Новости сайта и форума Sibmama 
[Стихи для детей]
ПАСХУ РАДОСТНО ВСТРЕЧАЕМ: 8 ПАСХАЛЬНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ
Происхождение примет и поговорок
На страницу 1, 2  След.

Сейчас эту тему просматривают: Нет  
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Работа. Отдых. Общие вопросы » Культурная жизнь
Категория: Сохранить в цитатник Закрыть окно  
Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Любава_Кудрявая
Академик
Академик

На сайте с 01.11.08
Сообщения: 15224
В дневниках: 947
Откуда: Новосибирск Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 24, 2016 18:33    Заголовок сообщения: Происхождение примет и поговорок Ответить с цитатой

Задумалась я как-то, почему на самом деле люди считают, что рассыпанная соль - дурная примета.
Господин Гугл о причинах мне ничего не сказал, только предоставил суеверные рекомендации типа трёх плевков через левое плечо :-)

И тогда я решила вспомнить студенческие годы и отправилась в научную библиотеку на Советской.
К слову сказать, там сейчас работать - одно удовольствие, сервис вырос значительно за последние 10 лет.

Так вот, найдя нужную мне информацию, я поняла, что непременно хочу ей поделиться.
И даже денежку заработала, продав статьи интернет-журналу :-)

Теперь могу поделиться и с любимой Сибмамой.

Просыпать соль – бояться или нет?

"Случалось ли вам когда-нибудь случайно просыпать соль? Мелькала при этом паническая мысль: «Не к добру!»? И знаете ли вы, к какому именно «не добру» это вас приведет?
На самом деле большинство суеверий имеют вполне конкретную предысторию, не имеющую намёков на мистику.
В поисках причин, заставивших человека окрестить просыпанную соль дурной приметой, вернемся на несколько веков назад, в XVII век.
Скрытый текст:
Экономическое положение Российского государства было неустойчивым, казне требовались деньги. С незапамятных времен решалось это всегда самым простым способом – за счет простого народа. В 1646 году дополнительной пошлиной обложили товары, активно используемые в быту, в том числе и соль.
Продажа соли в то время была привилегией государства, поэтому расчет был сделан на то, что в Кремль без особых усилий потечёт прибыль, ведь этот продукт всегда востребован независимо от цены. Соль на Руси считалась символом чистоты и долговечности: она не портилась со временем и считалась оберегом от нечистой силы.
Теперь пуд соли стоил в четыре раза дороже, что для простых горожан стало удавкой на шее - соль была в то время единственным консервантом, с помощью которого делали большое количество запасов для длинной русской зимы. Не имея финансовой возможности приобретать соль в прежних количествах, население резко сократило её потребление.
Государство не получило желаемых денег, а в рядах посадских людей крепчало недовольство. Тонны рыбы – основной вид питания во время поста – гнили без засолки, заготовки на зиму свелись к минимуму.
В 1648 году неудачный налог отменили, но обязали народ выплатить все подати, которые были ранее отменены из-за подорожания соли. И без того роптавшая толпа такого поворота событий принять уже не могла. Терпение простого люда лопнуло, негодование переросло в восстание. Во время Соляного бунта, 25 мая 1648 года, было пролито много крови, которой давно жаждали загнанные в нищету люди.
Два долгих года соль была на вес золота, два бесконечных голодных года бережно отслеживалось перемещение каждого соляного кристаллика. Нередко вспыхивали скандалы из-за небрежности кого-то из домочадцев, по неосторожности опрокинувшего солонку... Нередко семья давилась пресной пищей, если последняя щепотка соли случайно рассыпалась и бесследно исчезала между щелями половиц… Появился ритуальный способ продемонстрировать свое неуважение хозяину дома – перевернуть вверх дном наполненную солонку. Это являлось актом высочайшего презрения для одной стороны и непримиримым оскорблением для другой.
Два года лишений могут оставить глубокий след в восприятии жизни навсегда. Поэтому спустя годы бабушки охали и хватались за сердце, когда озорной внучек, заигравшись за столом, мог опрокинуть ёмкость с драгоценными крупинками. И не утруждая его юный ум рассказами о кровопролитных событиях уходящего века, говорили коротко и просто: «Не к добру!» или «К ссоре».
А дальше такое незатейливое явление как просыпанная соль обросло новыми устрашающими подробностями и окрасилось мистическими красками. Спрос рождает предложение, поэтому возникли различные способы нейтрализации пугающих последствий. Например, трижды плюнуть через левое плечо или бросить через него же щепотку соли - ведь именно там, по мнению наших религиозных предков, сидит лукавый и подталкивает нас под руку, заставляя просыпать соль. Или громко рассмеяться, показав тому же рогатому существу, что его здесь не боятся и не печалятся из-за подстроенных им козней.
Теперь, узнав историю возникшего суеверия и случайно просыпав уже недорогой в наше время продукт, вряд ли кто-то напугается или огорчится, разве что из-за предстоящей уборки. Но один момент, используемый в старину, точно стоит взять на вооружение: просыпали соль – рассмейтесь! Причём не для того, чтобы разочаровать недоброжелательных сущностей вокруг, а потому, что нам есть чему радоваться в сравнении с нашими пра-пра-пра-прабабушками. Мы можем купить соль в любых количествах, можем купить готовые консервированные продукты, можем вообще ничего не покупать – у нас есть выбор. Да и вообще смех полезен для здоровья и позитивного восприятия жизни. "




А вот следующая статья цикла:

Будет и на нашей улице праздник

"С древних времён на Руси уважали и ценили умельцев, создающих своими руками нужные в быту предметы. Каждое семейство оттачивало своё ремесло, совершенствуя его в каждом поколении и передавая все секреты подрастающим мастерам. Когда люди обживались в городах, приверженцы одного и того же дела селились неподалёку друг от друга, образовывая улицы ремесленников. В старину каждая городская улица имела свой порядок и своё административное управление.

Скрытый текст:

Весело стучали молоточки по пузатым бочкам на улице плотников; кудрявилась древесная стружка, причудливым серпантином ложась под ноги на улице ложкарей; в головокружительном танце вырастали на гончарном круге глиняные крынки на улице гончаров; монотонно жужжали и стукали деревянные станки, рождающие под челноком льняное полотно, на улице ткачей и портных; назойливо щекотали нос запахи химикатов, летающих на улице красильщиков тканей… Подобное разделение стало предпосылкой для создания артелей, а в дальнейшем и фабричного производства. Но это намного позже, а пока мастера и их семьи с утра до вечера трудились, чтобы обеспечить себе деньги или бартер – нередким явлением был простой обмен нужными товарами между улицами.
Бывали и случаи раздора между жителями разных улиц. Тогда каждая улица выходила на кулачный бой, желая поддержать своего представителя (в наше время ребятня, враждующая дворами, наверняка поймёт это событие). Позднее кулачные бои возвели в традицию и уже безо всяких обид мужики от мала до велика лезли драку, чтобы размять косточки и разогнать застоявшуюся кровушку.
Бывали огорчения, но бывали и радости. Каждая улица имела свои собственные праздники, сопровождаемые, как и всегда на Руси, неуёмным весельем, лихими состязаниями и щедрыми угощениями. На свои праздники обитатели улицы великодушно приглашали всех остальных горожан. Праздник – это всегда желанное событие, позволяющее отдохнуть от повседневных трудов и впустить в душу ликование и лёгкость. И, конечно, обитателям других улиц тоже хотелось собственного праздника. Вот так белая зависть и породила прожившую до нашего времени поговорку: "Ничего-ничего! Будет и на нашей улице праздник". Именно поэтому зависть имела только светлый оттенок – каждый знал, что Услад, бог веселья, пиров и гуляний, ни одну улицу не обойдет своим вниманием."

Оригиналы статей размещены здесь
Скрытый текст:
Код:
http://wellwritten.ru/dom-i-semya/prosypat-sol-boyatsya-ili-net.html


Код:
http://wellwritten.ru/kultura-i-iskusstvo/budet-i-na-nashei-ulice-prazdnik-cikl-proishozhdenie-primet-i-pogovorok.html

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора         Благодарностей:  (3)  
 
Planetgreen
Академик
Академик

На сайте с 12.04.09
Сообщения: 13548
В дневниках: 399
Откуда: НСК Березовая роща
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Мар 24, 2016 22:16     Ответить с цитатой

Любава_Кудрявая
Спасибо, Люба, очень любопытно :give_heart:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Инна
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 04.12.05
Сообщения: 2718
В дневниках: 34651
Откуда: Новосибирск
Карта № 000222
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Апр 02, 2016 8:25     Ответить с цитатой

Спасибо! Здорово как! А литературой не поделитесь? Мне прям захотелось побольше почитать на эту тему.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Любава_Кудрявая
Академик
Академик

На сайте с 01.11.08
Сообщения: 15224
В дневниках: 947
Откуда: Новосибирск Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Сб Апр 02, 2016 14:49     Ответить с цитатой

Инна
Поделюсь, конечно)
Завтра домой вернусь и посмотрю.
Несколько книжек перебрала, там можно кое-что интересное вычитать. Но вот одну маленькую книжицу нашла, там прямо концентрация именно происхождения исторического.
Следующую статью хочу писать про фразу "попасть в просак"

Оказывается, это был станок для сушки ниток. Причем станок не компактный, как мы привыкли понимать, а нитки протягивали через всю улицу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Любава_Кудрявая
Академик
Академик

На сайте с 01.11.08
Сообщения: 15224
В дневниках: 947
Откуда: Новосибирск Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Пн Апр 04, 2016 0:30     Ответить с цитатой

Инна
В.М Мокиенко "В глубь поговорки"

Еще Николай Ашукин, Мария Ашукина "Крылатые слова" но там не так подробно, хотя тоже очень интересно. Оказывается, многие крылатые фразы мы взяли из классической и древней литературы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Нектар
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы


На сайте с 21.10.14
Сообщения: 3329
В дневниках: 12
Откуда: М.Гагаринская
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Апр 05, 2016 17:20     Ответить с цитатой

Интересная познавательная статья
_________________
Новое, Оригинал
Барби, Кен спасатель 1000р, Жених 1300р, Барби Безграничные движения Йога 1850, Barbie русалочка 1850р 895З-796-67-98

Продам новую кукол коляску в упаковке 500р
Планшетик новый Теремок Азбукварик 250р
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Любава_Кудрявая
Академик
Академик

На сайте с 01.11.08
Сообщения: 15224
В дневниках: 947
Откуда: Новосибирск Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Апр 05, 2016 21:40     Ответить с цитатой

Нектар
спасибо :give_heart:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Polle
Ясельки
Ясельки


На сайте с 19.04.16
Сообщения: 66
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Апр 26, 2016 0:49     Ответить с цитатой

Точно также возникают современные приметы, наподобие тех, что нельзя покупать зелёный автомобиль. Или такая примета, что мыть свой автомобиль - это к дождю. А старинные приметы модифицируются ("Перевернётся и на нашей улице грузовик с пряниками!").
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Любава_Кудрявая
Академик
Академик

На сайте с 01.11.08
Сообщения: 15224
В дневниках: 947
Откуда: Новосибирск Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Июл 27, 2016 13:19     Ответить с цитатой

А вот интересная подборка происхождения устойчивых выражений

Откуда взялось выражение "закадычный друг"?

Старинное выражение "залить за кадык означало "напиться", "выпить спиртного". Отсюда образовался фразеологизм "закадычный друг", который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.

Другая версия: В древности верили предки, что душа находится в груди у человека, как раз за кадыком, от сюда и переживания в ней и ком в горле когда вырваться ей охото. Значит ЗАКАДЫЧНЫЙ ДРУГ-ДУШЕВНЫЙ ДРУГ, чья душа так же чувствует,



Откуда взялось выражение "дойти до ручки"?

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение "дойти до ручки" значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Другая версия: В 16-17 веке существовала неквалифицированная и низкооплачиваемая работа: крутить ручку какого-либо станка с мускульным приводом. И, кроме совсем опустившихся бомжей, на эту работу никто не шёл. Про них и говорили: «дошёл до ручки».


Откуда взялось выражение "дать добро"?


В дореволюционной азбуке буква Д называлась "добро". Флаг, соответствующий этой букве, в своде сигналов военного-морского флота имеет значение "да, согласен, разрешаю". Именно это стало причиной возникновения выражения "дать добро". Производное от этого выражение "Таможня даёт добро" впервые появилось в фильме "Белое солнце пустыни.

Откуда взялось выражение "зарыть талант в землю"?


Первоначально талантом называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. Из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение "зарыть талант в землю". В современном русском языке это выражение приобрело переносный оттенок в связи с новым значением слова талант и употребляется, когда человек не заботится о развитии своих способностей.

Откуда взялось выражение "проходить красной нитью"?


По приказу английского адмиралтейства с 1776 года при производстве канатов для военного флота в них должна вплетаться красная нить, чтобы её нельзя было удалить даже из небольшого куска каната. По всей видимости, эта мера была призвана сократить воровство канатов. Отсюда происходит выражение "проходить красной нитью" о главной мысли автора на протяжении всего литературного произведения, а первым его употребил Гёте в романе "Родственные натуры".

Почему телесериалы называют "мыльными операми"?


В 1930-х годах на американском радио появились многосерийные программы с незатейливыми слезоточивыми сюжетами. Их спонсорами выступали производители мыла и других моющих средств, так как основной аудиторией этих программ были домохозяйки. Поэтому за радио-, а впоследствии и телесериалами закрепилось выражение "мыльная опера".

Откуда взялось выражение "всыпать по первое число"?


В старые времена учеников школы часто пороли, нередко даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Именно так возникло выражение "всыпать по первое число".

Откуда взялось выражение "и ежу понятно"?

Источник выражения "И ежу понятно" стихотворение Маяковского ("Ясно даже и ежу / Этот Петя был буржуй"). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких "Страна багровых туч", а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли "ежи". Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение "ежу понятно" было очень актуально.

Откуда взялось выражение "втирать очки"?


В 19 веке шулеры-картёжники прибегали к хитрости: в процессе игры при помощи особого клейкого состава они наносили на карты дополнительные очки (красные или чёрные знаки) из порошка, а при необходимости могли стереть эти очки. Отсюда происходит выражение "втирать очки", означающее представление чего-нибудь в выгодном свете.

Откуда взялось выражение "мальчик для битья"?


Мальчиками для битья в Англии и других европейских странах 15-18 веков называли мальчиков, которые воспитывались вместе с принцами и получали телесное наказание за провинности принца. Эффективность такого метода была не хуже непосредственной порки виновника, так как принц не имел возможности играть с другими детьми, кроме мальчика, с которым у него устанавливалась сильная эмоциональная связь.

Откуда взялось выражение "В здоровом теле здоровый дух"?

Выражение "В здоровом теле здоровый дух" первоначально было взято из сатиры римского писателя Ювенала и звучало так: "Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом". Предполагают, что в основе этой строчки лежит известная в Древнем Риме поговорка: "В здоровом теле здоровый дух редкое явление".

Откуда произошло слово тютелька?

Тютелька это уменьшительное от диалектного тютя ("удар, попадание") название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение "тютелька в тютельку".

Откуда взялось выражение "семь пятниц на неделе"?

Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: "У него семь пятниц на неделе".

Откуда взялись выражения "зарубить на носу" и "остаться с носом"?

Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение "зарубить на носу". В другом значении носом называлась взятка, подношение. Выражение "остаться с носом" значило уйти с непринятым подношением, не договорившись.

Откуда взялось выражение "играть на нервах"?

После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий "играть на нервах".

Откуда взялось выражение "типун тебе на язык"?

Небольшой роговой бугорок на кончике языка у птиц, который помогает им склёвывать пищу, называется типун. Разрастание такого бугорка может быть признаком болезни. Твёрдые прыщики на языке человека названы типунами по аналогии с этими птичьими бугорками. По суеверным представлениям, типун обычно появляется у лживых людей. Отсюда и недоброе пожелание "типун тебе на язык".
Ещё версия: Монголы продевали в язык кольцо болтливым людям. Кольцо звалось тиун

Добавлено спустя 11 минут 10 секунд:

Козел отпущения

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Сирота казанская

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Достать из-под земли.

Во времена, когда не было ни банков, ни сейфов, на Руси крестьяне закапывали деньги в землю, чтобы сберечь их в целости. Как нам известно из курса истории, они несли повинности двух видов: барщину (неоплачиваемый физический труд) и оброк (дань, выплачиваемую продуктами или деньгами). Крестьянам было проще отдать часть собранного урожая, чем продавать его на рынке, а помещик желал получить деньги. Он возмущался и требовал достать их из-под земли.

Небо в алмазах

Сегодня это словосочетание обычно употребляется с сарказмом. Мы обещаем кому-то «небо в алмазах», подразумевая нечто совершенно противоположное, и эта фраза звучит как насмешка или угроза. А ведь раньше все было иначе. Своим появлением выражение обязано русскому писателю Антону Павловичу Чехову, который не вкладывал в него переносного смысла. Героиня пьесы Соня в четвертом действии, пытаясь утешить главного персонажа, произносит такие слова: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как сказка»

Страсти-мордасти

Так называется один из рассказов Максима Горького. Именно с его легкой руки слово ушло в народ в привычном нам значении. Но первоисточником является народная колыбельная, в которой «Страсти-Мордасти» - нечто одушевленное, представляющее угрозу.

Придут Страсти-Мордасти, Приведут с собой Напасти, Приведут они Напасти, Изорвут сердце на части! Ой, беда! Ой, беда! Куда спрячемся, куда?

С изюминкой


Автор романа «Война и мир» Лев Николаевич Толстой обогатил русский язык. Например, он подарил нам образ женщины с изюминкой, загадочной дамы, тайна которой никогда не откроется. Писатель вложил в уста героя драмы «Живой труп» следующие строчки: «Моя жена идеальная женщина была… Но что тебе сказать? Не было изюминки, — знаешь, в квасе изюминка? — не было игры в нашей жизни».

Не видно ни зги


Эту фразу мы произносим, не задумываясь, чаще всего, когда что-то ищем или идем куда-то в полной темноте. Но что такое «зга», которую никогда не бывает видно? Тут мнения расходятся.

По одной версии, это колечко из металла на дуге лошади. Оно прикреплено практически перед самым носом у всадника. По другой же – видоизмененное слово «стьга» (дорога). Ещё есть версия что зга - мелкая искра от костра, факела или лучины. видимо имеется в виду что нет даже малейшего источника света.

Не в своей тарелке.

В этом выражении затаилась ошибка. И виноваты в неразберихе переводчики. Дело в том, что по-французски оно звучит так: Ne pas etre dans son assiette.(Нэ па зэтр дан сон асьет). Слово assiette имеет два значения: первое — «настроение», второе — «тарелка». А местоимение son (свой) переводить было вовсе необязательно. Из-за неверного перевода выражение «не в настроении» изменилось до неузнаваемости, но смысл сохранило.


Крокодиловы слезы.


Вы можете представить себе плачущего крокодила? Нет? А ученые выяснили, что они действительно плаксы. Вот только то, что капает из глаз слезами назвать сложно. Дело в том, что железы для выведения солей расположены у крокодилов близко к глазам, поэтому создается впечатление, что они плачут.

Это выражение уходит корнями в далекое прошлое. Еще в Древнем Египте крокодилы являлись символом зла на религиозном уровне, что характерно для того времени.

«Плаксивость» этих пресмыкающихся послужило поводом для слухов. Считалось, что крокодил, напав на человека, съедал его по частям, в последнюю очередь голову, а перед этим орошал ее слезами.

Люди не верили в «искренность чувств» животного и сегодня, употребляя словосочетании «крокодиловы слезы», мы подразумеваем неоправданные ненастоящие рыдания и капризы

Отложить в долгий ящик.

Не желая заниматься каким-либо делом, мы откладываем его в «долгий ящик». Это выражение, существующее сегодня как символ лени, возникло еще во времена правления царя Алексея Михайловича. По версии историков, по его приказу в селе Коломенском перед дворцом был поставлен ящик для жалоб. Письма от людей поступали, но ответной реакции приходилось ждать очень долго. Существует предположение, что ящик имел вытянутую форму, ведь у слова «долгий» есть устаревшее значение «длинный». Так эта фраза закрепилась в русском языке и дошла из XVII до наших дней.

Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд:

Гол как сокол.
Фразеологизм "Гол как сокол" используют в речи, говоря об очень бедном человеке. Но почему же упоминают сокола? Речь здесь идет вовсе не о пернатом. В старину соколом называли стенобитное орудие, которое представляло собой гладкий (голый) ствол дерева с металлическим наконечником, закрепленный на цепях. Отсюда и пошло это выражение.
Полная версия фразеологизма - Гол как соко́л, а остёр, как топор (Гол как соко́л, а остёр, как бритва)

Добавлено спустя 7 минут 17 секунд:

Игра не стоит свеч
О неоправдавшем себя деле, занятии. Первоначально так говорили о выигрыше, который так мал, что не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры (в карты)

Добавлено спустя 5 минут 39 секунд:

Соль земли
Выражение из Евангелия, слова Иисусова ученикам: «Вы —соль земли».
Употребляется в значении: самая суть, душа народа; сильные, добрые, надежные люди, любящие свой народ и свою землю.

Выражение «съесть собаку» на чем-то означает опытного в каком-то деле человека, знатока, мастера.

А.Потебня считает, что оно сложилось из устоев крестьянской жизни, в которой одним из самых тяжелых занятий считалась косьба: «Косить умеют лишь немногие; тот, кто тому научился, справляется со своей работой сравнительно быстро. Неопытный же человек на этой работе ощущает такой голод, что, кажется, мог бы съесть собаку».

В.Даль напоминает нам, что существовала пословица: «собаку съел, а хвостом подавился», смысл которой в том, что человек с трудным делом справился, а на пустяке споткнулся.

Добавлено спустя 5 минут 49 секунд:

Очуметь

Слово «очуметь» довольно часто применяется в повседневной жизни. Как известно, оно означает ситуацию, когда человек потерял способность ясно воспринимать окружающую действительность, адекватно мыслить. Интересно, что происхождение слова связывают с масштабными событиями 1771 года, именно тогда в Москве свирепствовала опустошительная чума. Очевидцы описывали у людей следующие симптомы: «Выговор больных невразумителен и замешателен, язык точно приморожен, или прикушен, или как у пьяного». Чума проявлялась в ознобе, жаре, головной боли и помрачении сознания. Память о вышеназванных событиях отразилась в слове «очуметь», которое мы теперь применяем к гораздо менее серьёзным ситуациям.

"Водить за нос"
Раньше цыгане развлекали народ на ярмарках, выступая вместе с медведями. Они заставляли животных проделывать разные фокусы, при этом обманывая обещанием подачки. Цыгане водили медведя за кольцо, продетое в нос. Именно с тех времён « не води меня за нос» означает «не обманывай».


Выражение «знать всю подноготную» связано… со старинной пыткой, когда обвиняемым загоняли под ногти гвозди или иглы. Целью этого довольно неприятного действия было добывание признания.

"Бить баклуши"

Сегодня выражение «бить баклуши» означает ничего не делать. Между тем, раньше битьё баклуш было занятием. Хотя и довольно простым… Посуду в далёкие уже времена в основном делали из дерева: чашки и ложки, «братины» и тарелки – всё было деревянным. Но чтобы вырезать что-то, от бревна нужно было отколоть чурку – баклушу. Это было лёгкое, пустячное дело, которое поручалось подмастерьям. Это занятие так и называлось «баклуши бить». Мастера в шутку называли подсобных рабочих «баклушечниками». Так, из шуток мастеров и появилось это выражение.

"Не выноси сор из избы"

Древняя и повсеместно распространённая пословица. Конечно же, она не учит нас нечистоплотности. Она советует не выносить семейные дрязги и ссоры в люди. У Даля вообще написано красиво про эту пословицу: «семейные дрязги разберутся дома, коли не под одним тулупом, так под одной крышей». Но у этой пословицы есть и прямой смысл: у крестьян сор никогда не выметался и не выносился на улицу. Это было довольно затруднительно делать: выметать сор на улицу через высокие пороги. Однако основная причина – существование довольно серьёзного поверья: по сору недобрые люди могут наслать порчу. Сор обычно заметали в печной или стряпной угол. Когда затапливали печь, сор сжигали. Существовал и ещё один интересный обычай: свадебные гости, испытывая терпение невесты , заставляли мести избу, при этом вновь и вновь сорили и приговаривали: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло».

"Ни кола ни двора"

Говорим мы о состоянии крайней бедности. Если разобрать содержание этой пословицы, то получится, что нет «ни кола» то есть короткой заострённой палки, «ни двора» – то есть дома. Насчёт «двора» всё понятно, и споров на этот счёт нет. Но вот насчёт «кола» есть довольно убедительная версия конца девятнадцатого века. Дело в том, что, по крайней мере, в некоторых местах «колом» называли полосу пахотной земли шириною в две сажени. Следовательно, не иметь кола – значит, не иметь пашни; не иметь двора – значит, жить у других. Что ж… логично. Трудно переоценить, особенно в старину, значение пахотной земли для крестьянина. По сути, наряду с домом, она была главным его богатством.

Заруби-ка себе это на носу


Это выражение сегодня говорят часто в полной уверенности, что имеется ввиду нос. Обыкновенный человеческий нос. Иногда ещё и показывают на нос. Между тем, это ошибка… Носом раньше называлась специальная дощечка для записей. Её носили вместе со специальными палочками, которыми делали разнообразные заметки или зарубки на память. Действительно, в древности, при всей её суровости, на память никто на своём личном носу никакие зарубки не делал.

Играть в бирюльки.


Есть такая старинная игра, при помощи которой, как уверяют, развиваются терпение и осторожность: бирюльки. Перед вами лежит кучка крошечных вещичек, рюмочек, молоточков, сердечек – бирюлек, - нагроможденных в беспорядке. Требуются маленьким крючком вытаскивать из груды одну бирюльку за другой так, чтобы остальные не потревожить. Прекрасное занятие для бездельников! Неудивительно, что выражение «играть в бирюльки» давно уже обозначает: заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное.

Добавлено спустя 11 минут 33 секунды:

Конь не валялся

Поговорка пошла от того, что раньше при то-ли обмолоте, то-ли еще чем-то, что связано с вытряхиванием каких-то злаковых зерен, перед тем как к делу приступали люди для "чистовой" работы, эти самые злаки расстилали по земле и заставляли по ним кататься/валяться коней - дабы они своим весом и ерзаньем способствовали выпадению зерен из колосков. Так что смысл самый прямой и с _конями_ связан. "Конь не валялся" - к работе еще даже не приступали и вчерне.

Друзья известного адвоката по фамилии Кони придумали своё толкование: Анатолий Федорович с молодости страдал сильной хромотой и потому при каждом удобном случае старался дать ногам отдых. Как приходил куда-нибудь, так и ложился на диван. Когда же курьеры, посланные, чтобы разыскать его и напомнить о судебных делах, приходили в дома его знакомых, хозяева, вместо того, чтобы просто сказать, что А.Ф. у них нету, ехидно отвечали: «Нет, Кони здесь сегодня еще не валялся».
В бурные времена о выдающемся русском юристе почти забыли, а меткая фраза сохранилась, правда, в несколько измененном виде: «Здесь еще конь не валялся»

Добавлено спустя 6 минут 22 секунды:

Белены объесться

Помните, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» добродушный старик, возмущенный бесстыдной жадностью своей «бабы», гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Вам не приходилось спрашивать себя: а что это за «белена»?

В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватым, в лиловых прожилках цветами и неприятным запахом. Это и есть белена – очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится как бы безумным: бредит, буйствует и нередко умирает.

Теперь вам, вероятно, понятно, почему слова «он точно белены объелся» применяются в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам и чудакам, к тем, у кого «ум за разум зашел».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора         Благодарностей:  (3)  
 
ПА-ПА
Школьные годы
Школьные годы


На сайте с 06.04.14
Сообщения: 1238
Откуда: Новосибирск
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Вт Авг 16, 2016 18:18     Ответить с цитатой

Всегда говорю, что все суеверия - это предрассудки.
Про соль - вот и Вы подтвердили. Помню, мама мне рассказывала, что ее ухажер принес на свидание ей пуд соли и апельсины)))).
Стало интересно - буду искать инфу и по другим суевериям. Наверняка и на черную кошку есть своя предыстория, простая, без панических фантазий.

Единственное, я не поднимаю никогда денег. Не знаю почему, наверное, думаю, что чужое беру.

Спасибо автору!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение            
 
Любава_Кудрявая
Академик
Академик

На сайте с 01.11.08
Сообщения: 15224
В дневниках: 947
Откуда: Новосибирск Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Ср Ноя 30, 2016 12:56     Ответить с цитатой

Продолжаю цикл статей о происхождении примет и поговорок. Читайте и удивляйтесь)

Попасть впросак

Нелепые и абсурдные ситуации случаются с нами нередко, иногда даже по нескольку раз в день. Каждый из нас наверняка не единожды слышал фразочки типа: «Ну и попал ты впросак!» И всегда они сопровождаются усмешкой, потому что выражение это окрашено иронической ноткой превосходства. Ведь со стороны хорошо видно, что конфуз с нами мог бы и не случиться, будь мы хоть чуточку внимательнее.

Однако далеко не каждый знает об исконном происхождении фразы, столь популярной в наше время. На самом деле, правильнее было бы писать не слитно, а раздельно: «попасть в просак», потому что просаком называли станок для витья веревок и канатов. Да и масштабы первоначального значения слова «станок» мы вряд ли себе представим, если не получим историческую справку. Оказывается, верёвки, изготавливаемые на подобной конструкции, протягивались через всю улицу, а иногда и через деревенскую площадь, хитрыми зигзагами устремляясь сверху вниз и слева направо.

В домашнем хозяйстве и на промышленном производстве добрая верёвка всегда была важным помощником. В отдельных районах страны возникала особая нужда в длинных надёжных канатах. Примером могут служить петровские времена, когда на севере России гигантскими шагами развивалось кораблестроение.

Принцип создания длинной, прочной и качественной верёвки заключался в тугом скручивании ниток разной толщины. Этому способствовал искусно управляемый просак, обеспечивавший звенящее натяжение волокон и мертвецки плотное их прилегание друг к другу. Каждая отдельная нить будущей верёвки закручивалась по часовой стрелке, а между собой они переплетались в противоположном направлении.

Русские мужики халявить не любили, а потому быстро крутилось колесо механизма, рассекая воздух. Верёвочники или, как их ещё называли, крутильщики споро сновали среди замысловатой паутины ловко натянутых струн, проверяя целостность верёвки и упругость её натяжения. Но стоило расслабиться и зазеваться, как дело заканчивалось в лучшем случае ободранной кожей на пальцах. А бывало, что ловкий канат в своём беспощадном танце захватывал часть горделивой длинной бороды и в считаные мгновения вплетал её в своё грозно гудящее тело, вырывая пряди волос с лица пойманного горемыки.

Как говорил В.И. Даль о просаке: «…если попадёшь туда концом одежды, волосами, то скрутит, и не выдерешься…»

В самом деле, случалось коварной махине с аппетитом угоститься куском широкого рукава или подолом опрометчиво развевавшейся рубахи, что могло грозить серьёзной травмой, иногда даже с летальным исходом.

Кроме того, бывали уж совсем курьёзные случаи, подстерегавшие женщин в длинных юбках или сарафанах. Зайдёт, например, прядильщица по какому-либо делу к мастеру и, осторожно ступая, пройдет в самый центр жужжащего верёвочного организма. И вдруг неразумная юбка качнётся на ветру, а канат, поглощающий всё, что к нему прикасается, подобной ошибки не простит. Хорошо, если ткань тонкая, и порвётся быстро. Тогда досадная оплошность не причинит вреда здоровью. Но всё же, оставшись целой и невредимой, женщина пострадает эмоционально. Ведь, как известно, несколько веков назад нижнего белья и в помине не было, только рубаха нательная. А если и она была порвана, то быть бедняжке посмешищем на всю деревню. Вот так конфуз! Вот так попала «в просак»!

Часть просака


Код:
 оригинал статьи размещён здесь http://wellwritten.ru/kultura-i-iskusstvo/popast-vprosak.html


Добавлено спустя 1 минуту 33 секунды:

ПА-ПА
и Вам спасибо за тёплый отзыв! :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Чубрик
Подготовишка
Подготовишка


На сайте с 24.08.07
Сообщения: 425
В дневниках: 5
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Дек 01, 2016 15:46     Ответить с цитатой

Любава_Кудрявая
очень интересно! познавательно! спасибо!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Любава_Кудрявая
Академик
Академик

На сайте с 01.11.08
Сообщения: 15224
В дневниках: 947
Откуда: Новосибирск Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Дек 01, 2016 19:17     Ответить с цитатой

Чубрик
:give_heart:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Текстилька
Профессор
Профессор

На сайте с 18.07.12
Сообщения: 4620
В дневниках: 534
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Дек 22, 2016 11:28     Ответить с цитатой

спасибо за интересную информацию
_________________
Я не волшебник. Я только учусь
https://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=968724
Сказочное чаепитие
https://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=1042908
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник            
 
Любава_Кудрявая
Академик
Академик

На сайте с 01.11.08
Сообщения: 15224
В дневниках: 947
Откуда: Новосибирск Дзержинский
Добавить в ЗакладкиСообщениеДобавлено: Чт Дек 22, 2016 11:33     Ответить с цитатой

Текстилька
Рада, что понравилось :-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Дневник Посетить сайт автора            
 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форумы » Работа. Отдых. Общие вопросы » Культурная жизнь
Страница 1 из 2 На страницу 1, 2  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах