Новости сайта и форума Sibmama 
[Знаменитые мамы]
ДЖОАН РОУЛИНГ: ТАЛАНТЛИВАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА И МНОГОДЕТНАЯ МАМА
Дневник детского невролога
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.       Форумы » Консультации специалистов » Консультации специалистов. Архив » Консультации детского невролога
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Олег Корень
Любимый Консультант
Любимый Консультант


На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058
СообщениеДобавлено: Пт Июн 04, 2010 20:16     Ответить с цитатой

Я решил написать этот текст в надежде на то, что он поможет некоторым и особенно молодым мамам понять, что же это за специальность такая "невролог". Чем неврологи занимаются. И объяснить смысл многочисленных и непонятных слов, которые они изрекают.
Время субъективно. И в этом смысле период вынашивания для человека самый большой путь, который ему выпал. Представляете, от оплодотворенной яйцеклетки и до рождения ребенка. Сам этот путь остается во многом загадочным и поныне. Несмотря на все УЗИ и лабораторные анализы удается увидеть только большие нарушения и аномалии. Да и само рождение пожалуй самый драматичный момент в жизни. После рождения ребенка врач неонатолог оценивает насколько успешно был пройден этот путь. Поэтому советую всем мамам обращать внимание не только на вес и рост новорожденного, но и на такой показатель, как шкала Апгар. Она разработана Вирджинией Апгар в 1952г. Оцениваютя следующие показатели: окраска кожных покровов, частота сердечных сокращений, рефлекторная возбудимость, мышечный тонус, дыхание. Хорошей оценкой считаются 8-10 баллов. 7 баллов ставится обычно когда у ребенка легкая гипоксия (кислородное голодание). Эти 7-балльные ребятишки часто наблюдаются неврологом по поводу повышенной возбудимости и негрубо повышенного мышечного тонуса. Самым частым последствием легкой гипоксии является "синдром гиперактивности с дефицитом внимания". 5-6 балльные дети рискуют иметь в будушем более серьезные проблемы, например задержки психоречевого развития и иногда синдром аутизма. Там где оценка ниже 5 баллов, имеется повышенный риск ДЦП. Прошу понять меня правильно, речь идет о риске, а не о жесткой приуроченности.

Продолжение следует

Добавлено спустя 36 минут 46 секунд:

В род доме также принимаются решения. Если ребенок пострадал при рождении то его, направляют на второй этап выхаживания, в стационар, обычно в отделение патологии новорожденных. Иногда в род.доме проводят НСГ(нейросонографию - УЗИ мозга). Но к сожалению не все род дома оснащены необходимым оборудованием. Поэтому мамам нужно знать. что НСГ включено в список обязательных исследований у каждого младенца, и постараться сделать это исследование после того, как выпишут домой. Почему то далеко не всегда врачи говорят об этом?
Если у ребенка нет неврологических нарушений, то осмотр невролога проводится в месячном возрасте, а потом в 3мес, перед вакцинацией АКДС.

Добавлено спустя 19 минут 55 секунд:

Если неврологические проблемы всё таки есть, то консультироваться необходимо чем раньше, тем лучше. Это связано с тем, что у мозга восстановительные способности тем выше, чем раньше после повреждения начата реабилитация. Почему то довольно часто можно услышать неверный аргумент о том, что из-за того что ребенок очень маленький, врач ничего не увидит. Это ошибка!

Добавлено спустя 11 минут 18 секунд:

Ребенок на первом месяце жизни очень отличается от взрослого. С точки зрения взрослой неврологии это сплошная патология. Если образно оценивать малыша то у него "ручки, как крючки, ножки, как у козы рожки" Это характеристика так называемого "флексорного" (сгибательного) гипертонуса. Это и ручки в кулачках, и "фигушки", которые показывает ребенок, и ограничение при попытке поднять ручки вверх и выпрямить, и оганичение при разведении тазобедренных суставов, и попа поднимаемая вверх в положении на животе.

Добавлено спустя 54 минуты 53 секунды:

При исследовании мышечного тонуса, необходимо чтобы соблюдались определенные условия. Температура должна быть 24-26 градусов. При более низкой температуре мышечный тонус повышается и может иметься тремор (дрожание). При более высокой температуре может быть мышечная гипотония. Освещение ребенка должно быть симметричным. Поскольку свет, падающий с одной стороны вызывают сужение зрачка и глазной щели на стороне освещения. Очень сильно мышечный тонус зависит от того, сыт ребенок или нет. Один из типичных случаев, когда неврологический диагноз ставится ребенку у матери которого не хватает молока. Но распознается это не всегда сразу. Ребенок, который не доедает, обычно напряжен и кричит без понятной причины. Но вот крик у него своеобразный, даже не знаю как это описать: крик прерывистый, монотонный требовательный. Опытные мамы наверное поймут, о чём я говорю.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (12)  
 
Олег Корень
Любимый Консультант
Любимый Консультант


На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058
СообщениеДобавлено: Ср Июл 14, 2010 12:35     Ответить с цитатой

Глухонемой 16-летний юноша, Петр. Направлен на консультацию в связи с "неадекватным" поведением. Целью является "вывести" из школы.
Жил был очень добрый, дисциплинированный мальчик. Ну просто "мистер райт". Хорошо учился, имел разряд по шахматам. Но вот в 16 лет грянул некий кризис. Он стал хуже учиться, пропускать уроки. Что случилось? Да бог знает! Может быть несчастная любовь? А может быть чуть запоздавшая подростковая реакция эмансипации? Интересно есть ли психологи, работающие с глухонемыми? А тут ещё его избили. Какой то взрослый негодяй 24 лет. Итог - сотрясение головного мозга.

Добавлено спустя 54 минуты 46 секунд:

После этого Петя начал усиленно заниматься качанием мышц. До рвоты. А тут он вообще учудил, уснул на уроке.
"Педагогические тучи" сгустились. поняв и осознав суть ситуации мальчик действительно стал вести себя необычно. Он ходит по школе заискивающе улыбаюсь всем. Здоровается по нескольку раз. Всем педагогам языком жестов говорит: "Я хороший! Простите меня!" Верхом "неадекватности" была попытка нести портфель директора. Как верный оруженосец! Как верный пес! Оценили это так. Скорее всего он и на агрессию способен. Наверное стоит подумать о завершении обучения. Как бы чего не вышло!
На приеме. Напряженное лицо с приклеенной улыбкой. при внимательном взгляде смущается, краснеет. И примерно догадываясь о чём идет речь, объясняет жестами матери: "Мама, не ругай меня! Я хороший!" Потом обращаясь ко мне: "Я хороший! Я хороший!" И уже прощаясь, многократно кланяясь, как японский дипломат: "Спасибо! Спасибо! Спасибо!"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (3)  
 
Олег Корень
Любимый Консультант
Любимый Консультант


На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058
СообщениеДобавлено: Ср Июл 14, 2010 13:13     Ответить с цитатой

Эмилии 41 год. с детства эпилепсия. Сначала, по рассказам, это были абсансы. Сейчас генерализованные судорожные приступы с потерей сознания. Всю жизнь принимает бензонал в очень низкой дозе, боясь побочных эффектов. Очень тревожна, мнительна, обстоятельна. Если бы приступы не участились, вряд ли пришла бы. Беседуем. Деликатно объясняю, что прием бензонала в таком режиме по сути дела имитация лечения, символическое действие. Всё равно, что газеткой гвоздь забивать. А негативные следствия приема барбитуратов накапливаются. Начали обсуждать с Эмилией варианты. Вальпроатов боится как огня. Видела, как у знакомых принимающих их сыпятся волосы, как набирается вес. Результатом долгого и непростого разговора был вариант тестирования кеппры. Всё досконально разобрали и шансы на успех и финансовую сторону. Ещё месяц сомневалась. Пару раз подходила в нерешительности. И вот очередной приступ вынудил принять решение. И вновь пробуксовка. Начала прием с 250 мг и так и застряла на этой дозе. Почувствовала какую то сонливость и испугалась. Зато по своей инициативе отменила бензонал. Конечно же случился приступ. Хорошо, что не статус! Но слава богу! Теперь уже вышли на 1500мг. Т-Т-Т, пока всё хорошо!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Icejoy
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы


На сайте с 08.05.10
Сообщения: 3348
В дневниках: 9
Откуда: Барнаул "Докучаево&qu ot;
СообщениеДобавлено: Чт Июл 15, 2010 1:31     Ответить с цитатой

Олег Корень писал(а):

7 баллов ставится обычно когда у ребенка легкая гипоксия (кислородное голодание). Эти 7-балльные ребятишки часто наблюдаются неврологом по поводу повышенной возбудимости и негрубо повышенного мышечного тонуса. Самым частым последствием легкой гипоксии является "синдром гиперактивности с дефицитом внимания".

Подскажите а по каким признакам определяют гипоксию?
И как помочь таким деткам? Как проявляется синдром гиперактивности с дефицитом внимания, если есть пример из жизни?
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Олег Корень
Любимый Консультант
Любимый Консультант


На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058
СообщениеДобавлено: Чт Июл 15, 2010 16:31     Ответить с цитатой

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%B3%D0%B0%D1%80
Это ссылка где написано о шкале Апгар, как инструменте оценки гипоксии в родах

Добавлено спустя 15 минут 4 секунды:

Критерии диагностики СДВГ посмотрите здесь:
http://remedium.ru/section/detail.php?ID=17524
приводить примеры нет смысла, так как каждый человек уникален. И их очень много. За сегодня я принял уже 4 детей с СДВГ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Олег Корень
Любимый Консультант
Любимый Консультант


На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058
СообщениеДобавлено: Чт Июл 15, 2010 18:50     Ответить с цитатой

Новосибирск
Несколько дней назад зародилось, возникло новое чувство, ощущение. Вдруг всплыло, как подводная лодка из мерцающей глубины. Я понял, что люблю Новосибирск!
И совсем не типа"Стерпелось-слюбилось!" А какое то тёплое ощущение пропитанное запахом ветра, вырывающегося из метро, запахом топящихся печек в районе Шевченсковского массива, запахами сосновой хвои и разнотравья Академгородка, запахом кофейни "Шансонье", запахом асфальта и смога ГБШ. И ещё весь город пахнет ванилином. И только несколько дней назад я узнал, что это средство от мошки :lol: То что раньше представлялось хаотически разбросанными пятнами "мест силы" - площадь Ленина с Первомайским сквером, площадь Пименова с ГПНТБ и фонтанами, Горбольница, "Уйгурская кухня" возле ЦУМА, "МЕГА" и т. д. - вдруг слилось в потрясающее индейское лоскутное одеяло. И всё это пространство задышало. Да так, что защемило сердце от ощущения жизни.
И не только запахи, но ещё и лица! Никогда и нигде я с такой жадностью не разглядывал лица людей! Сколько новых генетических комбинаций! сколько судеб и историй вокруг! Студенческая маршрутка с неуспевшими выспаться и накраситься первокурсницами из Универа, читающими наспех конспекты. Свеженатренированная деловая мимика офисных работников в галстуках, демонстративно уверенно ведущих себя. Колоритные лица бизнес- леди за тонированными стеклами "Лексусов" и "Порше". Девочки-подростки с банальной пирсинговой капелькой на крыле носа и в штанах типа "трахни меня". Рассеянные лица интеллигентных городковских старушек в ажурных чепцах и с посветлевшими от времени глазами. Серьезные лица первомайских парней, прогуливающихся в спортивных костюмах вдоль улицы Первомайской с бутылкой пива "Сибирская корона". Ехидные мордочки городковских белок, дразнящих городковских собак, которые подпрыгивают и съезжают на когтях, как мультперсонажи с сосновых стволов, захлебываясь визгливым лаем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (11)  
 
Megan
Профессор
Профессор


На сайте с 12.08.04
Сообщения: 6804
В дневниках: 802
Откуда: Новосибирск, Академ, ВЗ
СообщениеДобавлено: Пн Сен 27, 2010 23:16     Ответить с цитатой

Олег Леонидович, большое спасибо Вам за вчерашний прием (я была у Вас с Лизой, по поводу речевого развития). Честно признаться, Вы приятно поразили меня умением мгновенно найти подход к ребенку. Лизе Вы тоже понравились, и она даже собирается в следующий раз принести Вам конфетку :-)

Спасибо!

(Не знаю, в какой топик лучше написать, так что пишу сюда :oops: )
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Krolik
Ясельки
Ясельки


На сайте с 01.10.09
Сообщения: 143
СообщениеДобавлено: Пн Ноя 08, 2010 23:54     Ответить с цитатой

Как интересно!! Журналистика - это Ваше второе призвание :-) Ждем новых записок :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Танюшка75
Детский сад
Детский сад


На сайте с 15.12.09
Сообщения: 260
В дневниках: 1
Откуда: Красноярск
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 09, 2010 0:21     Ответить с цитатой

Олег Леонидович наш любимый невролог! И просто очень замечательный человечек!
Спасибо Вам за Вашу работу! От меня и Семена :serdce:
_________________


Если есть мечта - беги к ней, не можешь бежать - иди к ней, не можешь идти - ползи к ней. Не можешь ползти - ляг и лежи в её направлении!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Ninuldi
Школьные годы
Школьные годы


На сайте с 20.03.09
Сообщения: 1218
Откуда: Калининский район п.Северный
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 27, 2010 21:13     Ответить с цитатой

Олег Корень
Здравствуйте! Ребенку 13 лет, 7 класс, я боюсь ходить к нему в школу, меня постоянно ругают за его неуспехи, хотя мы занимаемся каждый день. Сейчас он на домашнем обучении, но врачи с трудом и не всегда дают ему справку для этого. Вот и в этом году дали на полгода, объяснив что при его диагнозе можно учиться вместе со всеми. Учителя же настаивают на домашнем обучении, так как он очень быстро утомляется, отвлекается, всё делает очень медленно и в итоге отстает от всех. Невролог ставит диагноз энцефалопатия с нарушением памяти, внимания, раньше писали ММД. Сын на самом деле очень быстро устает от уроков, пишет медленно, читает как первоклассник, запоминает с трудом, на спорт времени не остается. Проводили различные обследования, врач особо страшного ничего не увидел, назначают кортексин, пантокальцин, глицин, витамины и т.д. - колем, пьём периодически, но особых сдвигов не наблюдаем. Как быть?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Олег Корень
Любимый Консультант
Любимый Консультант


На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058
СообщениеДобавлено: Пн Ноя 29, 2010 15:32     Ответить с цитатой

Ninuldi
Понятно, что он "неудобен" для учителей. Но исходя из интересов ребенка, предпочтительнее обучение в школе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Ninuldi
Школьные годы
Школьные годы


На сайте с 20.03.09
Сообщения: 1218
Откуда: Калининский район п.Северный
СообщениеДобавлено: Вт Ноя 30, 2010 14:05     Ответить с цитатой

Олег Корень
Cпасибо, что ответили. Врачи обвиняют учителей в том что они якобы не хотят учить, а учителя (когда ребенок занимается в классе) настаивают на том что необходимо дополнительно обследоваться и переходить на индивидуальное обучение. Мы прошли все возможные обследования - врачи особо страшного ничего не находят,
и даже справка на индивидуальное обучение нам не положена. Вот! Олег Леонидович! Может быть подскажите куда нам обратиться для уточнения диагноза!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Олег Корень
Любимый Консультант
Любимый Консультант


На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058
СообщениеДобавлено: Чт Фев 10, 2011 10:11     Ответить с цитатой

Индивидуальное обучение на дому это то поле несогласия между врачами и педагогами, где сломано много копий в спорах "выводить" на дом или "не выводить". Ведущий специалист по СДВГ профессор Леонид Семенович Чутко (Институт мозга человека РАН, Центр поведенческой неврологии, С-Петербург) выступая с лекциями перед врачами и педагогами, однозначно отстаивал приоритет обучения в классе. Педагоги же возмущенно требовали каких то новых форм (школ или классов) для детей с СДВГ. Этот подход называется "сегрегация". Основной побудительный мотив педагогов это "неудобство" этих детей. Но их по некоторым данным 5-10%. И они такие же равноправные члены общества. Навыки работать и жить в коллективе невозможно переоценить. Мне кстати вспомнился старый анекдот про комнату в школе на последнем этаже с табличкой "Вовочка"
И вот буквально вчера в метро слышу рекламу какого то центра, который предлагает услуги в социализации детей, обучающихся на дому. Вот и создан новый сектор рынка услуг.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (1)  
 
Олег Корень
Любимый Консультант
Любимый Консультант


На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058
СообщениеДобавлено: Пн Фев 21, 2011 18:37     Ответить с цитатой

Проблемы оценки неврологического статуса
ребенка первого года жизни.
Более 10 лет прошло с тех пор, как сообщество отечественных детских неврологов ощутило методологический кризис, который существует и по сей день.
Но сначала обратимся к статистике. Крупнейшие эпидемиологические исследования, проведенные в США показали, что частота неонатальной эн-цефалопатии колеблется от 2 до 9 на 1000 новорожденных [5]. По данным питерских авторов [3], которые использовали для оценки классификацию Ю.А.Якунина, частота гипоксически-ишемической энцефалопатии у доно-шенных новорожденных 38 на 1000, а среди недоношенных 88 на 1000. Вот эта разница, примерно на порядок, отражает по-видимому чувствительность и требовательность отечественных подходов. Но в практической деятельно-сти приходится сталкиваться с невозможной и трудно объяснимой с точки зрения обычной логики ситуацией. При изучении амбулаторных карт детей первого года жизни в одной из муниципальных поликлиник была получена цифра 70%. То есть гипоксически-ишемическая энцефалопатия констатиру-ется более чем у половины детского населения.
Процитирую монографию ведущих российских детских неврологов А.Б. Пальчика и Н.П. Шабалова «Гипоксически ишемическая энцефалопатия новорожденных». Это их анализ причин и последствий гипердиагностики:
1. Нарушение принципов неврологического осмотра
а) некорректная оценка ряда эволюционных явлений
б) нарушения стандартизации осмотра
2. Отнесение к патологическим ряда адаптационных, транзиторных явлений со стороны нервной системы новорожденного.
3. Плохая осведомленность о классификациях гипоксически-ишемической энцефалопатии
4. Психологические причины. Они заключаются в том, что в связи со сло-жившейся в отечественном здравоохранении ситуации, «гипердиагностика» не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения, и в случае пра-вильности или неправильности диагноза исход благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие «правильного» диагноза и «правильного» лечения
5. Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалифика-ции персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников.
"Гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда счи-тают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следую-щем.
1. Длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к размыванию границ в представлениях врачей между нормальными и патоло-гическими состояниями. Диагностировать «заболевание» оказывается «бес-проигрышным» вариантом.
2. Негативные последствия для родителей и близких ребенка.
Избыточная диагностика не является безобидной для семьи ребенка. Во-первых, тотальное диагностирование «ПЭП» приводит к тому, что родители считают ребенка больным даже тогда, когда он здоров, что ведет, в свою очередь, к внутрисемейным психологическим проблемам. Во-вторых, «ги-пердиагностика» приводит к извращенным представлениям родителей о «норме» и «патологии». В-третьих, избыточная диагностика ведет к неоправ-данному лечению…
Несколько слов о глазных симптомах:
1.Симптом Грефе – широкое открывание глаз с появлением полоски склеры между верхним веком и радужкой. В подавляющем большинстве слу-чаев не имеет отношения к внутричерепной гипертензии. Чаще всего носит конституциональный характер. В этом случае полезным бывает обратиться к фотографиям родителей в младенчестве. Иногда встречается в структуре «синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», как проявле-ние транзиторной неврологической дисфункции.
2. Совсем другого отношения требует симптом «заходящего солнца» - смещение глазного яблока вниз с отклонением части радужки под нижнее веко. Но и он не является специфическим маркером внутричерепной гипер-тензии и встречается при поражениях головного мозга разной этиологии, на-пример при ядерной желтухе или при стволовых сосудистых нарушениях.
3. Эпизодическое сходящееся косоглазие может встречаться до 1-2 ме-сячного возраста. В то же время, расходящееся косоглазие является патоло-гическим всегда. Чаще всего встречается при внутренней гидроцефалии и стволовых нарушениях.
Раз уж ранее было упомянуто о «внутричерепной гипертензии», хоте-лось бы немного остановиться на этом явлении. Синдром внутричерепной гипертензии, как клинический синдром существует лишь в отечественных классификациях неонатальной энцефалопатии. В большинстве неврологиче-ских школ считается, что отёк головного мозга, являющийся одной из основ повышения внутричерепного давления, представляет собой патогенетиче-скую сущность гипоксически-ишемической энцефалопатии.
Достаточно широко в диагностике перинатальных поражений головно-го мозга в настоящее время применяется термин «гипертензионно-гидроцефальный синдром» - понятие, используемое исключительно в России.
Процитирую одного из ведущих московских детских неврологов, кон-сультанта «Русмедсервера» Ноговицина В.Ю. [6]:
«Поголовная диагностика внутричерепной гипертензии – порок отече-ственной неврологии. К счастью в большинстве случаев такой диагноз не имеет отношения к реальным проблемам пациента. Повышение внутриче-репного давления это не диагноз, а описание одного из звеньев развития множества различных заболеваний». Это так же, как не может быть диагноза «повышенная температура». Заболевания, при которых повышается внутри-черепное давление:
1. Активная гидроцефалия
2. Опухоли головного мозга
3. Энцефалиты и менингиты
4. Внутричерепные кровоизлияния
5. Некоторые наследственные заболевания (краниостенозы, семейная добро-качественная внутричерепная гипертензия)
6. Тяжелые гипоксически –ишемические поражения головного мозга с разви-тием отека мозга. В неонатальной практике это модель пациента с цереб-ральной ишемией, как минимум 2 степени (средней тяжести) [1].
В соответствии с одним из ведущих западных авторов C. Amiel-Tison [4] признаками внутричерепной гипертензии являются.
1. Летаргия
2. Рвота
3. Зевание
4. Нерегулярное дыхание
5. Эпизоды апноэ
6. Брадикардия
7. Глазные знаки (симптом «заходящего солнца»)
По отечественным критериям [6] :
1. Головные боли
2. Тошнота, рвота или срыгивания вне приема пищи
3. Нарушения зрения и движений глазных яблок (косоглазие)
4. Застойные диски зрительных нервов на глазном дне
5. Избыточный рост окружности головы, выбухание и напряжение родничка, расхождение швов черепа
6. Возможны судороги
Надо помнить, что отдельно каждый из перечисленных признаков не свидетельствует о повышении внутричерепного давления.
Теперь о самом болезненном, о двигательной сфере. Так называемый «синдром пирамидной недостаточности», которого нет ни в МКБ, ни в клас-сических руководствах и монографиях по детской неврологии. Сейчас в вы-писках из родильных домов пишут «транзиторное состояние новорожденно-го, синдром пирамидной недостаточности». И пишут каждому! Что это озна-чает? Вероятно, что «пирамидная недостаточность» нормальное эволюцион-ное явление?
Есть такая неврологическая присказка: «Ребенок рождается – ручки, как крючки, ножки, как у козы рожки». Точнее не скажешь. И последующие месяцы проходят под знаменем редукции этого «пирамидного», точнее спи-нального гипертонуса. Но темпы этой редукции очень индивидуальны.
Какие феномены относящиеся к физиологическому гипертонусу чаще всего персистируют?
1. Спазм кистей рук, приведение 1 пальца
2. Повышение коленных рефлексов с расширением зон
3. Ограничение при пассивном разведении тазобедренных суставов
4. Физиологический варус стоп
5. Поджимание пальцев на стопах, опора на «цыпочки» и, иногда, даже перекрест ног на уровне стоп или нижней трети голеней
Иногда эти симптомы могут персистировать и до 6 месячного возраста.
Опора на «цыпочки» симптом очень неспецифический и может отра-жать не только двигательную сферу, но и, чаще, быть индикатором синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Этот симптом может ино-гда встречаться и при периферических невропатиях. Нам доводилось встре-чать опору на «цыпочки» даже при прогрессирующей мышечной дистрофии, причем в стадии, когда контрактуры еще не были сформированы.
Ещё одно крайне интересное эволюционное явление это физиологиче-ская астазия-абазия. Типичная ситуация - при осмотре в 3 месяца у ребенка нет опоры и шагового рефлекса. Педиатр начинает тревожиться, направляет к неврологу. Невролог диагностирует эту самую «пирамидную недостаточ-ность» и начинает лечить. Вот что писали Журба и Мастюкова в 1981г в мо-нографии «Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни»: «Реакции опоры и автоматической походки угасают к 1,5-2 мес. если взять под мышки ребенка и опустить на опору, то по сравнению с периодом ново-рожденности, когда он хорошо стоял на полной стопе, ребенок становится на наружные края стоп, а наклоненный вперед, он не делает шаговых движе-ний» [2]. То есть опора непостоянна и несовершенна. Но есть ещё один сек-рет – физиологическая астазия бывает не у всех. Приведу пример ещё одной такой «индивидуальной особенности». У одних авторов симптом Бабинского в норме до года, у других – до 1,5 лет. Кто прав? Думаю и те и другие. Такой размах вариативности. Приведу еще одну цитату: «Изменение одного какого-либо рефлекса при отсутствии других неврологических нарушений не имеет самостоятельного диагностического значения» [2].
Так как же все-таки разграничить норму и патологию, если графики ре-дукции пирамидных симптомов довольно индивидуальны? Я предлагаю та-кой ответ. Разрешить сомнения помогает оценка объема активных движений ребенка и показателей психомоторного развития. Если при оценке пассивных движений у 4-х месячного ребенка мы констатируем гипертонус в поясе верхних конечностей, но ребенок научился переворачиваться со спины на живот и успешно держит игрушку, то почти наверняка персистенция гипер-тонуса его эволюционная особенность. Когда произносится «синдром пира-мидной недостаточности», то представляется три возможных варианта трак-товки:
1. Либо это эвфемизм, и следует читать «центральный парез».
2. Второй вариант это эволюционная норма, связанная с пролонгированными по времени процессами миелинизации длинных двигательных путей. Так ес-ли это норма, то зачем же тогда писать это в графе «диагноз»? И тем более «лечить» норму.
3.Третий вариант, это когда в эту диагностическую нишу стремятся втиснуть все неопределенные нарушения в двигательной сфере, но для этого сущест-вует формулировка «синдром двигательных нарушений». Мне могут возра-зить, что эта формулировка ещё более неопределенна. Но что поделаешь, за-то эта формулировка честная.
Ещё один неврологический миф - это представление о том, что если большой родничок небольших размеров, то витамин Д давать вредно, и яко-бы такая ситуация может привести к краниостенозу. А маме нельзя есть тво-рог. На самом деле все варианты краниостенозов являются генетически пре-допределенными состояниями. И здесь хоть давай витамин Д, хоть не давай, на ситуацию это значимо повлиять не может. Увеличение размеров головы происходят не за счет родничков, а за счет того, что череп ребенка состоит из отдельных костей, между которыми хрящ. Существует генетическая модель тяжелой инфантильной гиперкальцемии синдром Вильямса-Бойрена (син-дром «лицо эльфа»). Так вот при этом заболевании из-за гиперкальцемии. формируется стеноз аорты, возможен стеноз мочеточников, потеря эластич-ности сосудов с формированием артериальной гипертензии, даже снижение эластичности голосовых складок с формированием низкого тембра голоса, а вот явления клинически значимого краниостеноза не описаны.
Представленная информация не претендует на полный обзор проблем возникающих при оценке эволюционных явлений и индивидуальных осо-бенностей детей первого года жизни. Нам представляется полезным продол-жение обсуждения этой темы для унификации диагностических подходов. Имеется предложение создать перечень спорных вопросов оценки невроло-гического статуса детей разных возрастов с целью их дальнейшего обсужде-ния.

Список литературы:
1. Барашнев Ю.И. «Перинатальная неврология». – Москва: Триада-Х,2001г., 640с.
2. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. «Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни». – М.:Медицина, 1981, 272с.
3. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. «Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных», - Москва:«МЕДпресс-информ», 2006. – 256с.
4. Amiel-Tison C., Grenier A. Neurological Assessment During the First Year of Life. – Oxford, N.Y., 1986
5. Neonatal Encephalopathy and Cerebral Palsy (Defining the Pathogenesis and Pathophysiology). – Washington, 2003. – 94 p.
6. http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=28268
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (5)  
 
Олег Корень
Любимый Консультант
Любимый Консультант


На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058
СообщениеДобавлено: Сб Апр 23, 2011 19:43     Ответить с цитатой

Несколько дней назад беседовал с одной заведующей поликлиникой. По специальности она детский невролог. Правда не из НСО. Я ей привел данные статистики. По результатам одного очень серьезного исследования а Америке, которое охватывало несколько миллионов детей, частота гипоксически-ишемической энцефалопатии 9 на 1000 новорожденных. По результатам ведущих отечественных ученых-неврологов из Питера 38 на 1000 (писал в предидущем посте). На что она сказала, что американцы тупые, и их дети тупые, и ходят до 5 лет в памперсах. Вообщем процитировала почти в полном объеме Михаила Задорного. И сказала, что по ее мнению у нас 100% новорожденных больные, и на американцев равняться нельзя. Я ответил, как странно, американцы тупые, а 100% больных детей у нас. Вот так и пообщался с коллегой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение         Благодарностей:  (23)  
 
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.       Форумы » Консультации специалистов » Консультации специалистов. Архив » Консультации детского невролога
Страница 2 из 5 На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах