Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
Об авторе: Фёдор Сологуб (1863 - 1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист
Скрытый текст:
ДЕТСТВО
Родился Федор Тетерников (Сологуб это творческий псевдоним) в 1863 году в Санкт-Петербурге. Его отец – Кузьма Тетерников, незаконный сын помещика Полтавской губернии, был дворовым человеком, после отмены крепостного права портняжил в столице. В 1865 году в семье родилась дочь Ольга. Их материальное положение и так было трудным, а с рождением второго ребенка усугубилось еще больше. Настоящая бедность пришла в 1867 году, когда Кузьма умер от чахотки, оставив жену с 4-летним сыном и 2-летней дочерью. Мать делала попытки продолжить самостоятельную жизнь, одно время держала прачечную, но дело не пошло. Женщина напросилась в качестве прислуги к старым петербургским барам – семье Агаповых, где она служила раньше.
В этом доме и прошли детские годы будущего писателя. Аристократическое семейство благоволило мальчику, поддерживало его стремление к знаниям. Агаповы разрешали Федору пользоваться библиотекой, читать редкие книги. Больше всего Феде нравились книги «Король Лир» Шекспира, «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, и «Дон Кихот» Сервантеса. Иногда господа делились своей контрамаркой в театр, Федор мог слушать любимую музыку, читать увлекательную литературу.
Так уж поведется, что на протяжении всей его жизни его судьба будет опекаться абсолютно посторонними людьми, с помощью которых поэт пытался найти себя.
Детские годы Сологуба невозможно назвать беззаботными. Мальчика угнетала двойственность его жизни, где с одной стороны он знакомился с миром искусства, музыкой, наукой, а с другой – видел нищету, тяжелый материнский труд, чад кухни и испарения прачечной. А еще побои, бесконечные и беспочвенные, ни за что, просто от того, что мать устала и пыталась выместить на детях свою боль и отчаяние. Но женщина продолжала прислуживать господам, чтобы прокормить детей. А Федор пытался быть прилежным учеником и помогать матери во всем, однако это не избавляло его от порки розгами. Но все равно, ближе чем мать и сестра, у писателя никого не было. Может быть поэтому, когда они умерли (мать в 1894 году, сестра в 1907-м), он очень тяжело переносил эту утрату.
В пятнадцать лет Федор поступил в Учительский институт в Санкт-Петербурге. Это был особенный институт, во главе с высокообразованным и прогрессивным директором К.Сент-Илером, собравшим в вузе самых передовых педагогов того времени.
Благодаря атмосфере свободы, в студентах развивались лучшие качества . Федор поступил благодаря все тем же Агаповым и учителю Владимирского училища, который принимал самое активное участие в судьбе парня. В вузе Сологуб не только учился, но и жил, благо это было учебное заведение с интернатной основой. На протяжении четырех лет Федор ни разу не участвовал в студенческих гулянках, он вообще не пил, не курил, учился максимально прилежно. У него была цель, быстрее стать на ноги и обеспечивать семью, чтобы мама могла оставить свою унизительную службу у Агаповых.
В годы учебы Федор занимался переводами Гейне, Шекспира, Гёте, польской и венгерской поэзии, трудился даже над исландской сагой «Эдда». Тогда же осуществил первую попытку написать прозу. В 1879 году писатель начал работу над романом-эпопеей «Ночные росы», но свой замысел так в жизнь и не воплотил. Зато это произведение стало для него своеобразной литературной практикой.
Диплом об окончании вуза Сологуб получил в 1882 году, защитив на отлично дипломный проект «Животный эпос в сказках русского народа». Спустя месяц с матерью и сестрой он отправился работать в Крестцы, а потом перешел в школу Великих Лук и Вытегры. В провинции Федор Сологуб прожил десять лет.
Учительствовал он усердно и даже написал учебник по геометрии, однако не считал школьное преподавание достойным себя занятием.
ЛИТЕРАТУРА
Первая проба пера Федора Сологуба состоялась в двенадцать лет. Его стихи содержали описание жизненных невзгод юноши, когда он мог рассчитывать исключительно на свои силы.
Однако Федор был уверен, что судьба уготовила для него путь литератора, а именно – известного поэта. Юноша следовал своим путем, невзирая на трудности и веруя в то, что когда-нибудь он проснется знаменитым. Но на его пути каждый раз возникали испытания, наверняка, судьба решила испытать молодого поэта на прочность.
Несмотря на все трудности и особенности проживания в провинциальном городке, Федор продолжал писать. Однако шансов стать популярным было очень мало, а вот препятствий на пути к славе – хоть отбавляй. Первые стихи литератор отдавал в провинциальные журналы, которые не пользовались спросом у местных жителей захолустного городка.
Новый виток в биографии поэта начался в 1891 году, когда он ненадолго приехал в Санкт-Петербург. По приезду состоялась встреча Федора и Николая Минского, представителя нового литературного направления – мистический символизм. Это знакомство сыграло большую роль в судьбе Сологуба. Они общались недолго, но Федор оставил Минскому несколько своих ранних стихов.
В том же году по инициативе Минского и Зинаиды Гиппиус появился журнал «Северный вестник», объединивший под своим началом многих литературных деятелей. Сотрудники журнала не только публиковались сами, они искали новых авторов, произведения которых соответствовали бы концепции издания.
Стихи молодого дарования – Федора Сологуба подходили идеально. Его произведения начали печатать на страницах этого журнала, и это было началом его успеха, признания поэтического гения. Федор решил переводиться в столицу, и долго обивал пороги начальства. Протекция Латышева помогла поэту осуществить свою мечту, он переехал на постоянное место жительства в Петербург, хотя и продолжал числиться учителем Вытегорской семинарии до самого ее закрытия в 1893 году. В Петербурге Сологуба определили на должность учителя в Рождественское городское училище на Песках.
Федор начал активно сотрудничать с журналом «Северный вестник». Минскому очень не нравилась фамилия Федора – Тетерников, и он посоветовал поэту взять псевдоним. Волынский, редактор журнала, предложил как вариант «Соллогуб», по ассоциации с беллетристом середины 19-го века Владимиром Соллогубом, представителем известного аристократического рода. Из фамилии убрали вторую «л», получилось Сологуб. Под этим псевдонимом опубликованы все последующие произведения литератора.
В 1902 году Федор дописал свой знаменитый роман «Мелкий бес», который привел в шок общественность. Дело в том, что главный герой повествования – учитель-садист. Эта тема не понравилась редакторам популярных изданий, и Сологубу отказали в выпуске книги.
Спустя три года в одном из журналов появились первые главы этого романа, но издание вскоре закрыли, и читатель так и не смог познакомиться с произведением в полном объеме.
В 1907 году роман наконец-то напечатали в полном издании, и с тех пор он пользуется неизменным успехом у читателей. Через год Сологуб ушел из училища, женился. В 1913 году взяв жену, поэт отправился в российскую глубинку в поисках вдохновения.
Через пять лет Федора Кузьмича избрали на должность председателя Союза деятелей художественной литературы.
Федор Сологуб оставил после себя огромное литературное наследие, многогранное и неоднозначное. Критики считают, что он писал в духе символизма, но очень много его произведений выходят далеко за рамки этого определения.
Вначале он получил известность, как поэт, а спустя годы принялся за прозу. Сологубу пришлось многое пережить, особенно его удручала стена непонимания и неодобрения со стороны критиков и читателей.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Женой поэта стала переводчица Анастасия Чеботаревская, на которой он женился в 1908 году. Они прожили в счастливом браке девятнадцать лет, пока женщина не свела счеты с жизнью в результате обострения психического заболевания. Ее тело нашли через несколько месяцев.
Сологуб написал несколько стихов, посвященных этой трагедии. В них явственно звучит одиночество и обреченность его души. Трагизм и безысходность — такими были стихи поэта в тот период, такой же была и его личная жизнь.
Детей супруги родить не успели, и после смерти жены Федор остался один. Он больше не женился.
СМЕРТЬ
Перед самой Октябрьской революцией Сологуб инициирует создание собственного журнала. Он читает лекции, надолго уезжая во Францию и Германию. Поэт не готов к тому, что творилось в стране, новая власть не пришлась ему по душе. Сологуб даже думал об эмиграции, но из этой затеи ничего не вышло.
В 1927-м писатель приступает к написанию нового романа в стихах «Григорий Казарин», но у него начинаются проблемы со здоровьем. Он болел и раньше, но в мае того года недуг подобрался к нему вплотную. С начала лета Федор перестал вставать с постели, осенью болезнь обострилась еще больше. Сердце Сологуба остановилось 5 декабря 1927 года. Причиной смерти стал миокард, осложненный воспалением легких и атеросклерозом. Местом упокоения литератора стало Смоленское кладбище, рядом с супругой – А.Чеботаревской.
На сайте с 03.01.17 Сообщения: 5368 В дневниках: 386 Откуда: город Б Карта № 027111
Добавлено: Чт Дек 02, 2021 11:25
Сологуб крут. Мне казалось, что мы его рассказы уже обсуждали. Может, это было просто в рамках беседы. Я после этого вдохновилась наконец-то на Мелкого беса.
Потом прочитала книгу Русский параноидальный роман, где эта книга рассматривается наряду с Петербургом Белого и кажется какой-то книгой Набокова.
Не знаю, что это было, но мне понравилось)))
На сайте с 05.01.11 Сообщения: 10484 В дневниках: 1611 Откуда: Академгородок
Добавлено: Чт Дек 02, 2021 11:46
Selene-von-Sirius
Сологуб у нас вспоминался в рамках беседы в ФМ по рассказам N4. Тогда многие вне ФМ почитали кое-какие его рассказы. И моё знакомство с ним тогда и состоялось. Впечатлили тогда рассказы про ёлку и "В толпе". Тогда же взяла на заметку его "Мелкого беса" и со временем прочитала. Сологуб, конечно, производит впечатление мрачного, злого и ядовитого, но мне нравится, как он пишет.
На сайте с 04.09.10 Сообщения: 24239 В дневниках: 229 Откуда: Новосибирск, тихий центр
Добавлено: Чт Дек 02, 2021 11:47
А у меня с «Мелким бесом» вот совсем никак не сложилось. Это надолго отпечаток на отношение к автору наложило. Вот не дружила я с ним, хоть тресни. Вроде бы мистический символизм, должно прямо с восторгом. А не лезет.
_________________
ВЕДУЩАЯ ПРАЗДНИКОВ
Я лингвист. Поэтому я не "пацталом", а "бьюсь челом о сруб светлицы, возхохотамше под лавкою"
На сайте с 18.07.12 Сообщения: 4620 В дневниках: 534
Добавлено: Чт Дек 02, 2021 12:04
Grape
Глория, спасибо за рассказ! Мне очень понравился, мое утро он сделал чудесным
А сегодня Федор Сологуб, от "Мелкого беса" я просто в восторге!
Но он же такой дядька замудренный, мастер символизма, который еще надо разгадать - луна, белый цвет, собака....
Как я пониманию показано одно из душевных состояний человека на примере Александры Ивановны, которая и описана как собака
У вас и морда собачья... И уши собачьи... И хвост трепаный...,
потерявшая свое внутреннее равновесие и теперь Луна на нее действует, как на животных (собаки/волки), которые воют глядя в ночное небо.
Либо мистика и она уже оборотень, либо клиника и она пациент психотерапевта
На сайте с 13.03.07 Сообщения: 4300 В дневниках: 122
Добавлено: Чт Дек 02, 2021 13:15
djv каждый раз восхищаюсь Вашей музыкальной эрудиции
Olgitsa оформление темы
Рассказ необычный. Прочитала начало, думала, опять про несчастную дореволюционную жизнь, а оно вот как обернулось.
Иногда смотришь на человека и в чертах лица видишь какое-нибудь животное. Сразу характеристики в памяти всплывают, которые, к слову, бывают не так уж далеки от нрава человека.
Добавлено спустя 39 секунд:
Надеюсь, я никого не обижаю, ни людей, ни животных
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах