Для сохранения части сообщения в цитатник выделите нужный текст в поле ниже, категорию цитаты и нажмите кнопку "на память". В случае, если требуется сохранить всё сообщение, достаточно только выбрать категорию и нажать упомянутую кнопку. Для отмены нажмите кнопку "закрыть окно".
На сайте с 04.04.08 Сообщения: 4067 В дневниках: 1942 Откуда: Октябрьский район, тел 8-913-784-70-00 Карта № 002655
Добавлено: Вс Окт 28, 2012 15:34
Что-то захотелось поделиться.
Как мы с младшим сыном читать учимся.
Или как организовать процесс обучения чтению ленивой маме
Старшая дочка у меня оказалась очень филологическим ребенком. В год предложенные кубики оказались ей очень интересными. Она меня сама просила их доставать, сама требовала, очень настойчиво писать из них слова. Так к 2,5 годам, исключительно с ее инициативы она стала собирать слова из складов, начала читать. В активное чтение вышла к 3,5 годам, был период, когда книги от нее прятала, т.к. очень мало книг, приспособленных для глазок детей в 3,5 года, шрифты очень мелкие. Делала ей книжки сама. В итоге сейчас она в школе, чтение - один из любимых видов деятельности, грамтность 100%, проблем деления на слоги нет, по этому показателю она один из лидеров в классе, что и понятно, это просто филологический мозг.
И вот пришёл черёд Саши. Ему сейчас 3,8. У него НИКАКОГО интереса к буквам не было до 3,5 лет, хотя кубики были всегда. Я периодически ему их предлагала. но, интерес был исключительно только как к строительному материалу. Я настаивать не стала. Нет, так нет.
И вот к 3,5 годам стало ему интересно. К этому периоду Саша не знал ни одной буквы.
Как мы сейчас занимаемся.
Занятия у меня спонтанные. Я мама ленивая. Дочку научила только потому, что она сама просила. И я поняла, что и у сына есть шанс только если сам просить будет. Как я стимулирую сына, чтобы сам просил.
1. Висят у нас таблицы с овощами-фруктами, животными разными, подписи к ним сделаны по Зайцеву, по стенам. Пока я готовлю Саша к ним иногда подходит, пытается "читать". Здесь правило: как бы я ни была занята, обязательно надо подойти, если ребёнок сам инициативу проявил. Кстати, это хорошая форма привлечения внимания. Многие дети знают, что если внимания не хватает, надо покапризничать, и мама обязательно внимание обратит. А у Саши есть еще и таблички Не хватает внимания - надо подойти к таблицам
2. Висят таблицы с попевками. Саша очень музыкальный мальчик, любит петь, это его тема. Когда я их только повесила, требовал петь по нескольку раз в день. Сейчас реже. Фишка, если таблицы перевешивать с места на место, то интерес усиливается. Та же таблица на новом месте, это как будто новая таблица
3. Есть у нас складовые карточки. В сундучке, Саша их достать сам не может. Периодически просит их достать. Здесь тоже правило: как бы ни была занята, достать нужно обязательно и поучастовать в процессе, почитать слова, поиграть в игру какую-нибудь, хоть на 5 минут, обязательно.
4. Кубики лежат в доступе. Кубики достаю всегда, когда хочется обратить внимание на произношение, например, если переставляет буквы в слове. Говорил "капет", на кубиках писали "пакет", выправил произношение. На кубиках нагляднее, что ли? Говорил "глинный", писали "длинный" - стало выправляться. Самое интересное это "Саша", и "С" и "ш" звучат одинаково, звук когда язык высунут, нам логопед сказала, что само это не исправиться, надо будет чуть попозже на индивидуальные занятия походить. А у Саши, при прописывании кубиками, вдруг "ш" появилась, так что польза двойная.
5. Кубиками пишу новые слова.
6. Какое-то время активно прописывала Саша, Настя, мама, папа. Смешно, у Насти такие вещи в год за пару прописываний запоминались, у Сани медленнее процесс идёт. Пока не могу сказать, что эти слова на 100% запомнил. Буду добавлять, когда эти будут на автомате, баба, тётя Катя, дядя Серёжа, друзей его и т.д. Для себя делаю привязку, во время уборки, я выставляю ему на кровать несколько слов, 2-3. Это занимает 15 секунд, а у Саши процесс идёт.
Иногда Саша после мамы-папы просит какое-нибудь своё слово написать, машинка, дракон... Правила для меня - не лениться и писать обязательно.
7. Буквы из слов "Саша, Настя, папа, мама" ищем на таблицах, которые висят на стенах. В итоге Саша хорошо знает "С", "Н" узнаёт, но знает ее как настина буква, не может ее озвучить как звук, знает "П" и "М" как мамина и папина, как звук озвучить не может. Знает "о" и "а". То есть он ходит и на надписях на улице, на упаковках радостно кричит "С"!!!! или Настина!!! Папина!!! Мамина!!! Очень забавно. Почему-то запомнил "Е", откуда не знаю, придумали, что это "евина" буква, есть у него знакомая Ева.
8. Появилась фишка - ему очень нравится буквы писать. Я ему по точкам пишу Саша, мама, папа, Настя, он все это обводит простым карандашом или фломастером. Тоже очень нравится. Когда только начали, он по 3-4 раза в день прописывал. Иногда просил другие слова писать, но чаще хватало
9. Купила магнитные буквы на холодильник, 3 набора, пишем слова. Цель была одна единственная - привлечение внимания. Магнитики на холодильник почти всем нравится клеить, все буквы высоко, он достать не может, в доступе только пара слов. Висит "мама", он подходит "читает" "буратино" - т.к. недавно писали это слово. Я говорю, это "ма-ма". Написать "буратино"? Саша - ага. Пишу. То есть здесь всегда висит какое-нибудь слово написанное. Саша или на него реагирует, пытается "читать" или просто просит своё слово написать.
10. Есть у нас книжка с курпными буквами - цвета. Там цвета очень-очень крупно написаны. У нас просто фишка, мы в 3,8 еще цвета путаем. Есть явный прогресс, но с цветами сложно. Настя у меня в 1,5 года все цвета знала, поэтому сначала это для меня была загадка, как так, вот уже больше 2х лет мы цвета называем не переставая, а ему хоть бы хны Решила, что цвета мы все равно освоим, каждому своё, с юмором к этому отношусь. Саша книжку с цветами любит, на вечернее чтение ее приносит часто, мы прочитываем все цвета пальчиком.
11. Ну и иногда, достаточно редко, меня пробивает прямо чего-нибудь сочинить, какое-нибудь задание. Или просто просит "уроки делать" старшая сестра же делает. Я достаю книгу и там любую тему выбираю, мебель, какая-нибудь, и пропишем пару слов.
Буду дальше выкладывать, как у нас процесс идёт. Что интересно Саше. Думаю, что этот вариант занятий подойдёт тем, у кого времени особо нет, и дитё особо не горит желанием. У каждого ребенка рано или поздно интерес просыпается, главное это время поймать, чтобы всегда были инструменты этот интерес проверить и поддержать. Если бы я кубики периодически Саше не показывала, то интерес бы не поймала. И дальше не давить, а в темпе ребёнка двигаться. Если сейчас интереса нет, просто раз - повешали табличку, попели, нет реакции, убрали. В другой раз вытащили кубики - "почитали" - нет реакции, убрали. Где-то когда-то что-то заинтересует. Зацепиться за это и потихонечку развивать.
Мои планы, к сентябрю 2013 года, Саше будет 4,7, научиться складывать слова по складам. К февралю-августу 2014, это Сане 5 - 5,5 лет исполнится выйти на чтение книг. И дальше запустить самостоятельное чтение книг. У нас семья читающая, думаю, читать, не в таких количествах как Настя, конечно, но он будет.
Здесь у меня есть еще и свой особый исследовательский интерес.
Интерес мой вот в чём. Саша не филологический ребенок, особой склонности нет к чтению, буквам. Темп его обучения чуть ниже среднего, хочу проверить, а выработается ли у нефилологического ребёнка грамотность, если он с 5 лет будет читать книжки сам. В приципе, мы в школу пойдём в 7,7, у него будет 2 года и 7 месяцев активного чтения. Посмотрим. Я сама страдала в школе, грамотности не было никакой, вечные тройки по русскому язку, все остальные предметы 4-5. Читать научилась ближе к 7 годам, в 6,5, если быть точной. Мой мозг в этом плане на Сашин похож. Вот я думаю, если не заложено, значит и не будет этой грамотности, или всё же она вырабатывается? Проверим.
На сайте с 22.02.08 Сообщения: 3800 В дневниках: 89 Откуда: Родники
Добавлено: Пн Окт 29, 2012 9:33
Белкина мама
Надя, я тебя уже обожаю!!! Прям для нас сейчасю
Я тебя давно еще спросить хотела. Как думаешь, можно таблицы по 2 на разных стенах повесить? Ну нет у меня сейчас такой свободной стены, чтобы они все висели, а идея в занятиях по чтению(видела одно у тебя в дневнике) о том, чтобы на кубике легче было находить склад, показывая такой же на таблице, мне кажется, очень хороша. А то у нас плохо с карточек получается искать(там же маленькие буквы отличаются написанием от кубиковских).
Цитата:
У нас просто фишка, мы в 3,8 еще цвета путаем.
Мы в 5 геометрические фигуры простейшие путаем...
Добавлено спустя 2 минуты 9 секунд:
Цитата:
Я сама страдала в школе, грамотности не было никакой, вечные тройки по русскому язку,
На сайте с 04.04.08 Сообщения: 4067 В дневниках: 1942 Откуда: Октябрьский район, тел 8-913-784-70-00 Карта № 002655
Добавлено: Пн Окт 29, 2012 19:51
Цитата:
Ты как на фил.фак. вообще попала?!
Сама удивляюсь. Первое сочинение на 2 написала, ошибок много было. А второй раз на 3 Потом устно все на 5 было, так и пролезла
Таблицы, которые с 1 по 5 нельзя вешать на разные стены, там все в строчку поётся, на разных стенах не реально пропеть.
Там есть еще два отдельных листа, с алфавитами и со складами мелкими, вот их я перевешиваю.
На сайте с 22.02.08 Сообщения: 3800 В дневниках: 89 Откуда: Родники
Добавлено: Вт Окт 30, 2012 9:55
Белкина мама
Скрытый текст:
Все равно не пойму, чего тебя понесло на этот факультет, если русский не давался...поперек?...не дается, а я специально на фил.фак?
Спасибо за совет. 5 штук влезут у меня. Так и сделаю. А то лежат пылятся таблицы, а Владу в "Умничке" очень нравились таблицы, по первости ведь только они его и увлекали.
На сайте с 19.11.10 Сообщения: 2614 В дневниках: 8
Добавлено: Пн Ноя 12, 2012 20:33
Белкина мама
Не могу пройти мимо. Очень было интересно прочитать ваш рассказ.
Старшая дочь тоже все схватывала на лету. С кубиками любила играть, сама просила. А вот средняя вообще их не воспринимает. В свои 2.9 толком ни одной буквы не знает(старшая в 1.5 все знала). Я все жду когда интерес проснется (в общем-то все как вы описали). Так значит и через год возможно мы будем на этом же уровне?! Так вот, что я думаю, может совсем от них отстать с этими буквами? (и вообще, мне все это обучение стало казаться не естественным, по крайней мере, с этим ребенком).
Я занималась когда-то с племянником. Ему было 6 лет (до этого с ним никто не занимался) и за 4 мес он стал читать. Так для него все это было открытием! А мы получается их пичкаем с рождения этими буквами, а толку, по большому счету, ноль.
Самое интересное, что раньше я считала, что все успехи старшей дочи - это моя заслуга. Со 2-й вроде все делала так же и уже вроде бы со знанием дела, а из нее растет совсем другой Человек И это здорово. Вот интересно какой вырастет 3-й человечек ?
А на счет заслуг... теперь понимаю, что это просто Маша такая, а не мои педагогические (сомнительные теперь уже: ) способности.
На сайте с 04.04.08 Сообщения: 4067 В дневниках: 1942 Откуда: Октябрьский район, тел 8-913-784-70-00 Карта № 002655
Добавлено: Пн Ноя 12, 2012 21:48
Puma S
Цитата:
Самое интересное, что раньше я считала, что все успехи старшей дочи - это моя заслуга.
Вот-вот, и я также. Когда детей не один, взгляд более объективный получается. Я вот по честному считала, что в три года не знать цвета - это уже конкретный косяк родителей, типа совсем ребёнка забросили. Именно поэтому, наверное, у меня есть Саша, которому на цвета чихать, а у меня игр по цветам штук 20, и он даже соглашается в них играть и даже, к 4 годам, слава богу, начал потихоньку цвета различать
Я не думаю, что нужно совсем отстать с буквами от ребенка до 6 лет, предлагать ненавязчиво периодически можно, ждать, когда интересно будет. Это же не только кубиков с буквами касается: такая же история с цветами, временами года, часами, цифрами, пазлами - когда-то это становится интересно ребенку. Если не предлагать, то все пропустить можно. Это как наша любимая учительница по рисованию объясняла: "по рисунку можно запросто определить в норме ли у ребенка развитие или нет. Например, рисовать головоногов ребенок в норме должен до 2,5 лет. Но, это вовсе не значит, что если в 3,5 ребенок рисует головоногов, то у него не норма, это может значить, что с ним мало рисовали. И просто не предложили вариант нарисовать туловище. С 2,5 ребенок может туловище понять, нарисовать (к примеру зрачок в это время он вряд ли захочет нарисовать или шею)". То же самое про любой другой навык можно сказать - надо предлагать, а если есть отклик, то откликаться тоже.
На сайте с 04.04.08 Сообщения: 4067 В дневниках: 1942 Откуда: Октябрьский район, тел 8-913-784-70-00 Карта № 002655
Добавлено: Пт Окт 24, 2014 13:05
Про планы и их реализацию.
Саше 5,5 лет, он читает небольшие тексты сейчас. Пока не берется читать книги, думаю через пол годика сможет. Сейчас на ночь по очереди с ним читаем его любимые книги: полстраницы я, полстраницы Саша.
На сайте с 04.04.08 Сообщения: 4067 В дневниках: 1942 Откуда: Октябрьский район, тел 8-913-784-70-00 Карта № 002655
Добавлено: Пн Ноя 17, 2014 0:17
Продолжение истории - Саша и тексты.
Начало на предыдущей странице.
Саше 5,9 сейчас. Он может прочитать небольшой текст из 6-7 предложений.
Но для него это большой труд - сам он на такое пока не решается.
Естественно и книги самостоятельно не читает пока. Вот как мы развлекаемся.
1. Читаем его любимые книги - абзац я, абзац Саша
2. Читаем по ролям - я. Саша и старшая сестра. Очень нравится всем.
3. И вот такая штука недавно родилась
))
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах