Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Olgunja
Студент
На сайте с 08.07.06 Сообщения: 2052 В дневниках: 4 Откуда: ЦЕНТР
|
Добавлено: Чт Июл 30, 2009 16:30 Заголовок сообщения: Воспитание ответственности |
|
|
Последнее время наблюдаю картину (по рассказам подруг и знакомых). Когда дети взрослеют, как правило с окончанием школы (или ближе к ее завершению), и начинают относительно самостоятельную жизнь, основная проблема, с которой насинает их "бить жизнь" связана с несамостоятельностью, неумением организовать себя (особенно если уезжают учится в серьезные вузы далеко от дома), безответственностью. Умом понимаю, что корешки закопаны в детско-школьном воспитании.
Милые сибмамы! Поделитесь, кто-нибудь с этим сталкивался, решал или же как-то предотвращал такие вещи. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ганата
Детский сад
На сайте с 30.07.09 Сообщения: 169 В дневниках: 1 Откуда: Новосибирск, Академ
|
Добавлено: Ср Авг 05, 2009 11:21 |
|
|
Краткий обзор мнений участниц обсуждения с 2009 по 2012 годы.
Ответственность — пожалуй, одно из самых важных качеств человека. Но о том, как воспитать в ребенке ответственность, мы не задумываемся, пока он не идет в школу. Иметь безответственного школьника очень тяжело, а воспитать ответственность еще тяжелее, поэтому начинать лучше до достижения ребенком школьного возраста.
Итак… что же такое “ответственность”?
Девочка-напевочка писал(а): | Секунда
Ответственность - осознание последствий от своих поступков. Мало уметь варить гречку, надо еще понимать СКОЛЬКО сварить и надо ли варить ее сейчас. Чтобы умения не были баловством. И, с другой стороны, если гречка варится только по указанию мамы в размерах ею установленных - в чем ответственность?
Реализация свободы выбора и , как следствие, осознание последствий своего выбора - вот это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. И чем раньше ребенок научиться думать, тем лучше. Главное обговаривать результат. Типичный пример: утро, надо идти в школу, соскакиваем в последнюю минуту и выясняется, что и портфель не собран, и одежда валяется где попало мятая. Пока "прособирались" в результате опаздали в школу, пришли в непотребном виде, да еще кое-что в попыхах забыли сложить. Начинаем разбор полетов: мама виновата? альбом есть? есть! так почему забыл? почему одежду после школы раскидал? и т.д. Ничего... раз-другой... начинают заранее думать |
Шкодина писал(а): | Девочка-напевочка
ответственность не вытекает отсюда? Откуда берется она? Природа ответственности...человек заранее знает, что нужно к осени покупать и тратить деньги. Я думаю, это ответственно позаботиться самому о приобретении нужного. Хотя бы частично. Ответственно раньше всех в доме встать и подумать о людях, и сготовить завтрак. Безответственно просто проболтаться и мультики смотреть. Навыки порождают ответственность. И желание что-то сделать нужное. На пустом месте её не будет.
Есть еще отличная подружка ответственности - самостоятельность.
Логическая цепочка - знания, умения, навыки, самостоятельность, ответственность. |
Девочка-напевочка писал(а): |
Ответственность - это понимание что все в этой жизни результат твоего выбора и ничьего больше. Дело даже не в том хорошо или плохо поступил ребенок, а в том, что в итоге - это результат его поступка.
Еще раз: ответственность возможно там, где есть свобода выбора.
|
Мрия писал(а): |
По-моему первое, за что собственно ребенок начинает реально отвечать, - это за отсутствие мокрых и грязных штанов.
Потом - за выполнение просьб, уборку игрушек (если постепенно родители не заставляют его делать это из-под палки, а именно дают возможность ответственно подойти к делу) и т.п. - маленькими шажочками. |
Девочка-напевочка писал(а): |
Как говорили уже многие: ответственность вырабатывается с детства. Я не проверяю что сложили в портфель мои дети, или как они сделали уроки. Хотя по форуму вижу, что многие вместе с детьми (а иной раз и ЗА детей) делают уроки вплоть до выпуска. Даже одежду мои готовят сами. Единственное, что я делаю (ну, надо же сделать вид хорошей мамы! ) напоминаю "проверь, всё сложил? всё приготовил? все сделал?" Постепенно и приучаются к тому, что если с вечера не приготовят одежду - утром будут на ушах стоять, обязательно что-то "потеряется" и вообще могут опоздать в школу. Да и в школе позорно, если у всех есть, а ты дома забыл.
|
Ruth писал(а): |
Знания, умения, навыки, самостоятельность, ответственность - это не логическая цепочка, к сожалению.
Знания, умения и навыки - это одно
Самостоятельность - другое
Ответственность - это третье.
Ответственность как категория этическая имеет универсальный характер и выходят за рамки других систем регуляции, и не имеет исключительно предметного содержания, как
умения и навыки к чему-то.
|
Девочка-напевочка писал(а): |
Можно уметь готовить чай - можно не уметь, можно принести больной матери стакан чая - можно не принести. Но всё это - еще не ответственность. Я бы даже к ответственности не отнесла отказ принести чай, если мать попросила. А вот сказать: "Щас сделаю", но не сделать - вот это уже безответственно.
Я чуть не сначала написала: ответственность - это когда отвечаешь за свои поступки. Как научить ребенка отвечать за свои поступки? Именно уметь слышать и слушать... например, его желания, предпочтения... ЕГО МНЕНИЕ. И уважать это мнение.
Просто у меня цепочка не идет в направлении "будет умение -> будет ответственность". У меня выходит "ответственному человеку умение не помешает" Поэтому и З, и У, и Н - всё нужно. Но это ни есть ни достаточные, ни необходимые... но, в прочем, и совсем не лишниее данные.
Кстати, потаканием - тоже ответственность не воспитать. Это я про полную свободу. Свобода каждого человека ограничена свободой другого человека. И чувствовать эти рамки - тоже ответственность. Например, ответственный человек не станет врубать музыку в 3 часа ночи... (ИМХО)
Где-то так... |
Ruth писал(а): | Olgunja
Ответственность - это полная готовность держать ответ за свои поступки.
И это - морально - этическая категория. Жизненная ответственность - не знаю, что бы это означало...
Ответственность за самого себя - тоже не понимаю такого. Перед кем ответственность за самого себя? Это не морально- этическая вещь.
Полная свобода - это выход за рамки морали и нравственности. И когда ребенку не привиты эти устои, не даны эти основы, он, не имея понятия, что такое хорошо и что такое плохо, слетает с катушек или становится отморозком.Так происходит с многими детьми, увы...Потому что можно уметь готовить и убирать, но не иметь понятия простом сострадании человеческом, которое, кстати и рождает ответственность. Сложно понять это человеку рациональному, материально мыслящему.
Короче, есть мораль, есть нравственность, есть исполнительность, дисциплина, умения и навыки - и всё это совершенно разные вещи. И в одну кучу их мешать нельзя. |
Аннушка. писал(а): |
Ответственность - осознание последствий от своих поступков. - по этому поводу нашла хорошую статью, там пишется, что ответственность нужно воспитывать с самых ранних лет. Увы, мы родители часто задумываемся об ответственности (а точнее о необходимости ее воспитания) лишь когда столкнемся с проявлением безответственности....а хорошо подумать об этом заранее |
И как ее воспитать...
Женни писал(а): | 1. быть примером. проще, если родители несут ответственность за себя в бытовом плане и не ноют постоянно (ой, не хочу это делать).
2. не делать все за детей. если им хочется помочь, объяснять как, а не отбирать тряпки с воплями "положи на место, это же для пола!!!"
3. не убирать за ребенком и не стирать его вещи, хотя бы лет с 10. он сам в состоянии это сделать. если не может\не хочет - это его дело и его ответственность (ну, и пусть дразнят в школе неряху).
4. не давать ребенку крупные суммы на карманные расходы, с 12-14 лет учить зарабатывать. |
Ганата писал(а): | Я соглашусь с Женни. Ответственность надо давать детям, а не забирать ее у них, как мы чаще всего делаем, думая что во благо. Нам конечно иногда проще все сделать самим, но увы дети-то наши страдают. Еще полезно распределять какие-либо обязанности по дому(вынести мусор,убрать со стола, накрыть на стол и т.п.), они (дети ) от этого только сильнее себя чувствуют. |
Милариса писал(а): | Из моего опыта воспитания отвественности (то есть как меня воспитывали):
- давать деньги на расходы (на проезд до школы/кружка, на обед, плюс еще немного на развлечения)и не контролировать каждый рубль. Мне давали всю сумму на месяц, лет с 13. Пару раз было, что деньги я тратила и даже ездить в школу было не на что, тогда родители покупали мне проездной и приходилось ехать на автобусах с пересадкой (так я ездила на маршрутках), и предлагли брать из дома еду, раз я все обеденные деньги потратила. Тут конечно тоже надо меру знать, в семье моей подруги в подобной ситуации сын просто стал деньги у бабушки клянчить, а мог ведь и своровать
- активно привлекать к обсуждению семейного бюджета, планирования отдыха и так далее. Мне было очень понтяно, куда уходят деньги и почему в этоот раз мне не купят еще одни джинсы
- распределять обязанности. У меня была главная обязанность: чтоб к приходу родителей дома был порядок (помыта посуда, пропылесошен ковер, вымыт пол), потом к этому прибавилась еще обязанность готовить ужин
- не контролировать как сделаны уроки, как собрана сумка в школу и т.д. |
Девочка-напевочка писал(а): |
Не сделал уроки или сделал плохо - это ЕГО ответственность. Получит плохую оценку - огорчит родителей, да и самому будет не приятно. А с другой стороны - может он просто не может лучше? вот дергай-не дергай, а не сможет он вывести букву, как на образце. и че нервы мотать и себе и другим? Получилось - молодец! Не получилось - подумай ПОЧЕМУ: мало старался? (значит сам виноват) или приложил все силы, но не получилось (получится в другой раз)...
А вот еще подумала, что все эти "может сварить..." или куда ездит... это к ответственности дела не имеет. Это - ЗУМ (знания, умения, навыки). Это тоже хорошо, но это не ответственность.
Ответственность - осознание последствий от своих поступков. Мало уметь варить гречку, надо еще понимать СКОЛЬКО сварить и надо ли варить ее сейчас. Чтобы умения не были баловством. И, с другой стороны, если гречка варится только по указанию мамы в размерах ею установленных - в чем ответственность?
Реализация свободы выбора и , как следствие, осознание последствий своего выбора - вот это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. И чем раньше ребенок научиться думать, тем лучше. Главное обговаривать результат.
Типичный пример: утро, надо идти в школу, соскакиваем в последнюю минуту и выясняется, что и портфель не собран, и одежда валяется где попало мятая. Пока "прособирались" в результате опоздали в школу, пришли в непотребном виде, да еще кое-что в попыхах забыли сложить.
Начинаем разбор полетов: мама виновата? альбом есть? есть! так почему забыл? почему одежду после школы раскидал? и т.д. Ничего... раз-другой... начинают заранее думать
...
Хотите вырастить ребенка ответственным - научитесь слушать и слышать его. Больше, наверное, ничего посоветовать не могу.
|
Девочка-напевочка писал(а): |
....И именно мой опыт воспитания говорит о том, что универсальных советов - НЕТ! Что подходит одному ребенку, в другом встречает противоположную реакцию.
Можно заставлять ребенка заправлять кровать, но вырвавшись на свободу он "забьет" на это и будет жить в полном бардаке...
: Всё же есть мудрое изречение "раньше у меня было шесть методов воспитания детей, но ни одного ребенка. Сейчас у меня 6 детей, но ни одного метода" |
knopka_jane писал(а): | На самом деле специально конечно никакую "ответственность" не воспитываю, а просто объясняю дочерям причинно-следственные связи их поступков с результатом... по совершении поступка.. и обсуждаем варианты поведения "на будущее" в подобной ситуации... |
Мрия писал(а): | Аннушка. ответственность характерна для зрелого человека, незрелый психологически человек как бы он не хотел - ответственным быть не в состоянии. А зрелость психологическая определяется физиологической зрелостью, способностью интегрировать свои чувства, свое тело и свое "Я" - а в этом очень сильно может помочь привязанность к родителям, которая формируется тогда, когда сами родители достаточно зрелые люди. |
mamul'ka писал(а): | много тут написали. да и я напишу своё мнение.
конечно же предотвратить можно одним единственным способом - с самого раннего детства не забирать у детей их собственную ответственность- а то соломки подстилаем до 18 лет, а потом они, однако, оказываются самостоятельными и беспомощными.
1. давать детям почувствовать последствия своих решений с раннего возраста- там где это безопасно: написал в штаны будет мокро- а не с памперс до 5 лет, игрушку сломал- другой такой не будет-не надо бежать и покупать новую- тогда последствия своих поступков будут ощутимы. много двоек получил- останется на второй год, иначе рискуете за него "проучиться" всю школу, институт, а ума чадо не наживет и т.п.
2. давать детям обязанности по дому
3. если вам ребенок задает вопрос, прежде чем ответить, спросите его о том, а как он думает каков ответ. а если ребенок постарше- спросите его а как еще можно найти ответ на этот вопрос(интернет, друзья, книги), и после того как он найдет ответ, можете поделиться своим вариантом.
4. давать карманные деньги регламентированную сумму за месяц.
5.участие ребенка в семейном совете: разрешение конфликтных ситуаций, распределение обязанностей, распределение бюджета и т.п.
6. не делать за ребенка, то что он может сделать сам. |
_________________ СЕКРЕТ КРАСОТЫ -ЭТО красота и здоровье!
!!!Улыбайтесь жизни!!!
|
|
Вернуться к началу |
Благодарностей:
(1) |
|
|
|
Шкодина
Ясельки
На сайте с 11.06.09 Сообщения: 94
|
Добавлено: Сб Сен 19, 2009 22:42 |
|
|
Воспитание ответственности у детей
Цитата: | Научите вашего ребенка заботиться о других людях. Уже в возрасте 2-3 лет малыш может по вашей подсказке проявить заботу о здоровье бабушки, самочувствии папы. И он поймет, что забота о близких людях необходима, что она может приносить радость и ему, если у них все в порядке. Порадуйтесь вместе с малышом, что бабушка здорова, а папа устал на работе, но полон сил для семьи. |
отсюда
Цитата: | Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в
нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. “Помоги мне накрыть стол к чаю”, “Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?”, “Эту обувь мы помоем вместе…” Посильное дело для малыша всегда найдётся. |
Кирпичики ответственности
Цитата: | Поручение посильных дел. Подумайте и четко определите сначала для себя, какие обязанности по силам вашему ребенку. Сделайте карточки с изображением этих обязанностей. Вы можете их нарисовать, вырезать подходящие картинки из журнала или просто сфотографировать вашего ребенка за исполнением определенной обязанности. Например, обязанность убирать игрушки может быть изображена как ящик с игрушками. Обязанность полить цветы - как лейка рядом с горшком с цветами. На каждое дело - по карточке. Карточек может быть столько, сколько дел вы считаете посильными для вашего малыша. |
Где бы я не открывала воспитание и формирование ответственности, все качества начальные прививаются через поручения, контроль, разговоры с ребенком и личным опытом. Слушать и слышать ребенка важно очень, но этого для формирования основ ответственности недостаточно.
А если говорить вот так, обобщенно, то прежде ребенка надо ЛЮБИТЬ. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Olgunja
Студент
На сайте с 08.07.06 Сообщения: 2052 В дневниках: 4 Откуда: ЦЕНТР
|
Добавлено: Пн Сен 21, 2009 16:52 |
|
|
По-моему, просто стоит разграничить бытовую ответственость и "жизненную" ( ну...хотя бы условно).
Первая - навыки, умения, а вторая - поступки. И здесь стоит говорить отдельно об ответственности за самого себя и за окружающих (морально-этические вещи).
Когда я начинала топик имела ввиду, конечно же в первую очередь последнее - самоорганизация учебного процесса при полной свободе (вдали от мамы или просто, потому, что "18 мне уже"), выстаривание взрослых отношений и тд |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ruth
Академик
На сайте с 13.04.09 Сообщения: 12153 В дневниках: 293
|
Добавлено: Вт Сен 22, 2009 21:41 |
|
|
Напишу и я свои мысли по этому поводу.
Знания, умения, навыки, самостоятельность, ответственность - это не логическая цепочка, к сожалению.
Знания, умения и навыки - это одно
Самостоятельность - другое
Ответственность - это третье.
Ответственность как категория этическая имеет универсальный характер и выходят за рамки других систем регуляции, и не имеет исключительно предметного содержания, как
умения и навыки к чему-то. _________________ Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России. Они возвысят ее. Таково её предназначение.
Свт.И. Брянчанинов
Степень свободы определяется мерой ответственности. Всё остальное - вседозволенность. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Стрела Удачи)
Академик
На сайте с 08.10.07 Сообщения: 24211 В дневниках: 12729 Откуда: МЖК Октябрьский р-н
|
Добавлено: Вс Авг 11, 2013 20:23 |
|
|
Благодарим за подборку Эвита
Приглашаем участников форума к дальнейшему обсуждению!
Модератор Стрела Удачи) |
|
Вернуться к началу |
|
|
kiss me
Студент
На сайте с 18.04.12 Сообщения: 1598 Откуда: Барнаул
|
Добавлено: Пт Авг 16, 2013 22:47 |
|
|
мало кто учится ответственности, живя с родителями, которые любят и пылинки сдувают. по себе сужу. когда я стала жить одна с ребенком, сразу все навыки всплыли и я со всем сама справлялась отлично! а есть уже сами живут, а все у мамы кушают и мама же стирает одежду или даже убрать квартиру приходит!
поэтому, на мой взгляд, ответственность детей еще зависит от желания родителей отпустить детей и перестать о них заботиться. как только родители явно осознают, что более не желают быть ответственными за детей (имеется в виду в бытовом плане), тогда и ребенок это видит и осознает, тогда он уже знает, что надеяться на себя надо и что в клюве никто не принесет.
во мне эта привязка к родителям сильно развита и я, когда у них оказываюсь, за пару недель превращаюсь в девочку-подростка) ну, правда)
редко когда дети сами рвутся быть ответственными за свою жизнь - это последствие воспитания в любви и заботе)_________________ |
|
Вернуться к началу |
|
|
tam78
Детский сад
На сайте с 10.06.13 Сообщения: 149
|
Добавлено: Чт Окт 17, 2013 14:38 |
|
|
воспитать ответственность может только человек в себе , когда осознал свою безответственность |
|
Вернуться к началу |
|
|
Mummi-mama
Подготовишка
На сайте с 05.07.07 Сообщения: 250
|
Добавлено: Чт Окт 17, 2013 19:42 |
|
|
Нашему очень помогло в этом плане, когда мы по его просьбам завели собаку - она же живая, а ответственность вся на нем, чтоб покормлена была, чтоб вообще корм был, вывести-погулять и все такое. На ОКД ТОЛЬКО ребенок с собакой ходит, никому не доверяет - вычитал, что у собаки должен быть один хозяин. да что там говорить - он сам ЧИТАТЬ начал! До этого было, что его силком приходилось заставлять, а тут он сам лекции нам с мужем дает, как с собаками управляться. Если уезжает на соревнования, то договаривается обязательно, кто будет собаку когда кормить, кто и когда - гулять. Первым делом, когда звонит - про собаку спрашивает, уж потом про нас с мужем |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Л.
Ясельки
На сайте с 04.09.13 Сообщения: 13
|
Добавлено: Сб Окт 26, 2013 10:08 |
|
|
Добрый день, работаю детским тренером- психологом в тренинговом центре.Ребенка нельзя научить ответственности, ответственность ему можно только передать. чего большинство родителей не делает. Многие родители таким образом поддерживают в себе чувство значимости, нужности.И да, дети от этого страдают , разгребая последствия такого воспитания. Очень многого не дополучают в жизни. |
|
Вернуться к началу |
|
|
сентябринка
Первый класс вторая четверть
На сайте с 26.02.09 Сообщения: 652
|
Добавлено: Чт Окт 31, 2013 13:43 |
|
|
Доброго времени суток!
Формирование ответственности, конечно, закладывается в период детства до подросткового периода. В подростковый период родители теряют авторитет в глазах ребенка-подростка и более значимы становятся сверстники.
Губительным для закладывания внутреннего локус-контроля (или мы называем это ответственностью) становится гипер-опека родителей, желание поучать и наставлять, как надо и должно быть.
Важным является со стороны родителей предоставление свободы ребенку в определенных границах. Ребенку необходимо давать возможность выбирать и смотреть какие последствия из этого вытекают, т.е. приобретать свой опыт. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Валерия2008
Профессор
На сайте с 30.09.11 Сообщения: 8097 В дневниках: 3 Откуда: город Б.
|
Добавлено: Сб Ноя 02, 2013 18:03 |
|
|
Я думаю,моя доченька станет более ответственной девочкой с рождением 2-го малыша. |
|
Вернуться к началу |
|
|
сентябринка
Первый класс вторая четверть
На сайте с 26.02.09 Сообщения: 652
|
Добавлено: Сб Ноя 02, 2013 20:46 |
|
|
Валерия2008
В связи с чем у старшей повысится уровень ответственности, по вашему мнению? |
|
Вернуться к началу |
|
|
enams
Детский сад
На сайте с 22.01.11 Сообщения: 106
|
Добавлено: Сб Ноя 09, 2013 11:50 |
|
|
Как только он начинает что-то делать самостоятельно - появляется ответственность: за поступки, за результат, за достижения. Только собственный опыт и возможность что-то решать самому сформируют ответственность. И еще об этом нужно много говорить с ребенком. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Евгения1302
Аспирант Сибмамы
На сайте с 15.10.10 Сообщения: 3007 В дневниках: 5
|
Добавлено: Чт Ноя 21, 2013 21:22 |
|
|
Приучать с детсва, уронил подними сломал, пробуй сделать. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|