наряжаются и увлекаются странными вещами.
Забейте в гугл Валерия Гай Германика и увидите ребенка выросшего на этой системе с 1по 5 класс образования.Интересы ее вообще...шокируют...
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
Lisenok
Профессор
Профессор

На сайте с 27.02.04
Сообщения: 5616
В дневниках: 744
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Июл 01, 2012 8:51     Ответить с цитатой

Цитата:
а потом мы не понимаем, что происходит с нашими детьми почему они в эмо наряжаются и увлекаются странными вещами.


этот эффект совсем не связан с вальдорфом, ведь у нас в России таких садиков и школ почти нет. Значит эмо возникают по другим причинам. А Вам кажется нормальным количество агрессии у детей в обычных школах и садиках?

забивать в гугл какого-то одного человека и делать по нему выводы о всей системе - это совершенно необъективно, т.к. кроме образования на каждого человека влияет множество факторов - родители, родственники, характер изначальный есть у каждого.
_________________
КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
*Dior*
Ясельки
Ясельки


На сайте с 24.06.12
Сообщения: 18
Откуда: Россия
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Июл 01, 2012 16:50     Ответить с цитатой

Оккультные формы образования как и прочие кружки по интересам всегда приводят к необычному поведению ребенка .
Прилагаю еще одну статью.


Антропософия, "Вальдорфские школы Рудольфа Штайнера"



Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными?
Ден Даган, Джуди Даар
(Сокращенный перевод с английского А. Л. Дворкина)

1. Рудольф Штайнер и антропософия

Вальдорфские школы - одна из наиболее заметных форм деятельности "Антропософского общества", которое шведский исследователь Свен Ове Ханссон назвал "самой удачливой оккультной религией в Европе" . Другие исследователи называют его "самой развитой современной формой западного эзотеризма" и "высокоорганизованной оккультной группой" .

Антропософия зародилась в период духовной сумятицы, которая царила в Германии в начале ХХ в. В то время экзотические и оккультные религиозные группы плодились как грибы, то есть ситуация была похожа на взрывоподобное распространение культов " Нью эйдж (New Age)" в 60-е годы в США. "Антропософское общество" было создано Рудольфом Штайнером (1861-1925 гг.), ранее возглавлявшим германское отделение Теософии (Theosophy), но отколовшимся от него и сформировавшим секту, которая последовала за его личными откровениями о "духовном мире". Секта достигла периода зрелости во время социального и политического кризиса, переживавшегося Германией во время Первой мировой войны и после нее.

Деятельность секты включает в себя антропософскую медицину (в Европе у секты есть собственные больницы), "биодинамическое" сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни "Кемпхилл" для отставших в развитии людей и "церковь" под названием "Христианская община". Однако самой эффективной программой распространения теософии являются ее вальдорфские школы.

Их число иллюстрирует размеры успеха. По всему миру существуют более 500 школ, в том числе около 125 в США. Число вальдорфских школ постоянно растет. Хотя чаще всего их называют вальдорфскими в честь первой такой школы, разработанной Штайнером в 1919 г. для детей рабочих табачной фабрики "Вальдорф-Астория", их также называют штайнеровскими школами, а в некоторых частях Европы - просто "свободными школами".

2. Учение

Согласно учению Штайнера, Христос - это солнечный бог, пришедший на землю не для того, чтобы искупить человечество от греха, но чтобы помочь роду людскому найти правильный баланс между влияниями зороастрийских богов света и тьмы - Люцифера и Аримана. В откровениях Штайнера обычно смешиваются религиозные, научные и исторические аспекты. Его версии истории включают в себя главы о погибших континентах Лемурия и Атлантида, которые, как он утверждает, он прочел посредством "ясновидения" в мифических "хрониках акаши". Часть центральных концепций Штайнера: реинкарнация, карма и многобожество - почерпнута им из индуизма через теософию. К ним он подмешал двух богов из дуалистического зороастризма и поместил эту смесь в рамки геоцентрической космологии средневековой Европы, согласно которой человечество занимает ступень в космической иерархии непосредственно под девятью чинами сверхъестественных существ. Объединяющим принципом штайнеровской системы является оккультная доктрина соотношений, выраженная в формуле "что наверху, то и внизу". Семь планет соотносятся с семью историческими эпохами, двенадцать созвездий зодиака - с двенадцатью частями человеческого тела, четыре стихии - с четырьмя типами человеческого темперамента, и т. д., до мельчайших деталей. Эти магические соотношения характеризуют Космос как единую живую духовную сеть бытия. Мистическое мироощущение Штайнера глубоко пессимистично. В числе прочего он предсказал воплощение темного бога Аримана в начале ХХ в. В этом отношении антропософия весьма смахивает на псевдохристианские хилиастические секты. После Первой мировой войны, когда Штайнеру не удалось убедить глав правительств разных стран мира воспринять его утопическую политическую систему, Штайнер разработал образовательную схему, чтобы антропософия по меньшей мере могла бы начать процесс повышения эволюционного уровня душ, которые будут воплощены в будущих поколениях. Как и другие лидеры сект, Штайнер безапелляционно утверждает, что его откровения являются единственной истиной и что все остальные традиции и типы знания ошибочны.

3. Привлекательные черты вальдорфских школ

Каким же образом и почему не имеющие никакого отношения к антропософии родители посылают своих детей в школы, распространяющие эти столь необычные идеи? Вальдорфские школы проводят дни открытых дверей для родителей, однако сектантская идеология остается незамеченной. Ее можно заметить только если знать, где искать. Посетитель видит лишь прекрасные декорации и громадный энтузиазм каждого сотрудника школы. Цвета, освещение и художественное оформление тщательно подобраны с вниманием к человеческим ощущениям. Стены покрашены в мягкие пастельные тона, причем используется специальная фресковая технология, производящая так называемый эффект мерцания. Стены украшают репродукции великих произведений искусства, а также рисунки учеников школы и собрания красивых природных объектов, которые меняются по мере смены времен года. В изучение каждого предмета включены искусство устного рассказа, рисования, музыки и драмы. Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому не удивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, также как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей.

4. Обман

Помимо соблазнительной красоты, вальдорфские школы для привлечения детей из неантропософских семей используют сознательный и заранее разработанный обман относительно своих целей и своей организации. С самого начала Штайнер планировал пользоваться услугами "внешних" для его секты людей путем систематического сокрытия целей школ и содержания их учебных планов. В 1920 г., пытаясь получить государственное лицензирование для своей школы, он написал:

"Мы должны создать условия, чтобы нам это удалось… А для того, чтобы сделать то, что мы хотим, по меньшей мере необходимо беседовать с людьми, не потому, что нам это приятно, но потому, что нам это необходимо, - и попросту одурачить их" .

Поскольку вальдорфцы используют христианскую символику, неудивительно, что посетители принимают их школы за христианские. Родители-христиане или те, кто хотел бы дать своим детям достойное образование в христианской традиции, могут выбрать вальдорфские школы именно из-за этого, также как и многие некатолики предпочитают посылать своих детей в католические школы. Помимо этого, вальдорфские учителя рассказывают, что в предмете "духовная история человечества" помимо христианства изучаются и другие религии как неотъемлемая часть этой истории. Но захотели бы эти родители записать своих детей в вальдорфские школы, если бы они знали о странных верованиях их основателя, о принципах, которыми руководствуются учителя, и о том, насколько эти странные верования и эти принципы влияют на каждый предмет, преподаваемый в школе? Конечно, учителя будут утверждать, что, несмотря на их личную веру в религиозное учение Штайнера, в школах они профессионально используют только его педагогические наработки. Но мы знаем, что это не так.

Если антропософа спросить об оккультных учениях Штайнера, он ответит вам весьма уклончиво. Однако педагогика основана на всем наследии Штайнера без исключений. Соответственно государственные педагогические инстанции, рассматривающие вопрос о лицензировании вальдорфских школ, должны рассматривать всю полноту писаний создателя системы. Мировоззрение Штайнера можно обнаружить в его книгах, изданных антропософскими издательствами и продающихся, в частности, в вальдорфских школах. Если на основе этих доктрин составить своего рода "символ веры" и попросить родителей подписаться под ним, то вряд ли антропософские школы смогут похвастаться большим количеством учеников: в каждой из них будет лишь по десятку детей местных антропософов.

Антропософских учебников как таковых не существует. Но если родители захотят провести расследование, они смогут найти написанные Штайнером книги, в которых содержатся оккультные, религиозные, псевдонаучные и расистские высказывания, типичные для Германии 20-х годов. Тем не менее учителя-вальдорфцы убеждали авторов этого текста в том, что их школы внеденоменационны и нерелигиозны. Они признали лишь то, что некоторые из учений Штайнера "довольно сложны".

Мы не знаем, какие материалы предоставили антропософы руководству образовательных округов городов Милуоки и Детройта , но вальдорфская школа в Сан-Франциско предоставила в распоряжение авторов документ, в котором содержались следующие обманные утверждения:

"Какое количество антропософии и Штайнеровских идей преподается детям в вальдорфских школах?

Ни капли. В день, когда Рудольф Штайнер открыл первую вальдорфскую школу, он твердо заявил: "Мы совершенно не намерены преподавать растущим человеческим существам наши идеи и содержание нашего мировоззрения. Нашей целью не является образование ради какой-либо особой догмы". Хотя существует всемирное "Антропософское общество", члены которого неизбежно поддерживают вальдорфские школы, не существует абсолютно никакой связи между школами и обществом (курсив наш - Авт.).

Являются ли школы религиозными?

Если это означает присоединение к той или иной деноминации или секте, то мы отвечаем НЕТ. Однако школы можно назвать "религиозными" в более возвышенном смысле этого слова и к тому же они основаны на христианской перспективе западной цивилизации" .

Сравните это высказывание с тем, что Штайнер говорил на закрытых конференциях учителей первой вальдорфской школы:

"Вы, сотрудники, работающие в вальдорфской школе, должны помогать поддерживать нам все движение… Вальдорфская школа может поместить себя на самую широкую основу и таким образом сделаться столпом и утверждением всего Антропософского Движения" .

То, что эта политика продолжается до сегодняшнего дня, неопровержимо доказывается словами современного антропософского писателя Гилберта Чайлдза: "Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую - учителями" .

"…Никогда нельзя забывать, и это нужно подчеркивать вновь и вновь, что все содержание преподавания и педагогические методы в школах Штайнера направлены на развитие в каждом ребенке осознания того, что дух является основой для всего существующего" .

Художник, писатель и бывший преподаватель вальдорфской школы М. С. Ричардс так пишет о религиозной природе вальдорфских школ: "Можно сказать, что у вальдорфского образования есть скрываемое от "внешних" предназначение. Ее программа описывается в терминах, общих для всех средних школ: арифметика, письмо, чтение… Но в штайнерианских школах содержание всех этих предметов троично - они художественны, познавательны и религиозны" .

5. Антропософия в программе школ

Эта противоречивая позиция оказывает двоякое влияние на преподавание:

1) через прямое преподавание вероучения, причем более ревностные учителя занимаются им больше, чем другие;

2) через исключение из преподавания информации, которая противоречит вероучению.

Верования секты просачиваются в школьную программу из-за энтузиазма учителей, считающих необходимым доносить эти "факты" до школьников. Часто попросту из-за невежества они принимают на веру идеи Штайнера относительно данного предмета, даже не осознавая, что весь остальной мир думает иначе. Штайнер говорил: "Вы должны заставить детей осознавать, что им дают объективную истину. И если это иногда выглядит похожим на антропософию, то в этом не вина антропософии. Просто вещи устроены таким образом… Так или иначе познающий истину неизбежно станет антропософом" .

В других случаях учителя верят, что доктрины секты являются самым передовым научным знанием, и им предоставлена особая привилегия преподносить его школьникам. Например, в предмете "физиология", который преподается в 6-м классе вальдорфских школ, имеются уроки о "двенадцати чувствах" и их соотношении со знаками зодиака. В качестве объективных исторических данных приводятся, например, штайнеровские "пост-атлантические эпохи", последняя часть его чтения "хроник акаши", содержащие данные об "эволюции земли". Уроки искусства состоят из копирования рисуемых учителем на доске иллюстраций и в штайнеровских акварельных медитациях на "чистом цвете", исполняемых в технике "влажным по влажному". Много времени проводится в повторяющемся геометрическом черчении, предназначенном для того, чтобы ученики оценили "свойства чистых цифр".

Любые знания, которые противоречат весьма своеобразным доктринам Штайнера, просто исключаются из процесса обучения. Например, Штайнер утверждал, что сердце не качает кровь, и поэтому, хотя вальдорфские ученики могут рисовать весьма изящные диаграммы человеческой системы кровообращения, им никогда не объяснят, как она работает. Штайнер учил, что свет является чистым духом и что Ньютон был не прав: свет нельзя разложить на составные цвета. Выпускники вальдорфских школ вряд ли будут иметь ясное представление о световом спектре, несмотря на то, что они пройдут курс физики как в начальной, так и в средней школе.

Постоянно работающие в вальдорфских школах учителя являются убежденными антропософами, считающими задачей своей жизни сохранение и распространение штайнерианского мировоззрения. Над центром классной доски, где в католических школах обычно помещено распятие, вальдорфские учителя часто помещают изображение солнца. Также мы видели на этом месте изображение танцовщика, левая рука которого согнута под прямым углом вверх, а правая - под прямым углом вниз. Это - изображение знака бога-солнца - свастика.

Вальдорфские занятия всегда начинаются с молитвы. Вот стишок Штайнера, который ежедневно произносится перед занятиями в классах с 1-го по 4-й:

"Любящие лучи солнца,
Дайте мне свет дня.
В своих членах я ощущаю
Духовную силу души.
В ясном сиянии солнечного света
Я поклоняюсь, о Бог,
Власти человеческой силы,
Которую Ты столь благодатно
поместил в мою душу" .

Для неинформированного человека это может выглядеть как общая молитва, приемлемая для любой деистической религии. Однако для того, кто знает, что антропософы почитают бога-солнце, этот текст выглядит совсем по-другому.

В Милуоки, где городская образовательная комиссия приняла решение субсидировать вальдорфскую школу как альтернативное частное образовательное заведение, "заслуженный" вальдорфский учитель Бетти Стели сообщила, что им удалось оставить все молитвы , лишь заменив слово "Бог" словами "внутренний свет" . Однако использование слова "Бог" в проводимых в классе вальдорфских молитвах было введено в 20-е годы как сознательное приспособление к общественному мнению. В антропософских писаниях обычно употре<пользователь страдает сквернословием>ется слово "боги", а не "Бог". Все эти перемены находятся в полном согласии с проводившейся Штайнером политикой маскировки. Как он советовал еще в 20-х годах, "что касается всех этих вещей, то тут важнее всего их внешняя форма. Никогда не называйте это стихотворение молитвой, но "открывающим занятия стишком". Проследите, чтобы внешние люди никогда не слышали выражение "молитва", исходящее из уст учителя. Это вам поможет на долгом пути преодоления предрассудка, что вальдорфская школа является антропософской" .

Все вальдорфские школьники обязаны проходить два особых предмета, которые являются чисто антропософскими духовными упражнениями: живопись и эвритмия. Школьники проходят живопись каждый год в течение всего процесса обучения, но на этих уроках они разучивают только одну технику: штайнеровский метод акварельного письма по влажной поверхности. Вальдорфские школьники разучивают и используют иные способы рисования в ходе занятий по другим предметам, но занятия живописью выделяются особо. Все школьники пишут одни и те же картинки. Вальдорфские занятия живописью не имеют ничего общего с творчеством или самовыражением. Их тайная задача - воздействовать на подсознание школьников путем медитации на чистый цвет и символические образы.

Эвритмией все школьники занимаются дважды в неделю. Как и живопись, это духовное и "целительное" упражнение. Эвритмические позиции представляют согласные (12, что соответствует знакам зодиака), гласные (7, что соответствует семи планетам), музыкальные ключи (12), интервалы (7) и геометрические фигуры. Человеку внешнему все эти позиции кажутся абсолютно бессмысленными, но посвященные верят утверждению Штайнера, что эвритмия - это подлинный язык ангелов.

Одной из наиболее очевидных сектантских характеристик вальдорфских школ является отвержение ими всех внешних идей как в педагогике, так и в преподающихся там предметах. У вальдорфцев есть их собственные методы, которые они восприняли от своего учителя. Поскольку Штайнер уже мертв, никакие изменения или дополнения не допускаются.

Вальдорфские учителя проходят обучение только в вальдорфских институтах по подготовке и обогащению педагогов. Они не обучаются в педагогических институтах и не входят в региональные или национальные учительские организации . Вальдорфские школьники изолированы в равной степени. Например, обучающихся точным наукам вальдорфских школьников в Сан-Франциско не водят на экскурсии в "Эксплораторий" (всемирно известный научный музей в Сан-Франциско, где можно все трогать руками и проводить какие угодно опыты), так как научная экспозиция музея противоречит "откровениям" Штайнера.

Школьникам начальных классов вальдорфских школ не позволяют даже прикасаться к компьютеру. "Внешним" это объясняется тем, что ребенок не должен пользоваться механизмами, принцип действия которых ему непонятен. Подлинная же причина в том, что компьютеры считаются воплощением духа зла Аримана . Это хороший пример того, как тайные доктрины оказывают разрушительное влияние на содержание учебных программ.

6. Милуоки

Руководство американских городов Милуоки и Детройта начало финансировать вальдорфские школы, которые были оформлены как государственные "альтернативные" школы. Но для получения этого статуса вальдорфцы должны были нанять значительное количество учителей "со стороны".

Однако позволить преподавать в своих школах людям, не разделяющим их религиозную доктрину, вальдорфцы не могли. Для разрешения этой дилеммы они немедленно подвергли учительский состав религиозной индоктринации. По словам "заслуженного" вальдорфского учителя Бетти Стали, учителя изучали биографию Рудольфа Штайнера, развитие ребенка, основы вальдорфской учебной программы и ее соотношение с развитием ребенка, четыре темперамента, важность для учителя занятий развитием своей внутренней жизни через групповые упражнения и процесс самотрансформации через искусство .

Первый настораживающий признак - это то, что биография основателя была помещена на самый верх списка. Остальные предметы являют собой типичный пример использования сектой привычных названий, под которыми они подразумевают нечто совершенно иное. Например, когда антропософы говорят о развитии ребенка, они имеют в виду 3 штайнеровских семилетних цикла (мистическое число), в ходе которых душа ребенка постепенно перевоплощается из духовного мира и "физическое", "эфирное" и "астральное" тела входят в то, что главный антропософ называет должными отношениями между собой, для того, чтобы смогло воплотиться "внутреннее Я", доселе балансировавшее между смертью и новым рождением. Под ссылкой на четыре темперамента имеется в виду увлечение Штайнера средневековой физиологией. Вальдорфские учителя классифицируют личности на сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков и относятся к детям соответственно их типам. Групповые упражнения на самом деле являются медитативными практиками Штайнера. Стали сообщила, что новые учителя восприняли доктрину Штайнера с энтузиазмом.

7. Выводы

Вальдорфские школы созданы для того, чтобы распространять учения Рудольфа Штайнера, а эти учения бесспорно являются религиозными. Итак, любая вальдорфская школа по определению - религиозная школа. Утверждение, что прошедшие религиозную подготовку вальдорфские учителя могут оставлять свои религиозные убеждения на пороге классной комнаты, является очевидной ложью. Ввиду того, что антропософия является тоталистской системой, мы глубоко сомневаемся в том, что внерелигиозные государственные школы могут использовать педагогику Штайнера.

Взято тут
Скрытый текст:
http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=93


Добавлено спустя 25 минут 35 секунд:

Lisenok писал(а):
olen, уже почитали :)
и уже видим как она в садике во всяком случае на детей влияет

про школу как уже говорила, не видела - не знаю
но хочется посмотреть


Скрытый текст:
25.04.03


Часть третья.
Вальдорфская школа.

Рудольф Штайнер – ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения – Антропософии, был, как сейчас сказали бы, контактером. Причем контактером весьма талантливым. Во всяком случае, он получил от своих астральных учителей целую собственную философскую систему. И еще – новую систему образования. На основе откровений Штайнера были созданы в 20е годы первые антропософские школы. Вся педагогика в них основана на той информации, которую Штайнер получил от «духов».
По сей день вальдорфские школы существуют по всему миру, наверное, особенно развита эта система в Германии – Родина Штайнера, как-никак. Да еще Пфальц, юг Германии – здесь самые штайнеровские места. Сейчас вальдорфская педагогика начинает проникать и в Россию.
Правда, все не так ужасно, как может показаться. Если бы детей в этих школах продолжали учить только за счет откровений духов, школы давно прекратили бы свое существование. На Западе государство довольно жесткое, и здесь не так просто вешать людям лапшу на уши, как, к сожалению, в нынешней России. Но в нынешних вальдорфских школах существуют еще просто опытные (за 80 лет опыта!) наработки, методики, поэтому кое в чем эти школы даже выгодно отличаются от обычных. Но только кое в чем.
По правде сказать, Штайнера я не читала. Просто не могу. Хотя одолела в свое время «Тайную доктрину». Но даже «Тайная доктрина» - верх ясности и простоты в сравнении со штайнеровскими писаниями. Я много раз начинала читать его книги, в оригинале, и в переводе (все же надо ознакомиться с философией школы, где учится мой сын). И каждый раз засыпала после нескольких страниц. Ну невозможно это читать!
Однако я знаю доктрину Штайнера в общих чертах. Никто, думаю, не будет спорить с тем, что доктрина эта оккультная.
Причину, по которой мы отдали ребенка в вальдорфскую школу, я излагала выше – отставание его в речи, а также полное неумение рисовать, вообще «левополушарное развитие»: умел прекрасно читать, считать, с компьютером – на «ты» без всякого обучения, а вот мастерить или рисовать – только из-под палки. Не любит и не умеет. Маленькие классы, индивидуальный подход... ну и наконец – мы сами были тогда эзотериками и ценили «духовность».
При первом знакомстве вальдорфская школа просто потрясает.
В этой школе часто проводятся концерты для родителей, показательные уроки, вообще – они любят себя демонстрировать. Когда я увидела впервые такой концерт, он вполне меня воодушевил. Дети разных возрастов хором читали вслух стихи по-английски и по-французски, пели песни на разных же языках, младшие более-менее стройно дудели на флейтах, средние и старшие классы играли на струнных – несколько фальшиво, но все же играли что-то там. Демонстрировали эуритмию – медленные движения под музыку.
Кроме того, очень привлекала программа для первого класса, включающая английский и французский языки, музыку, эуритмию, ручной труд (где дети учатся вязать!), рисование, спорт.
Учительница охотно приглашала родителей на уроки – посидите, посмотрите. Вообще характерной особенностью школы является очень тесный контакт с родителями. Собеседование с нами при приеме ребенка в школу длилось часа два. Школа частная, платная. Всем родителям подробно объясняют, почему школа принципиально отказалась от всякой помощи государства (мы не хотим зависеть от этого ужасного государства! Мы хотим воспитывать детей по-своему!) Но кроме платы за учебу, от родителей требуется еще очень и очень многое. Надо сказать, мы были очень недобросовестными родителями, на меня часто вообще смотрели как на мать-кукушку, которой плевать на ребенка. Добросовестные родители проводят в школе ежедневно по нескольку часов. Они посещают все школьные мероприятия, ежемесячно – общешкольный концерт, участвуют в «рабочих группах», короче говоря – несут очень мощную общественную нагрузку по школе. Это при том, что у всех антропософских родителей от 4х до 10 и более детей.
Так вот я, при своей недобросовестности, всего лишь должна была ежемесячно посещать родительские собрания, участвовать в мытье и ремонте школы (на второй год меня просто обязали еженедельно мыть школьную кухню), работе в саду, являться на многочисленные общешкольные мероприятия и беседы с учительницей. От этого отказаться уже невозможно. Для настоящих родителей-антропософов еще постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии, всевозможные курсы, еще существует детский кукольный театр (мы одно время туда ходили с младшей) и прочее, и прочее... Кроме этого, учительница за год дважды посещала нашу квартиру, и еще раз нас посетила учительница труда. И два раза нас вызывали на личную беседу.
Все это преследует одну цель, которую учительница (фрау Николай) высказала вполне откровенно:
- Обстановка для ребенка дома и в школе не должна различаться. Дома вы должны создать ребенку похожую обстановку, чтобы в школе он не погружался в совершенно новый, чужой ему мир.
У большинства родителей она и не отличается от школьной! Присмотревшись, мы поняли, что все родители в нашем классе – сами антропософы и чаще всего – питомцы точно таких же антропософских школ. Кстати, поэтому часть из них не имеет нормального для немцев образования – после такой школы не так-то легко поступить в обычное учебное заведение.
Но это им и не нужно! Они живут совсем другим.
Я была в домах нескольких школьных приятелей сына. Обстановка в них резко отличается от обычной.
Отсутствие телевизоров, компьютеров, радио. Только натуральная деревянная мебель, натуральный пол и ковры, никаких обычных для квартиры безделушек. Украшения в основном самодельные, причем узнаваемо типичные. К примеру, скрученные из ваты ангелочки или голубки. У детей игрушки – только деревянные, соломенные, сшитые из тканей куклы и т. п. Только из натуральных материалов (остается только удивляться, как это антропософы не отказываются от стиральных машин и современных кухонь).
Точно такую же обстановку вы увидите в любом кабинете Heilpraktiker – целителя (в Германии это официально существующая профессия). Такая же обстановка и в школе. Детям в принципе запрещены любые механизмы, даже магнитофон и радио, не говоря о компьютере, нежелательны пластмассовые и механические игрушки. И это в Германии, потребительском рае...
Я и сама никогда не смотрю телевизор и против того, чтобы дети бесконтрольно пользовались компьютером. Тем более, это вредно для нашего сына. Мы даже с некоторым облегчением отказались от телевизора и выкинули все компьютерные игры. Но от нормальных игрушек мы так и не отказались... увы... И вообще, конечно, обстановка у нас дома не очень «духовная». Недостаточно духовная для этой школы.
В антропософских семьях, как я уже говорила, детей много. Это для Германии просто нонсенс – при здешней-то низкой рождаемости. Для нашей школы типичны семьи с 4мя, с 6 детьми, а бывает, что их 13. При этом, как ни странно, очень крепкими такие семьи не назовешь. Конфликтов много. В нашем классе учился мальчик, мать которого оставила четверых своих детей, родила пятого от другого мужчины и уехала с этим ребенком в Ирландию. Дети остались с отцом, который тут же нашел другую женщину – тоже антропософку, разведенную, со своими двумя детьми.
Я ходила с дочкой одно время в группу для малышей. Нас было пять мам, в основном, начинающие антропософки (по 1-2 ребенка). Так вот из пяти было две одинокие мамы и одна как раз разводилась.
Все это вполне закономерно – антропософия, как и любое другое эзотерическое учение, отнюдь не настраивает человека на сохранение семейных уз. Наоборот – человек настроен добиваться любой ценой (и ценой детских трагедий и слез) Настоящей Любви и Свободы.
Почему же эти люди заводят, в отличие от обычных немцев, по многу детей? Я думаю, их основным интересом в жизни является антропософское воспитание. Не воспитание для детей, а дети – для воспитания. То есть детей рожают именно с целью дать им вот такое особое, духовное воспитание. В свою очередь, эти дети (те из них, кто будет хорошо воспитан) пойдут тем же путем.
По крайней мере, такое впечатление складывается из общения с этими семьями.
Поскольку наша семья, даже будучи «эзотерической», все же сильно отличалась от других семей в этой школе, мы постоянно ощущали некоторое давление. Учительница настойчиво рекомендовала нам, чтобы мы звонили ей, желательно ежедневно, и задавали вопросы по воспитанию. Постоянно советовала пойти на то или другое антропософское мероприятие (это по ее троекратному назойливому требованию я в конце концов начала ходить с дочкой на курс для малышей. Даже отказаться было неловко – она выставляла это так, как будто я совершенно не забочусь о детях). Как проходят сами родительские собрания? На последнем, к примеру, мы вначале полчаса занимались «медитативным письмом» - переписывали красивым почерком изречение Рудольфа Штайнера. Учительница обязательно читает короткую лекцию по воспитанию.
Наш сын, как все дети в Германии, к сожалению, увлечен этими жуткими монстрами – покемонами. Причем компьютера у него не было, но он достал где-то детские журналы, выучил всех покемонов наизусть... Родственники подарили ему календарь с покемонами, и он повесил этот календарь у себя в детской. Учительница, конечно, это увидела и потом в школе от него требовала, чтобы он этот календарь снял. Специально подарила нам картину (полуабстрактную, с неким ангелом), чтобы мы повесили ее вместо календаря. Сын в свои семь лет еще не научился врать, и делился со мной мучительными сомнениями: «Я не хочу снимать календарь, а фрау Николай меня спросит опять, снял ли я его..» К счастью, фрау Николай об этом календаре вскоре забыла.
Мне не нравятся эти покемоны, но я считаю, что уж совсем зверского давления на ребенка быть не должно. Я стараюсь увлечь его чем-то более полезным. Отец вырезал вместе с ним «Пикачу» из фанеры... а дочке подарили плюшевого «Пикачу», и она его кормит, возит в коляске и укладывает спать. В конце концов, у нас тоже был Чебурашка... Если это в меру, я не считаю нужным идти на принципиальный конфликт с ребенком.
Но дело даже не в этом – по этому поводу могут быть разные мнения. Дело в том, что школа активно вмешивается в семейное воспитание и оказывает давление на родителей. Либо родители должны во всем слушаться учителей и не имеют права на свое мнение, либо ребенок неизбежно чувствует разницу между семьей и школой и начинает школу тихо ненавидеть (как и произошло в нашем случае). Можно подумать, что мы внушили ему эту ненависть... нет, она у него возникла еще тогда, когда мы сами были от школы в восторге.
Вообще с покемонами были и другие истории. Сын очень просил зонтик с «Пикачу», и мы подарили ему такой зонтик на день рождения. И вот пошел дождь, и я дала ему в школу этот зонтик. Так сын закатил истерику – ни за что не возьму, фрау Николай будет ругаться. «Но ты же поставишь его в уголке в раздевалке, она и не увидит» - «Нет, она все равно увидит! Она все знает!» Пришлось надеть ему дождевую накидку.
Он ни за что не соглашался надеть в школу даже носки с маленькой фигуркой покемона – хотя носки-то уж учительница никак не станет разглядывать. А недавно случайно сунул в карман своего фанерного «Пикачу», и придя из школы, сказал: «Какой ужас, я забыл вынуть «Пикачу» и принес его в школу. Но к счастью, никто не заметил! Слава Богу!» Причем с такой интонацией ужаса в голосе...
Притом, заметьте – это не «отучение» ребенка от покемонов. Дома он по-прежнему обожает все эти вещи. Он просто научился скрывать и лгать – в школе.
У других детей ситуация еще серьезнее.
К Кристику часто ходили школьные друзья. Как-то пришел его приятель Маркус, они закрылись в детской и тихо сидели несколько часов. Мельком я увидела, что они играют на маленьком компьютере «Гэйм-бой».
- Откуда у вас гейм-бой? – спросила я сына, когда Маркус ушел.
- Ой, мама, только не говори ничего родителям Маркуса! Он взял этот компьютер у своего друга и пришел поиграть ко мне. Дома ему нельзя играть...
Заметьте, Маркусу 7 лет! Если в этом возрасте у него такие секреты от родителей, то что будет в 13? В 17? Постепенно я поняла, что в школе все дети, по крайней мере, мальчики, очень даже интересуются и компьютерами, и телевизором, и покемонами – но умело скрывают это от родителей и учителей. Мой сын хоть дома может быть искренним, а у них и дома – сплошное супервоспитание. Это все хорошо, но ведь дети просто учатся лгать, быть неискренними, притворяться, что их безумно интересуют антропософские сказки и совершенно не волнуют соблазны окружающего мира... Тогда как на самом деле все обстоит совершенно иначе!

Воспитание в школе очень авторитарное. Как я поняла, это принцип вальдорфской школы: учитель – высший авторитет. Причем у нас учительница была очень хорошая, все говорили, что нам повезло.
Вначале мне нравилась эта авторитарность и строгость. Потому что в обычных немецких школах – другая крайность, дети часто учителю садятся на шею. При таких условиях ничему не научишься. Но потом мне стало все чаще казаться, что фрау Николай несколько перебарщивает.
К примеру, мой сын не мог закрыть футляр для флейты. Она выставила его из класса и велела не возвращаться, пока он сам не закроет футляр. В классе постоянно призывала высмеивать моего сына за то, что у него что-то не получается. К счастью, мой Кристик обладает большим запасом добродушия, его мало волнуют насмешки, да и дет да и дети его любят и не относятся к нему зло. Если бы он умел обижаться, как нормальные дети, не знаю, во что бы это вылилось... Думаю, нормального ребенка (какой была я, к примеру) таким обращением можно просто сломать.

Как проходят уроки в вальдорфской школе? С утра всегда – «основное занятие» - это и чтение, и письмо, и рисование, и лепка, и математика. Два часа. Потом – «предметы» (языки, музыка, эуритмия, труд...) Я была несколько раз на «основном занятии».
Первый раз мне даже понравилось (я тогда была очень положительно настроена в отношении этой школы). На уроке невозможно отвлечься ни на секунду. «Основное занятие» начинается с зажигания свечки и изречения Рудольфа Штайнера. И потом – все по минутам: сели, достали тетради, переписываем букву «А», пять минут, тетради убрали, достали листы и краски, рисуем. Пять минут. Встали, зарядка, скандирование вслух цифр от одного до десяти. Сели, достали воск, пять минут лепим. Встали, пошли по классу цепочкой, скандируем стихотворение хором. Сели, поем песню. Команда: «Питьевая пауза» - все достали одинаковые бутылочки, отвинтили крышечки, попили сок или чай, завинтили крышечки, убрали бутылочки. В десять часов команда: «Пауза на завтрак!» - все постелили салфеточки, достали завтрак, общая молитва «Матери-Земле», поели.
Вначале все это смотрится даже мило. Правда, такое ощущение, что дети работают, как заведенные. Но по сравнению с нашими школами, где пол-урока можно было бездельничать... может, это и лучше. Однако у детей растет нервное напряжение.
К весне у Кристиана начал болеть живот. С утра, без связи с едой. Причем он не симулировал – если оставался дома, то действительно лежал в постели, не пытался встать и начать прыгать. Если я его все же отправляла в школу, учительница посылала его назад. Врач полностью его обследовал, УЗИ, все анализы – ничего нет. «Это нервное напряжение», - объяснил он. И учительница тоже подтвердила: «Да. В нашей школе такое часто бывает. Дети перенапрягаются».

К концу первого класса, видя, что попытки вовлечения нас в антропософскую атмосферу не удаются, учительница перешла к более решительным действиям.
Она провела с нами беседу следующего содержания.
Ваш сын – больной ребенок, который никогда не станет нормальным. Он никогда не сможет учиться в нормальной школе (сейчас он учится в обычной школе, оценки хорошие). Это большое счастье, что вы попали в нашу школу. Эта Германия, этот ужасный сумасшедший окружающий мир – о, я понимаю, что для вас он тоже чужой (как для эмигрантов)... наша школа – это оазис в современном безумном мире. Если вы хотите добра своему ребенку, вы должны выполнять все наши указания.
К сожалению, ваш сын работает только в школе, а дома он расслабляется. Он ни минуты не должен быть предоставлен самому себе. Не позволяйте ему играть, во что он хочет, тем более – в одиночестве! Вы должны все время его занимать чем-то полезным, чтобы у него не было ни одной свободной минуты...
- Но ведь у него и так живот болит от напряжения! – попыталась я возразить. Тщетно! Учительница проигнорировала мой вопрос.
- Он должен выполнять поручения по дому, выносить мусор, убирать, мыть, готовить. Давайте ему задания – нарисовать что-то, слепить, смастерить. До самого укладывания в постель вы должны с ним заниматься. Конечно, это трудно! – вздохнула учительница, - Редкие родители на такое способны. Сейчас, в современном мире НЕ МОДНО заниматься детьми. Жить ради детей...

Когда мы вышли из школы, волосы у моего мужа стояли дыбом. Он впал в полное отчаяние. Потому что именно с нашим сыном рекомендованная тактика невозможна, он ненавидит все, что нужно делать руками, и делает это только из чувства долга – и заставлять его это делать целый день? Без всяких игр и отдыха? К счастью, я тогда уже рассталась с эзотерическими иллюзиями, и к словам учительницы отнеслась с прохладцей.
А было от чего впасть в отчаяние! Я пересказала только содержание речи, но не интонации, и не языковые нюансы (говорилось все же по-немецки). Но даже и по содержанию видно:
1. «Наша замечательная школа» противопоставляется «этому безумному миру».
2. Запугивание: ваш ребенок больной и не способен учиться в нормальной школе (в тот момент, когда ребенка уже очень трудно назвать больным, когда он именно уже стал нормальным по общему признанию).
3. Вы должны... перечисляются невыполнимые требования. Не потому, что НЕ МОДНО, а потому, что у меня нет домработницы, которая за меня бы готовила и проч., пока я все время посвящаю детям. Ведь я еще и работала. И еще более серьезная причина – сын и так перенапрягается в школе.
4. Внушение чувства вины: вы не посвящаете всю свою жизнь ребенку, вы не делаете всего возможного для его развития. (на самом деле я ежедневно занимаюсь и занималась с ним всевозможными вещами). ЭТО ВЫ ВИНОВАТЫ В ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК – БОЛЬНОЙ.
5. Внушение чувства полной зависимости от школы.

Повторяю, я слушала учительницу, уже понимая все про эти пять пунктов. С иронией. И постаралась успокоить мужа.
Наш сын действительно стал лучше за этот год. Он стал говорить лучше, чем раньше. Учительница при каждой встрече старалась подчеркнуть, что это – исключительно заслуга их школы.
Но если подумать... Кристик начал говорить в пять лет. Лет с четырех мы ходили к логопеду, на эрготерапию, на музыку. С пяти до шести лет он сделал значительный прогресс в речи ( у обычного ребенка такой прогресс наблюдается с года до двух). От отдельных слов он перешел к речи предложениями. С шести до семи лет, учась в спецшколе, он практически стал говорить, как любой нормальный ребенок. Страдало еще только понимание длинных, сложных текстов. С семи до восьми лет, учась в вальдорфской школе, он еще улучшил свою речь, обогатил словарный запас, стал говорить правильно грамматически. Но кто сказал, что если бы Кристик продолжал учиться учиться в спецшколе или пошел бы в обычную, не вальдорфскую, он не сделал бы еще больших успехов в речи? Тем более, специальные занятия с ним мы больше не проводили. Да и можно ли тут однозначно говорить о его «ненормальности»? Конечно, это неправильное развитие, нарушение есть. Но интеллект у него проверяли еще в 4 года по неречевым тестам, и он оказался на уровне 7летнего. В конце концов, Эйнштейн тоже до восьми лет не разговаривал. Возможно, что и его считали «ненормальным».
Отдельно о врачах. Учительница сразу отправила Кристика к школьному врачу – а этот врач (я даже не знаю, врач ли он по образованию), естественно, тоже антропософ. Он перенаправил нас к коллеге – женщине, с дипломом врача, но лечащей исключительно гомеопатией и «натуральными методами». У Кристика астма, правда, сейчас уже практически сошедшая на нет. Что-то нам эта врач выписывала, мы принимали, но никакого эффекта я не заметила. В конце концов мы на это дело плюнули и пошли к обычному врачу. Учительница, узнав об этом, отозвалась с неодобрением о моем решении. Но когда речь идет о здоровье ребенка, я не могу рисковать... Обычный врач, по крайней мере, не удовлетворился жалобой «живот болит» и поверхностным осмотром (что меня возмутило... я имею некоторое представление о том, что может скрываться под болью в животе), а сделал, как положено, все анализы и инструментальные обследования.
Однако факт остается фактом – дети, учащиеся в школе, и лечатся у врачей или целителей соответствующего направления. Это у них принято...

В школе царит совершенно особая атмосфера, и именно она особенно привлекает людей. Это непередаваемая атмосфера домашнего уюта. В школе сразу чувствуешь себя «своим»... Правда, когда мы решили переводить ребенка в другую школу, это же чувство обернулось против меня. Так же, как приятно было чувствовать себя «своей» - так же я теперь ощущаю себя предательницей и матерью-кукушкой, которая пренебрегла интересами своего ребенка, бросила своих лучших друзей, которые интересуются ребенком, больше, чем я сама. Нет, мне ничего не сказали. Разве что обращение стало несколько изменилось, стало сухим и официальным, безразличным. Но чувство такое возникает.

Об эффективности вальдорфского образования.
Я знала и раньше, что дипломы частных школ в Германии не признаются. То есть чтобы получить обычный диплом, позволяющий поступить хоть в какое-нибудь учебное заведение дальше (хоть на слесаря), мой сын должен будет пересдать кучу экзаменов. Правда, я подумала уже о том, что если в 7 лет я могу заставить его заниматься, то будет ли у меня такой же контроль над ним в 18 лет? В этом возрасте дети зачастую уходят из дома, и тут никакая полиция не поможет. Так хоть у него был бы нормальный диплом! Но я утешала себя тем, что после 4го класса отдам его в обычную школу.
Зато, думала я, при таких напряженных занятиях дети чему-то учатся! И языки... И вязание... и флейта. И общее развитие!
К концу первого класса я поняла, что изучение языков в школе ограничивается только заучиванием наизусть, без понимания смысла каждого слова, нескольких стихов. Ну и отдельные слова, которые забываются мгновенно. Ребенок за год учебы (почти полтора года, собственно) не научился отвечать по-английски на вопросы: What is your name? Do you speak Englisch? – не говоря о более сложных. Сам не может составить фразу даже из двух слов. По-французски я проверить его не могу, но похоже, положение еще хуже, чем с английским.
То же и с рисованием. Сначала у меня был шок, когда я увидела, что мой сын вообще рисует! Нормальные детские картинки, цветными карандашами. До сих пор он упорно калякал страшные фигуры ручкой и подписывал под ними названия. Но этим дело и ограничилось – причем, рисует он только в школе, а дома все по-старому. А в школе они рисуют по команде, вслед за учителем: нарисовали солнышко.. небо... травку.... цветочек. Но мастерство от этого не растет. И интереса никакого не появляется, это обязаловка. Как только мы из вальдорфской системы ушли, сын стал рисовать, как раньше.
Вот вязать они действительно учатся. За полтора года связали футляр для флейты. Это нормально для маленького ребенка, а для моего Кристика – вообще подвиг. Но с другой стороны... на Западе сейчас вязание – это экзотическое хобби. Зачем вязать, когда в магазине все дешевле? (нитки дороже обойдутся). А что касается пользы вязания для общего развития...это сомнительно. Я знаю массу девочек, которые вязали лет с четырех (в СССР это было нормально, вязать умели все, я тоже умею, к примеру), но при этом вырастали, мягко говоря, совершенно не интеллектуалками. Нет, я обеими руками за это полезное занятие. Но если мальчик не очень интересуется ручным трудом, даже ненавидит его изо всех сил, если точнее – может быть, в наше компьютерное время и не стоит его заставлять? Нехорошо, конечно, у сына вообще развитие несколько однобокое, но ведь не могут быть все люди «гармонично-усредненными». Он и музыкой занимается, и спортом, и читает охотно...
Заключительный концерт после первого класса я смотрела уже другими глазами. Когда второклассники хором читают стихотворение по-английски, это впечатляет. Такое ощущение, что они действительно знают язык. Но когда тебе известно, что языка они не знают, а стихотворение это долбят уже полгода ежедневно, к тому же хором... Впечатление уже другое. Эуритмия... Когда ты видишь, как почти взрослые юноши и девушки, хуже того – даже сами учителя – одетые в разноцветные балахоны – с энтузиазмом делают под музыку движения, очень похожие на советский стандартный комплекс утренней гимнастики, только куда примитивнее... От этого становится тоскливо и грустно. «Струнный оркестр» - дети садятся со скрипками и виолончелями и в унисон играют какую-нибудь пьесу, причем половина из них жутко фальшивит. Все это называется «развитием творческих способностей».
Но что же в этом плохого? – скажете вы. Ну пусть они не делают из детей ни музыкантов, ни полиглотов, но ведь все же это школа... ведь чему-то там учат.
Чему-то учат.
В конце концов мы решили переводить сына в обычную школу. Я и раньше слышала, что после вальдорфской, как правило, принимают в обычную школу классом ниже. Но мы были во втором классе, с математикой и чтением у нас не было никаких проблем... Причем это не заслуга школы. Нам уже попало от учительницы: «Я думаю, проблемы вашего сына еще связаны с тем, что он уже в таком маленьком возрасте должен был читать!» - «Но мы же его не заставляли... он сам проявлял интерес», - «Все равно не надо было учить!») С математикой у антропософов тоже прокол. В обычной школе проходят сложение и вычитание до ста, счет денег, умножение начали. В этой школе они пока складывают и вычитают только до двадцат умножение начали. В этой школе они пока складывают и вычитают только до двадцати, причем – на каштанах. Берут мешочек с каштанами и считают их по одному...
Но самая главная наша проблема была – письмо. В вальдорфской школе полтора года как минимум пишут печатными буквами. А у моего сына вообще проблема с руками, сколько ни работали с ним, все равно среднего уровня он достиг только сейчас. И вот мы засели за занятия, чтобы догнать обычных второклассников – занимались ежедневно по полтора часа письмом. Мало того, им уже начали показывать прописные буквы, и почему-то у антропософов принят совсем другой шрифт, чем в обычных школах. Короче говоря, это была целая эпопея... Но все же по письму сын в обычной школе довольно долго отставал от других.
И это только основные предметы! По чтению: к середине второго класса двое ребят из 12ти еще не читали. Все дети неглупые, не умственно отсталые. Считается, что для жизни все это не нужно. Страх перед компьютерами огромен, даже старшеклассников к ним не подпускают – а в Германии без умения обращаться с компьютером невозможно стать даже пекарем.
А что говорить о других предметах? Надо ли говорить, что у них еще не было ни одного урока религии (а в обычной школе – с самого начала). И конечно, вальдорфские дети исключены из обычной принятой в Германии системы религиозного образования – пастор в школе не бывает, подготовки к первому причастию не проводится и т. Д.
Между прочим, учительница настоятельно несколько раз советовала и дочь отдать в вальдорфский садик. Но мне очень нравится обычный садик, в который она ходит... а как это объяснить? Я сказала: «Понимаете, я работаю до двух, а ваш садик только до двенадцати, обычный же – тоже до двух». Учительница протянула: «А... ну конечно, вам это удобнее». Я почувствовала себя крайне неловко – жертвую ребенком ради своего удобства.
«Понимаете, дети после вальдорфского садика гораздо лучше, чем ваш сын, развиты, это сразу заметно»... (хотя я предупреждала, что мой сын – необычный ребенок, и развитие у него не такое, как у всех). Посмотрев на этих детей, я поняла, в чем заключается это «высокое развитие». Особенно у тех из них, кто родился младшим в антропософской семье. Они все уже умеют, придя в первый класс, именно то, чем будут заниматься и в школе. Им знакомы эти «шпрухи», повторяемые хором, они неплохо рисуют именно в особом, вальдорфском стиле, умеют мастерить голубков из ваты, некоторые уже пробовали играть на флейте... у них и движения заученные, и дисциплина.
То есть в вальдорфской школе действительно учат и готовят очень хорошо, просто блестяще... но учат именно тем действиям, которые в антропософской системе считаются важными. Например, эуритмии – плавные движения под музыку. Пиликанию кое-как на скрипке (при этом полный запрет на слушание музыки через проигрыватель – даже классики, соответственно, полное отсутствие музыкальной культуры). Особым, вальдорфским поделкам и рисованию (которое заключается в размазывании по листу красок с красивыми переливами). После этой школы ученик сможет стать блестящим антропософом-воспитателем. Но это и все... Если он неглуп, он еще сможет самостоятельно подучиться и получить какую-нибудь полезную профессию.


Несколько зарисовок с натуры.
В обычном садике, мать шестилетней девочки. «Моя дочь ни за что не пойдет в эту вальдорфскую школу. Вы что – это же секта! Я не хочу, чтобы моя дочь отделялась от общества!»
Коллега-немец – моему мужу: «Но ты понимаешь, что вальдорфская школа – это секта? Эти люди не участвуют в жизни общества, они сами по себе... У нас это все знают».
Комментарий нашего пастора: «Это сомнительное заведение. Философия у них, мягко говоря, странная. Они верят в перевоплощение. Кроме того, я часто сталкивался с фактами, что учителя оказывают давление на людей, запрет на телевизоры в семьях – я сам не в восторге от телевидения, но запрета и давления быть не должно. Это свободный выбор».
Мы с дочерью несколько раз посещали группу для малышей. Там было семеро детей, включая моих (сына я брала с собой), пять мам и воспитательница. Дети играли, а мы занимались поделками, потом организовывали игры для детей и маленький кукольный театр. Так вот, у меня создалось четкое ощущение, что дети ненавидят эти игры. Только мои играли с охотой и с удовольствием смотрели мини-спектакль. Всех остальных матери силой удерживали на местах, то и дело поворачивали голову детей в сторону представления. То же с играми – воспитательница надрывалась, пытаясь хотя бы поставить детей (2-4 лет) в круг. Они все время рвались «на волю». Самые маленькие то и дело орали благим матом. Иногда без всякого повода. Моя дочь, которая иногда мне кажется маленьким чертенком, по сравнению с этими детьми выглядела самой воспитанной и умненькой (о сыне я не говорю, он все же старше). Все присутствовавшие мамы – антропософки. Между прочим, поговорить с ними интересно, куда интереснее, чем со средней немкой. Люди духовные, хоть чем-то в жизни интересуются...
Наблюдая за этими малышами, так и рвущимися от воспитательного рвения своих мам, я поняла, что эти дети инстинктивно еще пытаются как-то сохранить свою индивидуальность. К школе они привыкнут к скандированию хором и совместным действиям по команде. И станут очень послушными и удобными...

Один из друзей сына – как раз тот мальчик, мать которого уехала в Ирландию. Он живет неподалеку от нас и иногда ходит к нам в гости. У детей в этой семье (четверо детей отца и двое – мачехи) даже имена очень оригинальные. Например, этого мальчика зовут Финбер, его сестру – Саломея.
Когда Финбер пришел к нам впервые, я поразилась тому, что он совсем не играл. Он деловито пересмотрел все игрушки сына. Потом мы пошли гулять. На площадке Финбер сел на лавочку и не двигался. «Давайте поиграем в прятки», - предложила я, как обычно. Финбер посмотрел на меня со взрослой усмешкой, как на круглую дуру, и вежливо покачал головой. У меня было полное впечатление, что я предложила поиграть юноше лет 18, как минимум. Потом Финбер уединился с Кристиком и о чем-то поговорил. Кристик подошел ко мне: «Мама, дай денег, мы пойдем и купим конфет». У меня была только двухмарочная монета. Я дала детям. Они ушли в магазин, накупили конфет. Финбер отправился домой. На следующий день позвонила его разгневанная мачеха: «Вы с ума сошли? Зачем вы дали детям две марки? Им бы десять пфенигов хватило! Я думала, Финбер украл их из моего кошелька, потому что у меня пропало две марки». Мне было очень неловко. Я просто не могу представить таких отношений с детьми, что 7милетний ребенок может УКРАСТЬ деньги из кошелька матери (да я бы, если честно, пропажи 2х марок просто не заметила...). И что две марки – это так безумно много... конечно, можно купить одну жвачку и на 10 пфенигов, и если бы у меня оказалась в кармане меньшая монета, я бы им дала. Но я не вижу трагедии и в двух марках.
Но больше всего меня поразило серьезное, недетское выражение лица Финбера. То, что он ни разу с Кристиком не играл по-настоящему (другие дети, скажем ради справедливости, все же играют). Он даже не очень интересовался игрушками (а ведь у него дома таких нет). Его интересы – очень взрослые: куда-то пойти, поехать на велосипеде, что-то купить... В последнее время, когда мы разрешили сыну играть на компьютере, Финбер стоял сзади него и жадно смотрел. Сам он боится прикасаться даже к клавиатуре. Собственно, другом Кристика он так и не стал, Кристик неоднократно говорил, что не любит Финбера, и сам ни разу не согласился пойти к нему в гости.
Финбер лучше всех в классе играет на флейте и рисует. Его отец – вальдорфский преподаватель в этой же школе. В семье он по счету пятый ребенок.


О религии в вальдорфской школе.
Тут я не так уж много могу сказать. В первом классе никаких специальных занятий по религии нет. Только нас, родителей, все время призывали ходить на лекции по антропософии, и регулярно всучивали антропософский журнал. Во втором классе начались занятия религией (то есть, понятно, антропософской теорией), во внеурочное время, но мой сын туда не ходит. Я сказала в школе, что он будет заниматься в церкви, с детьми из обычной школы, которые готовятся к первому причастию. В школе это проглотили – но вообще-то мой сын единственный, кто ходит в церковь. Все остальные получают религиозные знания из рук антропософов.
Некоторые моменты, конечно, уже настораживают. Молитва перед едой – Матери-Земле. Явный культ ангелов. Я рассказывала детям о Боге, и Кристик тут же перебил: «А я больше люблю ангелов». Однажды он рассказал мне: «Я видел ночью ангела... он стоял возле кровати, такой зеленый...» У меня возникло подозрение, что в школе им советуют «видеть». Конечно, я не могу этого утверждать. Но и само по себе это видение у сына возникнуть не могло. К счастью, больше такое не повторялось. Вообще если дочь (которая ходит со мной в церковь) все время расспрашивает о Боге, то все интересы сына направлены на ангелов. О Христе он толком ничего не знает, зато все знает про Архангелов Гавриила и Михаила (все – это какие-то сомнительные небиблейские легенды, которые им рассказывают в школе).
В детской группе праздновали день рождения моей дочери (4 года). Воспитательница рассказала: «4 года назад к маме прилетела крошечная звездочка и сказала: «Меня зовут Алина». И превратилась в хорошенькую девочку». Потом я узнала, что это обычная антропософская легенда. Все это хорошо, но маленькие дети и так с большим трудом умеют отделять выдумку от действительности. Для нас это звучит мило, а дети и в самом деле в это верят. Антропософского ребенка постоянно окружают ведьмы, гномы, домовые, волшебники, феи, ангелы... Это реальность, в которой он живет. Учительница сына, узнав, что мы едем в Россию, сказала: «О, это замечательно! В России совсем особенные ведьмы!» Сын все допытывался у меня, где же ведьмы.
Словом, ребенка настраивают на общение с самыми разными духовными существами... и практически ничего не говорят о Боге. Разве что в самых общих словах. Бог там где-то далеко, Он далеко, Он нас сотворил, но в нашей жизни он как бы и не присутствует. В самом начале учительница нам объясняла: «Мы стараемся обставлять урок по-христиански». «По-христиански» - это значит зажигать свечи и читать изречения Штайнера. Ой, там еще копия Сикстинской Мадонны на стене вывешена! Обычные христианские праздники – день Св. Мартина, Пасха, Рождество – в школе не отмечаются никак.

К счастью, Господь помог нам избавиться от этого наваждения.
Нет ничего дороже для родителей, чем жизнь и счастье собственного ребенка. Так хочется, чтобы он получил особенно хорошее образование, хочется дать ему что-то необычное в жизни... И вот, пользуясь этим естественным родительским чувством, антропософы зазывают людей в свои школы. Теперь еще и в России. Но если в Германии антропософия занимает давно отдельную нишу, люди из этой секты отделены от окружающего мира, и «нормальные» дети крайне редко попадают в такие школы, то в России нет антропософской традиции, и в эти школы набирают обычных детей. Даже если родители не являются христианами, даже если они сами эзотерики, я советовала бы всем очень хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка именно в вальдорфскую школу. Учитывая все вышеизложенное.


Яна Завацкая. 2002 год. Взято с сайта
Скрытый текст:
http://iriney.ru/sects/valdor/news002.htm
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Ova
Школьные годы
Школьные годы

На сайте с 29.02.08
Сообщения: 1058
В дневниках: 342
Откуда: Бугринская роща
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Дек 14, 2012 20:40     Ответить с цитатой

Lisenok
Расскажите , пожалуйста, что у вас в садике получается, что видите в результате (или процессе)? Очень интересно про реальный опыт узнать.

Добавлено спустя 2 минуты 33 секунды:

olen писал(а):
Девочки, а вы уверены, что вам нравится вальдорфская система?
Назвать можно как угодно... часто говорят - у нас вальдорф!
Но реально - ведь эта методика многодетных крестьянских семей.
Ничему не учить, дети должны просто подражать старшим, физический труд, ...
Нет, что тут перессказывать - почитайте! почитайте про эту методику.
Кстати, согласно правилам Вальдорфа - если у человека появилось новое пальто - старое он должен отдать - зачем одному человеку два пальто?
Сложно все это - начало 20 века и начало 21 века - разные времена.
В общем - не гонитесь за красивыми названиями. ;)

Где? Где "часто говорят - у нас вальдорф"? В Новосибирске?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Нюська
Школьные годы
Школьные годы


На сайте с 20.03.05
Сообщения: 1414
В дневниках: 1
Откуда: Академ
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вс Дек 16, 2012 15:42     Ответить с цитатой

Ova
Я работаю воспитателем в том самом саду, о котором говорит Lisenok.
Сразу скажу, что у нас только элементы вальдорфа, большее пока не чувствуем, что нужно. Антропософии мы не касаемся и стараемся больше пользоваться русским культурным наследием (песни, игры, сказки).
Из вальдорфа:
1. обстановка сада - в спокойных тонах, стараемся, чтобы игрушки были из натуральных материалов, многие сделаны своими руками;
2. нет отдельных занятий по математике, развитию речи и т.д., много времени дети свободно играют;( но утром проводятся приветствия с играми, песнями и другим, и это дает толчок для развития ребенка)
3. весь педагогический процесс строится на чередовании эпох (тем). Например, сейчас идет эпоха Рождества. В течении эпохи весь материал подбирается с учетом темы.

Я считаю, для дошкольников это очень гармоничная система. Выпускники нашего сада спокойно учатся в обычных школах, и никто ни разу не говорил, что они менее развиты, чем другие. За то говорят, что гораздо уравновешеннее и спокойнее многих деток в классе. :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (2)  
 
li321
Первый класс вторая четверть
Первый класс вторая четверть


На сайте с 26.10.08
Сообщения: 893
В дневниках: 1
Откуда: академ
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Дек 17, 2012 10:52     Ответить с цитатой

слегка напоминает Степановскую школу. Она мне кажется менее одиозна чем обсуждаемая. Хотя их тянет в тех же направлениях
В нашей стране слава богу диплом не отличается, в вузы поступать можно. Это не Германия, где после реалскуле, как в дореволюционной России после реальных училищ. У нас и после ПТУ можно в институт - это ПОКА - потом что будет ....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Lisenok
Профессор
Профессор

На сайте с 27.02.04
Сообщения: 5616
В дневниках: 744
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Дек 17, 2012 11:16     Ответить с цитатой

а что такое степановская школа? :oops:
_________________
КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Ova
Школьные годы
Школьные годы

На сайте с 29.02.08
Сообщения: 1058
В дневниках: 342
Откуда: Бугринская роща
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Дек 17, 2012 15:05     Ответить с цитатой

Нюська писал(а):
Ova
Я работаю воспитателем в том самом саду, о котором говорит Lisenok.
Сразу скажу, что у нас только элементы вальдорфа, большее пока не чувствуем, что нужно. Антропософии мы не касаемся и стараемся больше пользоваться русским культурным наследием (песни, игры, сказки).
Из вальдорфа:
1. обстановка сада - в спокойных тонах, стараемся, чтобы игрушки были из натуральных материалов, многие сделаны своими руками;
2. нет отдельных занятий по математике, развитию речи и т.д., много времени дети свободно играют;( но утром проводятся приветствия с играми, песнями и другим, и это дает толчок для развития ребенка)
3. весь педагогический процесс строится на чередовании эпох (тем). Например, сейчас идет эпоха Рождества. В течении эпохи весь материал подбирается с учетом темы.

Я считаю, для дошкольников это очень гармоничная система. Выпускники нашего сада спокойно учатся в обычных школах, и никто ни разу не говорил, что они менее развиты, чем другие. За то говорят, что гораздо уравновешеннее и спокойнее многих деток в классе. :-)


Мне тоже именно то, что вы написали, больше всего в вальдорфском направлении нравится. С удовольствием поучилась бы у вас тому, что вы уже умеете. Если у вас будут какие-то встречи, сообщите мне, пожалуйста. Отправлю контакты в ЛС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Agata2310
Профессор
Профессор


На сайте с 03.10.11
Сообщения: 5750
В дневниках: 275
Откуда: Пед.универ
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Фев 19, 2014 2:03     Ответить с цитатой

*Dior*
И иже с ними рекомендую цикл видео для начала :give_heart: для пробуждения! :give_heart:
http://koscuni.ru/video/476/_item-90
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Таня108
Ясельки
Ясельки


На сайте с 04.04.11
Сообщения: 15
Откуда: RU
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Июн 07, 2014 14:21     Ответить с цитатой

У меня знакомых 3 семьи на Алтае, которые своих детей учат в своей частной школе с элементами вальдорфской педагогики и Селестена Френе.
Старшие детки по-моему 4 класс закончили. все экзамены экстерном сдают в школу местную.
Детки очень мне нравятся, у них такая забота друг о друге, ссор, драк я вообще ни разу не видела, они с удовольствием учатся сами, никто с палкой над ними не стоит.
ответственные, широкоразвитые, очень отличаются от простых школьников. еще очень конструктивные, мальчишки строят свой штаб, девочки рисуют, что то мастерят. еще они все время какие то спектакли готовят. запоминают и рассказывают целые поэмы, мне столько не выучить никогда) а у них это с удовольствием!
Я у них каждый раз учусь как просто можно жить с детьми
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
Alika s
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 21.10.09
Сообщения: 3589
В дневниках: 13
Откуда: Новосибирск, пл. Станиславского
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Окт 19, 2016 15:42     Ответить с цитатой

В нашем городе открыласъ валъдорфская школа. Естъ группа в контакте.

Семейная школа-сад "ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ"

Новосибирская школа "Добрые традиции" явилась результатом поисков инициативной группы родителей, желающих дать своим детям хорошее всестороннее образование. Проанализировав все имеющиеся в Новосибирске предложения и перефразировав известную присказку про утопающих, мы пришли к выводу, что "образование детей – дело рук тех родителей, кто хочет, чтобы их дети выросли образованными". И решили создать свою школу. Нашли хороших учителей классического направления, начали учиться на специальном семинаре по подготовке вальдорфских учителей, обратились к опытным вальдорфским педагогам из других городов, стали перенимать их опыт.

На сегодняшний день наш дружный педагогический коллектив состоит из классных учителей 1 и 3 классов, учителя живописи и рисования, учителя английского языка, учителя музыки, учителя физкультуры и психолога. Мы готовы принять в свои ряды стажёров, которые, пройдя хорошую практику в нашей школе в 2016-2017 учебном году, станут классными (основными) учителями для деток будущего 1-го класса.

Таким образом, каждый год наша школа будет "прирастать" новым 1-м классом, а старшие дети - продвигаться дальше, к средней и старшей школе.

К чему мы стремимся?

Мы хотим, чтобы наши ученики выросли здоровыми (а не замученными школьной зубрежкой), культурными людьми, обладающими развитыми человеческими (а не «компьютерными») качествами, не обремененными комплексом неполноценности и способными, исходя из собственной свободы, самостоятельно определить свой путь в жизни, отличающими в ней истинное от ложного и готовыми активно и творчески преобразовывать ее. А еще хотим, чтобы о школьных годах наши ученики вспоминали, как о лучшем времени в жизни.

Тел. администратора +7 (383) 310-99-71,
руководителя проекта +7 (383) 292-81-12
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник         Благодарностей:  (1)  
 
Lisenok
Профессор
Профессор

На сайте с 27.02.04
Сообщения: 5616
В дневниках: 744
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Окт 19, 2016 16:39     Ответить с цитатой

Alika s
очень здорово!
а где расположена ваша школа?
_________________
КОУЧ ICF. Помогаю изменить жизнь к лучшему
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Лёля
Академик
Академик

На сайте с 05.10.07
Сообщения: 26020
В дневниках: 3130
Откуда: Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Ноя 08, 2016 18:10     Ответить с цитатой

Цитата:
Вальфдорфская система - детище Рудольфа Штайнера. А Штайнер - отец антропософии, двоюродной сестры теософии. Не зря он был дружен с Анни Безант. Оба течения эзотеричны по своему характеру. Его представители верят в сверхъестественное, а значит, отрицают рациональное мышление. Вернее, они навязывают этот взгляд другим людям, потому что сами очень прагматичные люди.
Теперь о сути вальдорфской системы. Все, кто ее сегодня хвалит, забывают одну простую вещь. Первая школа была организована в 1919 году - на деньги владельца табачной фабрики "Вальдорф-Астория", откуда и название. Так вот, школа эта изначально предназначалась для воспитания детей из низших слоев общества. Фактически она готовила рабочих для табачной фабрики, которые не должны были блистать интеллектом. Поэтому в методических пособиях (большинство из них написаны самим Штайнером) делается упор на "духовность" и "душевность". Детей приучали к "ритмичному" распорядку дня и эмоциональному, розово окрашенному восприятию реальности, а значит, отучали рационально мыслить.
Сегодня эта педагогическая система получила новый толчок. Оно и понятно, в эпоху глобализации Системе нужны жизнерадостные роботы, а не мыслящие личности.
В связи с новым витком развития этой системы она критиковалась в бюллетне Комиссии РАН по борьбе с лже-наукой.
Теперь о куклах. Еще Штайнер советовал использовать "природные" наглядные пособия и игрушки - всякие чурбачки и другие дешевые, необработанные материалы. На обучение будущих работяг табачной фабрики никто не собирался тратить большие деньги. И хотя сегодня этому приписывают какой-то другой смысл, не нужно обманываться. Дети крепостных крестьян в царской России играли именно такими куклами - по бедности. Сами мастерили, сами играли.

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/29296-chto-takoe-valdorfskoe-obrazovanie-i-chem-znamenity-valdorfskie-kukly.html
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Лёля
Академик
Академик

На сайте с 05.10.07
Сообщения: 26020
В дневниках: 3130
Откуда: Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Ноя 08, 2016 19:44     Ответить с цитатой

li321 писал(а):
слегка напоминает Степановскую школу. ..


Ну да, не чем не напоминает. Степанова работает с мышлением через смысловую предметную деятельность, а у Штайнера цель была иная - подготовить рабочих для своего бизнеса, соответственно система воспитания была таковой, что они должны были быть спокойными/усидчивыми, уметь все аккуратно делать руками (это и отрабатывалось руками ежедневно) и радоваться тому что дают, рабское сознание короче.
У Степановой все наоборот - не важно как ты это делаешь, важно каким способом и насколько продуктивным для мозга, жизнь в реальных условиях, а не иллюзорных, в которые ребенок должен вписаться тоже найти предварительно способ. Это прям очень очень вкратце.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Смешинка
Академик
Академик

На сайте с 20.03.07
Сообщения: 6807
В дневниках: 21755
Откуда: Выставочная
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пт Апр 27, 2018 10:42     Ответить с цитатой

Lisenok
На Горском, 51 сейчас находится центр
_________________
Вальдорфский детский сад :) Натуральные игрушки, бережное развитие, опытные садовницы
а также школа 1-9 классы :)

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Дети - уход за детьми, питание и воспитание детей. » Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество
Страница 2 из 3 На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах